РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 июля 2021 года г. Красногорск Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Смышляевой О.В., при секретаре Белохвостиковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-938/2021 по административному исковому заявлению Московского межрегионального транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского округа ФИО1 Московской области о признании недействующим в части нормативно-правового акта со дня вступления в силу решения суда, УСТАНОВИЛ: Московский межрегиональный транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Московский областной суд с иском к Совету депутатов городского округа ФИО1 Московской области о признании со дня вступления решения суда в законную силу недействующими п. 10 ст. 63в части слов «перроны и площади железнодорожных вокзаловп. 8 ст. 61, п.п. «и» п. 1 ст. 63 в части слов «Железных дорог» Правил благоустройства территории городского округа ФИО1 Московской области, утвержденныхрешением Совета депутатов городского округа ФИО1 Московской области от 28 октября 2020 года №149/33. В обоснование требований указал, что данный нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует федеральному законодательству и подлежит изменению. По мнению прокурора у муниципалитета отсутствуют полномочия по регулированию вопросов, связанных с содержанием земель федерального железнодорожного транспорта, железнодорожных путей и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенных на земельных участках, являющихся федеральной собственностью. В нарушение норм федерального законодательства Советом депутатов в п. 10 ст. 63, п. 8 ст. 61, п.п. «и» п. 1 ст. 63 утверждены Правил благоустройства территории городского округа ФИО1 Московской области, утвержденныхрешением Совета депутатов городского округа ФИО1 Московской области от 28 октября 2020 года №149/33. Правил благоустройства фактически установлены требования, предусматривающие порядок содержания инфраструктурыжелезнодорожного транспорта, в том числе находящихся в федеральной собственности. За несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, за ненадлежащее состояние и содержание дорог, подъездных путей, объектов, находящихся в полосе отвода (отчуждения) автомобильных и железных дорог, установлена административная ответственность. Полоса отвода железных дорог на основании соответствующих договоров аренды передана в пользование ОАО «РЖД», которое также является владельцем ряда объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Кроме того, отдельные объекты железнодорожной транспортной инфраструктуры могут находиться на муниципальных землях и в собственности или на ином праве у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В целях приведения нормативного правового акта в соответствие с требованиями федерального законодательства Московско-Смоленской транспортной прокуратурой 29.03.2021 на Правила благоустройства (в части) принесен протест, который решением Совета депутатов от 31.03.2021 отклонён в оспариваемой части. На основании изложенного, полагая, что существует реальная угроза нарушения прав и Законных интересов Российской Федерации, владельцев транспортнойинфраструктуры, в том числе путем привлечения хозяйствующих субъектов за несоблюдение оспариваемых положений Правил благоустройства к административной ответственности, истец просил иск удовлетворить. В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, извещен надлежащим образом. Представитель административного ответчикаСовет депутатов городского округа Московской областиФИО1 в судебном заседании против удовлетворения требований возражал. Указал, что нарушений федерального законодательства не допущено, поскольку положения оспариваемого решения дублируют нормы Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014- ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области». Оспариваемые правила приняты в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления. Представитель заинтересованного лица АОА «РЖД» в судебном заседании требования прокурора поддержал. Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом. Заслушав пояснения представителя административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела,суд приходит к следующим выводам. Судом установлено и следует из материалов дела, чтоРешением Совета депутатов округа ФИО1 Московской области от 28.10.2020 № 149/33 утверждены Правила благоустройства территории городского округа ФИО1 Московской области. Правила благоустройства вступили в законную силу 12.11.2020 с Момента опубликования в газете «Спутник» и действуют в настоящее время. Нарушений процедуры принятия оспариваемых решений не имеется, порядок принятия соблюден, решение опубликовано в установленном порядке. Сторонами процедура принятия оспариваемого нормативного акта не оспаривалась. Пунктом 10 статьи 60 (абзац 1) Правил благоустройства закреплено, что с началом снегопада в первую очередь противогололедными средствами обрабатываются перроны и площади железнодорожных вокзалов, которые относятся к местам массового пребывания граждан. Пунктом 8 статьи 61 Правил благоустройства установлено, что высота травяного покрова в полосе отвода железных дорог не должна превышать 20 см. Подпунктом «и» пункта 1 статьи 63 Правил благоустройства на владельцев железных дорог органом местной власти возложены обязанности по содержанию зеленых насаждений, расположенных в пределах полосы отвода железных дорог. В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым федеральным законодательством отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа. В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. При этом законодательный орган местного самоуправления, утверждая правила благоустройства территории городского округа и решая вопросы местного значения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Необходимость принятия нормативного правового акта в соответствии с компетенцией, отсутствия в нем неопределенных, обременительных требований к гражданам и организациям предусмотрена также ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Согласно пунктам 4 и 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые, в том числе федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности. В силу п. 5 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О Железнодорожном транспорте в Российской Федерации» правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки, в частности, для размещения железнодорожных путей и установления полос отвода. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации. Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 № 611. Пунктом 4 Правил предусмотрено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана, среди прочего, не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; не допускать в местах расположения инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а в местах расположения водопроводных, канализационных сетей и водозаборных сооружений - проведение сельскохозяйственных работ; не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древеснокустарниковой растительности; не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов. Кроме этого, в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 3 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного приказом Министерства путей сообщения от 15.05.1999, содержание полосы отвода должно соответствовать градостроительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным требованиям, устанавливаемым Нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Требования, предъявляемые к содержанию полосы отводадля обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта, установлены Разделом 2 названного Положения. Пунктом 5 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2007 №18, установлено, что с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ в том числе по обеспечению содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии. Подпунктом 2 пункта 1 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2015 года N 237 определено, что названные Условия устанавливают требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним. В силу статей 9, 22.1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное свидетельствует о том, что полномочий для регулирования вопросов, связанных с содержанием земель железнодорожного транспорта, железнодорожных путей и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта у ответчика не имелось, поскольку эти вопросы составляют предмет ведения Российской Федерации и нашли свое разрешение на федеральном уровне. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установленные в оспариваемых пунктах Правил благоустройства запреты и требования допускают их неоднозначное толкование в целях определения лиц, ответственных за их выполнение. Довод административного ответчика о том, что положения оспариваемого решения дублируют нормы Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014- ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», судом не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны не неверном толковании норм права. Так в силу ст. 2 Закона Московской области, регулируются отношения, связанные с благоустройством отдельных объектов благоустройства Московской области, поскольку иное не установлено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. В той части, в которой Закон Московской области распространяет свое действие на отношения, регулирование которых осуществляется федеральным законодательством, положения Закона применению не подлежат. Принимаемые органами местного самоуправления Московской области правовые акты в сфере благоустройства не могут противоречить положениям Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Московской области. Таким образом, установленные в Законе Московской области нормы, регламентирующие порядок благоустройства отдельных объектов, расположенных на территории Московской области, применяются в том случае, если иное не установлено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РЕШИЛ: административное исковое заявление Московского межрегионального транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского округа ФИО1 Московской области о признании недействующим в части решения Совета депутатов городского округа ФИО1 Московской области от 28 октября 2020 года №149/33 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа ФИО1 Московской области» в части со дня вступления в силу решения суда удовлетворить. Признать со дня вступления решения суда в законную силу недействующим п. 10 ст. 60 (абзац 1) в части слов «перроны и площади железнодорожных вокзалов», п. 8 ст. 61, п.п. «и» п. 1 ст. 63 в части слов «Железных дорог» Правил благоустройства территории городского округа ФИО1 Московской области, утвержденныхрешением Совета депутатов городского округа ФИО1 Московской области от 28 октября 2020 года №149/33. Сообщение о принятии данного решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Совета депутатов городского округа ФИО1 Московской области, в котором были опубликованы оспоренные положения нормативного правового акта. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме Судья О.В. Смышляева Дата изготовления решения – 06.08.2021 |