ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-938/20 от 10.11.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-938/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 10 ноября 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Кравцовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Литвинова Сергея Альбертовича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

Литвинов С.А. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес>: с кадастровым , площадью 1004+/-11,09 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 342 745,52 руб.; с кадастровым , площадью 1024+/-11,20 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 349 573,12 руб.; с кадастровым , площадью 1038+/-11,28 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 354 352,44 руб.; с кадастровым , площадью 1063+/-11,41 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 362 886,94 руб.; с кадастровым , площадью 1050+/-11,34 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 358 449 руб.; с кадастровым , площадью 1038+/-11,28 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 354 352,44 руб.; с кадастровым , площадью 1033+/-11,25 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 352 645,54 руб.; с кадастровым номером , площадью 1021+/-11,18 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 348 548,98 руб.; с кадастровым , площадью 1987+/-9,25 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 678 322,06 руб.; с кадастровым , площадью 1212+/-27,51 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 413 752,56 руб.; с кадастровым , площадью 1771+/-8,47 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 544 125,58 руб.; с кадастровым , площадью 1017+/-11,16 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 347 183,46 руб.; с кадастровым , площадью 1006+/-11,10 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 343 428,28 руб.; с кадастровым , площадью 1013+/-11,14 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 345 817,94 руб.; с кадастровым , площадью 1002+/-11,08 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 342 062,76 руб.; с кадастровым , площадью 6189+/-27,53 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 2 112 800,82 руб.; с кадастровым , площадью 3096+/-19,48 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 1 056 912,48 руб.; с кадастровым , площадью 1578+/-8,04 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 538 697,64 руб.; с кадастровым , площадью 1680+/-8,21 кв.м., кадастровая стоимость которого составляет 573 518,40 руб., в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года и на 18 февраля 2020 года, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав административного истца как плательщика налога.

Просит установить кадастровую стоимость земельных участков, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости: с кадастровым , площадью 1004+/-11,09 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 121,56 руб.; с кадастровым , площадью 1024+/-11,20 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 59 279,36 руб.; с кадастровым , площадью 1038+/-11,28 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 60 089,82 руб.; с кадастровым , площадью 1063+/-11,41 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 61 537,07 руб.; с кадастровым , площадью 1050+/-11,34 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 60 784,50 руб.; с кадастровым , площадью 1038+/-11,28 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 60 089,82 руб.; с кадастровым , площадью 1033+/-11,25 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 59 800,37 руб.; с кадастровым , площадью 1021+/-11,18 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 59 105,69 руб.; с кадастровым , площадью 1987+/-9,25 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 108 688,90 руб.; с кадастровым площадью 1212+/-27,51 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 70 162,68 руб.; с кадастровым , площадью 1771+/-8,47 кв.м., по состоянию на 18 февраля 2020 года в размере 155 263,57 руб.; с кадастровым , площадью 1017+/-11,16 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 874,13 руб.; с кадастровым , площадью 1006+/-11,10 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 237,34 руб.; с кадастровым , площадью 1013+/-11,14 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 642,57 руб.; с кадастровым , площадью 1002+/-11,08 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 005,78 руб.; с кадастровым , площадью 6189+/-27,53 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 309 078,66 руб.; с кадастровым , площадью 3096+/-19,48 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 168 639,12 руб.; с кадастровым , площадью 1578+/-8,04 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 86 316,60 руб.; с кадастровым , площадью 1680+/-8,21 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года в размере 91 896 руб.

Административный истец Литвинов С.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял. В ходатайстве от 06 июля 2020 года просит рассматривать административное дело в его отсутствие с участием представителя по доверенности, указав, что административные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного истца Литвинова С.А. Киндиров А.С. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении от 09 ноября 2020 года просит рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что административные исковые требования, с учетом проведенной по делу экспертизы, поддерживает в полном объеме.

Административные ответчики - управление имущественных отношений Брянской области, управление Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области и заинтересованные лица – администрация Брянского муниципального района Брянской области, Отрадненская сельская администрация о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители указанных органов в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

Из отзыва от 03 июля 2020 года представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Андрияновой Д.В. следует, что управление имущественных отношений Брянской области возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере их рыночной стоимости не оспаривает.

В ходатайстве от 06 ноября 2020 года представитель управления Росреестра по Брянской области Ланцева Ю.В. просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В ранее представленных возражениях на административное исковое заявление от 21 июля 2020 года представителем административного ответчика управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевской Н.С. указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается управлением Росреестра по Брянской области, а также не оспаривается представленный административным истцом в качестве доказательства отчет об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Управление Росреестра по Брянской области административные исковые требования в части привлечения в качестве административного ответчика не признает, поскольку как регистрирующий орган, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает.

В отзыве от 03 июля 2020 года представитель административного ответчика – ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Андриянова Д.В. просит отказать в удовлетворении заявленных требований административного истца, указав, что полученный рыночным оценщиком результат рыночной стоимости спорных земельных участков не соответствует действительности, объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости.

Из отзыва от 06 июля 2020 года заместителя директора ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области Жензировой О.В. следует, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении объектов недвижимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости.

В ходатайстве от 09 ноября 2020 года представитель администрации Брянского района Исаченко Е.Н. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, против удовлетворения заявленных требований возражает. Согласно отзыву представителя администрации Брянского района Исаченко Е.Н. от 15 июля 2020 года, администрация Брянского района возражает против удовлетворения исковых требований, т.к. указанное снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости является существенным. В то же время, значительное снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, особенно если они используются для предпринимательской деятельности, может существенно повлиять на размер налоговых доходов местного бюджета.

В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Литвинова С.А. и его представителя Киндирова А.С., представителей административных ответчиков - управления имущественных отношений Брянской области, управления Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области и заинтересованных лиц – администрации Брянского муниципального района Брянской области, Отрадненской сельской администрации.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

В силу требований части 7 статьи 22 и пункта 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.

Как следует из материалов дела, Литвинов С.А. является собственником земельных участков: <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес>.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 апреля 2020 года № 32/ИСХ/20-134676, № 32/ИСХ/20-134670, № 32/ИСХ/20-134665, № 32/ИСХ/20-135011, № 32/ИСХ/20-134754, № 32/ИСХ/20-134745, № 32/ИСХ/20-134734, №32/ИСХ/20-134732, № 32/ИСХ/20-134748, № 32/ИСХ/20-134679, № 32/ИСХ/20-134756, № 32/ИСХ/20-134742, № 32/ИСХ/20-135010, № 32/ИСХ/20-134672, №32/ИСХ/20-135007, № 32/ИСХ/20-134751, № 32/ИСХ/20-134761, № 32/ИСХ/20-134667, № 32/ИСХ/20-134738 по состоянию на 22 апреля 2020 года кадастровая стоимость земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, составляет: с кадастровым – 342 745,52 руб.; с кадастровым – 349 573,12 руб.; с кадастровым – 354 352,44 руб.; с кадастровым – 362 886,94 руб.; с кадастровым – 358 449 руб.; с кадастровым – 354 352,44 руб.; с кадастровым – 352 645,54 руб.; с кадастровым - 348 548,98 руб.; с кадастровым – 678 322,06 руб.; с кадастровым – 413 752,56 руб.; с кадастровым – 544 125,58 руб.; с кадастровым – 347 183,46 руб.; с кадастровым – 343 428,28 руб.; с кадастровым – 345 817,94 руб.; с кадастровым – 342 062,76 руб.; с кадастровым – 2 112 800,82 руб.; с кадастровым – 1 056 912,48 руб.; с кадастровым – 538 697,64 руб.; с кадастровым – 573 518,40 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости (кроме объекта с кадастровым – 28 января 2020 года, объекта с кадастровым – 04 марта 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) объектов недвижимости (кроме объекта с кадастровым ) – 01 января 2019 года, объекта с кадастровым – 18 февраля 2020 года. Дата начала применения кадастровой стоимости (кроме объекта с кадастровым ) – 01 января 2020 года, объекта с кадастровым – 18 февраля 2020 года.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца Литвинова С.А., как собственника указанных земельных участков, затронуты результатами определения их кадастровой стоимости и административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении данных земельных участков рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Административный истец Литвинов С.А., оспаривая кадастровую стоимость спорных земельных участков, в обоснование заявленных требований представил отчет об оценке от 12 мая 2020 года №007985/20/233/01, выполненный ИП ФИО1, согласно которому рыночная стоимость земельных участков, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес>, составляет: с кадастровым , площадью 1004+/-11,09 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 58 121,56 руб.; с кадастровым , площадью 1024+/-11,20 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 59 279,36 руб.; с кадастровым , площадью 1038+/-11,28 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 60 089,82 руб.; с кадастровым , площадью 1063+/-11,41 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 61 537,07 руб.; с кадастровым , площадью 1050+/-11,34 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 60 784,50 руб.; с кадастровым , площадью 1038+/-11,28 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 60 089,82 руб.; с кадастровым номером , площадью 1033+/-11,25 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 59 800,37 руб.; с кадастровым , площадью 1021+/-11,18 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 59 105,69 руб.; с кадастровым , площадью 1987+/-9,25 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 108 688,90 руб.; с кадастровым , площадью 1212+/-27,51 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 70 162,68 руб.; с кадастровым , площадью 1771+/-8,47 кв.м., по состоянию на 18 февраля 2020 года - 155 263,57 руб.; с кадастровым , площадью 1017+/-11,16 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 58 874,13 руб.; с кадастровым , площадью 1006+/-11,10 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 58 237,34 руб.; с кадастровым номером , площадью 1013+/-11,14 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 58 642,57 руб.; с кадастровым , площадью 1002+/-11,08 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 58 005,78 руб.; с кадастровым , площадью 6189+/-27,53 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 309 078,66 руб.; с кадастровым , площадью 3096+/-19,48 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 168 639,12 руб.; с кадастровым , площадью 1578+/-8,04 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 86 316,60 руб.; с кадастровым , площадью 1680+/-8,21 кв.м., по состоянию на 01 января 2019 года - 91 896 руб.

В ходе рассмотрения дела, учитывая возражения представителя административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» на административный иск, по ходатайству представителя административного истца Киндирова А.С. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой поручено экспертам ООО «Брянский центр оценки и экспертизы».

Согласно заключению эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2 от 02 октября 2020 года № 01-195/Э-2020 в результате экспертизы отчета об оценке нарушение законодательства в области оценочной деятельности, а также технических ошибок, которые способны повлиять на итоговый результат рыночной стоимости объектов оценки, не выявлено. Отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Оценивая указанное заключение эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2 от 02 октября 2020 года № 01-195/Э-2020 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО2 является членом саморегулируемой организации Региональной Ассоциации Оценщиков и имеет право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.

Административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, не представлено.

Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости спорных объектов, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 12 мая 2020 года №007985/20/233/01, выполненный ИП ФИО1, и заключение эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2 от 02 октября 2020 года № 01-195/Э-2020 отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Литвинова С.А. и установлении кадастровой стоимости: земельного участка с кадастровым площадью 1004+/-11,09 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 121,56 руб.; земельного участка с кадастровым номером , площадью 1024+/-11,20 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 59 279,36 руб.; земельного участка с кадастровым , площадью 1038+/-11,28 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 60 089, 82 руб.; земельного участка с кадастровым , площадью 1063+/-11,41 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 61 537, 07 руб., земельного участка с кадастровым , площадью 1050+/-11,34 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 60 784,50 руб.; земельного участка с кадастровым , площадью 1038+/-11,28 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 60 089,82 руб.; земельного участка с кадастровым , площадью 1033+/-11,25 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 59 800,37 руб., земельного участка с кадастровым , площадью 1021+/-11,18 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 59 105, 69 руб.; земельного участка с кадастровым , площадью 1987+/-9,25 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 108 688,90 руб.; земельного участка с кадастровым , площадью 1212+/-27,51 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 70 162,68 руб.; земельного участка с кадастровым номером площадью 1771+/-8,47 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 февраля 2020 года в размере 155 263,57 руб.; земельного участка с кадастровым , площадью 1017+/-11,16 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 874,13 руб.; земельного участка с кадастровым , площадью 1006+/-11,10 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 237, 34 руб.; земельного участка с кадастровым , площадью 1013+/-11,14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 642,57 руб.; земельного участка с кадастровым , площадью 1002+/-11,08 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 005,78 руб.; земельного участка с кадастровым , площадью 6189+/-27,53 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 309 078,66 руб.; земельного участка с кадастровым , площадью 3096+/-19,48 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 168 639,12 руб.; земельного участка с кадастровым площадью 1578+/-8,04 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 86 316,60 руб.; земельного участка с кадастровым , площадью 1680+/-8,21 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 91 896,00 руб.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Согласно статье 17 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление об оспаривании).

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как следует из материалов административного дела, Литвинов С.А. обратился в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости 03 июня 2020 года ( том 1 л.д.253).

Таким образом, датой подачи Литвиновым С.А. заявления об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере рыночной стоимости следует считать 03 июня 2020 года, т.е. дату его обращения в суд.

С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Доводы, изложенные в возражениях представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о том, что управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (управление Росреестра по Брянской области).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Литвинова Сергея Альбертовича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1004+/-11,09 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 121,56 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым площадью 1024+/-11,20 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 59 279,36 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1038+/-11,28 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 60 089, 82 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1063+/-11,41 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 61 537, 07 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1050+/-11,34 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 60 784,50 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым площадью 1038+/-11,28 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 60 089,82 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1033+/-11,25 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 59 800,37 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1021+/-11,18 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 59 105, 69 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1987+/-9,25 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 108 688,90 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1212+/-27,51 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 70 162,68 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1771+/-8,47 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 февраля 2020 года в размере 155 263,57 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым площадью 1017+/-11,16 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 874,13 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1006+/-11,10 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 237, 34 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1013+/-11,14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 642,57 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1002+/-11,08 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 58 005,78 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 6189+/-27,53 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 309 078,66 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым площадью 3096+/-19,48 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 168 639,12 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1578+/-8,04 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 86 316,60 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 1680+/-8,21 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 91 896,00 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 03 июня 2020 года – дату обращения Литвинова С.А. с настоящим административным иском в суд.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская