ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-947/20 от 15.12.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

3а-947/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2020 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Дорохиной Т.С.,

при секретаре Татариновой Е.В.,

с участием прокурора Андреева А.В.,

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим пункта 438 Приложения к Распоряжению Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области №3042-р от 25 декабря 2019 года «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год»,

УСТАНОВИЛ:

в соответствии со статьей 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года № 613/70-III-ОЗ «О налоге на имущество организаций» распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 года № 3042-р, размещенным на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликованным 25 декабря 2019 года на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее Перечень).

Данный Перечень является Приложением к Распоряжению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 года № 3042-р.

Согласно пункту 438 Перечня нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: (адрес) (далее – спорное здание), является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.

ФИО2, являясь долевым сособственником указанного нежилого здания, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 438 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указав в обоснование заявленных требований, что здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: (адрес), не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение его в Перечень на 2020 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая, что здание было включено в Перечень на основании данных технического паспорта от 2014 года, данных Росреестра и осмотра самого объекта недвижимости.

Административный истец в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Правительства Оренбургской области, заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо ФИО3 в своих письменных объяснениях просил удовлетворить исковые требования ФИО2

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 4 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года №613/70-III-ОЗ (в редакции от 29 июня 2020 года) «О налоге на имущество организаций» налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и является обязательным к уплате на территории Оренбургской области.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки;

- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных выше правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником ? доли нежилого здания – автосалона Hyundai со станцией техобслуживания автотранспорта, площадью 1 475,6 кв.м., литер А3, расположенный по адресу: (адрес), кадастровый , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л. д. 7).

Указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства автосалона со станцией техобслуживания, для иных видов жилой застройки.

Из представленного акта о фактическом использовании здания для целей налогообложения от 6 сентября 2019 года следует, что комиссией по результатам обследования установлено, что фактическое назначение спорного объекта – смешанное, доля офисных помещений составляет 11,28%, доля бытовых помещений составляет 36,16% > 20%, доля торговых помещений составляет 46,67% > 20%. Спорный объект подлежит включению в перечень для налогообложения.

Согласно техническому паспорту на нежилое здание, составленному по состоянию на 30 мая 2014 года, здание фактически используется как «автосалон со станцией техобслуживания автотранспорта».

Согласно экспликации к поэтажному плану, содержашейся в техническом паспорте, представленном представителем административного ответчика, на первом этаже спорного здания (ФИО4) расположены - ремонтный цех, площадью 366,2 кв.м., склад - 33,7 кв.м., мойка - 64,3 кв.м., раздевалка - 8,8 кв.м., коридор - 3,3 кв.м., раздевалка - 20,6 кв.м., туалет - 5,7 кв.м., лестничная клетка - 15,6 кв.м., туалет - 4,1 кв.м., туалет - 4 кв.м., кабинет - 7,3 кв.м., касса - 5,9 кв.м., выставочный зал - 468,5 кв.м., (Литер А5) выставочный зал - 220,1 кв.м.;

на втором этаже (литер А3) расположены – лестница, площадью 10,1 кв.м., коридор - 30 кв.м., кабинет - 12 кв.м., кабинет - 11,9 кв.м., кабинет - 12 кв.м., кабинет - 19,2 кв.м., приемная - 21,9 кв.м., кабинет - 19,6 кв.м., кабинет - 14,2 кв.м., архив - 10,9 кв.м., туалет - 4,7 кв.м.;

на цокольном этаже расположены коридор - 53,7 кв.м., кафе - 44,5 кв.м., магазин - 44,5 кв.м.;

в подвале расположены подсобное помещение, площадью 132,3 кв.м., эвак.выход - 6,4 кв.м.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании подтвердил факт обследования 1 августа 2019 года здания, расположенного по адресу: (адрес). Указал, что ФИО2 в обследовании объекта участия не принимал. В состав комиссии входил представители муниципального образования город Орск Оренбургской области, представители Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, представители Государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области». Проведя осмотр, определили, что объект, расположенный по адресу: (адрес) соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. На дату проведения проверочных мероприятий спорное здание использовалось для размещения автосалона. Итоговый расчет площади производился по данным Управления Росреестра и технического паспорта.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании также подтвердила факт обследования здания, расположенного по адресу: (адрес). Суду показала, что 1 августа 2019 года проводилось обследование в городе Орске Оренбургской области автосалона «Hyundai», расположенного по адресу: (адрес). Собственники не участвовали в осмотре, хотя были извещены о проведении осмотра. В ходе осмотра здания было установлено, что оно соответствует сведениям, отраженным в техническом паспорте. На дату проведения проверочных мероприятий спорное здание использовалось для размещения автосалона, там же осуществлялось техническое обслуживание автомобилей. При входе в здание, в автосалоне располагались автомобили с указанием цены, оборудовано место для проведения технического обслуживания автомобилей, имелась смотровая яма. По итогам проведения осмотра был составлен акт. Наименование объекта автосалон «Hyundai» указано по данным Управления Росреестра.

Выслушав свидетелей, изучив техническую документацию спорного объекта, расположенного по адресу: (адрес), оно является нежилым, состоит в том числе из помещений, имеющих назначение: выставочные залы, площадью 468,5 кв.м. и 220,1 кв.м., ремонтный цех, мойка, бытовые помещения (533,6 кв.м.), офисы (166,5 кв.м.), подсобные помещения (86,9 кв.м.).

Иных документов, которые опровергали бы назначение помещений в виде выставочных залов, ремонтного цеха, мойки, не представлено.

Учитывая, что на момент включения здания с кадастровым номером в Перечень на 2020 год более 20% общей площади здания предназначались для размещения офисов, выставочных залов, ремонтного цеха, мойки, офисов, то есть фактически для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, суд приходит к выводу о том, что здание отвечало признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, оно было правомерно включено в Перечень.

Доводы административного истца о том, что представленные представителем административного ответчика фотоснимки, на которых зафиксирована вывеска рекламного характера «Автосалон Hyundai», подтверждающая расположение объекта торговли, бытового обслуживания не соответствуют спорному объекту, были проверены судом.

Допрошенные в судебном заседании свидетель ФИО6 и ФИО7 подтвердили, что обследуемый ими объект - здание, расположенное по адресу: (адрес) не имело вывески «Hyundai», указанный фотоснимок к спорному объекту не относится. Об исключении указанного фотоснимка было заявлено представителем административного ответчика в ходе рассмотрения по делу.

Оценивая доводы административного истца о том, что на момент составления акта и утверждения Перечня спорный объект недвижимости не использовался в связи с чем не отвечает критериям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд находит их несостоятельными, поскольку доказательств того, что на момент утверждения оспариваемого Перечня нежилое здание не использовалось, не представлено.

В данном случае объект недвижимости обоснованно включен в перечень по предназначению и фактическому использованию помещений в нем, площадь которых превышает 20% от общей площади здания.

При таких обстоятельств, учитывая, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что спорное здание не отвечало требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на момент включения в Перечень, административным истцом не представлено, и судом не добыто, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО2 не имеется.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим пункта 438 Приложения к Распоряжению Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области №3042-р от 25 декабря 2019 года «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Оренбургского

областного суда Т.С. Дорохина

Мотивированное решение составлено 28 декабря 2020 года.

Судья Оренбургского

областного суда Т.С. Дорохина