ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-92/2022 от 12.10.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-92/2022 г.

12 октября 2022 г. г. Махачкала

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Омарова Д.М.,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,

представителя административного ответчика – Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО3,

при секретаре судебного заседания Магомаевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО4 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, ставшие архивными, с кадастровым номером (архивный кадастровый номер ), площадью 8500 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, и установлении его кадастровой стоимости равной рыночной в размере 9 288 800 руб. по состоянию на 1 декабря 2012 г.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные административные исковые требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере 10515000 руб.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать.

В возражениях на требования заявителя представитель административного ответчика Правительства РД ФИО5 просил в удовлетворении отказать в связи с необоснованностью.

Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Республике Дагестан и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Республике Дагестан, представитель заинтересованного лица администрации ГОсВД «город Махачкала», извещенные о месте, дате и времени проведения судебного заседания, в суд не явились, своих представителей не направили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.

От административного истца ФИО1 в суд поступило письменное заявление, в котором он просил рассмотреть административное дело без его участия.

Заслушав объяснения сторон, исследовав заключение экспертов и представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения уточнённых заявленных административных исковых требований.

Как следует из материалов дела, административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:40:000019:2987 (архивный кадастровый номер ), площадью 8500 кв.м., расположенный по адресу <адрес> относящийся к категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешённого использования «под станцию технического обслуживания».

Согласно представленным в суд выпискам из единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 декабря 2012 г. установлена кадастровая стоимость в размере 21518260 руб.

Основанием внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 г. № 13 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».

Полагая установленную и внесённую в единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость объекта недвижимости необоснованной и несоответствующей его рыночной стоимости, 1 февраля 2022 г. административный истец ФИО1 в лице своего представителя ФИО2 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с настоящим административным исковым заявлением.

Являясь плательщиком имущественного налога, ФИО1 обладает правом на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.

Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости принадлежащего ФИО1 земельного участка внесены в единый государственный реестр недвижимости 21 февраля 2013 г.

Результаты очередной государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Республики Дагестан утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500, вступившим в силу с 1 января 2020 г.

13 октября 2020 г. в соответствии с Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27.11.2019 г. № 500 в ЕГРН были внесены изменения в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка, которая составила 5958934,97 руб.

Таким образом, на момент обращения ФИО1 в суд с административным иском (1 февраля 2022 г.) оспариваемые сведения о кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка на праве собственности в размере 21518260 руб. стали архивными.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28), в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1).

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи (п. 2).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы.

Таким образом, учитывая обязанность ФИО1 по уплате имущественного налога, исчисленного исходя из оспариваемой кадастровой стоимости земли, а также учитывая его право на пересчёт суммы налоговой базы, суд приходит к выводу, что у административного истца на момент обращения в суд, рассмотрения дела и вынесения решения сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.

Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3июля2016г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

Вместе с тем, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 вышеназванного Федерального закона его положения не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня его вступления в силу. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Статья 24.18. указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Согласно материалам административного дела принадлежащий ФИО1 земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера () 16 апреля 2002 г., а как ранее учтённый – 29 июня 2020 г.

Учитывая, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка, чьи результаты утверждены постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 г. № 13, был составлен по состоянию на 1 декабря 2012 г., датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является дата формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков), подлежащих государственной кадастровой оценке, т.е. 1 декабря 2012 г.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В обоснование заявленных административных исковых требований административным истцом ФИО6 в суд представлен отчёт об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости № 22/01-025 от 17 января 2022 г., составленный экспертом-оценщиком ООО «Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования» ФИО7, в соответствии с которым рыночная стоимость оспариваемого объекта недвижимости по состоянию на 1 декабря 2012 г. составила 9288800 руб.

Учитывая недостатки представленного в суд отчета, а также учитывая, что определение рыночной стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости имеет существенное значение для рассмотрения дела, требует наличия специальных познаний, для выяснения этих вопросов определением суда от 16 марта 2022 г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Дагестанская ЛСЭ Минюста России.

Однако в связи с загруженностью экспертного учреждения и невозможностью составления заключения, материалы дела возвращены в суд без его составления и определением суда от 18 мая 2022 г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «ИМА-КОМ».

В соответствии с заключением эксперта ООО «ИМА-КОМ» ФИО8 № 154/22 от 17 июля 2022 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000019:2987 по состоянию на 1 декабря 2012 г. составила 10497990 руб.

Вместе с тем, выводы представленного в суд заключения эксперта ФИО8 также вызвали сомнения в их обоснованности.

Как усматривается из заключения экспертизы экспертом применены аналоги, существенно отличающиеся по площадям с оцениваемым объектом, что влечет к применению дополнительных корректировок и уменьшению стоимости оцениваемого объекта, и не обосновано в этой связи не возможность применения объектов-аналогов по площади совпадающих либо приближенных с оцениваемым объектом, а также в неполной мере произведен анализ рынка земельных участков.

В связи с недостатками, выявленными судом при исследовании вышеуказанного заключения эксперта № 154/22 от 17 июля 2022 г., определением суда от 31 августа 2022 г. по делу была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Профэксперт».

В соответствии с выводами заключения повторной судебной оценочной экспертизы № 065/090922-Э эксперта ООО «Профэксперт» ФИО9, предупреждённого судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером площадью 8500 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, по состоянию на 1 декабря 2012 г. составляет 10515000 руб.

Оценивая указанное экспертное заключение по правилам статей 82, 84, 168 КАС РФ, суд считает его выводы обоснованными, в связи с чем, признает его допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости принадлежащего ФИО1 на праве собственности земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости.

Установленная экспертом методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке рыночная стоимость земельного участка, использованные объекты-аналоги, примененные корректировки, а также содержащиеся в заключении расчеты не вызывают у суда сомнений в их объективности. Экспертом проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки. При этом в отчете приведена информация по всем основным ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость земельного участка, эксперт правомерно использовал сравнительный подход. Изложенная в заключении последовательность определения стоимости объекта оценки понятна, а приведенные расчеты позволяют понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных экспертом методов объекту оценки и определяемому виду стоимости (рыночной). В заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, приложены копии материалов и распечаток.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Между тем, каких-либо доказательств, опровергающих выводы заключения эксперта ООО «Профэксперт» ФИО9, административными ответчиками в суд не представлено, замечаний в отношении данного заключения не высказывалось, ходатайств о назначении по делу дополнительной либо повторной экспертизы, не заявлялось.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, установленном заключением проведённой по делу повторной судебной оценочной экспертизы ООО «Профэксперт» № 065/090922-Э от 15 сентября 2022 г.

Кроме того, удовлетворяя административное исковое заявление, суд учитывает, что в соответствии с результатами очередной государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Республики Дагестан, утвержденными приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500, вступившим в силу с 1 января 2020 г., в отношении спорного объекта с кадастровым номером новая кадастровая стоимость установлена в размере 5958934,97руб., что, по мнению суда, также свидетельствует о необоснованности ранее установленной и оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка. Сведения о новой кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка в размере 5958934,97 руб., внесены в единый государственный реестр недвижимости 13 октября 2020 г.

Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В этой связи, учитывая, что приказ Министерства по земельным и имущественным отношениям РД от 27 ноября 2019 г. № 500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан» вступил в силу с 1 января 2020 г., установленная судом кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению на период с начала её использования в целях налогообложения и для иных предусмотренных законодательством целей до 1 января 2020 г., т.е. до даты, с которой подлежит применению в предусмотренных законом целях новая кадастровая стоимость земельного участка.

Датой подачи ФИО1 заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка является 1 февраля 2022 г., т.е. дата обращения с административным иском в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.

При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

В соответствии с вышеуказанными разъяснениями и правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки ФИО10 и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», учитывая, что разница между оспариваемой кадастровой стоимостью земельного участка (21518260 руб.) и установленной судом его рыночной стоимостью (10515000 руб.) составляет 51,13 %, т.е. не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, суд приходит к выводу, что при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к принадлежащему административному истцу объекту недвижимости была допущена ошибка, повлекшая нарушение прав и законных интересов ФИО1

В этой связи подлежат взысканию с Правительства Республики Дагестан в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 рублей, понесённые административным истцом в связи с уплатой государственной пошлины за подачу административного иска, а также в соответствии с частью 3 статьи 108 КАС РФ подлежит взысканию с административного ответчика Правительства Республики Дагестан в пользу ООО «ИМА-КОМ» денежная сумма в размере 40400 руб. и в пользу ООО «Профэксперт» денежная сумма в размере 50650 руб., подлежащие выплате экспертам за проведённые по делу судебные оценочные экспертизы.

Заявленные размеры стоимости проведённых по делу судебных оценочных экспертиз, с учётом объёма проведенной экспертами работы, суд находит обоснованными, к заявлениям приложены обоснования действительной стоимости экспертиз, в которых содержится информация об объёме произведённых экспертами работ и их финансово-экономическом обосновании. При этом экономически необоснованные затраты в представленные расчёты не включены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

административноее исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельный участок с кадастровым номером (архивный кадастровый номер ), площадью 8500 кв.м., расположенного по адресу <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 г. в размере 10515000 (десять миллионов пятьсот пятнадцать тысяч) руб.

Установленная судом кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению на период до 1 января 2020 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка считать 1 февраля 2022 г.

Взыскать с административного ответчика – Правительства Республики Дагестан в пользу административного истца – ФИО1 понесённые судебные расходы в части уплаты государственной пошлины в сумме 300 руб.

Взыскать с административного ответчика – Правительства Республики Дагестан в пользу общества с ограниченной ответственностью «ИМА-КОМ» расходы за проведение по делу судебной оценочной экспертизы в размере 40400 (сорок тысяч четыреста) руб.

Взыскать с административного ответчика – Правительства Республики Дагестан в пользу общества с ограниченной ответственностью «Профэксперт» расходы за проведение по делу судебной оценочной экспертизы в размере 50650 (пятьдесят тысяч шестьсот пятьдесят) руб.

Решение суда в части взыскания судебных расходов с Правительства Республики Дагестан подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счёт казны Республики Дагестан.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Верховный Суд Республики Дагестан.

Мотивированное решение принято 26 октября 2022 г.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Д.М. Омаров