ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-945/2016 от 09.01.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

№ 3а-945/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кемеровский областной суд

В составе: председательствующего: Михеевой С.Н.

при секретаре: Шляхта О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 января 2017 года

административное дело по административному исковому заявлению Округина <данные изъяты> к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, КУГИ по Кемеровской области, Управлению Росреестра по Кемеровской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Округин <данные изъяты>. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости в сумме <данные изъяты> рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, в размере его рыночной стоимости в сумме <данные изъяты> рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости в сумме <данные изъяты> рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости в сумме <данные изъяты> рублей.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником указанных земельных участков. Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 01.08.2014 составляет 3 333 351,25 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 01.08.2014 составляет 1 855 598,50 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 01.08.2014 составляет 1 855 598,50 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.08.2014 составляет 5 333 362 рублей Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость указанных земельных участков с кадастровыми номерами по состоянию на дату определения кадастровой стоимости составляет <данные изъяты> рублей, соответственно. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение. Согласно требованиям ст. 66 п. 3 ЗК РФ допускается установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Административный истец указывает, что кадастровая стоимость земельных участков значительно выше их рыночной стоимости, в связи с чем, нарушает его права, поскольку расчет земельного налога производится исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца, Кокин <данные изъяты> действующий на основании доверенности от 04.10.2016, представивший диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель КУГИ по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили письменный отзыв.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения.

Представитель администрации Киселевского городского округа, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения.

В соответствии с требованиями статьи 247 ч. 4 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело, в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, Кокина <данные изъяты> проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований статьи 2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Статьей 3 указанного Закона определено понятие оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).

Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как следует из материалов дела, Округин <данные изъяты> является собственником земельных участков с кадастровыми номерами, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес>

, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес>;

, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес>

, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-18).

Согласно кадастровым справкам от 18.02.2016 датой определения кадастровой стоимости указанных земельных участков является 01.08.2014, сведения о которой были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, и составляют 3 333 351,25 рублей, 1 855 598,50 рублей, 1 855 598,50 рублей, 5 333 362 рублей, соответственно (л.д.19- 22).

Согласно кадастровым делам, предоставленным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области следует, что земельные участки с кадастровыми номерами являются учтенными, поставлены на кадастровый учет 10.11.2010, 15.03.2011, 25.01.2012, л.д. 112-251, том 1, л.д.1-86, том 2. Очередные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков утверждены на основании решения КУГИ Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области» по состоянию на 01.08.2014. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015.

Истцом предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленного ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный отчет составлен на дату 01.08.2014. Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию 01.08.2014 составляет <данные изъяты> рублей;

, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию 01.08.2014 составляет <данные изъяты> рублей;

, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию 01.08.2014 составляет <данные изъяты> рублей;

, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию 01.08.2014 составляет <данные изъяты> рублей (том 2).

В отношении данного отчета НП СРО экспертным советом «<данные изъяты>» представлено экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а также выводы, сделанные Оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки являются обоснованными и достоверными (том 2).

Оценивая в совокупности, полученные по делу доказательства, суд приходит к следующему:

Как следует из материалов дела, очередные результаты государственной кадастровой оценки земельного участка утверждены на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области».

Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами являются учтенными, поставлены на кадастровый учет 10.11.2010, 15.03.2011, 25.01.2012, кадастровая стоимость определена на дату по состоянию 01.08.2014, сведения о кадастровой стоимости земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015, что подтверждается кадастровыми паспортами на земельные участки, кадастровыми делами и кадастровыми справками о кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно сведениям, содержащимся в отчете об определении рыночной стоимости земельных участков на дату оценки, оценщиком дана характеристика объектов оценки с учетом локальных особенностей расположения, учтены факторы и характеристики, влияющие на его стоимость. Приведены объекты-аналоги, с учетом требований ФСО №1,2,3,7 и Федерального закона «Об оценочной деятельности». Оценщиком учтены ценообразующие факторы и обоснованно применена соответствующая корректировка.

На указанный отчет получено положительное экспертное заключение, не доверять которому у суда нет оснований.

Допрошенный ранее в судебном заседании свидетель, ФИО10 пояснил, что он является оценщиком. Им был первоначально составлен отчет с учетом объектов-аналогов, полученных с официального сайта Управления Росреестра, на котором были размещены сведения о сделках. Ввиду того, что сведений о подходящих объектах-аналогах за период с 01.01.2010 до 01.08.2014 найдены не были, данная информация в отчете отсутствовала. Однако впоследствии им были обнаружены на сайте Росреестра сведения о сделках за период 2013-2014 года, в связи с чем он готов составить новый отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.

В связи с указанными обстоятельствами суд находит предоставленный отчет об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, составленный от 28.12.2016 и экспертное заключение на отчет от 29.12.2016 достоверными и подлежащими принятию в качестве надлежащих доказательств по настоящему делу, поскольку содержат четкие данные как об исследуемых объектах недвижимости, так и об объектах-аналогах, которые по своим характеристикам сходны с исследуемыми объектами и приняты в соответствии с требованиями ФСО и Федерального закона «Об оценочной деятельности».

В своей совокупности представленные стороной истца доказательства не противоречат друг другу, подтверждают доводы, изложенные в исковом заявлении.

При этом, административными ответчиками и заинтересованным лицом по данному делу не представлено каких-либо иных доказательств относительно величины рыночной стоимости спорных земельных участков.

В обоснование заявленных требований истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, уплачивающего земельный налог, исчисляемый исходя из их кадастровой стоимости, в связи с чем, административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере его рыночной стоимости.

При таких обстоятельствах требования Округина <данные изъяты>. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Округина <данные изъяты> – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей, по состоянию на 01.08. 2014;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей, по состоянию на 01.08. 2014;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей, по состоянию на 01.08. 2014;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные объекты, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей, по состоянию на 01.08. 2014.

Датой обращения Округина <данные изъяты>. в суд считать 11.11.2016.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.01.2017