Дело № 3а-92/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2015 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Александровой А.В.,
при секретаре судебного заседания Казаковой С.А., с участием прокурора Ишмуратовой Л.Ф., представителя административного истца Свиридовой Е.В. Никифорова А.В., представителей административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики Герасимовой Т.Н. и Ивановой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Свиридовой Е.В. о признании частично недействующим с момента принятия пункта 4 Положения о премировании спортсменов Чувашской Республики и их тренеров за достижение высоких спортивных результатов на Олимпийских играх, Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх и международных спортивных соревнованиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.08.2012 года №348 «О государственной поддержке спортсменов и тренеров Чувашской Республики»
установил:
Свиридова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
Свои требования мотивирует тем, что она на XIV Паралимпийских летних играх 2012 года заняла три первых места, т.е. получила три золотые медали.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.08.2012 года № 348 «О государственной поддержке спортсменов и тренеров Чувашской Республики» предусмотрено материальное обеспечение лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавших звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр и международных соревнований.
Согласно п. 3.1 Положения о премировании спортсменов Чувашской Республики и их тренеров за достижение высоких спортивных результатов на Олимпийских играх, Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх и международных спортивных соревнованиях, являющегося Приложением №2 к данному Постановлению, размер денежной премии спортсменам установлен:
-за 1 место – 1000000 рублей;
- за 2 место – 400000 рублей;
- за 3 место – 300000 рублей;
- за участие – 50000 рублей.
На основании п.4 данного Положения при одновременном возникновении у соискателя права на предоставление к выплате премии по нескольким основаниям она выплачивается по одному основанию по наивысшему результату в зависимости от занятого места.
Исходя из указанного Положения, административным истцом за три золотых медали был получен 1000000 рублей.
Заявитель полагает, что п. 4 указанного Положения противоречит справедливости и соразмерности материального обеспечения спортсменов за спортивные достижения, так как спортсмен, занявший на одном международном конкурсе три первых места, получает такую же денежную премию, как спортсмен, занявший лишь одно первое место.
Кроме того, данный пункт Положения противоречит общеправовым принципам поощрения и вознаграждения спортсменов, воспринятым федеральным законодателем и закрепленным на федеральном уровне. В настоящее время действующим на федеральном уровне общеправовым принципом поощрения и вознаграждения спортсменов является премирования спортсменов за каждое спортивное достижение, за каждую победу, за каждое место на пьедестале. Такая норма не стимулирует чувашских спортсменов к достижению и занятию большего количества побед и мест на пьедестале, фактически ограничивая стимул к достижению лишь одной победы (одного места на пьедестале).
Полномочия субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта не являются абсолютными. Так, в части 3 статьи 8 ФЗ от 04.12.2007 года № 329 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» субъектам Российской Федерации не предоставлено полномочие устанавливать ограничение подобное тому, которое было установлено Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Заявитель отмечает, что на федеральном и региональном уровнях, т.е. в других субъектах РФ, нет подобного ограничения при премировании спортсменов за высокие спортивные достижения.
Более того, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит правовым принципам формальной определенности, так из Положения не представляется возможным однозначно установить и определить, что же в нем понимается под словом «основанием». Пункт 4 Положения обнаруживает наличие внутреннего противоречия в названном Положении (пункты 3 и 3.1 не увязываются с пунктом 4, никак не согласуются между собой, в них нет перекрестных ссылок друг на друга). Может сложиться впечатление, что пункт 4 применим к иным премиям, предусмотренным другими пунктами Положения, т.е. отличным от тех премий, что предусмотрены пунктом 3.1 Положения. В данном случае имеет место быть некачественная нормотворческая техника со стороны Кабинета Министров Чувашской Республики.
На основании изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и интересы Свиридовой Е.В., гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
В судебном заседании представитель административного истца Свиридовой Е. В. Никифоров А.В. поддержал заявление и просил его удовлетворить.
Представители административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики Герасимова Т.Н. и Иванова Л.Г. в судебном заседании заявленные требования не признали и просили отказать в удовлетворении заявления по мотивам его необоснованности, ссылаясь на то, что оспариваемый п. 4 Положения о премировании спортсменов Чувашской Республики и их тренеров за достижение высоких спортивных результатов на Олимпийских играх, Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх и международных спортивных соревнованиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.08.2012 года №348 «О государственной поддержке спортсменов и тренеров Чувашской Республики», нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, условия предоставления единовременной премии определяются субъектом Российской Федерации самостоятельно, а выплата по одному из оснований не может расцениваться, как ущемляющая права граждан.
Прокурор Ишмуратова Л.Ф. полагала заявление неподлежащим удовлетворению.
Административный истец Свиридова Е.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела без ее участия.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривают, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов административного дела Свиридова Е.В. заняла три первых места (три золотые медали) на XIV Паралимпийских летних играх 2012 года в г. Лондоне (Великобритания).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.08.2012 г. № 348 «О государственной поддержке спортсменов и тренеров Чувашской Республики» предусмотрено материальное обеспечение (премирование, вознаграждение, поощрение) лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавших звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр и международных спортивных соревнований.
Согласно п. 3.1 Положения о премировании спортсменов Чувашской Республики и их тренеров за достижение высоких спортивных результатов на Олимпийских играх, Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх и международных спортивных соревнованиях (Приложение № 2 к указанному Постановлению), размер денежной премии спортсменам установлен, в том числе за I место - 1 000 000 руб.
На основании п.4 данного Положения при одновременном возникновении у соискателя права на предоставление к выплате премии по нескольким основаниям она выплачивается по одному основанию по наивысшему результату в зависимости от занятого места.
Поскольку административный истец выиграла 3 (три) золотые медали, то полагает, что имеет право на получение за каждую из них премии по 1 000000 руб. Вместе с тем, п.4 спорного Положения ограничивает ее право на получение премии за каждое спортивное достижение.
Таким образом, в отношении Свиридовой Е.В. был применен указанный нормативный правовой акт, в связи с чем она обладает правом на обращение в суд по его оспариванию.
В силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "е" ч. 1 ст. 72).
На основании частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта.
Законом Чувашской Республики от 27.06.2008 № 31 «О физической культуре и спорте» право устанавливать дополнительное материальное обеспечение указанным лицам отнесено к полномочиям Кабинета Министров Чувашской Республики (часть 2 статьи 5).
Согласно частям 1 и 2 статьи 23 Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» (далее - Закон «О Кабинете Министров Чувашской Республики») Кабинет Министров Чувашской Республики во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики, указов и распоряжений Главы Чувашской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики.
Положение о премировании спортсменов Чувашской Республики и их тренеров за достижение высоких спортивных результатов на Олимпийских играх, Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх и международных спортивных соревнованиях издано в форме постановления Кабинета Министров Чувашской Республики, что соответствует Закону «О Кабинете Министров Чувашской Республики».
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона «О Кабинете Министров Чувашской Республики» порядок принятия актов Кабинета Министров Чувашской Республики, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Регламент заседаний Кабинета Министров Чувашской Республики, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 № 97, определяет порядок подготовки и проведения заседаний Кабинета Министров Чувашской Республики, а также оформления принятых на заседаниях решений.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 348 рассмотрено на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики (повестка от 8 августа 2012 г., вопрос 9, размещена на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.cap.ru., баннер «Кабинет Министров Чувашской Республики», раздел «Заседания Кабинета Министров Чувашской Республики, подраздел «2012 год»), что соответствует законодательству.
Согласно части 6 статьи 23 Закона «О Кабинете Министров Чувашской Республики» датой официального опубликования постановления или распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики считается дата первой публикации его полного текста в республиканской газете «Вести Чувашии», информационном бюллетене «Собрание законодательства Чувашской Республики» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 348 «О государственной поддержке спортсменов и тренеров Чувашской Республики» было опубликовано на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.cap.ru, 17.08.2012, в республиканской газете «Вести Чувашии», № 32, 18.08.2012, информационном бюллетене «Собрание законодательства Чувашской Республики», 26.10.2012, № 8, ст. 866.
Таким образом, порядок опубликования нормативного правого акта соответствует законодательству.
Согласно части 8 статьи 23 Закона «О Кабинете Министров Чувашской Республики» нормативные правовые акты Кабинета Министров Чувашской Республики по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования.
Пунктом 4 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 348 «О государственной поддержке спортсменов и тренеров Чувашской Республики» установлено, что оно вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Таким образом, порядок вступления в силу нормативного правого акта соответствует законодательству.
В силу ч. 3 ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта РФ вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения России, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в п. 2 ст. 26.3 данного Закона, но при условии, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Финансирование полномочий, предусмотренное ст. 26.3.1 этого Закона, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (ч. 4 названной статьи).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.08.2012 года №348 «О государственной поддержке спортсменов и тренеров Чувашской Республики» предусмотрено материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр и международных соревнований.
Согласно п. 3.1 Положения о премировании спортсменов Чувашской Республики и их тренеров за достижение высоких спортивных результатов на Олимпийских играх, Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх и международных спортивных соревнованиях, являющегося Приложением №2 к данному Постановлению, размер денежной премии спортсменам установлен:
-за 1 место – 1000000 рублей;
- за 2 место – 400000 рублей;
- за 3 место – 300000 рублей;
- за участие – 50000 рублей.
На основании п.4 данного Положения при одновременном возникновении у соискателя права на предоставление к выплате премии по нескольким основаниям она выплачивается по одному основанию по наивысшему результату в зависимости от занятого места.
В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.
При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 Бюджетного кодекса РФ).
В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
На основании вышеизложенного дополнительное материальное поощрение спортсменов Чувашской Республики, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, по своей правовой природе не относится к обязательным видам поощрения, а фактически выступает в качестве способа вознаграждения и повышения уровня материального обеспечения спортсменов Чувашской Республики, добившихся высоких результатов в области физической культуры и спорта.
Поскольку дополнительные меры материального поощрения спортсменам определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять размер и количество денежных премий, и указанное является их правом, а не обязанностью.
Сравнительный анализ регионального акта с федеральными нормами приводит к выводу о том, что органы государственной власти Чувашской Республики реализовали принадлежащие им полномочия по предмету совместного ведения в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ссылки административного истца об установлении в других субъектах Российской Федерации поощрения и вознаграждения за каждое спортивное достижение, за каждую победу, не имеют правового значения для разрешения заявленного спора, так как субъекты Российской Федерации самостоятельно и по своему усмотрению реализуют предоставленное им законодательством право за счет средств своего бюджета.
Таким образом, проанализировав оспариваемый заявителем п. 4 Положения о премировании спортсменов Чувашской Республики и их тренеров за достижение высоких спортивных результатов на Олимпийских играх, Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх и международных спортивных соревнованиях в системной связи с приведенными выше положениями федерального законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии между ними какого бы то ни было противоречия, указанный акт принят по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта, в пределах компетенции органов, с учетом и в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства, без нарушения прав и свобод административного истца, а также обнародован и введен в действие в установленном законом порядке.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики
решил:
В удовлетворении заявления Свиридовой Е.В. о признании частично недействующим с момента принятия пункта 4 Положения о премировании спортсменов Чувашской Республики и их тренеров за достижение высоких спортивных результатов на Олимпийских играх, Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх и международных спортивных соревнованиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.08.2012 года №348 «О государственной поддержке спортсменов и тренеров Чувашской Республики», отказать.
Опубликовать сообщение о принятии указанного решения суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу в информационном бюллетене «Собрание законодательства Чувашской Республики».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Александрова
Мотивированное решение суда изготовлено 27 октября 2015 года.