ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-943/18 от 27.08.2018 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

27 августа 2018 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-943/18 по административному исковому заявлению Дижура Николая Измаиловича о признании недействующей статью 26 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» от 06 июля 2012 года № 98/2012-ОЗ,

установил:

Дижур Николая Измаиловича обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующей статью 26 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» от 06 июля 2012 года № 98/2012-ОЗ. Данную норму Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» административный истец просил признать недействующей с 07 июня 2018 года.

Административный истец пояснил, что Постановлением Московской областной Думы от 28 июня 2012 года № 10/20-П принят Закон Московской области «О выборах Губернатора Московской области» от 06 июля 2012 года № 98/2012-ОЗ (подписан Губернатором Московской области 06 июля 201 года, опубликован в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 14, 18 июля 2012 года). Последние изменения в него вносились Законом Московской области от 23 мая 2018 года № 67/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.05.2018).

Оспариваемой статьей установлен муниципальный фильтр, ограничивающий возможность регистрации кандидатов на выборах Губернатора Московской области, которые не набрали достаточного количества подписей депутатов и глав муниципальных образований нескольких уровней, в соответствии с правилами, установленными соответствующим законом Московской области и решениями Избирательной комиссии Московской области.

Во исполнение требований Оспариваемой статьи Избирательной комиссией Московской области принято Решение от 08.06.2018г. № 85/785-6 «О числе лиц, подписи которых необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области на выборах Губернатора Московской области, назначенных на 9 сентября 2018 года». Кроме того, Избирательной комиссией Московской области установлена форма списка лиц, поставивших свои подписи в поддержку кандидата на выборах Губернатора Московской области (Решение Избирательной комиссии Московской области от 24.05.2018 № 83/752-6 «О форме списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата на должность Губернатора Московской области».

Решением XXII Конференции РОДП «Яблоко» (Московское областное региональное отделение) от 17.06.2018г. в соответствии с пунктом 18.3.2. Устава Партии «ЯБЛОКО», на основании и по итогам тайного голосования (Протокол XXII Конференции от 17.06.2018), с учётом предварительного согласования кандидатуры решением Исполкома Бюро Политической партии «Российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО» от 14 июня 2018 года №323 было принято решение о выдвижении от Московского областного регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» кандидатом на должность Губернатора Московской области на выборах, назначенных на 9 сентября 2018 года, Николая Измаиловича Дижура.

В соответствии с ч. 7 ст. 25 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» от 06.07.2012г. № 98/2012-03», избирательная комиссия Московской области считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и указанным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться кандидатом с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением должности Губернатора Московской области.

Административным истцом для выдвижения были поданы документы в Избирательную комиссию Московской области 22.06.2018г. в 13 часов 07 минут. Таким образом, Административный истец является выдвинутым кандидатом на выборах Губернатора Московской области.

Решением Избирательной комиссии Московской области от 12.07.2018г. № 93/890-6 «Об отказе Николаю Измаиловичу Дижуру в регистрации кандидатом на должность Губернатора Московской области» Административному истцу отказано в регистрации на выборах Губернатора Московской области, назначенных на 09.09.2018г.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Административный истец являлся выдвинутым кандидатом на выборах Губернатора Московской области, назначенных на 09.09.2018г., но не смог преодолеть «муниципальный фильтр», установленный Оспариваемой статьей. Установление подобного регулирования нарушает его права, предусмотренные ст. 32 Конституции РФ.

Оспариваемая статья не допускает возможности регистрации кандидатов без поддержки со стороны политической партии «Единая Россия», что указывает на невозможность свободного участия в выборах Губернатора Московской области граждан.

Члены политической партии «Единая Россия» оставляли подписи в поддержку кандидатов от иных политических партий по указанию вышестоящих органов политической партии, что указывает на понуждение их к реализации своих прав.

В соответствии с п. 4.1.1. Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» (утв. на I-XVII Съездах Всероссийской политической партии «Единая Россия», членами Партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, разделяющие ее цели и задачи, соблюдающие ее Устав, принимающие участие в ее деятельности.

Пункт 5.2.7. Устава устанавливает, что одной из обязанностей члена Всероссийской политической партии «Единая Россия» является участие в организации и проведении избирательных кампаний, которые ведет партия или региональное, местное, первичное отделение партии. В настоящее время в Московской области проходит избирательная кампания, направленная на «перевыборы» Губернатора Московской области А.Ю. Воробьёва (партия «Единая Россия»).

Руководствуясь п. 4.3.2. Устава, член Партии может быть исключен из Партии за несоблюдение Устава Партии, программных документов, решений центральных органов Партии, руководящих органов ее структурных подразделений, за действие, дискредитирующее Партию, или иное действие (бездействие), наносящее ущерб политическим интересам Партии, а также в связи со вступлением в другую политическую партию - по решению уполномоченных органов Партии, первичных, местных или региональных отделений Партии.

Таким образом, члены Всероссийской политической партии «Единая Россия», которые поддержали выдвижение кандидатов от иных политических партий, нарушили Устав и подлежат исключению. Однако информация об исключении кого-либо из членов партии «Единая Россия» за поддержку выдвижения иных кандидатов отсутствует. Можно сделать вывод о том, что руководство партии «Единая Россия» указала депутатам муниципальных образований Московской области, каких кандидатов они должны поддержать перед регистрацией. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Кроме того, понуждение депутата к принятию решения о поддержке выдвижения какого- либо кандидата недопустимо.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Данной норме противоречит возможность «сбора» подписей за выдвижение кандидатов от иных политических партий Всероссийской политической партией «Единая Россия». Так, заверение подписей у нотариуса был организовано путем организации поездки депутатов и глав Пушкинского района Московской области в Реутов в один день. Данный факт может быть подтвержден путем истребования у Избирательной комиссии Московской области подписных листов, сданных выдвинутыми кандидатами на выборах Губернатора Московской области, назначенных на 09.09.2018г.

Оспариваемая статья ограничивает право зарегистрированных в установленном порядке политических партий на выдвижение кандидатов.

Решением от 08.06.2018 № 85/785-6 «О числе лиц, подписи которых необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области на выборах Губернатора Московской области, назначенных на 9 сентября 2018 года» установлено, что число подписей, необходимое для регистрации составляет 196 (по 98 подписей «первого» и «второго» уровня, в 51 муниципальном районе/городском округе Московской области), что составляет 7% от общего числа муниципальных депутатов.

Вместе с тем, наличие муниципального фильтра допускает возможность участия в выборах Губернатора Московской области 14 политических партий (100/7=14,3). По данным Министерства юстиции РФ, уполномоченного на регистрацию политических партий, на дату подачи настоящего административного искового заявления, количество политических партий, зарегистрированных на территории Российской Федерации, составляет 65.

В соответствии со ст. 3 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» от 06.07.2012 № 98/2012-03 Губернатором Московской области может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 30 лет, не подпадающий под ограничения, предусмотренные упомянутым законом и выдвинутый политической партией (самовыдвижение не допускается). Однако муниципальный фильтр как правовая конструкция ограничивает право каждой политической партии свободно выдвигать кандидата в Губернаторы Московской области, что приводит к гипотетической возможности нарушения прав неопределенного круга лиц.

Реализация муниципальной реформы на территории Московской области привела к уменьшению количества депутатов и глав муниципальных образований, что ограничило возможность сбора подписей для Административного истца.

Административно-территориальное деление Московской области значительно изменилось в преддверии выборов Губернатора Московской области, назначенных на 09.09.2018г.

23.06.2018г. принят Закон Московской области № 68/2018-03 «Об организации местного самоуправления на территории Ногинского муниципального района» (Принят постановлением Московской областной Думы от 17.05.2018 № 25/52-П, подписан Губернатором Московской области 23.05.2018г., опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (http://mosreg.ru), 25.05.2018, «Ежедневные новости. Подмосковье», 05.06.2018).

В соответствии со ст. 1 данного закона Московской области, подлежат объединению территории городского поселения им. Воровского Ногинского муниципального района, городского поселения Ногинск Ногинского муниципального района, городского поселения Обухово Ногинского муниципального района, городского поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района, сельского поселения Аксено-Бутырское Ногинского муниципального района, сельского поселения Буньковское Ногинского муниципального района, сельского поселения Мамонтовское Ногинского муниципального района, сельского поселения Ямкинское Ногинского муниципального района. В результате объединения поселения утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

Таким образом, депутаты 4 городских и 4 сельских поселений были лишены активного избирательного права (права поставить подпись в поддержку выдвижения кандидата).

28.06.2018г. принят Закон Московской области № 70/2018-03 «Об организации местного самоуправления на территории Талдомского муниципального района» (Принят постановлением Московской областной Думы от 24.05.2018г. № 14/53-П, подписан Губернатором Московской области 28.05.2018г., опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (http://mosreg.ru), 28.05.2018, «Ежедневные новости. Подмосковье», 05.06.2018). В соответствии со ст. 1 данного закона Московской области, подлежат объединению территории городского поселения Вербилки Талдомского муниципального района, городского поселения Северный Талдомского муниципального района, городского поселения Талдом Талдомского муниципального района, сельского поселения Гуслевское Талдомского муниципального района, сельского поселения Ермолинское Талдомского муниципального района, сельского поселения Квашенковское Талдомского муниципального района, сельского поселения Темповое Талдомского муниципального района. В результате объединения поселения утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

Таким образом, депутаты 3 городских и 4 сельских поселений Талдомского муниципального района утратили активное избирательное право (право поставить подпись в поддержку выдвижения кандидатов на выборах Губернатора Московской области).

Законом Московской области № 55/2018-03 «Об организации местного самоуправления на территории Дмитровского муниципального района» (Принят постановлением Московской областной Думы от 12.04.2018г. № 15/49-П, подписан Губернатором Московской области 03.05.2018г., опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (http://mosreg.ru), 08.05.2018г., «Ежедневные новости. Подмосковье», 22.05.2018) предписывается объединить территории городского поселения Деденево, городского поселения Дмитров, городского поселения Икша, городского поселения Некрасовский, городского поселения Яхрома, сельского поселения Большерогачевское, сельского поселения Габовское, сельского поселения Костинское, сельского поселения Куликовское, сельского поселения Синьковское, сельского поселения Якотское без изменения границ территории Дмитровского муниципального района.

В результате объединения поселений прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений. Поселения утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона. В данном случае, депутаты 6 городских и 5 сельских поселений также утратили право поставить подписи в поддержку выдвижения кандидатов.

Следовательно, за один месяц до начала сбора кандидатами подписей в поддержку своего выдвижения были ликвидированы 3 муниципальных района, включающих в себя 13 городских и 13 сельских поселений. Решением Избирательной комиссии Московской области от 08.06.2018г. № 85/785-6 «О числе лиц, подписи которых необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области на выборах Губернатора Московской области, назначенных на 9 сентября 2018 года» определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области должно быть собрано 196 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Московской области, из них 98 подписей «первого» и 98 подписей «второго уровня». Кроме того, часть 3 указанного Решения устанавливает, что кандидат на должность Губернатора Московской области должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в 51 муниципальном районе и городском округе Московской области.

Оспариваемая статья в абз. 2 п. 1 устанавливает, что сведения об общей численности депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Московской области не позднее, чем за 100 дней до дня голосования, представляются в Избирательную комиссию Московской области представительными органами муниципальных образований Московской области. Таким образом, общая численность депутатов представительных органов снизилась в мае 2018 года, что, в свою очередь, не повлияло на принятие Избирательной комиссией Московской области Решения и затруднило административному истцу преодоление муниципального фильтра. Изменение административно-территориального деления в преддверии выборов Губернатора Московской области в контексте действующего муниципального фильтра позволяет не допускать на выборы кандидатов, способных составить политическую конкуренцию действующему Губернатору Московской области, что грубо нарушает принцип равенства кандидатов, гарантируемый ФЗ «Об основных гарантиях».

Ряд муниципальных образований ликвидирован/преобразован со значительными нарушениями, что привело к умалению активного избирательного права депутатов представительных органов данных муниципальных образований.

Руководителем Администрации Можайского муниципального района была внесена Инициатива от 28.12.2016г. № 7384 «Об объединении территорий городских поселений Можайск, Уваровка и сельских поселений Борисовское, Бородинское, Горетовское, Дровнинское, Замошинское, Клементьевское, Порецкое, Спутник, Юрловское Можайского муниципального района». Рассмотрев Инициативу, Совет депутатов сельского поселения Борисовское принял Решение от 24.03.2017г. № 3/3 «Об отказе в объединении территорий городских поселений Можайск, Уваровка и сельских поселений Борисовское, Бородинское, Горетовское, Дровнинское, Замошинское, Клементьевское, Порецкое, Спутник, Юрловское Можайского муниципального района», тем самым ясно обозначая волю населения сельского поселения Борисовское о несогласии с данной инициативой (Приложение № 9).

Между тем, в отсутствие поддержки Инициативы Советом депутатов сельского поселения Борисовское (Приложение № 10) Постановлением Московской областной Думы от 18.01.2018 № 26/41-П принят Закон Московской области № 1/2018-03 «Об организации местного самоуправления на территории Можайского муниципального района». Закон определяет объединить территории городских поселений Можайск, Уваровка и сельских поселений Бородинское, Горетовское, Дровнинское, Замошинское, Клементьевское, Порецкое, Спутник, Юрловское Можайского муниципального района и прекратить статус муниципального образования сельского поселения Борисовское Можайского района. В результате такого объединения прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений.

Очевидные нарушения в ходе преобразования Можайского муниципального района заключаются в том, что:

Оспариваемые акты приняты в противоречии с позициями Конституционного Суда РФ о необходимости учета мнения населения;

Оспариваемые акты приняты в противоречии с позициями Конституционного Суда РФ о самостоятельности муниципальных образований;

Прекращение полномочий органов местного самоуправления сельского поселения Борисовское произведено без правовых оснований;

В связи с этим А.И. Николайченко (депутат Совета депутатов сельского поселения Борисовское) обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Закона Московской области № 1/2018-03 «Об организации местного самоуправления на территории Можайского муниципального района» (дело № 3а-520/2018).

На предварительном заседании 15.03.2018г. представители Московской областной думы и Губернатора Московской области заявили, что не ознакомлены с материалами дела, позицию по существу спора представить не могут. Предварительное судебное заседание было отложено. К участию в деле было привлечено ГУТП МО.

Московская областная дума и Губернатор Московской области на протяжении длительного времени затягивают рассмотрение дела № 3а-520/2018, что приводит к лишению 10 депутатов Совета депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района права поддержать выдвижение Административного истца на выборах Губернатора Московской области, назначенных на 09.09.2018г.

В оспариваемой статье установлено правило, в соответствии с которым, если на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Московской области представительный орган муниципального образования Московской области не сформирован и (или) глава муниципального образования Московской области не избран, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования, и (или) глава этого муниципального образования не учитываются при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата. Поэтому депутаты представительных органов 37-ми муниципальных образований за несколько месяцев до выборов Губернатора Московской области были лишены права поставить подпись в поддержку выдвижения Административного истца.

Законодательно установленные требования не должны использоваться ни в целях создания необоснованных преимуществ кандидатам, представляющим определенную политическую силу, ни для произвольного исключения из избирательного процесса кандидатов, находящихся в оппозиции, - иное нарушало бы принципы демократии, политического многообразия и многопартийности (статья 1; статья 13, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации), из которых следует недопустимость монополизации власти и необходимость существования оппозиции, а также принцип равноправия (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

Установление подобного регулирования умаляет права, предусмотренные ст. 32 Конституции РФ (право участвовать в управлении делами государства).

Как следует из ст. 39 ФЗ «Об основных гарантиях», все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом. Равенство кандидатов не может быть достигнуто при невозможности прохождения муниципального фильтра без поддержки иных (конкурирующих) политических партий.

Выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Введение звена, которое опосредует волеизъявление граждан, в виде поддержки депутатами муниципальных образований выдвижения кандидатов на выборах губернаторов искажает волю избирателей (см.: Постников А.В. О конституционно-правовом методе регулирования Журнал российского права. 2012. № 12. С. 37).

Негативную оценку влиянию «муниципального фильтра» на местное самоуправление и избирательный процесс дает В.А. Черепанов: «...Помимо чрезмерного ограничения избирательных прав граждан установление муниципального фильтра оказывает серьезное влияние на организацию местного самоуправления в нашей стране. По обоснованному мнению А. Джагарян и Н. Джагарян, введение муниципального фильтра неизбежно приводит к усилению политизации и партизации местного самоуправления, создает предпосылки для едва ли уместной его интеграции в политико-партийную систему централизованно-бюрократического управления. При этом местное самоуправление уводится в сторону от решения центральных вопросов, связанных главным образом с непосредственным жизнеобеспечением населения». (См.: Черепанов В. А. Муниципальный фильтр на губернаторских выборах: за и против Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 7. С. 35 - 40). Таким образом, в доктрине и СМИ постоянно даются негативные оценки «муниципальному фильтру», приводится обоснованная критика, однако данный институт до настоящего времени не признан недействующим.

Представитель Московской областной Думы не согласилась с требованиями, заявленными Дижуром Н.И. Пояснила, что административный истец полагает, что оспариваемая статья умаляет его конституционные права, предусмотренные частями 1-2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, а именно: граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Закон Московской области № 98/2012-ОЗ «О выборах Губернатора Московской области» был принят постановлением Московской областной Думы от 28.06.2012г. № 10/20-П, первоначальный текст документа опубликован в изданиях: «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 14.07.2012 № 122 (статьи 1-47, 48 (части 1-4)), «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 18.07.2012 № 124 (статья 48 (части 5-12), статьи 49-71, приложения 1, 2 к Закону).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Московской области № 98/2012-ОЗ законодательство о выборах Губернатора Московской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другие федеральные законы, Устав Московской области, вышеуказанный закон Московской области и иные законы Московской области.

Пунктами 17-20 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предусматривается необходимость сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также порядок получения и порядок проверки таких подписей. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (пункт 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

В соответствии с абзацами восьмым и девятым пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ выдвижение кандидата должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

На основании вышеуказанного федерального законодательства статьей 26 Закона Московской области № 98/2012-ОЗ было установлено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Московской области. Число таких подписей должно составлять 7 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Московской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Московской области (часть 1 статьи 26). Число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки выдвижения кандидата, а также число муниципальных образований (в абсолютном выражении), определяется и обнародуется Избирательной комиссией Московской области в течение трех дней со дня назначения выборов Губернатора Московской области.

Исходя из изложенного, оспариваемая статья 26 Закона Московской области № 98/2012-ОЗ не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу и не нарушает конституционных прав, установленных статьей 32 Конституции Российской Федерации.

Выборы Губернатора Московской области были назначены на 9 сентября 2018 года постановлением Московской областной Думы от 07.06.2018 г. № 2/54-П.

8 июня 2018 года Избирательной комиссией Московской области было принято решение № 85/785-6 о числе лиц, подписи которых необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области на выборах Губернатора Московской области, назначенных на 9 сентября 2018 года. В соответствии с которым, в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области должно быть собрано 196 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Московской области.

Из Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 24.12.2012 № 32-П по рассмотрению аналогичного вопроса, следует, что право принимать участие в прямых выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и быть избранным на эту должность не является необходимым элементом ни конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, ни иных конституционных прав, в связи с чем его исключение из числа правомочий гражданина по участию в процедуре наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может рассматриваться как ограничение конституционного права и тем самым - как нарушение статьи 32 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил вытекающую из Конституции Российской Федерации возможность законодательного установления различных способов замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В частности, при установлении порядка выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, федеральный законодатель, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, вправе предусмотреть специальные предварительные условия, несоблюдение которых позволяет исключить из избирательного процесса лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей; к таким условиям относится необходимость сбора не менее определенного количества подписей в поддержку кандидата на выборную должность, которое не может рассматриваться как ограничивающее избирательные права граждан.

Федеральный законодатель вправе - исходя из конституционных основ единства публичной власти в Российской Федерации и объективной необходимости взаимодействия с органами местного самоуправления органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложена ответственность за обеспечение социального, экономического и иного развития территории субъекта Российской Федерации, а значит, и каждого входящего в его состав муниципального образования (статья 3, части 1 и 2; статья 7, часть 1; статья 130, часть 1, Конституции Российской Федерации), - предусмотреть те или иные формы участия выборных лиц местного самоуправления, учета их мнения в рамках процедуры замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Представитель Избирательной комиссии Московской области не согласилась с требованиями, заявленными Дижуром Н.И. Пояснила, что Оспариваемыми положениями Закона Московской области установлено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Московской области.

Число таких подписей должно составлять 7 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Московской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Московской области.

22 июня 2018 года истец уведомил Избирательную комиссию Московской области о выдвижении кандидатом на должность Губернатора Московской области, подав письменное заявление о согласии баллотироваться, а также иные необходимые документы, предусмотренные частями 7 и 8 статьи 25 Закона Московской области.

На следующий день, 23 июня 2018 года, Избирательная комиссия Московской области, рассмотрев документы, представленные кандидатом на должность Губернатора Московской области Николаем Измаиловичем Дижуром, руководствуясь частью 4 статьи 50 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» разрешила кандидату открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда. Соответствующее решение было получено истцом 23.07.2018г..

В соответствии с частью 9 статьи 26 Закона Московской области листы поддержки кандидата изготавливаются за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата.

Пунктом 1.8 Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов Губернатора Московской области, утвержденного решением Избирательной комиссии Московской области от 31.05.2018 № 84/768-6, предусмотрено, что после открытия специального избирательного счета в трехдневный срок информирует Избирательную комиссию Московской области о реквизитах своего специального избирательного счета.

Реализую свое пассивное избирательное право истец был вправе с 23 июля 2018 года открыть специальный избирательный счет, уведомить об этом Избирательную комиссию Московской области и только после этого приступать к преодолению «муниципального фильтра» (сбор подписей).

Между тем, специальный избирательный счет в ПАО Сбербанк истцом открыт не был. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что, не исполнив требования закона, истец не планировал организовать работу своих сторонников по сбору подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.

Таким образом, истец не предпринял каких-либо действий на первоначальном этапе, направленных на преодоление «муниципального фильтра».

Рассуждения административного истца в отношении ограничения возможности сбора подписей, в связи с уменьшением количества депутатов и глав муниципальных образований Московской области вследствие реализации муниципальной реформы (объединение городских и сельских поселений муниципальных районов в городские округа) не могут быть расценены как достаточное основание для удовлетворения административного иска.

В результате проведенной административной реформы в Московской области за период с марта 2015 года по май 2018 года в 33 муниципальных районах городские и сельские поселения были объединены в городские округа. Законность подобного объединения также подтверждается соответствующими решениями Московского областного суда, остановленными без изменения судебной коллегией по административным делам Верховного суда Российской Федерации. Вследствие чего количество глав и депутатов уменьшилось с 5006 человек до 2787.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона Московской области в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Московской области. Число таких подписей должно составлять 7 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Московской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Московской области.

Таким образом, при принятии решения «О числе лиц, подписи которых необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области на выборах Губернатора Московской области, назначенных на 9 сентября 2018 года» Избирательная комиссия Московской области исходила из представленных данных о количестве депутатов и глав по состоянию на 7 июня 2018 года (Постановление Думы о назначении выборов). Установленная вышеуказанная законом 7% пропорция была соблюдена. В следствии уменьшения количества выборных лиц (глав и депутатов) уменьшилось и количество необходимых для регистрации подписей депутатов и глав муниципальных образований. Так, например на выборах Губернатора Московской области в 2013 году в поддержку выдвижения кандидата требовалось собрать 351 подпись депутатов и (или) главы муниципальных образований, в то время как в нынешней ситуации указанное количество подписей существенно снижено и составило 196 подписей.

Необходимо отметить, что при проведении выборов Губернатора Московской области в 2013 году истец выдвигал свою кандидатуру на выборную должность. Не смотря на то, что в 2013 году количество выборных лиц было значительно больше, истцом также не было представлено необходимо количество подписей в поддержку своего выдвижения.

При таких обстоятельствах рассматриваемый довод административного истца не может быть расценён как состоятельный.

Довод истца о том, что «муниципальный фильтр» огранивает право каждой политической партии свободно выдвигать кандидата на выборах Губернатора Московской области носит предположительный характер.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона Московской области Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области составляет список политических партий, их региональных отделений, зарегистрированных на территории Московской области, имеющих право принимать участие в выборах Губернатора Московской области в качестве избирательных объединений в том числе выдвигают кандидатов на равных основаниях.

Так решением XXII Конференции РОДП «Яблоко» 17 июня 2018 года по итогам тайного голосования («ЗА» 32, «Против»-12) Н. И. Дижур (административный истец) был выдвинут кандидатом на выборах Губернатора Московской области. С 23 июня 2018 года (после предоставления необходимых документов) Н.И. Дижур приобрел права и обязанности кандидата на выборах Губернатора Московской области.

Таким образом, положения Закона Московской области не огранивают право кандидатов на выдвижение от политических партий.

Пункты 4.1.1, 4.3.2, 5.2.7 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» не запрещают членам партии ставить свои подписи в поддержку выдвижения кандидатов от иных политических партий.

В соответствии с частью 7 статьи 26 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» депутат представительного органа муниципального образования Московской области или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования Московской области может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением. Таким образом, депутаты и главы муниципальных образований вправе поддержать кандидата независимо от его партийной принадлежности.

Доводы административного истца об умалении конституционных прав кандидатов не обоснованы.

Статья 26 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» принята с учетом правового регулирования, установленного Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 указанного Федерального закона выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований.

Положения пункта 3 статьи 18 Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающие в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получение поддержки со стороны определенного числа депутатов и избранных глав муниципальных образований были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2012г. № 32-П признаны непротиворечащим Конституции российской Федерации.

Таким образом, статья 26 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» соответствует положениям пункта 3 статьи 18 Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и не противоречит Конституции Российской Федерации.

Представитель Губернатора Московской области не согласилась с требованиями, заявленными Дижуром Н.И. Пояснила, что в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 67-ФЗ, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

В силу положений ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) определено, что система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно
в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом № 184-ФЗ. Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом № 184-ФЗ, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. Порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается законом субъекта Российской Федерации (подп. «б» п. 1 и подп. «к» п. 2 ст. 5 Федерального закона № 184-ФЗ).

Таким образом, субъекту Российской Федерации предоставлено право своим законом определять порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Закон Московской области № 98/2012-ОЗ «О выборах Губернатора Московской области» (далее – Закон № 98/2012-ОЗ) принят в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.

В соответствии с п. 17 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ. Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Положениями п. 3 ст. 18 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 26 Закона Московской области № 98/2012-ОЗ в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Московской области. Число таких подписей должно составлять 7 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Московской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Московской области.

В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Московской области. Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 7 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Московской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов Московской области.

Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Московской области.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к вопросам, связанным с осуществлением на уровне субъектов Российской Федерации законодательного регулирования в сфере избирательных прав граждан (Постановление от 11 марта 2008 года № 4-П, Определение от 17 июня 2008 года № 436-О-О), соответствующие законы субъектов Российской Федерации выступают в качестве конкретизирующего нормативного регулятора избирательных прав граждан, носят вторичный характер и производны от базового правового регулирования, устанавливаемого Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в частности Федеральным законом № 67-ФЗ.

Законодатель субъекта Российской Федерации, вводя конкретные избирательные процедуры, должен - с учетом особенностей предмета правового регулирования - предусматривать и необходимые дополнительные гарантии избирательных прав граждан; при этом он связан требованием
статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, в силу которого законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, и во всяком случае не должен снижать уровень федеральных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Законодатель субъекта Российской Федерации не вправе также вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод и тем более - устанавливать такие процедуры и условия, которые затрагивают само существо права на свободные выборы.

Согласно вынесенному Конституционным Судом Российской Федерации Постановлению № 32-П оспоренные законоположения не противоречат Конституции Российской Федерации, в том числе ст. 32 Конституции Российской Федерации.

Как указано в Постановлении № 32-П, по конституционно-правовому смыслу положений п. 3 ст. 18 Федерального закона № 184-ФЗ и ст. ст. 37 и 38 Федерального закона № 67-ФЗ, законодатель субъекта Российской Федерации обязан устанавливать число лиц, необходимое для подтверждения поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), с учетом конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации.

При соблюдении этого требования даже возможное подавляющее представительство в выборном органе местного самоуправления одной политической партии, создавая для пользующихся ее поддержкой лиц определенные преимущества при выдвижении на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), само по себе не обесценивает использование выборов.

При этом предписание п. 20 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ, в силу которого число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представляемых в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), но не более чем на 5 процентов, - в единстве с закрепленным статьей 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципом недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении прав и свобод человека и гражданина, означающим в том числе запрет злоупотребления правом, и с учетом того, что одно выборное лицо местного самоуправления может поддержать только одного кандидата на соответствующую должность, - предполагает недопустимость создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов путем сбора подписей выборных лиц местного самоуправления в количестве, большем чем определенное законом субъекта Российской Федерации число подписей, необходимое для регистрации кандидата, превышенное на 5 процентов.

Таким образом, указанные нормы Закона Московской области № 98/2012-ОЗ положениям федерального законодательства не противоречат.

Как указано в административном исковом заявлении, административный истец был выдвинут в качестве кандидата на должность Губернатора Московской области от Московского областного регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко».

Решением Избирательной комиссии Московской области от 12.07.2018г. № 93/980-6 административному истцу отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора Московской области,
в том числе по основанию непредставления листов поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований Московской области и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Московской области в поддержку выдвижения кандидата.

Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии достаточной поддержки данного кандидата депутатами представительных органов муниципальных образований Московской области и избранными на муниципальных выборах главами муниципальных образований Московской области, а не о нарушении его избирательных прав.

В установленный ч. 2 ст. 27 Закона Московской области № 98/2012-ОЗ срок административным истцом не представлены необходимые для регистрации документы, а именно: первый финансовый отчет кандидата; сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; письменное заявление каждого из представленных кандидатом лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации с обязательством в случае наделения полномочиями члена Совета Федерации прекратить деятельность, несовместимую со статусом члена Совета Федерации; копии документов, подтверждающих сведения, указанные в письменном заявлении каждого из представленных кандидатом лиц на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации (копия паспорта, справка с основного места работы либо копия трудовой книжки, либо выписка из трудовой книжки, либо иной документ, подтверждающий указанные в заявлении о согласии на представление лица в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности); письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Кроме того, кандидатом не был создан избирательный фонд.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец не предпринял действий, направленных на реализацию своего пассивного права.

Доводы административного истца о нарушении оспариваемым Законом Московской области федерального законодательства является необоснованными.

Мнение административного истца относительно Законов Московской области: № 68/2018-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Ногинского муниципального района»; № 70/2018-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Талдомского муниципального района»; № 55/2018-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Дмитровского муниципального района»; № 1/2018-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Можайского муниципального района» не имеет правового значения для рассмотрения данного дела.

Указанные Законы Московской области не признаны судом недействующими. Административный истец не лишён права оспорить их в судебном порядке самостоятельно.

Представитель Московского областного Регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» поддержал, требования, заявленные Дижуром Н.И. Пояснил, что ст. 26 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» от 06 июля 2012 года № 98/2012-ОЗ нарушает правы выдвинутого кандидата на должность Губернатора Московской области Дижура Н.И., на территории Московской области отсутствует политическая конкуренция, установлена монополия Политической партии «Единая Россия», преодолеть установленный Законом Московской области «муниципальный фильтр» не представляется возможным.

По мнению прокурора положения статьи 26 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» от 06 июля 2012 года № 98/2012-ОЗ, не нарушают прав административного истца, не противоречат Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», положения данных Федеральных законов были предметом проверки Конституционного суда РФ.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, оценив положения статьи 26 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» от 06 июля 2012 года № 98/2012-ОЗ, суд приходит к следующему.

Постановлением Московской областной Думы от 28 июня 2012 года № 10/20-П принят Закон Московской области «О выборах Губернатора Московской области» от 06 июля 2012 года № 98/2012-ОЗ. Закон подписан Губернатором Московской области 06 июля 2012 года, опубликован в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 122 от 14 июля 2012 года, № 124 от 18 июля 2012 года. В данный закон вносились изменения: Законом Московской области от 23 мая 2018 года № 67/2018-ОЗ.

В соответствий со ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

По мнению административного истца положения оспариваемой статьи устанавливают «муниципальный фильтр», ограничивающий возможность регистрации кандидатов на выборах Губернатора Московской области, которые не набрали достаточного количества подписей депутатов и глав муниципальных образований нескольких уровней, в соответствии с правилами, установленными соответствующим законом Московской области и решениями Избирательной комиссии Московской области.

С данным доводом административного истца суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 26 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области»:

«1. В поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Московской области. Число таких подписей должно составлять 7 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Московской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Московской области.

Сведения об общей численности депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Московской области не позднее, чем за 100 дней до дня голосования представляются в Избирательную комиссию Московской области представительными органами муниципальных образований Московской области.

(абзац введен Законом Московской области от 30.05.2013 № 41/2013-ОЗ)

2. В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Московской области. Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 7 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Московской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов Московской области. Абзац утратил силу. - Закон Московской области от 30.05.2013 № 41/2013-ОЗ.

3. Депутаты представительного органа муниципального района Московской области, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района Московской области, и из депутатов представительных органов указанных поселений, учитываются только как депутаты представительного органа муниципального района.

4. Если на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Московской области представительный орган муниципального образования Московской области не сформирован и (или) глава муниципального образования Московской области не избран, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования, и (или) глава этого муниципального образования не учитываются при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата.

5. Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Московской области.

6. Число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частями 1-4 настоящей статьи, а также число муниципальных образований (в абсолютном выражении), указанное в части 5 настоящей статьи, определяется и обнародуется Избирательной комиссией Московской области в течение трех дней со дня назначения выборов Губернатора Московской области. Если число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области в соответствии с частями 1 - 4 настоящей статьи, имеет дробную часть, то указанное число подлежит округлению в сторону ближайшего большего числа. (в ред. Закона Московской области от 23.05.2018 № 67/2018-ОЗ)

7. Депутат представительного органа муниципального образования Московской области или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования Московской области может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением.

8. Депутат представительного органа муниципального образования Московской области или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования Московской области ставит свою подпись на листе поддержки кандидата на должность Губернатора Московской области (далее - лист поддержки кандидата). Подписи депутатов представительных органов муниципальных образований Московской области, избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Московской области в поддержку выдвижения кандидата могут собираться со дня представления в Избирательную комиссию Московской области заявления кандидата о согласии баллотироваться.

9. Листы поддержки кандидата изготавливаются по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата. (в ред. Закона Московской области от 07.02.2013 № 14/2013-ОЗ)

10. В листе поддержки кандидата указываются фамилия, имя и отчество кандидата, дата его рождения, основное место работы или службы, занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата; сведения о выдвижении кандидата с указанием наименования избирательного объединения; если у кандидата имелась или имеется судимость - сведения о судимости кандидата. В листе поддержки кандидата также указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения депутата представительного органа муниципального образования Московской области или главы муниципального образования Московской области, ставящих подпись; наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, или наименование должности главы муниципального образования, которым является лицо, ставящее подпись; наименование муниципального образования. (в ред. Закона Московской области от 23.07.2014 № 96/2014-ОЗ)

11. Депутат представительного органа муниципального образования Московской области или глава муниципального образования Московской области ставит свою подпись собственноручно, а также указывает дату и время ее проставления. Подлинность подписи на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса свидетельствование подлинности подписи в листе поддержки кандидата может быть совершено должностным лицом органа местного самоуправления, которое уполномочено совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, связанные с засвидетельствованием подлинности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата производятся из средств избирательного фонда кандидата. (в ред. Закона Московской области от 07.02.2013 № 14/2013-ОЗ)

12. Отзыв депутатом представительного органа муниципального образования Московской области или главой муниципального образования Московской области своей подписи не допускается.

13. В процессе сбора подписей запрещается принуждать депутатов представительных органов муниципальных образований Московской области или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Московской области ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме.

14. При сборе подписей депутатов представительных органов муниципальных образований Московской области, избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Московской области допускается заполнение листа поддержки кандидата только на лицевой стороне. Для проставления удостоверительной надписи нотариуса (должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации) о засвидетельствовании подлинности подписи может использоваться лицевая и оборотная сторона листа поддержки кандидата.

15. После окончания сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований Московской области и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Московской области составляется список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, по форме, определенной Избирательной комиссией Московской области, содержащей сведения о кандидате и о лицах, поставивших подписи в его поддержку, в объеме, предусмотренном частью 10 настоящей статьи. Указанный список подписывается кандидатом.»

Как видно из материалов дела Избирательной комиссией Московской области было принято Решение от 08 июня 2018 года № 85/785-6 «О числе лиц, подписи которых необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области на выборах Губернатора Московской области, назначенных на 9 сентября 2018 года». Определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области должно быть собрано 196 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Московской области. Избирательной комиссией Московской области установлена форма списка лиц, поставивших свои подписи в поддержку кандидата на выборах Губернатора Московской области, Решение Избирательной комиссии Московской области от 24 мая 2018 года № 83/752-6 «О форме списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата на должность Губернатора Московской области».

Решением XXII Конференции РОДП «Яблоко» (Московское областное региональное отделение) от 17 июня 2018 года по итогам тайного голосования (Протокол XXII Конференции от 1 июня 2018 года), с учётом предварительного согласования кандидатуры решением Исполкома Бюро Политической партии «Российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО» от 14 июня 2018 года № 323 было принято решение о выдвижении от Московского областного регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» кандидатом на должность Губернатора Московской области на выборах, назначенных на 9 сентября 2018 года, Дижура Николая Измаиловича.

Административным истцом для выдвижения были поданы документы в Избирательную комиссию Московской области 22 июня 2018 года. Административный истец является выдвинутым кандидатом на выборах Губернатора Московской области.

Решением Избирательной комиссии Московской области от 12 июля 2018 года «Об отказе Дижуру Николаю Измаиловичу в регистрации кандидатом на должность Губернатора Московской области» Административному истцу отказано в регистрации на выборах Губернатора Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года, по тем основаниям, что административным истцом не был открыт специальный избирательный счет в ПАО Сбербанк РФ.

В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. 3 ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственных власти субъектов Российской Федерации» Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, а также депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, учитываются только один раз.

В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в пунктах 17 - 20 статьи 37 и подпункте "д.1" пункта 24 статьи 38 определяет порядок сбора и проверки достоверности подписей, а также предусматривает, что недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), является основанием отказа в регистрации кандидата.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 года № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» указано, что выражение и учет - посредством волеизъявления соответствующих выборных лиц - мнения муниципального сообщества относительно кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), создавая дополнительные условия для надлежащего гарантирования прав граждан, проживающих на данной территории, и прав местного самоуправления, как того требует статья 133 Конституции Российской Федерации, не расходятся с предписаниями ее статьи 12, которая направлена не на отрицание любых форм организационного взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, а на исключение решающего участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, подмены органов местного самоуправления органами государственной власти при решении вопросов местного значения.

Введение в правовое регулирование требования получения поддержки именно со стороны депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации (учитывая, что поддержка депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах их глав должна составлять от 5 до 10 процентов от общего объема поддержки кандидата) не является избыточным в действующем механизме выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), повышая одновременно интерес к муниципальным выборам, функционированию системы органов местного самоуправления, стимулируя тем самым укрепление демократических основ российской государственности.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к вопросам, связанным с осуществлением на уровне субъектов Российской Федерации законодательного регулирования в сфере избирательных прав граждан (Постановление от 11 марта 2008 года N 4-П, Определение от 17 июня 2008 года N 436-О-О), соответствующие законы субъектов Российской Федерации выступают в качестве конкретизирующего нормативного регулятора избирательных прав граждан, носят вторичный характер и производны от базового правового регулирования, устанавливаемого Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в частности Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; законодатель субъекта Российской Федерации, вводя конкретные избирательные процедуры, должен - с учетом особенностей предмета правового регулирования - предусматривать и необходимые дополнительные гарантии избирательных прав граждан; при этом он связан требованием статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, в силу которого законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, и во всяком случае не должен снижать уровень федеральных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; законодатель субъекта Российской Федерации не вправе также вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод.

Приведенная правовая позиция в полной мере распространяется на регулирование, предусмотренное рассматриваемыми положениями федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые, закрепляя в качестве обязательного условия выдвижения и регистрации кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) поддержку со стороны выборных лиц местного самоуправления, предоставляют субъекту Российской Федерации возможность определять их число в пределах минимального и максимального пороговых значений, установленных на уровне от 5 до 10 процентов.

Таким образом, федеральный закон, Конституция РФ, предоставляют субъекту Российской Федерации, возможность законодательного установления различных способов замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При установлении порядка выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, федеральный законодатель, вправе предусмотреть специальные предварительные условия, несоблюдение которых позволяет исключить из избирательного процесса лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей, к таким условиям относится необходимость сбора не менее определенного количества подписей в поддержку кандидата на выборную должность, которое не может рассматриваться как ограничивающее избирательные права граждан. Субъекту Российской Федерации даны полномочия по установлению числа подписей депутатов необходимого для подтверждения поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Поэтому, суд приходит к выводу о том, что положения ст. 26 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» от 06 июля 2012 года № 98/2012-ОЗ соответствуют положениям ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Доводы административного истца о том, что имеет место ограничение возможности сбора подписей депутатов, в связи с уменьшением количества депутатов и глав муниципальных образований Московской области вследствие реализации муниципальной реформы (объединение городских и сельских поселений муниципальных районов в городские округа) не могут быть приняты судом. Т.к. при принятии решения «О числе лиц, подписи которых необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области на выборах Губернатора Московской области, назначенных на 9 сентября 2018 года» Избирательная комиссия Московской области исходила из представленных данных о количестве депутатов и глав по состоянию на 7 июня 2018 года. Установленное законом количество подписей (7% от числа депутатов) было определено решением Избирательной комиссии Московской области от 08 июня 2018 года № 85/785-6. Вследствие уменьшения количества выборных лиц уменьшилось количество необходимых для регистрации подписей депутатов и глав муниципальных образований. В настоящее время количество подписей депутатов которые необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области существенно снижено и составляет 196 подписей (ранее 351 подпись). Возможный отказ в поддержке выдвижения, кандидату на должность Губернатора Московской области Дижуру Н.И., со стороны депутатов представительных органов муниципальных образований от Политической партии «Единая Россия», носит предположительный характер, т.к. к сбору подписей депутатов в поддержку выдвижения Дижур Н.И. не приступал. Соответственно оспариваемые положения Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» не нарушают права Дижура Н.И.

Таким образом, статья 26 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» от 06 июля 2012 года № 98/2012-ОЗ, принята надлежащим органом и в пределах своей компетенции, соответствует Федеральным законам, оснований для признания выше указанной нормы недействующей не имеется. Требования, заявленные Дижуром Н.И., подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-178, 215, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Дижура Николая Измаиловича о признании недействующей статью 26 Закона Московской области «О выборах Губернатора Московской области» от 06 июля 2012 года № 98/2012-ОЗ, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения.

Судья Терещенко А.А.