ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-935/2022 от 26.08.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело №3а-935/2022

УИД 32ОS0000-01-2022-000568-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 26 августа 2022 г.

Брянский областной суд в составе

председательствующего судьи Максимовой Е.А.,

при секретаре Шалатоновой Т.С.,

с участием прокурора Пахомовой Н.А.,

представителя административных истцов Васильева Д.В., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью рекламное агентство «Мегаполис», общества с ограниченной ответственностью «Сити-Холл» о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020, 2021, 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 № 1524 (в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1134), от 27 ноября 2020 № 1723 (в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1135), от 26 ноября 2021 года № 1825 (в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1136),

УСТАНОВИЛ:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 20 июля 2022 года № 1134, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 июля 2022 года, Перечень на 2020 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 20 июля 2022 года № 1135, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 25 июля 2022 года, Перечень на 2021 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года № 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2022 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 20 июля 2022 года № 1136, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 22 июля 2022 года, Перечень на 2022 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.

В Перечни на 2020, 2021, 2022 годы включено принадлежащее обществу с ограниченной ответственностью «Мегаполис», обществу с ограниченной ответственностью «Сити-Холл» нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: (пункт Перечня на 2020 год (в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1134); пункт Перечня на 2021 год (в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1135); пункт Перечня на 2022 год (в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1136)).

Административные истцы ООО рекламное агентство «Мегаполис», ООО «Сити-Холл» обратились в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни названного объекта недвижимости, указав в обоснование требований, что спорный объект не обладает предусмотренными ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости, поскольку нежилое здание находится в стадии реконструкции и фактически не используется.

Включение спорного объекта в Перечень на 2020, 2021, 2022 годы затрагивает права административных истцов как плательщиков налога на имущество юридических лиц.

С учетом уточненных административных исковых требований в связи с изменившейся редакцией оспариваемых Перечней административные истцы просят суд:

-с учетом изменений от 20 июля 2022 года, внесенных приказом № 1134 «О внесении изменений в приказ от 25.11.2019 № 1524 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»» признать недействующим с 1 января 2020 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»», определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в Перечень здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: ;

-с учетом изменений от 20 июля 2022 года, внесенных приказом № 1135 «О внесении изменений в приказ от 27.11.2020 № 1723 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»» признать недействующим с 1 января 2021 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»», определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в Перечень здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: ;

-с учетом изменений от 20 июля 2022 года, внесенных приказом № 1136 «О внесении изменений в приказ от 26.11.2021 № 1825 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»» признать недействующим с 1 января 2022 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»», определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года № 1825 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в Перечень здания с кадастровым номером , расположенного по адресу:

В судебном заседании представитель административных истцов Васильев Д.В. поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что с момента приобретения административными истцами до настоящего времени спорное здание находится в стадии реконструкции, фактически не используется, в связи с чем не подлежит налогообложению. Технический паспорт на здание, составленный по состоянию на 10 марта 2016 года, фактически не соответствует действительности, в то время как составление актуальной технической документации на объект недвижимости возможно только после завершения реконструкции здания.

Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена. Спорное здание подлежало включению в Перечень на 2020, 2021 и 2022 годы по предназначению в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку согласно техническому паспорту ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 10 марта 2016 года общая площадь торговых помещений и помещений, предусматривающих размещение объектов общественного питания, составляет более 40 % от общей площади здания.

Выслушав представителей сторон по делу, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 № 1524 (в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1134), от 27 ноября 2020 № 1723 (в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1135), от 26 ноября 2021 года № 1825 (в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1136) изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в него принадлежащего административным истцам объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, действующий на момент включения спорного объекта в Перечни.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Вид фактического использования Объектов определяется управлением имущественных отношений Брянкой области на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований: 1) информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; 2) сведений об Объектах, содержащихся в выборке из ЕГРН, 3) сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации); 4) информации о виде использования Объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), в том числе сведений, содержащихся в разрешениях на строительство и (или) ввод Объектов в эксплуатацию, результатах проведения осмотров Объектов, проводимых в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; 5) информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями Объектов; 6) результатов, указанных в актах обследований. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 4, 9, 10, 12, 15).

Таким образом, исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения спорного здания в Перечни законным, административный ответчик в силу прямого указания статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что оно либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Как установлено судом, административным истцам ООО рекламное агентство «Мегаполис», ООО «Сити-Холл» на праве общей долевой собственности (1/4 и 3/4 долей соответственно) принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , площадью 5692,4 кв.м., расположенное по адресу:

Право собственности административных истцов на указанный объект недвижимости зарегистрировано 2 ноября 2018 года.

Спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 2574 кв.м., по адресу: , относящегося к категориям земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования: «для использования центра досуга молодежи», дата постановки на кадастровый учет – 24 марта 2004 года.

Право собственности административных истцов на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано 2 ноября 2018 года.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения Перечней на 2020, 2021 годы.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 «Бытовое обслуживание», предусматривающее размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); в строке под кодом 4.1 с наименованием «Деловое управление», предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием «Магазины», предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.; в строке 4.6 с наименованием «Общественное питание», предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары.

Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент утверждения Перечня на 2022 год, который предусматривает аналогичные виды разрешенного использования земельных участков с целью установления соответствия расположенных на них объектов недвижимости признакам, предусмотренным ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

До вступления в силу указанного приказа согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Вышеназванными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

Такой вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , - «для использования центра досуга молодежи» - не предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, а также Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39.

Как следует из ответа на судебный запрос филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Брянской области от 27 мая 2022 года № 3937 по состоянию на 25 ноября 2019 года, 27 ноября 2020 года, 26 ноября 2021 года (даты утверждения оспариваемых Перечней) земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: , имел вид разрешенного использования «для использования центра досуга молодежи».

Изложенное свидетельствует, что в юридически значимый период времени названный земельный участок имел один вид разрешенного использования, который, исходя из наименования данного вида разрешенного использования, не допускает размещение объектов, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером могло быть включено в Перечни на 2020, 2021, 2022 год по фактическому использованию объекта либо по критерию его предназначения как торгового объекта, объекта общественного питания, бытового обслуживания или объекта, предназначенного для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорное здание с кадастровым номером имеет назначение – нежилое, наименование – центр досуга молодежи, из чего не следует вывод о возможности включения объекта в Перечень исходя из его предназначения.

Из объяснений представителя ответчика в судебном заседании Савенко О.В. следует, что спорное здание включено в Перечни согласно сведениям, содержащимся в техническом паспорте по состоянию на 10 марта 2016 года.

Как следует из инвентарного дела № на здание, расположенное по адресу: , представленного межрайонным отделением № 1 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», исследованного судом в оригинале, спорный объект недвижимости с кадастровым номером , площадью 5692,4 кв.м., представляет собой отдельно расположенное нежилое здание, имеющее наименование «Центр досуга молодежи».

Имеющийся в материалах инвентарного дела технический паспорт здания, составленный по состоянию на 19 июля 2011 года, имеет отметку «погашено» 10 марта 2016 года, в связи с чем названный документ суд расценивает как недопустимое доказательство по настоящему делу.

Из материалов инвентарного дела следует, что последняя техническая инвентаризация спорного объекта произведена межрайонным отделением № 1 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» 10 марта 2016 года, по результатам которой составлен технический паспорт по состоянию на указанную дату.

Согласно экспликации к поэтажному плану, содержащейся в указанном техническом паспорте на спорный объект по состоянию на 10 марта 2016 года, в составе здания (по экспликации площадью 5772,6 кв.м.), расположенного по адресу: имелись, в том числе, помещения с наименованием:

-в подвальном этаже здания: «обеденный зал» площадью 42,8 кв.м. (поз.2), «обеденный зал» площадью 8,9 кв.м. (поз.4), «обеденный зал» площадью 140 кв.м. (поз.5), «обеденный зал» площадью 53,8 кв.м. (поз.6), «обеденный зал» площадью 239,4 кв.м. (поз.15), «обеденный зал» площадью 66,7 кв.м. (поз. 48), «обеденный зал» площадью 151,5 кв.м. (поз. 55), «бар» площадью 22,9 кв.м. (поз. 56);

-на первом этаже: «кухня» площадью 45,9 кв.м. (поз. 29), «кухня» площадью 222,5 кв.м. (поз. 36), «моечная» площадью 16,6 кв.м. (поз. 37), касса площадью 77 кв.м. (поз. 51);

-на антресольном этаже: «обеденный зал» площадью 77 кв.м. (поз.2);

-на втором этаже, 1-й уровень: «обеденный зал» площадью 79,1 кв.м. (поз.2), «кальянная» площадью 37,1 кв.м. (поз. 3), «кафе-бар» площадью 81 кв.м. (поз. 43), «обеденный зал» площадью 294,5 кв.м. (поз.57);

-на втором этаже, 2-й уровень: «караоке-бар» площадью 149 кв.м. (поз. 1);

-на третьем этаже: «касса» площадью 7,7 кв.м. (поз. 27), «кафе-бар» площадью 208,9 кв.м. (поз. 46), «бар» площадью 26 кв.м. (поз. 54);

-на антресольном этаже литера А: «кафе-бар» площадью 146,4 кв.м. (поз.6), «кафе-бар» площадью 143,6 кв.м. (поз.9), «зал» площадью 40,2 кв.м. (поз. 10).

Таким образом, из экспликации следует, что в составе здания, площадью 5772,6 кв.м., расположенного по адресу: , по состоянию на 10 марта 2016 года имелись помещения, предназначенные для размещения торговых площадей и объектов общественного питания, общей площадью 2 310, 5 кв.м. (из расчета: 42,8 + 8,9 + 140 + 53,8 + 239,4 + 66,7 + 151,5 + 22,9 + 45,9 + 222,5 + 16,6 + 9+ 77 + 37,1 + 81 + 294,5 + 149 + 77 + 208,9 + 26 + 146,4 + 143,6 + 40,2 = 2 310, 5 кв.м.), что составляет более 20 % от общей площади объекта: 2 310,5 кв.м. / 5772,6 кв. х 100% = 40 %.

Между тем, технический паспорт на спорный объект недвижимости, составленный по состоянию на 10 марта 2016 года, подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу в связи со следующим.

Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации (апелляционное определение от 15 мая 2019 года № 19-АПА19-6, апелляционное определение от 1 марта 2019 года № 18-АПГ18-63, апелляционное определение от 9 августа 2019 года № 83-АПА19-19, апелляционное определение от 4 декабря 2019 года № 18-АПА19-71), с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.

В настоящее время в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, среди прочего, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Таким образом, по изложенным основаниям суд приходит к выводу, что технический паспорт на принадлежащее административным истцам здание, составленный по состоянию на 10 марта 2016 года, нельзя признать допустимым доказательством правомерного включения объекта в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы по настоящему административному делу.

Также следует отметить, что на момент утверждения и действия оспариваемых Перечней, технический паспорт на спорный объект от 10 марта 2016 года как документ, отражающий конструктивную и технико-экономическую характеристики объекта капитального строительства, фактически утратил силу в связи с осуществлением реконструкции (модернизации) объекта недвижимости, начиная со 2 ноября 2018 года по настоящее время, что подтверждается приказами руководителей ООО рекламное агентство «Мегаполис» и ООО «Сити-Холл» о проведении модернизации здания от 2 ноября 2018 года, 26 декабря 2019 года, 27 декабря 2019 года, 28 декабря 2020 года, актом–нарядом № 6 на отключение газоиспользующего оборудования в спорном здании от 1 апреля 2019 года, договорами подряда, заключенными ООО «Мегаполис», ООО «Сити-Холл» в юридически значимый период времени с ИП Минченковым Д.А. ИП Рябович С.М., ИП Никулиным С.А., ИП Поздняковым С.А., ИП Алексютиным В.А., ИП Бряза В.Р., ИП Чекиным Н.П., актами выполненных работ, платежными поручениями об оплате выполненных ремонтно-строительных работ.

Как установлено судом, в результате произведенной реконструкции (модернизации) спорного здания полностью изменена его внутренняя планировка, архитектурно-планировочные решения, что подтверждается актом проведения мероприятий для определения вида фактического использования спорного здания, расположенного по адресу: составленного сотрудниками ГБУ «Брянскоблтехивентаризация» 12 октября 2020 года, из которого следует, что нежилое здание не эксплуатируется, находится в стадии реконструкции, в здании произведен полный демонтаж внутренних перегородок, всех отделочных материалов и большей части инженерных сетей (пункт 1 раздела III акта «Выводы комиссии о виде фактического использования объекта»).

Допрошенные в судебном заседании 15 августа 2022 года в качестве свидетелей сотрудники ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Макеев Д.В., Червякова Ю.В. полностью подтвердили выводы, изложенные в акте обследования спорного объекта недвижимости от 12 октября 2020 года. Суду пояснили, что обследование произведено с доступом в здание, в ходе обследования произведен осмотр всего объекта, на момент обследования здание не эксплуатировалось в связи с проведением ремонтных работ, в здании произведен полный демонтаж внутренних перегородок и всех отделочных материалов.

Показания указанных свидетелей суд признает допустимыми доказательствами по делу, поскольку они последовательны, непротиворечивы, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Изложенные обстоятельства в их совокупности, по мнению суда, свидетельствуют о невозможности признания технического паспорта спорного здания, составленного по состоянию на 10 марта 2016 года, допустимым доказательством в рамках рассматриваемого спора.

Таким образом, спорный объект недвижимости не подлежал включению в Перечни, исходя из сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации).

Также отсутствуют основания для включения в Перечни спорного здания с кадастровым номером исходя из фактического использования объекта.

Как установлено судом, по состоянию на даты утверждения Перечней на 2020 и 2022 годы (25 ноября 2019 года и 26 ноября 2021 года соответственно) спорное здание фактически не обследовалось, доказательств обратного суду стороной административного ответчика не представлено.

Как указывалось выше, актом проведения мероприятий для определения вида фактического использования спорного здания от 12 октября 2020 года установлено, что объект фактически не используется и находится в стадии реконструкции. При этом, согласно акту объект включен в Перечень на 2021 год исходя из сведений о предназначении расположенных в здании помещений, содержащихся в техническом паспорте от 10 марта 2016 года.

Вместе с тем, с учетом признания указанного технического паспорта недопустимым доказательством по делу, акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования спорного здания от 12 октября 2020 года не может являться доказательством, подтверждающим правомерность включения спорного объекта в Перечень на 2021 год.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Однако, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, бесспорно и достоверно подтверждающих соответствие спорного нежилого здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения объекта в оспариваемые Перечни, не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.

На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью рекламное агентство «Мегаполис», общества с ограниченной ответственностью «Сити-Холл».

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов возможно путем признания отдельных их положений не действующими с 1 января 2020 года, с 1 января 2021 года, с 1 января 2022 года соответственно.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью рекламное агентство «Мегаполис», общества с ограниченной ответственностью «Сити-Холл» - удовлетворить.

Признать недействующим с 01 января 2020 года пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 20 июля 2022 года № 1134).

Признать недействующим с 01 января 2021 года пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 20 июля 2022 года № 1135).

Признать недействующим с 01 января 2022 года пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года № 1825 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 20 июля 2022 года № 1136).

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е. А. Максимова

Мотивированное решение составлено 9 сентября 2022 года.