ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-93/2021 от 24.11.2021 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород 24 ноября 2021 г.

Белгородский областной суд в составе

судьи Каюкова Д.В.

с ведением протокола секретарём Грущенко Е.П.,

с участием административного истца Андрусенко Б.В., его представителя – Струкова Д.И., представителя административного ответчика – Коровянской И.Н., прокурора Коротких В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андрусенко Б.В. о признании закона Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 «О внесении изменений в Социальный кодекс Белгородской области» не действующим в части,

установил:

Согласно закону Белгородской области от 28 декабря 2004 г. №165 «Социальный кодекс Белгородской области» (далее – Социальный кодекс Белгородской области) ветераны труда и ветераны военной службы имеют право на предоставление мер социальной защиты в форме мер социальной поддержки (ст. 15), социальных услуг (ст. 17) и ежемесячной денежной выплаты (ст. 16).

Законом Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 внесены изменения в ст. 16 Социального кодекса Белгородской области, вследствие которых ежемесячная денежная выплата стала предоставляться указанным категориям ветеранов при условии, что их среднемесячный доход ниже среднедушевого денежного дохода гражданина, сложившегося в Белгородской области (п. 3 ст. 1).

Внесённые изменения официально опубликованы 26 декабря 2016 г. и вступили в силу с 1 апреля 2017 г.

Дело возбуждено по административному исковому заявлению Андрусенко Б.В., поданному 12 октября 2021 г., в котором он, ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, наличие у него статуса ветерана военной службы, нарушение его права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренного ст. 13 Федерального закона «О ветеранах», требовал признать п. 3 ст. 1 закона Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 «О внесении изменений в Социальный кодекс Белгородской области» (далее – оспоренная норма) не действующим в части слов «со среднемесячным доходом ниже среднедушевого денежного дохода гражданина, сложившегося в Белгородской области».

В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали предъявленное требование по изложенным основаниям. В дополнение полагали, что оспоренная норма противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах», преамбуле и ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, поскольку вводит непредусмотренное условие получения ежемесячной денежной выплаты, которое ухудшает положение административного истца в сравнении с другими ветеранами. Также административный истец пояснил, что до 2021 г. не обращался за назначением ежемесячной денежной выплаты, так как приобрёл право на страховую пенсию по старости, достигнув возраста 60,5 лет.

Представитель Белгородской областной Думы (административный ответчик) просила отказать в удовлетворении предъявленного требования. Сослалась на соблюдение процедуры принятия закона Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 и правил введения его в действие, наличие у Белгородской области предусмотренного федеральным законом права самостоятельно определять критерии нуждаемости при решении вопросов социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы и устанавливать дополнительные меры такой поддержки исходя из определённых критериев нуждаемости, возможности бюджета и принципа адресности социальной поддержки. В этой связи и с учётом того, что принятие оспоренной нормы направлено на обеспечение как наибольшего числа нуждающихся ветеранов, так и приёмных семей, считала социальные права административного истца не нарушенными. Также полагала, что закон Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 не может быть самостоятельным предметом судебной проверки.

Представитель Прокуратуры Белгородской области сослался на отсутствие оснований для удовлетворения предъявленного требования, поскольку закон Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 принят и введён в действие с соблюдением установленных процедуры и правил, в оспоренной части не противоречит Федеральному закону «О ветеранах».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (ч. 2 ст. 7), не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объём и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который определяет организационно-правовые формы и механизмы реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, и круг лиц, нуждающихся в такой поддержке (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2009 г. №1483-О-О).

При этом социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому таким гражданам, ветеранам военной службы, кроме предусмотренных этим Федеральным законом социальных гарантий и компенсаций, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации (п.п. 5, 6 ст. 2); органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (п. 5 ст. 1).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов труда и ветеранов военной службы, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», согласно которому государственная политика в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством реализации мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах» и иными нормативными правовыми актами для ветеранов (пп. 2 ст. 8, п. 1 ст. 9); меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10, ст. 22).

Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации:

самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) решают вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, социальной поддержки ветеранов труда (пп. 24 п. 2 ст. 26.3); имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты по указанным вопросам вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих такое право (п. 3.1 ст. 26.3);

с 1 января 2014 г. в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости (п. 2.1 ст. 26.3);

вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости (с 1 января 2014 г.), вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (ч. 3 ст. 26.3-1); финансирование полномочий в этой части не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (ч. 4 ст. 26.3-1).

Согласно ст. 31, п. 2 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют направления расходования денежных средств своего бюджета, самостоятельно устанавливают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникающие в результате принятия им законов по предметам совместного ведения, указанным в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее – КАС Российской Федерации).

Поскольку административный истец оспаривает отдельные положения нормативного правового акта, которым внесены изменения в ст. 16 Социального кодекса Белгородской области, и не оспаривает указанную статью в соответствующей редакции, суд проверяет только закон Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 в оспоренной части (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Судом установлены следующие обстоятельства.

Социальным кодексом Белгородской области, принятым Белгородской областной Думой 9 декабря 2004 г., - до изменений, внесённых в него законом Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132, - предусмотрено, что право на предоставление мер социальной защиты имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Белгородской области, и признанные нуждающимися в их предоставлении с учётом определённых показателей нуждаемости (ч. 1 ст. 5, ст. 6); ветераны труда, ветераны военной службы после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, имеют право на предоставление мер социальной защиты в форме мер социальной поддержки, социальных услуг и ежемесячной денежной выплаты (ч. 1 ст. 14); ежемесячные денежные выплаты осуществляются гражданину за счёт средств бюджета Белгородской области в размере, определённом Социальным кодексом Белгородской области, в качестве компенсации дополнительных товаров, работ или услуг, необходимых гражданину в связи с его возрастом, состоянием здоровья или по иным причинами (ч. 1 ст. 12).

Согласно ст. 16 Социального кодекса Белгородской области, изложенной в редакции закона от 26 декабря 2016 г. №131, «лицам, указанным в статье 14 настоящего Кодекса, предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 780 рублей, с учётом расходов, предусмотренных статьёй 17 настоящего Кодекса».

Законом Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 в Социальный кодекс Белгородской области внесены следующие изменения:

ст. 6, определяющая показатели нуждаемости в предоставлении мер социальной защиты и их предоставления, дополнена п. 3.1 «среднемесячный доход гражданина - величина, определяемая как совокупная сумма доходов гражданина, исчисленная в порядке и в соответствии с перечнем доходов, установленным Правительством Белгородской области» и п. 3.2 «среднедушевой денежный доход гражданина, сложившийся в Белгородской области, - показатель, сформированный территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области в соответствии с порядком, установленным Методологическими положениями по расчёту показателей денежных доходов и расходов населения, утверждёнными Федеральной службой государственной статистики» (п. 1 ст. 1);

ст. 12 дополнена ч. 1.1 «Ежемесячная денежная выплата предоставляется гражданину, если его среднемесячный доход ниже среднедушевого денежного дохода гражданина, сложившегося в Белгородской области» (п. 2 ст. 1);

ст. 16 после слов «указанным в статье 14 настоящего Кодекса,» дополнена словами «со среднемесячным доходом ниже среднедушевого денежного дохода гражданина, сложившегося в Белгородской области» (п. 3 ст. 1).

Закон Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 официально опубликован 26 декабря 2016 г. на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» (www.zakon.belregion.ru) и вступил в силу с 1 апреля 2017 г. (ст. 2).

Вследствие очередных изменений, внесённых в ст. 16 Социального кодекса Белгородской области, размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, ветеранам военной службы составил 1082 руб. (в редакции закона от 26 августа 2021 г. №87).

Закон Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 принят 22 декабря 2016 г. законодательным органом государственной власти Белгородской области – Белгородской областной Думой в пределах предоставленных ей полномочий с соблюдением процедуры его принятия, требований к форме, виду нормативного правового акта и правил введения его в действие, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п.п. 10, 11 ст. 4, ст. 6, п. 2, 4 ст. 7, п.п. 1, 2, 4, 5 ст. 8), законом Белгородской области от 31 декабря 2003 г. №108 «Устав Белгородской области» (глава 3), регламентом Белгородской областной Думы, принятым её постановлением от 30 мая 2002 г. №8.

В частности, представленными административным ответчиком доказательствами подтверждено, что проект закона Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 внесён в Белгородскую областную Думу губернатором Белгородской области 29 ноября 2016 г., содержал финансово-экономическое обоснование и цель введения критерия нуждаемости, предусмотренную ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. №388-ФЗ, рассмотрен на заседании Белгородской областной Думы 22 декабря 2016 г., в котором участвовало 41 из 49 депутатов (установленное число депутатов - 50). Решение о принятии проекта закона в первом чтении вынесено путём голосования (за – 39, против – 1, воздержалось – 1) и оформлено постановлением председателя Белгородской областной Думы №П/13-21-6. Решение о принятии закона, совмещённое фактически с рассмотрением проекта закона во втором чтении, также вынесено в тот же день путём голосования (за – 39, против – 0, воздержалось – 2) и оформлено постановлением председателя Белгородской областной Думы №П/13-22-6. Закон подписан губернатором Белгородской области 26 декабря 2016 г. и в тот же день официально опубликован.

Приведенные обстоятельства не оспорены административным истцом и не опровергнуты иными доказательствами.

Из объяснений административного истца, его паспорта и удостоверения ветерана военной службы, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что административный истец, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает в Белгородской области, имеет права и льготы, предусмотренные ст.ст. 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах», приобрёл право на страховую пенсию по старости, достигнув возраста 60,5 лет (ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), не имеет иных статусов, дающих право на предоставление мер социальной защиты, не являлся и не является получателем ежемесячной денежной выплаты.

Согласно письму МКУ «Центр социальных выплат города Белгорода» от 23 апреля 2021 г. административному истцу отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «ветеран труда» со ссылкой на Социальный кодекс Белгородской области (в редакции от 26 декабря 2016 г. №132), поскольку размер его ежемесячных выплат (<данные изъяты> руб.) превышает среднедушевой денежный доход гражданина, сложившийся в Белгородской области (32352 руб.).

Такие обстоятельства подтверждают наличие у административного истца права на предъявление настоящего административного искового заявления (ч. 1 ст. 208 КАС Российской Федерации).

Вместе с тем, эти обстоятельства и доводы административного истца не свидетельствуют о том, что оспоренная норма противоречит приведенным выше федеральным законам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в обозначенном им аспекте.

Федеральным законом «О ветеранах» определён круг лиц, относящийся к ветеранам, и установлены различные по своему объёму меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов.

По состоянию на 31 декабря 2004 г. Федеральный закон «О ветеранах» предусматривал, что меры социальной защиты ветеранов военной службы устанавливались законодательством. Ветераны военной службы по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретали также право на льготы, установленные для ветеранов труда (ст. 23); меры социальной защиты ветеранов труда были установлены ст. 22 названного Федерального закона.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, принятым на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, система мер социальной защиты ветеранов преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме заменена ежемесячной денежной выплатой (ст. 23.1 Федеральный закон «О ветеранах»), являющейся неотъемлемой составляющей социальной поддержки ветеранов и направленной на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, а решение вопроса о социальной поддержке ветеранов труда, ветеранов военной службы оставлено на усмотрение субъектов Российской Федерации. При этом, ветеранам военной службы, достигшим возраста, дающего право на пенсию по старости, должны предоставляться в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации меры социальной поддержки в объёме не ниже, чем ветеранам труда, и условия их предоставления не должны быть ухудшены по сравнению с существовавшими на 31 декабря 2004 г. (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 г. №1125-О-О, от 19 декабря 2017 г. №2929-О).

Наряду с этим, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ предусмотрено, что при переходе к основанной на нём системе социальной защиты (поддержки) граждан субъекты Российской Федерации должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учётом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств; реализовать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путём сохранения стабильности правового регулирования; предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям посредством установления временного регулирования общественных отношений; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц (преамбула). При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.; при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (ч. 2 ст. 153).

При изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель субъекта Российской Федерации обязан не допускать внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Наделение законодателя субъекта Российской Федерации полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказываться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств. Напротив, он должен предпринимать все усилия к их сохранению, находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если, с учётом состояния бюджета субъекта Российской Федерации, это оказывается объективно невозможным, - по крайней мере, максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение соответствующих мер социальной поддержки (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 г. №13-П).

Исходя из приведенных нормативных предписаний, Белгородская областная Дума приняла Социальный кодекс Белгородской области, который, как следует из его содержания и пояснительной записки к законопроекту, изначально установил для ветеранов труда, ветеранов военной службы равные меры и условия социальной защиты, сохранил при этом ряд мер, установленных ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» по состоянию на 31 декабря 2004 г. (обслуживание в медицинских учреждениях, льготы по оплате содержания жилья и коммунальных услуг, проезда в железнодорожном транспорте пригородного сообщения), и условия их предоставления, а также предусмотрел ежемесячную денежную выплату дополнительного компенсационного характера взамен иных льгот, ранее предоставлявшихся федеральным законом.

Впоследствии постановлением Правительства Белгородской области от 19 января 2009 г. №7-пп на территории Белгородской области введён единый социальный проездной билет для проезда на городских и пригородных пассажирских маршрутах (кроме железнодорожного транспорта) льготных категорий граждан, а также пенсионеров, не получающих ежемесячных денежных выплат. Согласно постановлению Правительства Белгородской области от 7 декабря 2020 г. №511-пп, вступившему в силу с 1 января 2021 г., такая льгота предоставлена ветеранам труда и ветеранам военной службы при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости.

Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная Социальным кодексом Белгородской области, с учётом анализа содержания его норм и норм Федеральных законов «О статусе военнослужащих», «О ветеранах» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», является дополнительной мерой социальной защиты (поддержки) ветеранов труда и ветеранов военной службы, которую Белгородская область как субъект Российской Федерации полномочна самостоятельно устанавливать, изменять и финансировать из средств своего бюджета.

С 1 января 2014 г., вследствие разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Белгородская область при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать критерии нуждаемости и дополнительные меры социальной защиты (поддержки) для отдельных категорий граждан исходя из установленных критериев нуждаемости.

Из закона Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132, пояснительной записки к его проекту и объяснений представителя административного ответчика следует, что в Социальный кодекс Белгородской области введены новые показатели нуждаемости в предоставлении мер социальной защиты и их предоставления – среднемесячный доход гражданина и среднедушевой денежный доход гражданина, сложившийся в Белгородской области, которые с 1 апреля 2017 г. стали применяться в совокупности в качестве критерия нуждаемости для разрешения вопроса о ежемесячной денежной выплате ветеранам труда, ветеранам военной службы и иным категориям граждан.

Оспоренная норма не противоречит преамбуле и ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, поскольку установленный ею критерий нуждаемости введён с учётом изменения федерального законодательства о полномочиях субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан (п. 2.1 ст. 26.3, ч. 3 ст. 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), в равной мере распространён на всех ветеранов труда и ветеранов военной службы, проживающих в Белгородской области, направлен на соблюдение принципа адресности социальной поддержки.

Принятие оспоренной нормы также соответствует принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, так как было предсказуемо с учётом действовавшего в тот период федерального и регионального законодательства в сфере социальной защиты населения, сохранило стабильность правового регулирования предоставления мер социальной защиты (поддержки) гражданам, которые действительно в ней нуждаются, обеспечило гражданам возможность адаптироваться к внесённым изменениям (закон Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 официально опубликован 26 декабря 2016 г., вступил в силу с 1 апреля 2017 г. и не распространён на граждан, которым ежемесячные денежные выплаты назначены до вступления этого закона в силу), не являлось произвольным, поскольку зависело от состояния бюджета Белгородской области (дефицит с 2013 г. по 2016 г. – согласно законам Белгородской области от 1 июля 2014 г. №285, от 23 июня 2015 г. №376, от 28 июня 2016 г. №85, от 30 июня 2017 №176 об исполнении областного бюджета), обеспечивало цели социальной политики Белгородской области как в отношении наибольшего числа нуждающихся ветеранов труда и ветеранов военной службы, так и в отношении приёмных семей (увеличено вознаграждение приёмным родителям).

Установленный оспоренной нормой критерий нуждаемости, основанный на соотношении реального дохода конкретного ветерана и среднего реального дохода гражданина в Белгородской области, является разумным, объективным, недвусмысленным, в достаточной степени ясным и определённым, не противоречит федеральному законодательству.

Принятие оспоренной нормы не ухудшило правового положения ветеранов труда по отношению к правовому положению ветеранов военной службы и наоборот, не уменьшило фактического объёма финансирования, направленного на предоставление ветеранам труда и ветеранам военной службы ежемесячных денежных выплат.

Так, с этой целью из бюджета Белгородской области:

в 2016 г. осуществлены ежемесячные денежные выплаты в размере 620 тыс. руб., направлены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на такие выплаты – 566455 тыс. руб. (закон Белгородской области от 30 июня 2017 г. №176 «Об исполнении областного бюджета за 2016 год»);

в 2017 г. осуществлены ежемесячные денежные выплаты в размере 642 тыс. руб., направлены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на такие выплаты – 591908 тыс. руб. (закон Белгородской области от 29 июня 2018 г. №284 «Об исполнении областного бюджета за 2017 год»);

в 2018 г. осуществлены ежемесячные денежные выплаты в размере 644 тыс. руб., направлены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на такие выплаты – 603932 тыс. руб. (закон Белгородской области от 17 июня 2019 г. №375 «Об исполнении областного бюджета за 2018 год»);

в 2019 г. осуществлены ежемесячные денежные выплаты в размере 694,1 тыс. руб., направлены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на такие выплаты – 615273,8 тыс. руб. (закон Белгородской области от 3 июля 2020 г. №501 «Об исполнении областного бюджета за 2019 год»);

в 2020 г. осуществлены ежемесячные денежные выплаты в размере 409,3 тыс. руб., направлены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на такие выплаты – 618234,5 тыс. руб. (закон Белгородской области от 29 июня 2021 г. №82 «Об исполнении областного бюджета за 2020 год»).

Не противоречит оспоренная норма и ст. 13 Федерального закона «О ветеранах».

Названный Федеральный закон не предусматривал по состоянию на 31 декабря 2004 г. и не предусматривает (ст.ст. 7, 22, 23.1) для ветеранов труда и ветеранов военной службы меры социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты. Отсутствует такая норма и в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», иных федеральных нормативных правовых актах.

Упоминание в ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» ежемесячной денежной выплаты как меры социальной поддержки ветеранов не означает, что такая выплата должна предоставляться всем ветеранам без каких-либо условий и исключений. Приведенная норма закона содержит общие положения о системе мер социальной поддержки ветеранов как части государственной политики в их отношении. Конкретные меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов установлены иными нормами Федерального закона «О ветеранах» специального характера.

Ссылка административного истца на то, что оспоренная норма противоречит п. 3 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах», подлежит отклонению, поскольку приведенная норма федерального закона регулирует предоставление мер социальной поддержки иным категориям граждан, к которым административный истец не относится.

Проверка оспоренной нормы на предмет её соответствия ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации не входит в полномочия судов общей юрисдикции (ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50).

Обсуждать вопрос о целесообразности принятия оспоренной нормы суд не вправе, поскольку этот вопрос отнесён к исключительной компетенции соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50).

При таком правовом регулировании и изложенных обстоятельствах у суда не имеется оснований полагать, что принятие закона Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 в оспоренной части создало условие получения ежемесячной денежной выплаты, не предусмотренное федеральным законом, ухудшило правовой статус административного истца и нарушило баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов. Административный истец сохраняет возможность получения указанной выплаты в случае признания его нуждающимся в ней согласно установленному критерию.

Суд признаёт оспоренную норму соответствующей приведенным выше федеральным законам, а административное исковое заявление - не подлежащим удовлетворению. Оснований для иных выводов по существу спора не имеется.

Государственная пошлина за предъявление настоящего административного искового заявления не подлежит взысканию с административного истца, поскольку он освобождён от такой обязанности как ветеран военной службы (пп. 3 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации). О возмещении иных судебных расходов не заявлено.

Руководствуясь ст. 215 КАС Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Андрусенко Б.В. о признании п. 3 ст. 1 закона Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №132 «О внесении изменений в Социальный кодекс Белгородской области» не действующим в части слов «со среднемесячным доходом ниже среднедушевого денежного дохода гражданина, сложившегося в Белгородской области».

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном источнике, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи через Белгородский областной суд апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.В. Каюков

Мотивированное решение изготовлено 6 декабря 2021 г.

Решение07.12.2021