ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-93/2021 от 27.10.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 октября 2021 года г. Абакан

дело № 3а-93/2021

19OS0000-01-2021-000113-69

Верховный Суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при ведении протокола секретарем Киричек О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Хакасия о признании не действующим решения Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 21 декабря 2020 г. № 275 «О местном бюджете муниципального образования Бейский район на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов»,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 21 декабря 2020 г. № 275 «О местном бюджете муниципального образования Бейский район на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» в редакции решения от 6 сентября 2021 г. № 324 (далее – решение от 21 декабря 2020 г. № 275), мотивируя требования тем, что в нарушение статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации данным нормативным правовым актом утвержден дефицит бюджета муниципального образования Бейский район на 2021 год в размере 52% от налоговых и неналоговых доходов бюджета района. Протест прокурора Бейского района на решение от 21 декабря 2020 г. № 275 Совет депутатов Бейского района оставил без удовлетворения.

В судебном заседании прокурор Васильева Е.В. поддержала административное исковое заявление, приводя изложенные в нем доводы.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия Протасова А.Ю., действующая на основании доверенности от 11 октября 2021 г., требования административного искового заявления не признала, указывая на то, что в оспариваемом решении отражены реальные расходы бюджета района, которые невозможно сократить из-за требований законодательства по определенным статьям расходов, в том числе связанных с социальными обязательствами, исполнением обязанностей по пожарной безопасности, обеспечением строительных, санитарных, противоэпидемиологических и иных требований законодательства. При этом своих доходов у бюджета не хватает, в том числе в связи с перераспределением нормативов по налогу на доходы физических лиц.

Выслушав объяснения явившихся лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), частями 1, 4 статьи 7 которого предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

На двадцать пятой сессии Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия, состоявшейся 21 декабря 2021 г., принято решение № 275 «О местном бюджете муниципального образования Бейский район на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов», действующее в настоящее время в редакции решения Совета депутатов Бейского района от 6 сентября 2021 г. № 324.

В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, пунктом 6 статьи 21 Устава муниципального образования Бейский район данное решение опубликовано в газете «Саянская заря» от 25 декабря 2020 г., № 51, от 17 сентября 2021 г., № 36.

Решение от 21 декабря 2020 г. № 275 в редакции решения от 6 сентября 2021 г. № 324 принято уполномоченным органом местного самоуправления, распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитано на неоднократное применение, то есть отвечает всем существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, процедура принятия, порядок опубликования и введения в действие не нарушены.

В статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодатель сформулировал перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, к числу которых относятся принципы самостоятельности бюджетов и сбалансированности бюджета.

Принцип самостоятельности бюджетов означает, в том числе, право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с данными принципами в пункте 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

В нарушение принципов самостоятельности и сбалансированности бюджета, в нарушение требований пункта 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при общем объеме доходов районного бюджета муниципального образования Бейский район Республики Хакасия на 2021 год в сумме 853564,2 тыс.рублей, из них 629029,5 тыс. рублей – безвозмездные поступления, 224542,7 тыс. рублей – налоговые и неналоговые доходы, объем расходов составил 970161 тыс. рублей, дефицит бюджета составил 116596,8 тыс. рублей или 52% от налоговых и неналоговых доходов бюджета.

При этом в составе источников финансирования дефицита местного бюджета не предусмотрены источники финансирования дефицита местного бюджета, предусмотренные абзацем третьим пункта 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а из пояснений свидетеля Байкаловой А.С. следует, что 100184 тыс. рублей доходной части бюджета составляют налоговые доходы по дополнительным нормативам отчислений, что еще более увеличивает имеющийся дефицит бюджета.

Доводы представителя Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия о формировании расходной части бюджета муниципального образования с учетом требований законодательства и исполнения предписаний надзорных органов не свидетельствуют о законности оспариваемого прокурором решения, поскольку дефицит бюджета утвержден со значительным превышением установленного бюджетным законодательством норматива при отсутствии реальных источников его финансирования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим решение Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 21 декабря 2020 г. № 275 «О местном бюджете муниципального образования Бейский район на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» в редакции решения Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 6 сентября 2021 г. № 324.

Поскольку решение Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 21 декабря 2020 г. № 275 применялось, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, и с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оно подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в еженедельной общественно-политической газете Бейского района «Саянская заря».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления заместителя прокурора Республики Хакасия удовлетворить.

Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 21 декабря 2020 г. № 275 «О местном бюджете муниципального образования Бейский район на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» в редакции решения Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 6 сентября 2021 г. № 324.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в еженедельной общественно-политической газете Бейского района «Саянская заря».

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.

Председательствующий Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 8 ноября 2021 г.