ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-92/2021 от 18.11.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело № 3а-92/2021

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2021 года г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе

судьи Смоленского областного суда Холиковой Е.А.,

при секретаре Лебедевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

К. обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением к Департаменту бюджета и финансов Смоленской области, Финансово-казначейскому управлению Администрации г. Смоленска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 197 685,60 руб., сославшись на то, что решением по гражданскому делу Ленинского районного суда г. Смоленска от 10 декабря 2018 г., и апелляционным определением Смоленского областного суда от 26 февраля 2019 г. заявленные им исковые требования удовлетворены в полном объеме: на Администрацию г. Смоленска возложена обязанность предоставить административному истцу, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в г. Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления. На Департамент Смоленской области по образованию и науке возложена обязанность осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению административного истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в городе Смоленске.

В связи с неисполнением судебного решения в добровольном порядке постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области (далее по тексту МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области) от 17 мая 2019 г. возбуждены исполнительные производства в отношении должников - Администрации г. Смоленска и Департамента Смоленской области по образованию и науке соответственно с вышеназванным предметом исполнения.

До настоящего времени решение суда не исполнено, благоустроенное жилое помещение административному истцу не предоставлено, что является нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В судебное заседание административный истец К. не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, в письменном ходатайстве поддержал административное исковое заявление, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Департамента бюджета и финансов Смоленской области - К. и представитель Финансово-казначейского управления Администрации г. Смоленска - М. в судебном заседании административный иск не признали, указав, что исполнение решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 10 декабря 2018 г. зависит от финансирования за счет средств областного бюджета, соответственно, срок для принудительного исполнения судебного решения для Администрации г. Смоленска наступит только после осуществления соответствующего финансирования.

Представитель Департамента Смоленской области по образованию и науке С. в судебном заседании административный иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях о том, что в 2019 году денежные средства Администрации города Смоленска на приобретение жилья К. не могли быть выделены, поскольку решение суда вступило в законную силу и поступило на исполнение в Департамент Смоленской области по образованию и науке позже принятия Закона Смоленской области «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».

К. в соответствии со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и протоколом Департамента по распределению субвенций из областного бюджета от 26 октября 2020 г. подлежит обеспечению жилым помещением в 2021 году.

Администрации г. Смоленска в 2021 году выделены денежные средства для приобретения 38 жилых помещений для детей-сирот в размере 61498 440 руб. Департамент Смоленской области по образованию и науке неоднократно обращался в Департамент бюджета и финансов Смоленской области с просьбой о выделении денежных средств на исполнение судебных постановлений, в том числе и по К.

Администрация города Смоленска не обращалась в Департамент Смоленской области по образованию и науке с заявкой на перечисление субвенций на приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, заявленный административным истцом размер компенсации не обоснован и является завышенным.

Представитель административного ответчика – Администрации г. Смоленска Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в связи с отсутствием правовых оснований, отметила, что Постановлением Администрации Смоленской области от 30 августа 2021 г. № 563 «О внесении изменений в постановление Администрации Смоленской области от 25 октября 2011г. № 672» увеличена средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади благоустроенного жилого помещения по г. Смоленску до 63 334 руб., соответственно начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 1900 020 руб., в связи с чем 31 августа 2021 г. Администрацией г. Смоленска отменены 38 аукционов, соответственно, решение суда в отношении К. по списку 7 не исполнено до сегодняшнего дня. Отметила, что 29 октября 2021 г. К. дал письменное согласие на предоставление ему нового жилья в 2022 году, приобретаемого Администрацией г.Смоленска по договору участия в долевом строительстве.

Кроме того, заявленный административным истцом размер компенсации не обоснован и является завышенным.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 1 статьи 6 Европейской Конвенции по правам человека, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 г. «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее по тексту – Федеральный закон № 68-ФЗ) правом на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, обладают лица, являющиеся сторонами судебного процесса, взыскатели и должники, при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного и (или) требования неимущественного характера.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнение судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона № 69-ФЗ, частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

К. воспользовался своим правом и подал административное исковое заявление в суд в период исполнения судебного акта.

Из представленных доказательств судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 10 декабря 2018 г. признано невозможным проживание К. в квартире в доме на ул..... На Администрацию г. Смоленска возложена обязанность предоставить К., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в городе Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

На Департамент Смоленской области по образованию и науке возложена обязанность осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению К., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в г. Смоленске площадью не менее установленной нормы предоставления.

Апелляционным определением Смоленского областного суда от 26 февраля 2019 г. решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 10 декабря 2018 г. оставлено без изменения.

В связи с неисполнением Администрацией г. Смоленска и Департаментом Смоленской области по образованию и науке вышеуказанного судебного решения, Ленинским районным судом г. Смоленска выданы исполнительные листы и направлены в МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области для принудительного исполнения.

17 мая 2019 г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации города Смоленска.

17 мая 2019 г. постановлением судебного пристава–исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство в отношении Департамента Смоленской области по образованию и науке.

Судебным приставом-исполнителем для должников установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

До настоящего времени вышеуказанные исполнительные производства не окончены, финансирование за счет средств областного бюджета Департаментом Смоленской области по образованию и науке исполнения Администрацией города Смоленска государственных полномочий по обеспечению К., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в г. Смоленске не произведено, и как следствие Администрацией города Смоленска жилое помещение в соответствии с решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 10 декабря 2018 г. К. не предоставлено.

Законом Смоленской области от 18 декабря 2020 г. № 165-з (в ред. от 24 июня 2021 г.) «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», принятым Смоленской областной Думой 18 декабря 2020 г., утвержден объем субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии с Областным законом от 29 ноября 2007 г. № 114-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» на 2021 год и ее распределение между бюджетами муниципальных районов Смоленской области, бюджетами городских округов Смоленской области, а также на плановый период 2022 и 2023 годов и ее распределение между бюджетами муниципальных районов Смоленской области, бюджетами городских округов Смоленской области.

В соответствии с Протоколом заседания комиссии Департамента Смоленской области по образованию, науке по распределению отдельных субвенций из областного бюджета от 26 октября 2020 г. и Приложением № 1 к протоколу утверждены объемы субвенций на 2021, 2022, 2023 годы на приобретение жилых помещений для детей-сирот, которые включены в Единый список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Смоленской области, в отношении которых вступили в законную силу судебные решения об обеспечении их жильем, в числе которых на 2021 год числится К.

Таким образом, Департаментом Смоленской области по образованию и науке, являющимся главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, запланировано исполнение решения Ленинского районного суда г.Смоленска от 10 декабря 2018 г. в части осуществления финансирования за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией города Смоленска государственных полномочий по обеспечению К., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в г. Смоленске только в 2021 году.

В соответствии пунктом 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

Исходя из вышеизложенного, общая продолжительность исполнения решения суда от 10 декабря 2018 г. со дня поступления в службу судебных приставов исполнительных документов до дня принятия судебного акта по настоящему делу составила 2 года 6 месяцев.

Из положений части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу или неисполнения судебного акта.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу «Д. против Российской Федерации» от 04 декабря 2008 г., Постановление Европейского Суда по делу «К. против Российской Федерации» от 23 октября 2008 г., Постановление Европейского Суда по делу «К. и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 г., Постановление Европейского Суда по делу «К. и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 г.).

С момента возбуждения исполнительного производства судебный акт не исполнен.

Длительность неисполнения судебного решения вызвана не осуществлением Департаментом Смоленской области по образованию и науке финансирования за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией города Смоленска государственных полномочий по обеспечению К. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в городе Смоленске.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также принимая во внимание меры, принятые Департаментом Смоленской области по образованию и науке, на которого возложена обязанность по исполнению судебного акта в части осуществления финансирования за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению К. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в г. Смоленске, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции, действия Департамента Смоленской области по образованию и науке не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

С учетом критериев, установленных в прецедентной практики Европейского Суда по правам человека, и принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения судебного решения административный истец не несет.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении права К. на исполнение судебного акта в разумный срок и находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.

При определении размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд, учитывая заявленные требования, меры, принятые Департаментом Смоленской области по образованию и науке по исполнению судебного акта, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для административного истца, а также практику Европейского Суда по правам человека, приходит к выводу, что требуемая К. сумма 197 685,60 руб. является завышенной и определяет размер компенсации в размере 30 000 руб.

При этом суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 1 постановления от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", о том, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда.

Согласно положениям части 3 статьи 4, пункта 3 части 2 статьи 5 Закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации. Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации финансовыми органами субъектов Российской Федерации являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1. раздела 1 Положения о Департаменте бюджета и финансов Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 16 мая 2008 года № 300, Департамент бюджета и финансов Смоленской области является органом исполнительной власти Смоленской области, обеспечивающим реализацию единой финансовой и бюджетной политики на территории Смоленской области и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Смоленской области.

Согласно пунктам 2.4, 2.5, 2.15, 2.16, 2.18, 2.20, 2.23, 2.25, 2.30, 2.32, 2.35, 2.37, 2.46, 2.80, 2.96 раздела 2 вышеуказанного Положения к полномочиям Департамента бюджета и финансов Смоленской области относится: осуществление методологического руководства по вопросам организации бюджетного процесса в Смоленской области; обеспечение правового сопровождения осуществления бюджетного процесса в Смоленской области; ведение реестра источников доходов областного бюджета; формирование перечней целевых статей областного бюджета в соответствии с расходными обязательствами Смоленской области; установление порядка и методики планирования бюджетных ассигнований областного бюджета; разработка проектировки основных характеристик областного бюджета, а также осуществление расчетов объема бюджетных ассигнований областного бюджета на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств Смоленской области; организация составления и непосредственно составление проекта областного бюджета; осуществление составления и ведения кассового плана исполнения областного бюджета; установление порядка представления в Департамент финансовым органом муниципального образования реестра расходных обязательств соответствующего муниципального образования; организация исполнения областного бюджета на основе бюджетной росписи и кассового плана; установление порядка исполнения областного бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита областного бюджета; утверждение лимитов бюджетных обязательств, доведение до главных распорядителей средств областного бюджета лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; установление порядка учета бюджетных обязательств; представление в установленном порядке в судах прав и законных интересов казны Смоленской области и Департамента по вопросам, отнесенных к компетенции Департамента; составление бюджетной отчетности Смоленской области и т.д.

Учитывая, что обязанность по исполнению решения суда в части осуществления финансирования за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией города Смоленска государственных полномочий по обеспечению К. жилым помещением возложена на Департамент Смоленской области по образованию и науке, и финансирование должно осуществляться за счет средств бюджета Смоленской области, суд приходит к выводу о том, что с Департамента бюджета и финансов Смоленской области за счет средств бюджета Смоленской области в пользу К. подлежит взысканию компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, взысканные денежные средства подлежат перечислению на банковский счет К., указанный им в административном исковом заявлении.

Поскольку Финансово-казначейское управление Администрации города Смоленска является ненадлежащим ответчиком по данному делу, заявленные административным истцом к таковому требования не подлежат удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259, 260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление К. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок – удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента бюджета и финансов Смоленской области за счет средств бюджета Смоленской области в пользу К. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей.

Взысканные денежные средства в размере 30 000 рублей подлежат перечислению: филиал № 7806 Банка ВТБ (публичное акционерное общество), БИК Банка <данные изъяты>, ИНН Банка <данные изъяты>, К/С Банка получателя: <данные изъяты>, Счет получателя в банке получателя: <данные изъяты>.

В удовлетворении административного искового заявления К. в остальной части отказать.

Решение в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение тридцати дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 22 ноября 2021 г.

Судья Е.А. Холикова