ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-938/20 от 03.11.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 3 ноября 2020 г.

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

при секретаре Татариновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лютиковой Т.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельного участка в размере рыночной,

УСТАНОВИЛ:

Лютикова Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением указав, что является собственником:

1) земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов;

2) объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое здание;

3) объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое здание;

4) объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое здание.

Установленная кадастровая стоимость объектов капитального строительства и земельного участка значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в отчетах об оценке.

Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанного выше объектов капитального строительства и земельного участка в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости и восстановить срок обращения в суд для пересмотра кадастровой стоимости.

Определением судьи Оренбургского областного суда от 23 сентября 2020 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.

Административный истец Лютикова Т.А., представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Управления Росреестра по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, заинтересованного лица администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, заинтересованное лицо Самойлов Д.А. в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного объекта по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012г. № 1122-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, входящих в территорию Оренбургской области, по состоянию на 1 января 2012 г.

Из материалов дела следует, что Лютикова Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13 марта 2020 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13 марта 2020 г. кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 г. определена в размере 20 000 000 рублей.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 сентября 2012г. № 840-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Оренбургской области.

Из материалов дела следует, что Лютикова Т.А. является собственником объектов капитального строительства:

с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес) назначение: нежилое здание, стоимость которого по состоянию на 3 ноября 2011 г. установлена в размере 1 586 480 рублей;

с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое здание, стоимость которого по состоянию на 16 января 2014 г. установлена в размере 3 592 017,35 рублей;

с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое здание, стоимость которого по состоянию на 16 января 2014 г. установлена в размере 2 411 534,75 рубля,

что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости объекта капитального строительства и земельного участка на их рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости и законность нормативных актов об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости:

земельного участка с кадастровым номером внесены в ЕГРН 12 сентября 2014 г., кадастровая стоимость рассчитана по состоянию на 1 января 2012 г.;

объекта капитального строительства с кадастровым номером внесены в ЕГРН 4 ноября 2012 г., кадастровая стоимость рассчитана по состоянию на 3 ноября 2011 г.;

объекта капитального строительства с кадастровым номером внесены в ЕГРН 16 января 2014 г., кадастровая стоимость рассчитана по состоянию на 16 января 2014 г.;

объекта капитального строительства с кадастровым номером внесены в ЕГРН 15 февраля 2014 г., кадастровая стоимость рассчитана по состоянию на 16 января 2014 г.;

Установленная кадастровая стоимость в отношении объектов недвижимости является актуальной и применяется в том числе для целей налогообложения в соответствии с нормами, установленными земельным и гражданским законодательством в Российской Федерации.

Учитывая, что на момент обращения Лютиковой Т.А. суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить пропущенный срок подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поскольку установленная кадастровая стоимость объектов капитального строительства и земельного участка применяется для целей налогообложения.

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложены отчеты:

1) от (дата) об оценке рыночной стоимости, выполненный оценщиком *** которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 6 818 000 рублей;

2) от (дата) об оценке рыночной стоимости, выполненный оценщиком *** которым рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером по состоянию на 3 ноября 2011 г. составляет 756 300 рублей;

3) от (дата) об оценке рыночной стоимости, выполненный оценщиком *** которым рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером по состоянию на 16 января 2014 г. составляет 1 227 900 рублей;

4) от (дата) об оценке рыночной стоимости, выполненный оценщиком *** которым рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером по состоянию на 16 января 2014 г. составляет 1 001 700 рублей.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость объектов капитального строительства и земельного участка существенно отличается от их рыночной стоимости.

Представленные административным истцом отчеты никем не оспорены. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчетах, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. С их стороны ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.

Отчёты составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов капитального строительства и земельного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

При определении рыночной стоимости оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка объектов капитального строительства и земельного участка в Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив отчеты об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства и земельного участка по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в них выводами.

Существенное завышение кадастровой стоимости объекта капитального строительства и земельного участка над их рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость объекта капитального строительства и земельного участка определена на дату определения их кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку Лютикова Т.А. обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 22 сентября 2020 г., датой подачи заявления следует считать 22 сентября 2020 г.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Лютиковой Т.А. об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельного участка в размере рыночной – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 6 818 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое здание, равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 ноября 2011 г. в размере 756 300 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое здание, равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 января 2014 г. в размере 1 227 900 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое здание, равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 января 2014 г. в размере 1 001 700 рублей.

Датой подачи заявления считать 22 сентября 2020 г.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда И.Ф. Селютина

В окончательной форме решение изготовлено 6 ноября 2020 г.

Судья Оренбургского

областного суда И.Ф. Селютина