ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-94/20 от 13.07.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-94/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2020 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Кустова А.В.,

при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.,

с участием прокурора Полещук Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании пункта 3.3 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании ЗАТО Озерный Тверской области» и Приложения № 2 к указанному Положению, утвержденному Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области № 19 от 12 апреля 2017 года в редакции Решения Думы ЗАТО Озерный № 49 от 27 сентября 2017 года,

установил:

Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 12 апреля 2017 года № 19 было утверждено Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании ЗАТО Озерный Тверской области» (далее Положение).

Данное решение было опубликовано в газете «Дни Озерного» 21 апреля 2017 года № 16 (909) и размещено на официальном сайте муниципального образования ЗАТО Озерный в сети Интернет (www.ozerny.ru).

27 сентября 2017 года решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области № 49 внесены изменения в решение Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 12 апреля 2017 года № 19 «Об утверждении Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании ЗАТО Озерный Тверской области», которым подпункт 3 пункта 1.5, пункт 1.6 раздела I Положения изложены в новой редакции, пункт 5.1 раздела V Положения исключен, пункт 6.10 раздела VI Положения изложен в новой редакции, внесены дополнения в пункт 7.3 раздела VII Положения.

Данное решение было опубликовано в газете «Дни Озерного» 06 октября 2017 года № 40 (933) и размещено на официальном сайте муниципального образования ЗАТО Озерный в сети Интернет (www.ozerny.ru).

ФИО1, действуя через представителя, обратился в суд административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований просит признать недействующим пункт 3.3 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании ЗАТО Озерный Тверской области» и Приложения № 2 к указанному Положению, утвержденному Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области № 19 от 12 апреля 2017 года в редакции Решения Думы ЗАТО Озерный № 49 от 27 сентября 2017 года.

В обоснование требований ссылается на то, что оспариваемый пункт 3.3 Положения не соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, содержит избыточные требования к членам комиссии по проведению публичных слушаний из числа работников администрации ЗАТО Озерный, поскольку предполагает их представительство, которой должно осуществляться с учетом положений п. 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также полагает, что Приложение № 2 к Положению, устанавливающее форму согласия на обработку персональных данных жителя для выдвижения инициативы проведения публичных слушаний, не соответствует требованиям Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ, а установленный в Положении срок действия согласия на обработку персональных данных не соответствующим требованиям статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Административный истец ФИО1 своевременно и надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Дума ЗАТО Озерный Тверской области своевременно и надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте слушания дела, явку своего представителя в суд не обеспечил.

Представитель административного ответчика – председатель Думы ЗАТО Озерный ФИО2 в представленном суду письменном возражении полагала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры в соответствии с законом.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Полещук Р.С., полагавшей оспариваемый нормативный правовой акт не противоречащим положениям закона, суд полагает требования административного истца не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 указанной статьи, в полном объеме.

Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого изъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования (часть 2 статьи 28 Закона № 131-ФЗ).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4).

В соответствии с частью 4 статьи 22 Устава ЗАТО Озерный Тверской области порядок организации и проведения публичных слушаний определяется положением, утвержденным Думой ЗАТО Озерный.

Как следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт в действующей редакции решения Думы ЗАТО Озерный от 27 сентября 2017 года № 49 принят уполномоченным представительным органом местного самоуправления в соответствии со статьями 25, 26, 27 Устава муниципального образования в редакции от 26 марта 2010 года № 19, правомочным составом при соблюдении кворума, опубликован в установленном порядке в печатном издании, размещен в сети Интернет.

Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании ЗАТО Озерный Тверской области разработано в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом ЗАТО Озерный Тверской области и определяет порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования ЗАТО Озерный Тверской области (п. 1.1 Положения).

Оспариваемый административным истцом пункт 3.3 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании ЗАТО Озерный Тверской области» определяет возможный состав комиссии, сформулирован следующим образом:

«В состав комиссии включаются депутаты Думы ЗАТО Озерный, представители администрации ЗАТО Озерный, представители общественности. В состав комиссии могут быть включены специалисты для выполнения консультационных работ по обсуждаемой проблеме».

Анализируя содержание оспариваемого пункта 3.3, суд не усматривает в нем положений, нарушающих права и законные интересы заявителя и иных лиц, поскольку термин «представитель» в данном случае используется в широком смысле, его содержание не ограничено объемом полномочий представителя в сделках в соответствии со статьей 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку правоотношения, возникающие в процессе проведения публичных слушаний, носят публичный характер и не связаны непосредственно с созданием, изменением и прекращением гражданских прав и обязанностей.

Оспариваемое административным истцом Приложение № 2 к Положению «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании ЗАТО Озерный Тверской области» представляет собой форму согласия на обработку персональных данных жителя для выдвижения инициативы проведения публичных слушаний, которая предполагает возможность заполнения сведений о фамилии, имени, отчестве, месте регистрации, данных паспорта гражданина, а также возможность дачи согласия на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку персональных данных в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, реализации Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании ЗАТО Озерный Тверской области.

Форма согласия устанавливает срок его действия – до момента достижения цели обработки, содержит разъяснение на возможность его отзыва в письменной форме путем направления в аппарат Думы ЗАТО Озерный Тверской области письменного сообщения об указанном отзыве в произвольной форме.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами, регулируются положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (Далее Закона № 152-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 152-ФЗ оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Из содержания оспариваемого нормативного акта, Приложения № 2 усматривается, что оператором, осуществляющим обработку персональных данных, в данном случае является представительный орган местного самоуправления – Дума ЗАТО Озерный Тверской области.

Понятие обработки персональных данных содержится в пункте 3 части 1 статьи 3 Закона № 152-ФЗ – это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Данная формулировка закона, раскрывающая содержание обработки персональных данных, дословно продублирована в тексте оспариваемого Приложения № 2.

Цель обработки персональных данных конкретизирована мероприятиями, связанными с проведением публичных слушаний в муниципальном образовании в соответствии с Положением, что соответствует требованию части 2 статьи 5 Закона № 152-ФЗ.

Срок действия согласия на обработку персональных данных ограничен окончанием мероприятий, то есть, исходя из Положения – обнародованием заключения по результатам публичных слушаний, кроме того, согласие на обработку может быть отозвано в любое время, что не противоречит сроку хранения персональных данных, определенному в части 7 статьи 5 Закона № 152-ФЗ.

Таким образом, оспариваемая форма согласия на обработку персональных данных не нарушает прав и законных интересов заявителя, а довод о возможных нарушениях при последующем использовании персональных данных, внесенных в данную форму, носит предположительный характер и судом не принимается.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании не действующими пункта 3.3 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании ЗАТО Озерный Тверской области» и Приложения № 2 к указанному Положению, утвержденному Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области № 19 от 12 апреля 2017 года в редакции Решения Думы ЗАТО Озерный № 49 от 27 сентября 2017 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Кустов

Мотивированное решение составлено 17 июля 2020 года.

Председательствующий А.В. Кустов