Дело №3а-92/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Калуга 06 июля 2022 года
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Казанцевой Н.К.,
при секретаре Кострове А.С.,
с участием прокурора Баевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «КАМА» к министерству экономического развития и промышленности Калужской области о признании недействующим 3556 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, являющегося приложением к приказу министерства экономического развития и промышленности Калужской области от 23 декабря 2021 года №1977-п,
у с т а н о в и л :
28 апреля 2022 года в Калужский областной суд поступило административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «КАМА» (далее – ООО «КАМА»), направленное им 26 апреля 2022 года, к министерству экономического развития и промышленности Калужской области о признании недействующим 3556 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, являющегося приложением к приказу министерства экономического развития и промышленности Калужской области от 23 декабря 2021 года №1977-п (далее также – Перечень объектов недвижимости), в котором административным истцом указано на то, что ему принадлежит на праве собственности нежилое здание – здание станции технического обслуживания автомобилей площадью 4268 кв. м по адресу: кадастровым номером №, которое оспариваемым приказом внесено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, что приводит к возникновению у административного истца обязанности по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости, чем затрагиваются его имущественные права. Административный истец также указал, что административным ответчиком на его заявление об исключении здания из Перечня объектов недвижимости был дан ответ, что данный объект является объектом бытового обслуживания и по коду видов услуг техническое обслуживание транспортных средств относится к бытовым услугам, что, как считает административный истец, не соответствует распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года №2496-Р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам». Административный истец, ссылаясь также на то, что согласно техническому паспорту на здание в нём имеется только одно помещение, обозначенное как торговое, площадью 431,4 кв. м, составляющее менее 20% от общей площади здания, просил признать не действующим со дня принятия пункт 3556 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, являющегося приложением к приказу министерства экономического развития и промышленности Калужской области от 23 декабря 2021 года №1977-п.
Представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска.
Прокурор Баева А.А. в заключении полагала, что административный иск подлежит удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Приказом министерства экономического развития Калужской области от 23 декабря 2021 года №1977-п определен перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (приложение), который с приложениями был опубликован на официальном сайте министерства экономического развития Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://admoblkaluga.ru/sub/econom/ (л.д.62-68).
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно оспариваемому приказу министерства экономического развития Калужской области от 23 декабря 2021 года №1977-п в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (приложение), включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: (л.д. 60-61).
В силу пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьёй 372 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьёй 372.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, признаваемого объектом налогообложения, в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 20, 31 Закона Калужской области от 25 июля 1995 года №12 «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» приказы являются правовыми актами функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции органа исполнительной власти и издаются министрами Калужской области, руководителями иных исполнительных органов государственной власти Калужской области.
В силу статьи 34 Закона Калужской области от 25 июля 1995 года №12 «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» нормативный правовой акт содержит следующие реквизиты: полное наименование органа, принявшего акт; правовой статус (вид) акта; заголовок, обозначающий предмет регулирования; регистрационный номер; дату подписания, подпись полномочного лица, печать; иные нормативные правовые акты правотворческих органов согласно части 2 статьи 60 настоящего Закона вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими актами не предусмотрен иной срок вступления в силу.
Постановлением Правительства Калужской области от 23 сентября 2016 года №511, с учётом изменений, внесённых постановлением Правительства Калужской области от 24 августа 2021 №553, утверждено Положение о министерстве экономического развития и промышленности Калужской области, в соответствии с пунктом 3.75 которого министерство экономического развития (после внесения изменений – министерство экономического развития и промышленности) является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области по осуществлению функций, предусмотренных пунктами 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Процедура определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлена утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 16 октября 2017 года №585 Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в силу пункта 1.2 которого органом исполнительной власти Калужской области, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов недвижимости, является министерство экономического развития и промышленности Калужской области.
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в случае, если на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), невозможно установить соответствие объекта недвижимости критериям отнесения к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2.1 Порядка).
Таким образом, суд приходит к выводу, что объект недвижимости включен в перечень уполномоченным органом – министерством экономического развития и промышлености Калужской области в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Что касается оснований для включения административным ответчиком принадлежащего административного истцу здания в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, то суд приходит к следующему.
Из дела видно, что после обращения административного истца об исключении принадлежащего ему здания из указанного перечня объектов недвижимого имущества, министерством экономического развития и промышленности Калужской области 17 февраля 2022 года за №2273-22 со ссылкой на статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года №2496-р был дан ответ о том, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, объект с кадастровым номером № является объектом бытового обслуживания (наименование – здание станции технического обслуживания автомобилей) и, кроме того, по результатам визуального осмотра было установлено, что в здании расположены объекты торговли (магазин « автосалон и объекты бытового обслуживания (автосервис « автомойка), которые занимают более 20% общей площади здания, в связи с чем это здание соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 35-36).
Также из дела видно, что принадлежащее ООО «КАМА» нежилое здание площадью 4 268 кв. м с кадастровым номером № по адресу: (л.д. 69-70), расположено на земельном участке с кадастровым номером № имеющим вид разрешённого использования – для размещения объектов транспорта (л.д.88-89).
На основании договора аренды № от 03 декабря 2019 года, заключенного между ООО «КАМА» и ООО «Торгсервис 71», нежилое помещение было сдано в аренду для организации торговли продовольственными и (или) промышленными товарами, в том числе алкогольной продукцией, но договор расторгнут на основании акта от 05 апреля 2022 года (л.д. 93-95, 101); согласно договору аренды от 01 сентября 2019 года, заключенному между ООО «КАМА» и ООО «АЛ-МОТОРС» была сдана в аренду для использования часть здания общей площадью 1417,4 кв.м (л.д. 96-100); также на основании договора аренды от 01 апреля 2022 года, заключенного между ООО «КАМА» и ООО «Группа компаний «ВИСТА», были сданы в аренду для использования часть нежилых помещений (л.д. 102-106).
Согласно сведениям технического паспорта №, в отношении принадлежащего административного истцу здания производилась в 2006 году реконструкция, в результате чего из имеющейся в техническом паспорте на нежилое здание экспликации к поэтажному плану следует, что здание по адресу: , состоит из помещений на 1 этаже: подсобная (13,5 кв.м, 6,2 кв.м, 15,5 кв.м, 22,4 кв.м, 57,2 кв.м, 20,9 кв.м, 13 кв.м, 18,8 кв.м, 1 146,4 кв.м, 24,3 кв.м 12,3 кв.м, 8,3 кв.м, 5,7 кв.м, 3,8 кв.м, 4,6 кв.м, 20,2 кв.м, 15,8 кв.м, 4,9 кв.м, 1,9 кв.м, 1,7 кв.м, 6,8 кв.м, 26 кв.м, 22,8 кв.м, 65,5 кв.м, 12,6 кв.м), мастерская (326,9 кв.м, 406,1 кв.м), туалет (1,5 кв.м, 1,5 кв.м, 3,2 кв.м, 0,9 кв.м, 1,5 кв.м), коридор (95,9 кв.м, 16,2 кв.м, 3,4 кв.м, 20,5 кв.м), склад (63,6 кв.м, 35,2 кв.м, 17,7 кв.м, 429,8 кв.м, 151,7 кв.м, 42,2 кв.м), электрощитовая (9,6 кв.м.), раздевалка (21,8 кв.м), венткамера (26,9 кв.м), тепловой узел (12 кв.м), водомерный узел (36 кв.м), касса (6,7 кв.м), торговое помещение (431,4 кв.м), кабинет (16,3 кв.м, 16,6 кв.м, 8,2 кв.м), лестничная клетка (13,9 кв.м), итого по этажу 1815,9 кв.м; на 2 этаже: раздевалка (50,4 кв.м), подсобная (5 кв.м, 56,5 кв.м, 17,3 кв.м, 7,2 кв.м), умывальная (5,4 кв.м), холл (180 кв.м), коридор (25,9 кв.м, 54,6 кв.м, 10,2 кв.м), туалет (2 кв.м, 1,4 кв.м, 1,3 кв.м, 5,9 кв.м, 2,2 кв.м, 1,3 кв.м, 4 кв.м), кабинет (13,3 кв.м, 22,6 кв.м, 33,2 кв.м), итого по этажу 430,6 кв.м (л.д. 29-34); а по зданию итого 4 268 кв. м.
Вместе с тем то, что в соответствии с указанными сведениями наименование здания указано как "станция технического обслуживания" не может само по себе свидетельствовать о правомерности его включения в оспариваемый Перечень без учёта содержания в экспликации сведений о назначении, разрешённом использовании или наименовании находящихся в нём помещений, либо без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования, то есть без соблюдения установленной законом процедуры установления вида фактического использования объектов недвижимости с целью включения их в Перечень объектов недвижимости, которая, как указано представителем административного ответчика, не проводилась в отношении принадлежащего административного истцу здания, в котором как торговое помещение имеется согласно сведениям технического паспорта только помещение площадью 431,4 кв. м, что, соответственно менее 20% от общей площади здания, составляющей 4 268 кв. м.
В свою очередь, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, однако им не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в перечень на 2022 год.
В связи с эти, учитывая положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ООО «КАМА».
Определяя момент, с которого оспариваемое положение указанного нормативного правового акта признаётся не действующим, суд учитывает, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, следовательно, оспариваемый пункт перечня к приказу для достижения цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит признанию не действующим со дня его принятия.
В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о необходимости возложения на министерство экономического развития и промышленности Калужской области обязанности разместить решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте министерства экономического развития и промышленности Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
признать не действующим со дня принятия пункт 3556 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, являющегося приложением к приказу министерства экономического развития и промышленности Калужской области от 23 декабря 2021 года №1977-п.
Обязать министерство экономического развития и промышленности Калужской области разместить решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном сайте министерства экономического развития и промышленности Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.К. Казанцева
Решение в окончательной форме изготовлено 25 июля 2022 года