ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-93/18 от 27.09.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а- 93/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2018 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Жуковой М.В.,

с участием:

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А.,

представителя административного ответчика Правительства Забайкальского края Кулябина А.Н.,

представителя заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Забайкальского края Алексеевской С.Н.,

представителя заинтересованного лица Министерства финансов Забайкальского края Лосевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края государственной поддержки в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Забайкальского края на поддержку растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края № 64 от 16 февраля 2017 года, в части слов «зарегистрированные» и «зарегистрированным» соответственно (подпункт 1 пункта 4, пункт 10), в части применения в формуле расчета размера субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства для сельхозтоваропроизводителей коэффициента специализации товаропроизводителя, имеющего поголовье сельскохозяйственных животных по состоянию на 1 января текущего года, коэффициента сохранности поголовья сельскохозяйственных животных у сельскохозяйственного товаропроизводителя (пункты 1, 2 Приложения № 1, строки 2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4., 2.4.1., 2.4.2, 2.4.3, 3, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.2 таблицы Приложения № 4(1)),

установил:

постановлением Правительства Забайкальского края № 64 от 16 февраля 2017 года утвержден Порядок предоставления из бюджета Забайкальского края государственной поддержки в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Забайкальского края на поддержку растениеводства.

Поименованный нормативный правовой акт опубликован 21 февраля 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Согласно подпункту 1 пункта 4 указанного порядка получателями субсидий в рамках настоящего Порядка являются сельскохозяйственные товаропроизводители, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), и, в числе прочего, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Забайкальского края.

В соответствии с пунктом 10 Порядка расчет размера субсидий из краевого бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Забайкальского края, на поддержку отрасли растениеводства осуществляется в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку, при этом в случае предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на приграничных территориях Забайкальского края, размер субсидии увеличивается на коэффициент, равный 1,1.

Пунктами 1, 2 Приложения № 1 к данному Порядку установлено применение коэффициента специализации товаропроизводителя, имеющего поголовье сельскохозяйственных животных по состоянию на 1 января текущего года, и коэффициента сохранности поголовья сельскохозяйственных животных у сельскохозяйственного товаропроизводителя при определении размера субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства для i-го сельскохозяйственного товаропроизводителя (Рi) за счет средств федерального бюджета и бюджета Забайкальского края, предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год, а также субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства для i-го сельскохозяйственного товаропроизводителя (Рi) за счет средств бюджета Забайкальского края, предусмотренных в бюджете Забайкальского края по мероприятию «оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в целях выполнения показателей результативности», в расчете на 1 гектар фактической посевной площади предыдущего года, занятой зерновыми и зернобобовыми, кормовыми сельскохозяйственными культурами, картофелем и овощами открытого и защищенного грунта.

Коэффициенты для расчета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства непосредственно установлены Приложением № 4 (1) к Порядку в строках 2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4., 2.4.1., 2.4.2, 2.4.3, 3, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.2 таблицы.

Первый заместитель прокурора Забайкальского края обратился в интересах неопределенного круга лиц в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных выше положений, указывая на их несоответствие действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу. Так, оспариваемыми нормами предусмотрено применение в расчете размера субсидии, финансируемой в значительной части за счет средств федерального бюджета, повышающих коэффициентов, касающихся сферы животноводства (коэффициент специализации товаропроизводителя, имеющего поголовье сельскохозяйственных животных по состоянию на 1 января текущего года, коэффициент сохранности поголовья сельскохозяйственных животных у сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусмотренные пунктами 1, 2 Приложения № 1, строками 2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4., 2.4.1., 2.4.2, 2.4.3, 3, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.2 таблицы Приложения № 4(1) к Порядку), которые не предусмотрены Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717, а именно Приложением № 7 к Программе, установившим Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Применение при расчете размера субсидии данных повышающих коэффициентов ставит сельхозтоваропроизводителей Забайкальского края, занимающихся исключительно растениеводством, в неравные, дискриминационные условия по отношению к сельхозтоваропроизводителям, совмещающим деятельность в области растениеводства с животноводством, что может привести к ограничению конкуренции на рынке растениеводческой продукции Забайкальского края.

Кроме того, установленное подпунктом 1 пункта 4 Порядка ограничение по определению получателей субсидии в части слов «зарегистрированные на территории Забайкальского края» не соответствует положениям части 1 статьи 3 Закона № 264-ФЗ, Государственной программе, препятствует допуску юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не зарегистрированных на территории Забайкальского края, в процедуре отбора в качестве получателей субсидий, является формальным основанием для отказа в предоставлении субсидий без оценки указанных лиц и представленных ими документов на предмет соответствия категориям и (или) критериям отбора получателей субсидий, целям, условиям и порядку предоставления субсидий.

Аналогичная позиция изложена в отношении пункта 10 указанного Порядка, устанавливающего в качестве условия для увеличения размера субсидии на коэффициент, равный 1,1, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность на приграничных территориях Забайкальского края, их регистрацию на названных территориях.

С учетом уточнений и дополнений, заместитель прокурора Забайкальского края просит признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 1 пункта 4 и пункт 10 Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края государственной поддержки в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Забайкальского края на поддержку растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края № 64 от 16 февраля 2017 года, в части слов «зарегистрированные» и «зарегистрированным» сответственно, пункты 1, 2 Приложения № 1 к указанному Порядку в части применения в формуле расчета размера субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства для сельхозтоваропроизводителей повышающих коэффициентов – коэффициента специализации товаропроизводителя, имеющего поголовье сельскохозяйственных животных по состоянию на 1 января текущего года, коэффициента сохранности поголовья сельскохозяйственных животных у сельскохозяйственного товаропроизводителя, строки 2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4., 2.4.1., 2.4.2, 2.4.3, 3, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.2 таблицы Приложения № 4(1) к указанному Порядку.

Представитель административного ответчика Правительства Забайкальского края Кулябин А.Н. представил возражения и дополнения к ним, в которых указал на правомерное самостоятельное определение Правительством Забайкальского края порядка и условий предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям из бюджета Забайкальского края, в том числе порядка определения размера субсидии, требований к сельскохозяйственному товаропроизводителю для получения субсидии. Требование к сельскохозяйственному товаропроизводителю о регистрации на территории Забайкальского края не влечет никаких негативных последствий для конкурентной среды на товарном рынке, как и дополнительный критерий о регистрации на приграничных территориях Забайкальского края. Применение понижающих и (или) повышающих коэффициентов способствует заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в необходимости проведения всего комплекса агротехнологических работ, повышению уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышению плодородия и качества почв. Введение коэффициентов специализации и сохранности поголовья животных мотивирует сельскохозяйственных товаропроизводителей к улучшению качества кормовой базы и снижению зависимости от погодных явлений, обеспечит сохранение отрасли животноводства.

Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Забайкальского края Алексеевская С.Н. представила возражения на административное исковое заявление, в которых указала на отсутствие в законодательстве запрета на установление такого условия предоставления субсидии как регистрация получателя субсидии на территории либо части территории субъекта Российской Федерации, из бюджета которого планируется предоставление субсидии. По мнению представителя заинтересованного лица, введение повышающих коэффициентов специализации сельхозтоваропроизводителей и сохранности поголовья животных способствует заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в необходимости проведения всего комплекса агротехнологических работ, повышению уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышению плодородия и качества почв, улучшению качества кормовой базы, снижению зависимости от погодных явлений, что в целом обеспечит сохранение отрасли животноводства. Целью эффективной государственной поддержки является не просто распределение субсидий в пропорциональном отношении, а стимулирование сельскохозяйственных производителей как хозяйствующих субъектов к рентабельному ведению производственной деятельности.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Забайкальского края Лосева М.Н. в письменных возражениях полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия, не содержит дискриминационных условий и иных положений, которые могут привести к ограничению конкуренции. Требование о регистрации организации на территории Забайкальского края является общим критерием, соответствует положениям статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предметом регулирования Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края государственной поддержки в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Забайкальского края на поддержку растениеводства являются отношения в области реализации права на получение сельскохозяйственными товаропроизводителями государственной поддержки из средств бюджета Забайкальского края в форме субсидий, не противоречит федеральному законодательству, является мерой бюджетной поддержки тем сельскохозяйственным товаропроизводителям, производственная деятельность которых имеет особое значение для Забайкальского края. Условие наличия регистрации на приграничных территориях Забайкальского края, содержащееся в пункте 10 Порядка, также установлено в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и не противоречит Федеральному законодательству.

В судебном заседании прокурор прокуратуры Забайкальского края Чадова Е.А. требования, изложенные в административном исковом заявлении с учетом его дополнений, поддержала; представители Правительства Забайкальского края Кулябин А.Н., Министерства сельского хозяйства Забайкальского края Алексеевская С.Н., Министерства финансов Забайкальского края Лосева М.Н. поддержали поданные письменные возражения, полагали требования прокурора не подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.

Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Согласно части 1 статьи 39, части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Требования прокурора направлены в защиту прав неопределенного числа сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих на территории Забайкальского края деятельность в области растениеводства.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Федеральный закон № 264-ФЗ).

Названный федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства (статья 1).

В силу части 1 статьи 3 статьи поименованного закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей пунктом 3 части 4 статьи 5 указанного федерального закона отнесена к одному из основных направлений государственной аграрной политики, в числе мер реализации которой названо предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 264-ФЗ). Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (части 2 статьи 7 Федерального закона № 264-ФЗ).

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в нормативных правовых актах, устанавливающих порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).

Пунктом 4 Общих требований определен состав информации, подлежащий указанию при определении условий и порядка предоставления субсидий, в том числе размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения (подпункт «г»).

Исходя из изложенного, соблюдение при принятии субъектом Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов совокупности установленных Правительством Российской Федерации в развитие норм Бюджетного кодекса и Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» условий, порядка и критериев является основанием для предоставления из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение части затрат на меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также основанием для получения сельскохозяйственными товаропроизводителями таких мер за счет бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования.

В целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее – Государственная программа, утвержденная постановлением Правительства РФ № 717).

Названной программой определены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, устанавливающие цели предоставления субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий, условия предоставления и расходования субсидий, критерии, которым должны соответствовать сельскохозяйственные товаропроизводители для получения мер государственной поддержки, порядок расчета размера субсидий.

Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (приложение № 7) субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям по следующим направлениям: а) оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами (далее - поддержка в области растениеводства); б) оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы, льна-долгунца, технической конопли и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы, льна-долгунца, технической конопли и овощей открытого грунта, в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади.

Пунктом 10 Правил определена формула расчета размера субсидии, согласно которой размер субсидии на поддержку в области растениеводства, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, рассчитывается с учетом площади посевной площади сельскохозяйственных культур, уровня интенсивности их использования, показателей почвенного плодородия. При этом учет показателей развития животноводства (объем поголовья и сохранность сельскохозяйственных животных) названной нормой не предусмотрен.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 25 апреля 2014 года № 237 утверждена Государственная программа Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы» (далее – Государственная программа Забайкальского края, утвержденная Правительством Забайкальского края № 237), в составе которой предусмотрены отдельные подпрограммы: «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», «Развитие мясного животноводства», «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства», «Развитие молочного скотоводства», «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства».

Действуя в пределах своих полномочий, 16 февраля 2017 года Правительство Забайкальского края в установленном порядке приняло постановление № 64, которым утвержден Порядок предоставления из бюджета Забайкальского края государственной поддержки в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Забайкальского края на поддержку растениеводства. Указанный нормативный правовой акт опубликован 21 февраля 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, вступил в силу, действует в редакциях постановлений Правительства Забайкальского края от 9 февраля 2018 года № 52, от 25 мая 2018 года № 214 (опубликованы на официальном интернет-портале 12 февраля 2018 года, 30 мая 2018 года).

Названный Порядок принят в целях реализации мероприятий поименованных выше Государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 717, и Государственной программы Забайкальского края, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края № 237.

Согласно подпункту 1 пункта 4 указанного Порядка получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), и, в числе прочего, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Забайкальского края.

В соответствии с пунктом 10 Порядка расчет размера субсидий из краевого бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Забайкальского края, на поддержку отрасли растениеводства в случае предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на приграничных территориях Забайкальского края, увеличивается на коэффициент, равный 1,1.

Оценив содержание названных положений, суд находит их в части установления требования к сельскохозяйственным товаропроизводителям об их обязательной регистрации на территории Забайкальского края и его части несоответствующими положениям части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ, в которой подобного ограничения по территориальному признаку для приобретения организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, правового статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя не содержится.

Не содержится такого ограничения для сельскохозяйственных товаропроизводителей как получателей мер государственной поддержки и в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, постановлении Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887, постановлении Правительства Забайкальского края от 25 апреля 2014 года № 237.

Правовой статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, позволяющий хозяйствующему субъекту претендовать на получение мер государственной поддержки одновременно как за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета, нормативно определен на федеральном уровне, является единым для всей территории Российской Федерации и не может быть поставлен региональным законодателем в зависимость от наличия либо отсутствия факта регистрации, постановки на налоговый учет на территории того или иного субъекта Российской Федерации или его части.

Установление не предусмотренного федеральным законодательством ограничения при предоставлении мер государственной поддержки в отношении товаропроизводителей, осуществляющих деятельность на территории Забайкальского края либо приграничных территориях Забайкальского края, но не зарегистрированных на них, необоснованно ограничивает их в возможности получения государственной поддержки в виде получения субсидии либо в определении ее размера с учетом повышающего коэффициента по сравнению с товаропроизводителями, имеющими такую регистрацию.

Оспариваемое прокурором положение является формальным основанием для отказа в предоставлении субсидии без оценки иных обстоятельств на предмет соответствия категориям и критериям отбора получателей субсидий, целям, условиям и порядку предоставления субсидий, а также формальным основанием для снижения объема государственной поддержки в виде неприменения в расчете размера субсидии повышающего коэффициента (1,1), установленного на приграничных территориях Забайкальского края.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15, статей 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев.

Таким образом, суд находит обоснованными доводы прокурора о несоответствии действующему законодательству подпункта 1 пункта 4, пункта 10 Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края государственной поддержки в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Забайкальского края на поддержку растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края № 64 от 16 февраля 2017 года, в части слова «зарегистрированные», в части слова «зарегистрированным» соответственно.

Пунктами 1, 2 Приложения № 1 к данному Порядку в формулах расчета размера субсидии помимо величин, предусмотренных Государственной программой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, предусмотрено применение коэффициента специализации товаропроизводителя, имеющего поголовье сельскохозяйственных животных по состоянию на 1 января текущего года, и коэффициента сохранности поголовья сельскохозяйственных животных у сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Указанные коэффициенты подлежат учету как при определении размера субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства для i-го сельскохозяйственного товаропроизводителя (Рi) за счет средств федерального бюджета и бюджета Забайкальского края, предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год (пункт 1), так и при определении размера субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства для i-го сельскохозяйственного товаропроизводителя (Рi) за счет средств бюджета Забайкальского края, предусмотренных в бюджете Забайкальского края по мероприятию «оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в целях выполнения показателей результативности», в расчете на 1 гектар фактической посевной площади предыдущего года, занятой зерновыми и зернобобовыми, кормовыми сельскохозяйственными культурами, картофелем и овощами открытого и защищенного грунта (пункт 2).

Государственной программой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, определены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, устанавливающие цели предоставления субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий, условия предоставления и расходования субсидий, критерии, которым должны соответствовать сельскохозяйственные товаропроизводители для получения мер государственной поддержки, порядок расчета размера субсидий. При этом, развитие животноводства не входит в число целей и показателей результативности государственной программы в области растениеводства, расчет размера субсидии не предполагает применение повышающих коэффициентов, связанных с развитием животноводства.

В соответствии с Соглашениями о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 19 января 2018 года, от 9 августа 2018 года, заключенными Министерством сельского хозяйства РФ и Правительством Забайкальского края в целях реализации указанной программы, общий объем бюджетных ассигнований на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на 2018 год составляет 72 519 148 рублей, при этом уровень софинансирования федерального бюджета составляет 94%, бюджета Забайкальского края – 6%. Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем мероприятий – оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства с целью (показатель результативности) сохранения и увеличения посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, объема сбора овощей открытого грунта, приобретения дизельного топлива на проведение агротехнологических работ.

По смыслу пунктов 3.2, 4.3.4 Соглашений, а также подпунктов «б», «е» пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2014 года № 999, установленные в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации цели оказания государственной поддержки, перечень осуществляемых мероприятий, значение показателей результативности использования субсидии, предоставленной бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования, должны соответствовать аналогичным значениям, зафиксированным в нормативных правовых актах Российской Федерации, государственных программах Российской Федерации. Внесение изменений объемов финансирования и (или) показателей результативности государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии, софинансируемых за счет средств федерального бюджета, и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии, осуществляется по согласованию с соответствующими субъектами бюджетного планирования.

Сведений о согласовании с соответствующими федеральными органами вопроса введения в формулу расчета размера субсидии, финансируемой на 94 % из средств федерального бюджета, дополнительных повышающих коэффициентов, непосредственно не связанных с растениеводством, административным ответчиком не представлено.

Ссылки на решение по итогам Совещания у Председателя Правительства РФ от 2 апреля 2018 года суд находит несостоятельными, так как оно не содержит предложений по совершенствованию государственной поддержки в форме субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства путем применения повышающих коэффициентов, связанных с поддержкой животноводства.

Таким образом, включение в расчет размера субсидии, предоставляемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и софинансируемой из средств федерального бюджета, повышающих коэффициентов, напрямую не связанных с развитием растениеводства, нельзя признать соответствующим действующему федеральному законодательству.

Кроме того, суд учитывает наличие и реализацию на территории Забайкальского края пяти государственных программ, финансируемых как за счет средств федерального бюджета, так и средств бюджета Забайкальского края, направленных на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области животноводства, в том числе в виде субсидий на поддержку отрасли животноводства, на поддержку племенного животноводства, в области производства и реализации продукции птицеводства.

При таком положении, требования прокурора о признании недействующим пункта 1 Приложения № 1 к оспариваемому Порядку в части применения в формуле расчета размера субсидии, софинансируемой на 94% за счет средств федерального бюджета, на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства для сельхозтоваропроизводителей повышающих коэффициентов – коэффициента специализации товаропроизводителя, имеющего поголовье сельскохозяйственных животных, и коэффициента сохранности поголовья сельскохозяйственных животных у сельскохозяйственного товаропроизводителя, представляются обоснованными.

Что касается применения при расчете размера субсидий, выплачиваемых в полном объеме за счет средств Забайкальского края, названных выше повышающих коэффициентов, то суд не находит их противоречащими действующему законодательству, поскольку в силу поименованных выше нормативных правовых актов органу государственной власти субъекта Российской Федерации, участвующему в реализации на территории Российской Федерации государственной аграрной политики, предоставлено право самостоятельно принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, устанавливать критерии, правила, порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.

Предоставление названной субсидии предусмотрено Государственной программой Забайкальского края, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края № 237, и в полном объеме финансируется за счет средств бюджета Забайкальского края.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для признания пункта 2 Приложения № 1 оспариваемого Порядка, строк 2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4., 2.4.1., 2.4.2, 2.4.3, 3, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.2 таблицы Приложения № 4(1) не действующими.

При этом подлежат отклонению доводы прокурора об установлении для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся исключительно растениеводством, дискриминационных условий, ставящих их в неравное положение с другими сельхозтоваропроизводителями, поскольку субъект Российской Федерации за счет собственных средств вправе самостоятельно определять цели, направления и объемы государственной поддержки, в том числе применять меры, стимулирующие сельхозтоваропроизодителей к наиболее эффективному ведению производственной деятельности.

Поскольку подпункт 1 пункта 4 Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края государственной поддержки в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Забайкальского края на поддержку растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края № 64 от 16 февраля 2017 года, пункт 10 этого же Порядка, пункт 1 Приложения № 1 к указанному Порядку применялись при предоставлении мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, то они в указанных выше частях подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 1 пункта 4 Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края государственной поддержки в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Забайкальского края на поддержку растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края № 64 от 16 февраля 2017 года, в части слова «зарегистрированные», пункт 10 этого же Порядка в части слова «зарегистрированным», пункт 1 Приложения № 1 к указанному Порядку в части применения в формуле расчета размера субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства для сельхозтоваропроизводителей повышающих коэффициентов – коэффициента специализации товаропроизводителя, имеющего поголовье сельскохозяйственных животных по состоянию на 1 января текущего года, коэффициента сохранности поголовья сельскохозяйственных животных у сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Забайкальский краевой суд.

Судья (подпись) Т.И. Васильева

Решение в окончательной форме изготовлено 02.10.2018.

Решение в законную силу не вступило.

Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-93/2018, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.