ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-92/2022 от 13.05.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-92/2022

УИД: 39ОS0000-01-2022-000027-37

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.,

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Ботвиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Калининградской области об оспаривании генерального плана муниципального образования «Зеленоградский городской округ»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, указав, что с 30 марта 2021 года является собственником земельного участка , имеющего вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии со ст.ст. 39.37, 39.39 ЗК РФ не допускается установление публичного сервитута для линейных объектов системы газоснабжения в отношении земельных участков, принадлежащих гражданам и предназначенных для личного подсобного хозяйства. В нарушение указанных норм Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года №166 внесены изменения в карту функциональных зон генерального плана муниципального образования «Зеленоградский городской округ», предусматривающие размещение линейного объекта системы газоснабжения на земельном участке Просит признать недействительным Постановление Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года №166 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ» в части размещения линейных объектов системы газоснабжения на территории земельного участка .

Административный истец ФИО1, будучи надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Как следует из его заявления, строительство линейного объекта системы газоснабжения препятствует использованию земельного участка по назначению, т.е для сельскохозяйственного использования.

Представитель административного ответчика Правительства Калининградской области, заинтересованного лица Министерства градостроительной политики Калининградской области ФИО2 относительно заявленных требований возражала и указала, что в целях размещения межпоселкового газопровода высокого давления от ГРС <данные изъяты>-2 через поселки <адрес> с установкой узлов редуцирования газа (ШРП – 4 шт.) до ГРС <адрес> области, 1 и 2 этапы был разработан и утвержден 11 января 2021 года Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области №01 проект планировки с проектом межевания в его составе. На основании него были внесены оспариваемые изменения в Генеральный план МО «Зеленоградский городской округ». В настоящее время публичный сервитут в отношении земельного участка не установлен, обременения не существует, в связи с чем права административного истца не нарушены.

Представители заинтересованных лиц администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области», АО «Калининградгазификация», Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили.

Согласно письменному отзыву администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области», муниципальное образование возражает относительно заявленных административных исковых требований. Решением Светлогорского городского суда от 11 января 2022 года установлено, что земельные участки , КН были образованы из земельного участка , который относится к земельным участкам сельскохозяйственных угодий и является полевым земельным участком, расположенным за границами населенного пункта, использование которого допускается без права строительства на нем. Вид разрешенного использования - для ведения ЛПХ, установленный для земельного участка КН , не предусматривает возведение объектов капитального строительства. Строительство линейного объекта регионального значения «Межпоселковый газопровод высокого давления от ГРС <адрес>-2, через поселки <адрес>, с установкой ШРП (4 шт.) до ГРС <адрес> I и II этапы» относится к исключительным случаям, указанным в пункте 5 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, допускающим установление публичного сервитута. Ограничений по установлению публичного сервитута на полевых земельных участках, не предназначенных под строительство объектов капитального строительства, законодательством не предусмотрено.

Заслушав представителя Правительства Калининградской области, Министерства градостроительной политики Калининградской области, заключение прокурора о необходимости в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.

Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.

В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Как предусмотрено частью 9 статьи 35 Градостроительного кодекса, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 5 статьи 39.39 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: 1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; 2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений; 3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка , площадью <данные изъяты> кв.м., из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 11 октября 2021 года, в этот же день зарегистрировано право собственности на него административного истца. Основанием для возникновения права собственности является договор купли-продажи земельного участка от 19 марта 2021 года, как следует из выписки из ЕГРН.

Межпоселковый газопровод высокого давления от ГРС <адрес>-2 через поселки <адрес> с установкой узлов редуцирования газа (ШРП – 4 шт.) до ГРС <адрес>, 1 и 2 этапы включен в перечень объектов газоснабжения <адрес> на 2021-2024 г.г.

11 января 2021 года Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области №01 утвержден проект планировки с проектом межевания в его составе, предусматривающий размещение указанного линейного объекта.

Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года № 166 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ» утвержден генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ» в актуальной редакции.

Указанным постановлением предусмотрено расположение газопровода высокого давления в границах земельного участка , что отображено на Карте функциональных зон и Карте инженерной инфраструктуры, являющихся составными частями генерального плана.

Постановление от 31 марта 2021 года № 166 подписано Губернатором Калининградской области, текст постановления в полном объеме размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 2 апреля 2021 года, вступило в силу 12 апреля 2021 года.

Процедура принятия данного нормативного акта, порядок его опубликования являлись предметом проверки по административному делу 3а-174/2021, рассмотренному Калининградским областным судом 23 декабря 2021 года, при этом сделан вывод о том, что он принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением установленного градостроительным законодательством порядка, а также предусмотренного законом порядка опубликования и введения в действие нормативного правового акта.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Внесенными Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года № 166 в Генеральный план изменениями, а именно в карту функциональных зон и карту инженерной инфраструктуры городского округа, предусмотрено размещение в границах земельного участка газопровода распределительного высокого давления.

На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Принимая во внимание, что ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых генеральным планом муниципального образования «Зеленоградский городской округ», и полагает свои права по использованию земельного участка в соответствии с существующим видом разрешенного использования нарушенными вследствие изменения генеральным планом городского округа (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года № 166) функционального зонирования территории, он обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Проверив в соответствии с требованиями пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ» в оспариваемой части (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года № 166) на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Из системного анализа названных положений ГрК РФ следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. При этом действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять размещение линейных объектов в соответствии с фактическим использованием территории, действующим видом разрешенного использования, а также запрещающих во всяком случае размещение газопроводов на землях сельскохозяйственного использования, которые могут принадлежать как физическим лицам, так и иным субъектам права.

В это связи предусмотренный п. 5 ст. 39.39 ЗК РФ запрет на установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 ЗК РФ, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для личного подсобного хозяйства, не ограничивает возможность размещения магистрального газопровода на землях указанной категории.

Применительно к данной ситуации, когда земельный участок из земель сельхозназначения, имеющий вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, находится в собственности гражданина, следует учесть, что планирование размещения линейных объектов газоснабжения, отображенное в материалах генерального плана, не тождественно установлению публичного сервитута, так как дальнейшее распоряжение земельным участком в связи с использованием его под газопровод может быть решено иным путем - в частности, изъятием его (полностью или частично) для государственных (муниципальных) нужд.

Планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, развитие инфраструктуры, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки. Таким образом, наличие права собственности ФИО1 на земельный участок не является безусловным основанием для запрета размещения объекта инженерной инфраструктуры на нем, имеющего определяющее значение для газификации ряда населенных пунктов Зеленоградского муниципального округа Калининградской области.

Иных обстоятельств, позволяющих прийти к выводу о незаконности нормативного акта в оспариваемой части, не установлено.

Так как оспариваемый нормативный акт не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, процедура его принятия и опубликования была соблюдена, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Правительству Калининградской области об оспаривании постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года №166 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Зеленоградский городской округ» в части размещения газопровода распределительного высокого давления регионального значения в границах земельного участка - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2022 года.

Судья Д.В. Шубин