ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-93/2016 от 30.05.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2016 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего-судьи Астафьевой О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Жаповой Д.А.,

с участием: представителя административного истца – председателя Регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области Карнаухова Л.Н., представителя административного ответчика по доверенности Штурневой М.В.,

с участием прокурора Валеевой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело Номер изъят по административному исковому заявлению Регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области к Избирательной комиссии Иркутской области о признании незаконными постановлений Избирательной комиссии Иркутской области о формировании территориальных комиссий, возложении обязанности провести повторное формирование комиссий,

установила:

Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений Избирательной комиссии Иркутской области о формировании территориальных комиссий, возложении обязанности провести повторное формирование комиссий.

В обоснование административного иска с учетом уточнения указано, что решением конференции Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области от Дата изъята для назначения в состав ТИК были предложены кандидатуры (данные изъяты).

Документы на кандидатов в члены ТИК поступили к административному ответчику Дата изъята .

Решением правления Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области от Дата изъята для включения в состав ТИК были предложены кандидатуры (данные изъяты). Документы на кандидатов в члены ТИК поступили к административному ответчику Дата изъята .

Оспариваемыми постановлениями названные кандидатуры в состав ТИК включены не были, что нарушает их права, гарантированные статьями 12, 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, статьями 6, 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, статьями 19, 34, 32, 33, 46 Конституции Российской Федерации, статьей 3 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 года № 51-оз «Об Избирательной комиссии Иркутской области».

В нарушение указанных норм предложенные кандидатуры на заседаниях Избирательной комиссии Иркутской области публично не обсуждались, на голосование не ставились, мотивированные решения об их отклонении не принимались. Это является проявлением дискриминации по признаку принадлежности к политической партии.

Кроме того, игнорирование административным ответчиком предоставленных истцом документов нарушает право истца на получение мотивированного ответа на обращение и ознакомление с ним, гарантированное ст. ст. 24, 33 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

С учетом уточнений просит суд признать незаконными постановления Избирательной комиссии Иркутской области:

Номер изъят

Номер изъят

Номер изъят

Номер изъят

Номер изъят

Номер изъят

Номер изъят

Номер изъят

Номер изъят

Номер изъят

Номер изъят

Номер изъят

Номер изъят

Также просило суд обязать Избирательную комиссию Иркутской области провести повторное формирование Братской районной территориальной избирательной комиссии, Братской городской территориальной избирательной комиссии, Иркутской городской № 1 территориальной избирательной комиссии (Ленинский округ), Слюдянской территориальной избирательной комиссии, Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии, Иркутской городской № 4 территориальной избирательной комиссии (Свердловский округ), Шелеховской территориальной избирательной комиссии, Эхирит-Булагатской территориальной избирательной комиссии, Балаганской территориальной избирательной комиссии, Иркутской районной территориальной избирательной комиссии ( т. 1 л.д. 8-12, 21-27).

В судебном заседании председатель Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области Карнаухов Л.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме с учетом уточнений.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Иркутской области по доверенности Штурнева М.В. поддержала возражения на административный иск, возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на принятие оспариваемых постановлений с соблюдением закона (т. 1 л.д. 151-153).

В возражениях на административное исковое заявление указано на формирования территориальных избирательных комиссий в соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 12 Закона Иркутской области «О территориальных избирательных комиссиях Иркутской области». Формирование комиссий осуществляется на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Иркутской области, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом Иркутской области, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования, других политических партий и иных общественных объединений, представительного органа соответствующего муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава. При этом Избирательная комиссия Иркутской области обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поступивших предложений парламентских партий. Политическая партия «Российская партия пенсионеров за справедливость» не относится к субъектам права предложений кандидатур обязательных к назначению в состав территориальных избирательных комиссий. Решения о формировании территориальных избирательных комиссий приняты в соответствии с Законом Иркутской области «Об Избирательной комиссии Иркутской области», а также Регламентом Избирательной комиссии Иркутской области, утвержденным постановлением от 22 января 2009 года № 2/10 и Методическими рекомендациями ЦИК России о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением ЦИК России от 17 февраля 2010 года № 192/1337-5. Поступившие в Избирательную комиссию Иркутской области кандидатуры были рассмотрены на трех заседаниях Рабочей группы по приему и предварительному рассмотрению документов по формированию избирательных комиссий, резерва состава участковых избирательных комиссий, образованной постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от Дата изъята . По итогам работы Рабочей группы для рассмотрения на заседаниях комиссии в соответствии с регламентом подготовлены проекты постановлений о формировании составов ТИК. При формировании учитывался принцип преемственности, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее (для участковых избирательных комиссий также среднее) профессиональное образование: юридическое, в области информационных технологий и автоматизации обработки информации либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий. В связи с истечением срока полномочий сформированы 38 территориальных избирательных комиссий. В соответствии с положениями статьи 14 Закона Иркутской области «Об Избирательной комиссии Иркутской области» решения принимались большинством голосов от числа присутствующих членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса. Заседания проводились открыто и гласно, принятые решения оформлены постановлениями с подписями председателя и секретаря комиссии. Из 17 кандидатур, предложенных в состав ТИК Региональным отделением Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области, удовлетворено 7 предложений и представителя данной партии, как члены избирательной комиссии с правом решающего голоса были включены в составы Ангарской ТИК, Аларской ТИК, Иркутской городской № 2 ТИК, Иркутской городской № 3 ТИК, Усольской районной ТИК, Усть-Кутской ТИК, Чунской ТИК. Доводы истца о нарушении ст. 5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» являются ошибочными, поскольку указанные правовые нормы регулируют правоотношения с участием граждан и не затрагивают права избирательного объединения (т. 1 л.д. 35-40).

Привлеченные судом определением от 15 апреля 2016 года заинтересованные лица в судебное заседание не явились, будучи извещены судом о месте и времени судебного заседания надлежаще (т. 1 л.д. 247-251).

Представители Иркутской городской № 1 территориальной избирательной комиссии (Ленинский округ), Балаганской территориальной избирательной комиссии, Шелеховской территориальной избирательной комиссии, Эхирит-Булагатской территориальной избирательной комиссии, Иркутской районной территориальной избирательной комиссии, Слюдянской территориальной избирательной комиссии, Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии, Братской районной территориальной избирательной комиссии, Братской городской территориальной избирательной комиссии, Иркутской городской № 4 территориальной избирательной комиссии (Свердловский округ) в отзывах и возражениях суду просили рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказать (т. 2 л.д.21-56).

В соответствии с ч. 1 ст. 243 КАС РФ информация о принятии к производству суда административного искового заявления была направлена также в вышестоящую избирательную комиссию (т. 1 л.д. 28, 256).

Выслушав мнение явившихся лиц, суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца Карнаухова Л.Н., представителей административного ответчика по доверенности Штурневой М.В., изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Как видно из материалов дела (административного искового заявления, почтового конверта, дат вынесения оспариваемых решений Избирательной комиссии Иркутской области) сроки подачи административного искового заявления, предусмотренные ст. 240 КАС РФ не пропущены.

Общие условия и порядок формирования территориальных избирательных комиссий регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон № 67-ФЗ).

В силу статьи 22 названного Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений (п.1).

Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования (п. 2).

В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона (п. 3).

В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 настоящего Федерального закона) (п. 3.1).

Права, предусмотренные пунктами 3 и 3.1 настоящей статьи, принадлежат также политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона (п. 3.2).

В комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 27 настоящего Федерального закона (п.4).

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации (п. 5).

Орган, назначающий в состав комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии (п. 6).

Законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по их составу. При этом для окружных избирательных комиссий период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее 10 дней, а для иных комиссий - не менее 30 дней (п. 8).

Согласно требованиям статьи 26 Федерального закона N 67-ФЗ, регламентирующей порядок формирования непосредственно территориальных избирательных комиссий, территориальные комиссии действуют на постоянной основе, формируются в количестве пяти - четырнадцати членов с правом решающего голоса (пункты 2 и 5 статьи 26).

Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 указанного Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.

Вместе с тем в силу пункта 7 статьи 26 названного Федерального закона избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Пунктом 17 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрен порядок передачи депутатских мандатов и установлен 5 процентный барьер от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, являющийся необходимым условием передачи депутатских мандатов. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации каждому такому списку кандидатов передается один депутатский мандат. Данное положение не применяется, если установленный законом субъекта Российской Федерации указанный минимальный процент составляет 5 и менее процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Аналогичный порядок формирования территориальных избирательных комиссий Иркутской области установлен ст. 12 Закона Иркутской области от 11 июля 2008 года № 41-оз.

В Иркутской области порядок формирования территориальных избирательных комиссий, избирательной комиссии Иркутской области, порядок и правила работы Избирательной комиссии Иркутской области предусмотрены Законом Иркутской области от 11 июля 2008 года № 41-оз «О территориальных избирательных комиссиях Иркутской области» и Законом Иркутской области от 18 июля 2008 года № 51-оз «Об Избирательной комиссии Иркутской области», Постановлением Облизбиркома Иркутской области от 22.01.2009 N 2/10 «О Регламенте Избирательной комиссии Иркутской области».

В соответствии со ст. ст. 3, 4, 10, 11, 14 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 года № 51-оз «Об Избирательной комиссии Иркутской области» деятельность Избирательной комиссии Иркутской области осуществляется коллегиально. Избирательная комиссия в пределах своей компетенции независима от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность Избирательной комиссии Иркутской области со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Решения суда, а также решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения Избирательной комиссии Иркутской области.

Решения, действия (бездействие) Избирательной комиссии Иркутской области и ее должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в суд в порядке, установленном федеральными законами. Избирательная комиссия Иркутской области осуществляет на территории Иркутской области контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утверждает перечень территориальных избирательных комиссий и осуществляет их формирование. Избирательная комиссия Иркутской области формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Формирование Избирательной комиссии Иркутской области осуществляется Законодательным Собранием Иркутской области и Губернатором Иркутской области. Половина членов Избирательной комиссии Иркутской области назначается Законодательным Собранием Иркутской области, другая половина- Губернатором Иркутской области. Решения о назначении членов Избирательной комиссии Иркутской области оформляются правовыми актами соответственно Законодательного Собрания Иркутской области и Губернатора Иркутской области.

Заседание Избирательной комиссии Иркутской области является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса. На каждом заседании Избирательной комиссии Иркутской области составляется протокол заседания комиссии. При наличии технических средств возможно параллельное проведение аудиовидеозаписи заседания комиссии.

Решения Избирательной комиссии Иркутской области оформляются постановлениями, подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 22 января 2009 года № 2/10 утвержден Регламент Избирательной комиссии Иркутской области, определяющий порядок и правила работы комиссии (далее по тексту Регламент).

В соответствии с ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Регламента решения Комиссии принимаются в форме постановлений. Комиссия состоит из 14 членов с правом решающего голоса, которые назначаются Законодательным Собранием области и Губернатором области в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Иркутской области «Об Избирательной комиссии Иркутской области». Разделом 4 Регламента предусмотрен порядок проведения заседаний, голосования и принятия решений комиссией.

Так, ч. 5 ст. 14 Регламента установлено, что заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса. Статьей 15 Регламента установлено, что проект постановления Комиссии подготавливается по поручению председателя Комиссии одним из членов Комиссии в соответствии с распределением обязанностей в Комиссии. По поручению председателя, заместителя председателя или секретаря Комиссии проект постановления Комиссии может быть подготовлен служащими соответствующего отдела аппарата Комиссии. Проекты постановлений Комиссии и другие необходимые материалы представляются членам Комиссии за два дня, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню заседания Комиссии.

При рассмотрении проекта постановления Комиссии вправе принять постановлении, в том числе с поправками, внесенными в ходе его обсуждения; принять постановление за основу с последующей его доработкой и повторным рассмотрением на другом заседании Комиссии; отложить обсуждение проекта постановления; отклонить проект постановления. По итогам каждого заседания Комиссии составляется протокол. К вопросам, отнесенным к рассмотрению исключительно на заседании Комиссии отнесены вопросы формирования территориальных избирательных комиссий области, назначении на должность и освобождение от должности их председателей. Порядок голосования прописан в статье 18 Регламента, где установлено открытое или тайное голосование. При этом, тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами области и решениями Комиссии.

Порядок оформления решения Комиссии и протокола заседания комиссии прописан в статье 20 Регламента.

В соответствии со ст. 20 Регламента в постановлении Комиссии указываются дата, номер и место его принятия, полное наименование Комиссии, обстоятельства, послужившие основанием для принятия постановления, а также нормативные акты, которыми руководствовалась Комиссия при его принятии. Постановление Комиссии подписывается председателем (председательствующим на заседании) и секретарем (секретарем заседания) Комиссии в течение суток после его принятия, если иное не установлено федеральным законом. В протоколе заседания Комиссии указываются: повестка дня, фамилии присутствующих членов Комиссии, результаты голосования, принятые решения. К протоколу заседания прилагаются принятые в ходе заседания постановления Комиссии, а также инструкции, иные нормативные акты, разъяснения, заключения, заявления и обращения Комиссии, особые мнения членов Комиссии. Протокол заседания оформляется и подписывается председателем (председательствующим на заседании) и секретарем (секретарем заседания) Комиссии в течение двух рабочих дней после дня заседания Комиссии. Выписками из протокола заседания Комиссии могут оформляться результаты обсуждения в заседании Комиссии вопросов применения федерального и областного законодательства о выборах, носящие рекомендательный характер. Выписки из протокола заседания Комиссии оформляются и подписываются председателем (председательствующим на заседании) и секретарем (секретарем заседания) Комиссии в течение трех рабочих дней после дня заседания Комиссии.

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации также были разработаны и утверждены Постановлением от 17 февраля 2010 года № 192/1337-5 Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий. В соответствии с пп. а п. 1.1.1 Методических рекомендаций территориальную избирательную комиссию формирует избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

П. 1.1.5 Методических рекомендаций рекомендуется при формировании избирательной комиссии учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее (для участковых избирательных комиссий также среднее) профессиональное образование: юридическое, в области информационных технологий и автоматизации обработки информации либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий. При назначении в состав избирательной комиссии кандидатур, предложенных политическими партиями, рекомендуется учитывать участие политической партии в выборах на соответствующей территории.

При подаче документов о кандидатах необходимо получить письменное согласие гражданина, кандидатура которого предлагается.

В соответствии с положениями статей 22, 24 - 27 Федерального закона кандидатуры для формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий предлагают:

а) политические партии, а также региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии в случае, если уставом политической партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом политической партии;

б) иные общественные объединения, созданные в любой организационно-правовой форме в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений;

в) избирательные объединения, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений;

г) собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы;

д) представительный орган муниципального образования (за исключением внесения предложений при формировании соответствующих избирательных комиссий муниципальных образований);

е) при формировании территориальной избирательной комиссии - территориальная избирательная комиссия предыдущего состава;

ж) при формировании избирательной комиссии муниципального образования - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования предыдущего состава, а при формировании избирательной комиссии поселения - также избирательная комиссия муниципального района, территориальная избирательная комиссия.

П. 3. 7 Методических рекомендации предусмотрено право представителей политических партий, иных общественных объединений присутствовать на заседании избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос о сформировании избирательной комиссии.

Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

Указом Губернатора Иркутской области № 401-уг от 14 декабря 2012 года «О назначении членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса», Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области Дата изъята «О назначении членов Избирательной комиссии Иркутской области» членами Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса назначены: (данные изъяты). Председателем комиссии избран (данные изъяты). (т. 1 л.д.91-92, т. 2 л.д. 155-157).

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от Дата изъята утвержден перечень и количественный состав территориальных избирательных комиссий, формируемых в 2015-2016 годах.

В 2015 году формируются, в том числе Братская городская территориальная избирательная комиссия в количестве 9 членов, Братская районная территориальная избирательная комиссия – 9 членов, Иркутская городская № 1 территориальная избирательная комиссия ( Ленинский округ) -9 членов, Слюдянская территориальная избирательная комиссия - 9 членов, Усолье-Сибирская городская территориальная избирательная комиссия – 9 членов, Иркутская городская № 4 территориальная избирательная комиссия (Свердловский округ) - 9 членов, Шелеховская территориальная избирательная комиссия – 11 членов, Эхирит-Булагатская территориальная избирательная комиссия – 9 членов. В 2016 году формируются Балаганская территориальная избирательная комиссия – 7 членов, Иркутская районная территориальная избирательная комиссия – 11 членов (т. 1 л.д. 85).

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области Дата изъята «О формировании территориальных избирательных комиссий Иркутской области в 2015 году» объявлено о приеме предложений в состав ТИК, сроки полномочий которых истекают в 2015 году в срок до 18 ноября 2015 года.

Перечень документов, представляемых с предложением кандидатуры члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса размещен на сайте Избирательной комиссии Иркутской области.

Прием документов, представляемых с предложениями кандидатуры члена территориальной избирательной комиссии в составы Балаганской и Иркутской районной территориальных избирательных комиссий осуществляется в срок до 30 декабря 2015 года.

Сообщения о сроках и порядке предоставления предложений о кандидатурах для назначения в составы территориальных избирательных комиссий опубликованы в газете «Областная» от Дата изъята (т. 1 л.д. 42-45, 83-85, т. 2 л.д. 17-20).

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от Дата изъята «О рабочей группе по приему и предварительному рассмотрению документов по формированию избирательных комиссий, резерва составов участковых комиссий Иркутской области. В составе рабочей группы с учетом постановления Избирательной комиссии Иркутской области от Дата изъята «О внесении изменений в состав рабочей группы …» были утверждены следующие: (данные изъяты) – руководитель рабочей группы, секретарь рабочей группы – (данные изъяты)., члены рабочей группы: (данные изъяты).

В соответствии с Положением о рабочей группе, утвержденным Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от Дата изъята , основным направлением ее деятельности является прием документов для формирования предложений в состав территориальных избирательных комиссий, формирование сводной таблицы со сведениями о поступивших предложениях, подготовка проектов постановлений Избирательной комиссии Иркутской области о формировании соответствующих избирательных комиссий Иркутской области. На заседании рабочей группы вправе присутствовать и высказывать свое мнение члены Избирательной комиссии Иркутской области, работники аппарата комиссии и лица, представившие предложения о кандидатурах для назначения в состав избирательных комиссий. Заседание рабочей группы является правомочным, если на нем присутствует более половины от установленного числа членов рабочей группы.

На заседании рабочей группы ведется протокол, а при необходимости – аудиозапись. Решение рабочей группы принимается простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов рабочей группы открытым голосованием. В случае равенства голосов «за» и «против» голос председательствующего на заседании является решающим. По истечении срока приема предложений рабочая группа готовит сводные таблицы со сведениями о поступивших предложениях, информацию о поступивших документах по формированию резерва составов участковых комиссий, а также проекты постановлений Избирательной комиссии Иркутской области о формировании соответствующих избирательных комиссий и вносит их на рассмотрение Избирательной комиссии Иркутской области (т. 1 л.д. 86-89).

В установленные сроки в Комиссию поступили предложения по кандидатурам в члены ТИК с правом решающего голоса от политических партий: (данные изъяты), а также от общественных организаций, ТИК, Думы, Собрания избирателей по месту жительства, Собрания избирателей по месту работы, что подтверждается сводной таблицей предложений, сведениями о рекомендуемых кандидатурах для назначения в составы ТИК, выписками из протоколов рабочей группы по всем оспариваемым территориальным избирательным комиссиям.

Как видно из материалов, представленных Избирательной комиссией Иркутской области Дата изъята председателем регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области в Избирательную комиссию Иркутской области сданы пакет документов на кандидатов в состав территориальных избирательных комиссий. Так в составы территориальных избирательных комиссий были предложены:

- (данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты) (т. 1 л.д. 162-233).

При этом, как видно из представленного административным истцом решения конференции РОПП «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области рассматривался вопрос о выдвижении кандидатур по составу ТИК списком напечатано 14 человек, исправлено на 15 (без заверения исправления), сам список региональным отделением суду представлен не был. Дата изъята региональным отделением Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области сдан пакет документов на кандидатов в состав территориальных избирательных комиссий.

Согласно сведениям выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства о государственной регистрации, Устава партии, председателем регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области избран Карнаухов Л.Н. (т. 1 л.д. 12-14, 94-135, 234-237).

Постановлением ЦИК РФ от Дата изъята «О результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» утвержден список избранных депутатов с указанием наименований политических партий, федеральные списки которых допущены к распределению депутатских мандатов и это (данные изъяты) (т. 2 л.д. 133-146).

Постановлениями Избирательной комиссией Иркутской области от Дата изъята «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва» и № Дата изъята «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по областному избирательному округу» в список избранных депутатов вошли (данные изъяты) (т. 2 л.д. 154).

Решением Братской городской территориальной избирательной комиссии от Дата изъята «О результатах досрочных выборов депутатов Думы муниципального образования города Братска шестого созыва по единому избирательному округу» по результатам выборов к распределению депутатских мандатов допущены (данные изъяты) (т. 2 л.д. 131-132).

Решениями Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии от Дата изъята «Об определении результатов выборов депутатов Демы городского округа муниципального образования города Усолье-Сибирское шестого созыва по единому избирательному округу» и «Об определении общих результатов выборов депутатов Думы городского округа муниципального образования города Усолье-Сибирское шестого созыва» к распределению депутатских мандатов допущены (данные изъяты)

Таким образом, Политическая партия «Российская партия пенсионеров за справедливость» не является парламентской партией и не была допущена к распределению мандатов в законодательном органе государственной власти Иркутской области.

Выдвинутые региональным отделением Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области кандидаты в 17 территориальных избирательных комиссий области, 7 кандидатов были включены в состав комиссий, 10 кандидатов в комиссии не вошли, что подтверждается сведениями о рекомендуемых кандидатах, сводными списками по оспариваемым ТИКам, выписками из протоколов рабочей группы, Постановлениями Избирательной комиссии Иркутской области (т. 1 л.д. 71-80, т. 2 л.д. 58-95).

В то же время, представители данной политической партии были назначены членами территориальных избирательных комиссий в: (данные изъяты) (т. 2 л.д. 147-153).

Представители Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области не вошли в состав следующих территориальных избирательных комиссий: (данные изъяты).

Постановлениями Избирательной комиссии Иркутской области Дата изъята были сформированы составы Иркутской районной территориальной избирательной комиссии, Балаганской территориальной избирательной комиссии, Эхирит-Булагатской территориальной избирательной комиссии, Шелеховской территориальной избирательной комиссии, Иркутской городской № 4 территориальной избирательной комиссии (Свердловский округ), Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии, Слюдянской территориальной избирательной комиссии, Иркутской городской № 1 территориальной избирательной комиссии (Ленинский округ), Братской городской территориальной избирательной комиссии, Братской районной территориальной избирательной комиссии.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области Дата изъята года «Об итогах формирования территориальных избирательных комиссий на территории Иркутской области в 2015 году» была утверждена итоговая информация по формированию территориальных избирательных комиссий, из которой усматривается, что в установленные сроки в Комиссию поступило 531 предложение по кандидатурам в члены ТИК от следующих субъектов выдвижения:

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

(данные изъяты)

Порядок проведения заседаний рабочей группы, соблюдение кворума и требований Положения о рабочей группе, соблюдение требований порядка проведения заседаний, голосования и принятие решения Избирательной комиссией Иркутской области, установленные Законом Иркутской области от 18 июля 2008 года № 51-оз и Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 22 января 2009 года № 2/10 «О Регламенте Избирательной комиссии Иркутской области» при формировании спорных территориальных избирательных комиссий и принятии решений об их формировании подтверждено представленными суду выписками из протоколов заседаний рабочей группы, протоколов заседаний Избирательной комиссии Иркутской области, видеозаписью заседаний, сводными списками кандидатур (т. 1 л.д. 46-70, 58-95, т. 2 л.д. 124-130).

Таким образом, суд делает вывод о том, что формирование Избирательной комиссией Иркутской области спорных территориальных избирательных комиссий было осуществлено в соответствии с требованиями ст. 22, ст. 26 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. 12 Закона Иркутской области № 41-оз, с учетом рекомендаций, изложенных в Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 года № 192/1337-5.

Доводы представителя административного истца Карнаухова Л.Н. о безусловном включении в составы спорных территориальных избирательных комиссий представителей их партии основаны на неправильном толковании пункта 7 статьи 26 Федерального закона № 67-ФЗ.

Доводы искового заявления о келейности принятия решений, дискриминации кандидатов, предложенных партией опровергаются собранными по делу материалами, в частности протоколами заседаний рабочей группы, протоколами заседаний Избирательной комиссии Иркутской области и видеозаписью. Доводы о необходимости голосования Избирательной комиссией Иркутской области при принятии решения по каждой кандидатуре сводного списка основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих порядок принятия решения, процедуру и порядок формирования территориальных избирательных комиссий.

Политическая партия «Российская партия пенсионеров за справедливость» не является исходя из представленных доказательств политической партией, кандидаты которой обязательно в соответствии с п. 7 ст. 26 Федерального закона № 67-ФЗ подлежат назначению в спорные территориальные избирательные комиссии.

Все кандидатуры, предложенные региональным отделением Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области были указаны в сводных списках рабочей комиссии. Поэтому доводы о келейности и не рассмотрении кандидатур отвергаются судом, как несостоятельные.

Кроме того, как видно на видеозаписи заседаний Избирательной комиссии Иркутской области кандидатуры обсуждались, члены избирательной комиссии имели возможность задать вопросы по кандидатурам и процедура принятия решения, предусмотренная Регламентом, Законом Иркутской области от 18 июля 2008 года 51-оз, соблюдена. При формировании спорных территориальных избирательных комиссий учитывался и принцип преемственности в работе, целесообразности назначения лиц, имеющих высшее профессиональное образование: юридическое, в области информационных технологий и автоматизации обработки информации либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, а также участие политических партий в выборах на соответствующих территориях.

Доводы административного искового заявления о необходимости дачи мотивированного отказа, ответа, в том числе и на основании ст. 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» основаны на неверном толковании норм избирательного права, предусматривающих порядок формирования территориальных избирательных комиссий и принятия решений по формированию комиссий и не учитывают сферу применения Федерального закона от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Кроме того, именно избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, являющаяся коллегиальным органом, вправе при обсуждении вопроса о формировании территориальных комиссий учесть и оценить совокупность всех обстоятельств и требований, предъявляемых к кандидатам и предоставляемым ими документам. И на основе данной оценки принять большинством голосов членов комиссии решение с соблюдением требований статьей 22 и 26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии со ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Судом не установлено нарушений прав Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области и требований закона при формировании спорных территориальных избирательных комиссий, решения Избирательной комиссии Иркутской области по формированию спорных территориальных избирательных комиссий являются законными, а поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска Регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области к Избирательной комиссии Иркутской области о признании незаконными постановлений Избирательной комиссии Иркутской области от Дата изъята «О формировании Братской районной территориальной избирательной комиссии»; от Дата изъята «О формировании Братской городской территориальной избирательной комиссии», Номер изъят «О формировании Иркутской городской № 1 территориальной избирательной комиссии (Ленинский округ)», Номер изъят «О формировании Слюдянской территориальной избирательной комиссии», Номер изъят «О формировании Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии»; от Дата изъята Номер изъят «О формировании Иркутской городской № 4 территориальной избирательной комиссии», Номер изъят «О формировании Шелеховской территориальной избирательной комиссии», Номер изъят «О формировании Эхирит-Булагатской территориальной избирательной комиссии»; от Дата изъята «О формировании Балаганской территориальной избирательной комиссии», Номер изъят «О формировании Иркутской районной территориальной избирательной комиссии»; обязании Избирательной комиссии Иркутской области провести повторное формирование Братской районной территориальной избирательной комиссии, Братской городской территориальной избирательной комиссии, Иркутской городской № 1 территориальной избирательной комиссии (Ленинский округ), Слюдянской территориальной избирательной комиссии, Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии, Иркутской городской № 4 территориальной избирательной комиссии (Свердловский округ), Шелеховской территориальной избирательной комиссии, Эхирит-Булагатской территориальной избирательной комиссии, Балаганской территориальной избирательной комиссии, Иркутской районной территориальной избирательной комиссии.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья О.Ю. Астафьева