УИД: 52OS0[номер]-10 Дело [номер]а-935/2022
ФИО2 ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[адрес] 27 октября 2022 года
ФИО2 областной суд в составе судьи областного суда Жилкин А.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием представителя административного истца – ФИО6, прокурора отдела прокуратуры ФИО2[адрес]ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению ФИО1 о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021, 2022 года,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер] утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер].
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес][дата][номер] размещен на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес][дата].
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер] утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Названный перечень является Приложением к приказу Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер].
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер] размещен на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес][дата].
ФИО1 обратился в ФИО2 областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пунктов 20978, 20979 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер]; о признании недействующим со дня принятия пунктов 21012, 21013 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер]; о возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес]; о возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по ФИО2[адрес].
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что является собственником объектов недвижимости:
– нежилое помещение с кадастровым номером 52:18:[номер]:164, назначение: нежилое, общей площадью 10, 20 кв.м., расположенное по адресу: ФИО2[адрес], район Советский, [адрес], пом. П 1 Г, что подтверждается записью в ЕГРН от [дата][номер];
– нежилое помещение с кадастровым номером 52:18:0070125:165, назначение: нежилое, общей площадью 213, 10 кв.м., расположенное по адресу: ФИО2[адрес], район Советский, [адрес], пом. П 1 Д, что подтверждается записью в ЕГРН от [дата][номер], что подтверждается выпиской из ЕГРН от [дата] № КУВИ-999/2022-[номер]).
Принадлежащие административному истцу объекты недвижимого имущества расположены в нежилом здании с кадастровым номером [номер], которое имеет назначение «нежилое», наименование «учреждение», находящемся на земельном участке с кадастровым номером [номер], который имеет вид разрешенного использования «под здание».
В пункты 20978, 20979 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в пункты 21012, 21013 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год включены объект недвижимости с кадастровыми номерами: [номер] и [номер], однако указанные объекты недвижимости, включенные в названные пункты Приложений объекты недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), признаками не обладают. Включение данных объектов недвижимости в приложения неправомерно возлагает на административного истца, являющимся собственником нежилого помещения, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В отзыве на административное исковое заявление Министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] указало, что спорные объекты недвижимости с кадастровыми номерами [номер] и [номер] находятся в здании с кадастровым номером [номер], которое согласно сведениям ЕГРН имеет следующие характеристики: назначение – нежилое здание, наименование – учреждение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером [номер] вид разрешенного использования «под здание». Административным истцом предоставлены технические паспорта на спорные объекты недвижимости, составленные по состоянию на [дата], однако они не могут быть признаны надлежащими доказательствами, поскольку с [дата] для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов не предусмотрено действующим законодательством. Вместе с тем, в соответствии с документом технического учета, а именно техническим паспортом, составленным по состоянию на [дата], здание, расположенное по адресу: [адрес] имеет назначение «учреждение». Ответчик полагает, что помещения с кадастровыми номерами [номер] и [номер] были обоснованно включены в оспариваемые перечни, так как расположены в здании, которое согласно сведениям ЕГРН и документам технического учета предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, что соответствует требованиям ст. 378.2 НК РФ.
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО6 просил заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Учитывая изложенное, а также требования статьи 150 КАС РФ и положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора ФИО5, полагавшей необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от [дата] № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 НК РФ).
Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 401 НК РФ, признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании пунктов 1 статьи 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3 ст. 402 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 12 и пункту 2 статьи 399 НК РФ, представительному органу муниципального образования предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от [дата] № 307-ФЗ).
В ФИО2[адрес] принят Закон ФИО2[адрес] от [дата][номер]-З «О применении с [дата] на территории ФИО2[адрес] порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».
Статьей 1 данного Закона ФИО2[адрес] установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с [дата] на территории ФИО2[адрес] применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Впоследствии решением городской Думы [адрес] от [дата][номер] на территории [адрес] был установлен налог на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Пунктом 1 статьи 38 Устава ФИО2[адрес] предусмотрено, что Правительство ФИО2[адрес] является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.
Согласно постановлению Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер] «Об уполномоченном органе исполнительной власти ФИО2[адрес] по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер], от [дата][номер]) Министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] определено уполномоченным органом исполнительной власти ФИО2[адрес], в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес], утвержденного постановлением Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер], в том числе, издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п. 4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти ФИО2[адрес], а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства ФИО2[адрес] (п. 4.31).
Согласно статье 5 Закона ФИО2[адрес] от [дата][номер] «О нормативных актах ФИО2[адрес]», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят [адрес] и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят: 1) нормативные правовые акты [адрес]; 2) нормативные правовые акты [адрес]; 3) нормативные правовые акты [адрес]; 4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.
Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава ФИО2[адрес], Закона ФИО2[адрес] от [дата][номер]-З «О применении с [дата] на территории ФИО2[адрес] порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Закона ФИО2[адрес] от [дата][номер]-З «О нормативных правовых актах ФИО2[адрес]», Закона ФИО2[адрес] от [дата][номер]-З «О Правительстве ФИО2[адрес]», постановления Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер] «Об уполномоченном органе исполнительной власти ФИО2[адрес] по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер] «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», решения городской Думы [адрес] от [дата][номер] «О налоге на имущество физических лиц», суд приходит к выводу о том, что приказ от [дата][номер], приказ от [дата][номер], являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий ФИО2[адрес], так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие. Оспариваемые нормативные правовые акта были размещены на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства [дата], [дата] соответственно.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от [дата] № 401-ФЗ); 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (в ред. Федерального закона от [дата] № 401-ФЗ); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от [дата] № 401-ФЗ); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории ФИО2[адрес], осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от [дата][номер], определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: - земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (п.1.2.1); - земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (п. 1.2.2); - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5); - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от [дата] № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Таким образом, действующее законодательство разграничивают вид разрешенного использования земельных участков для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и виды разрешенного использования иных земельных участков.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником объектов недвижимости:
– нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, общей площадью 10, 20 кв.м., расположенное по адресу: ФИО2[адрес], район Советский, [адрес], пом. П 1 г, что подтверждается записью в ЕГРН от [дата][номер];
- нежилое помещение с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, общей площадью 213, 10 кв.м., расположенное по адресу: ФИО2[адрес], район Советский, [адрес], пом. П 1 д, что подтверждается записью в ЕГРН от [дата][номер]
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от [дата] № КУВИ-999/2022-975392.
Принадлежащие административному истцу объекты недвижимого имущества расположены в нежилом здании с кадастровым номером [номер], которое имеет назначение «нежилое», наименование «учреждение», находящемся на земельном участке с кадастровым номером [номер], который имеет вид разрешенного использования «под здание».
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от [дата][номер], действующего на момент постановке на кадастровый учет вышеуказанных земельных участков (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код. 1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (код 1.2.1); земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (код 1.2.2), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9) и др.).
Такой вид разрешенного использования земельного участка как «под здание» не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от [дата][номер], относится к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от [дата][номер], вступившим в силу [дата], утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков.
Приказом Минэкономразвития России от [дата][номер] «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанные земельные участки также не отнесены к земельным участкам, на которых возможно размещать офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В настоящее время действует приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от [дата] № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», которым вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Данный приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от [дата][номер] «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Приказ Минэкономразвития России от [дата][номер] утрачивает силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от [дата][номер], вступающего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – [дата]).
В пункты 20978, 20979 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в пункты 21012, 21013 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год включены объект недвижимости с кадастровыми номерами: [номер] и [номер], однако анализ изложенного указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в состав которого входят спорные объекты, не подпадает под критерии, установленные статьей 387.2 НК РФ, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего указанный объект недвижимости, не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Помимо вышеуказанного, из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база как кадастровая стоимость недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Постановлением Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер] утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, пунктом 4 которого предусмотрено, что уполномоченным органом по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях формирования Перечня и по определению Перечня в соответствии с постановлением Правительства ФИО2[адрес] от [дата][номер] «Об уполномоченном органе исполнительной власти ФИО2[адрес] по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 НК РФ» является министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] (далее – уполномоченный орган).
Уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение ФИО2[адрес] «Кадастровая оценка» (далее – Учреждение) для выявления объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с целью определения Перечня.
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка, используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости; документы технического учета (инвентаризации).
Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 01 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости ежеквартально.
В случае если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества подлежит обследованию в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
При условии соответствия вновь образованного объекта недвижимого имущества критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, уполномоченный орган: включает вновь образованный объект недвижимого имущества в Перечень на очередной налоговый период; ежеквартально направляет в Управление Федеральной налоговой службы по ФИО2[адрес] сведения о вновь образованных объектах недвижимого имущества для налогообложения в соответствии с пунктом 10 статьи 378.2 НК РФ (пункт 5 Порядка).
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – межведомственная комиссия); иные документы органов исполнительной власти ФИО2[адрес], органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО2[адрес], собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 6 Порядка).
Акт обследования объекта недвижимого имущества составляется по форме, утверждаемой уполномоченным органом, по результатам обследования объектов недвижимого имущества, проводимого Учреждением или уполномоченным органом в соответствии с утверждаемой уполномоченным органом Методикой определения доли площадей, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного обследования.
В целях подготовки к обследованию объекта недвижимого имущества используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), сведения, содержащиеся в открытых источниках информации.
При необходимости к проведению обследования привлекаются представители органов местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального или городского округа ФИО2[адрес].
В ходе обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте недвижимого имущества, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляется обследование. При необходимости проводятся соответствующие обмеры.
В случае если при проведении обследования объекта недвижимого имущества возникли обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества, обследование проводится на основании данных его внешнего визуального осмотра. В этом случае в акте обследования объекта недвижимого имущества указываются обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества.
При наличии признаков, которые свидетельствуют об использовании указанного объекта недвижимости для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт обследования объекта недвижимого имущества составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением соответствующих фотоматериалов (пункт 7 Порядка).
Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости на момент их включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 годы, не проводились. Вышеуказанные объекты недвижимости были включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021, 2022 годы только на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (по совокупности сведений об объекте капитального строительства).
Согласно выписке от [дата] № КУВИ-001/2022-[номер] из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером [номер] имеет назначение: «нежилое», наименование: «помещение», площадью 10, 20 кв.м., номер, тип этажа: этаж [номер] (ФИО7 1 г).
В экспликации к плану помещения, содержащейся в техническом паспорте нежилого помещения, назначение нежилого «ФИО71г» указано как «кладовка».
Согласно выписке от [дата] № КУВИ-001/2022-[номер] из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером [номер] имеет назначение: «нежилое», наименование: «помещение», площадью 213, 10 кв.м., номер, тип этажа: этаж [номер](ФИО71д).
Согласно экспликации к плану, содержащейся в техническом паспорте нежилого помещения, помещение нежилое «ФИО7 1 д» состоит из частей, назначение которых указано как «коридор», «кабинет».
Согласно выписке от [дата] № КУВИ-001/2022-[номер] из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером [номер] имеет назначение: «нежилое», наименование: «учреждение», площадью 4 814, 50 кв.м., количество этажей: 9, в том числе подземных: 1.
Таким образом, из представленных документов не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловым или торговым центром (комплексом), назначение нежилых помещений в нём не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, что также подтверждается фотоматериалами, предоставленными административными истцами.
Суд полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие, что применительно к требованиям статьи 378.2 НК РФ спорные объекты недвижимости на момент утверждения и действия Перечней 2021-2022 годы по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также исходя из его фактического использования являлся административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), а равно был предназначен для использования и (или) фактически использовался в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения объектов офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что имеющееся в Едином государственном реестре недвижимости, в документах технического учета (инвентаризации) назначение и наименование спорных объектов недвижимости не позволяет признать их соответствующими признакам, указанным в статье 378.2 НК РФ.
Доказательства с достоверностью подтверждающие тот факт, что спорные объекты недвижимого имущества используется административным истцом в качестве объекта недвижимости торгового, бытового, офисного назначения либо объекта общественного питания, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено.
Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные объекты недвижимости не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и, следовательно, не подлежал включению в Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 годы.
Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечни, административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия оспариваемых нормативных правовых актов или их части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пункты 20978, 20979 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер]; пункты 21012, 21013 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер], не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, а пункты 20978, 20979 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер]; пункты 21012, 21013 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер] – признанию недействующими.
Определяя дату, с которой пункты 20978,20979 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер]; пункты 21012, 21013 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер], подлежат признанию недействующими, суд, исходя из положений статьи 383 НК РФ, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2021, 2022 годы соответственно), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 КАС РФ), должно быть достигнуто путем признания их недействующими со дня принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес], суд считает возможным возложить на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес].
Помимо указанного, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 215 КАС РФ, суд считает возможным, исходя из конкретных обстоятельств административного дела, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] обязанность в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по ФИО2[адрес].
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1, удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 20978, 20979 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер].
Признать недействующими со дня принятия пункты 21012, 21013 раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] от [дата][номер].
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес].
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений ФИО2[адрес] в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по ФИО2[адрес].
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через ФИО2 областной суд.
Судья областного суда А.М. Жилкин
Решение в окончательной форме принято [дата].
Судья областного суда А.М. Жилкин