ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-94/20 от 28.02.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2020 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Гордееве А.С., с участием представителей административного истца ЗАО «Управляющая компания «Ремонт Зданий и Сооружений» - Перфильевой А.Р., действующей на основании доверенности от <дата изъята>. № <номер изъят>, Джуры В.В., действующей на основании доверенности от <дата изъята><номер изъят>, Лиханова В.П., действующего на основании доверенности от <дата изъята> представителя административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области – Чекурковой И.В., действующей на основании доверенности от <дата изъята><номер изъят>, представителя заинтересованного лица муниципального унитарного предприятия «Водоканал» - Асановой Е.И., действующей на основании доверенности от <дата изъята><номер изъят>, прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Румянцевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-94/2020 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Ремонт Зданий и Сооружений» к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим в части приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр «Об отмене постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»»,

У С Т А Н О В И Л :

закрытое акционерное общество «Управляющая компания «Ремонт Зданий и Сооружений» (далее по тексту – ЗАО «Управляющая компания «РЗС») обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части приказа Службы по тарифам Иркутской области(далее по тексту – Служба по тарифам Иркутской области, Служба по тарифам, Служба) от 10 июня 2019 г. № 77-спр «Об отмене постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»».

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ЗАО «Управляющая компания «РЗС» на основании заключенных договоров управления многоквартирными домами предоставляет собственникам помещений многоквартирных домов жилищно-коммунальные услуги.

20 декабря 2018 г. администрацией Шелеховского городского поселения было принято постановление № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее по тексту – МУП «Водоканал») на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г.

10 июня 2019 г. приказом Службы по тарифам Иркутской области № 77-спр установлено, что постановление от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал» принято с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, вследствие чего постановление от 20 декабря 2018 г. № 1359па было отменено.

ЗАО «Управляющая компания «РЗС» указывает, что об издании оспариваемого приказа стало известно из сюжета новостей 22 июля 2019 г.

Пунктом 7 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр «Об отмене постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»» установлена обязанность администрации Шелеховского городского поселения провести анализ экономически необоснованных доходов МУП «Водоканал», полученных в 2019 г., в период действия тарифов, установленных постановлением от 20 декабря 2018 г. № 1359па, по итогам которого, в случае выявления экономически необоснованных доходов, исключить данные доходы из необходимой валовой выручки МУП «Водоканал» при корректировке тарифов на 2021 г.

Административный истец считает, что пункт 7 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр «Об отмене постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»» противоречит действующему законодательству, поскольку Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной Службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э, не дано определение термина «экономически необоснованных доход», а также не предусмотрена методика выявления экономически необоснованных доходов и методика исключения таких доходов из необходимой валовой выручки, исходя из чего действия администрации Шелеховского городского поселения, в виде проведения анализа экономически необоснованных доходов МУП «Водоканал», полученных в 2019 г. в период действия тарифов, установленных постановлением от 20 декабря 2018 г. № 1359па не будут являться законными и объективными.

Пункт 7 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр «Об отмене постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»» создает, по мнению административного истца, правовую неопределенность и возможность злоупотребления при определении и учете экономически необоснованных доходов, так как в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц администрация Шелеховского городского поселения является собственником МУП «Водоканал». Кроме того, данная неопределенность ведет к дополнительной нагрузке на потребителей, что является недопустимым, так как может привести к нарушению принципа тарифного регулирования – достижения и соблюдения баланса экономических интересов между МУП «Водоканал» и потребителями, поскольку новый тариф за период с 1 января 2019 г. по 1 августа 2019 г. на водоснабжение и водоотведение, не установлен.

Арбитражным судом Иркутской области принято решение по делу № <номер изъят>, в мотивировочной части которого указана ссылка на пункт 7 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр. Данная ссылка обосновывает взыскание в пользу МУП «Водоканал» с ЗАО «Управляющая компания «РЗС» стоимости коммунального ресурса на основании отмененного тарифа, установленного постановлением администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па.

Административный истец считает, что применение оспариваемого приказа Службы по тарифам Иркутской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку ЗАО «Управляющая компания «РЗС» принимает от МУП «Водоканал» коммунальные ресурсы и передает их непосредственному потребителю, которые оплачивают принятый коммунальный ресурс. Пункт 7 оспариваемого приказа не позволяет определить объективный размер экономически обоснованных затрат МУП «Водоканал», установить экономически обоснованный тариф на водоснабжение, что приведет к нарушению баланса интересов между МУП «Водоканал» и потребителями услуг.

ЗАО «Управляющая компания «РЗС» просит суд признать недействующим пункт 7 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр «Об отмене постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»», обязать Службу по тарифам Иркутской области внести изменения в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр «Об отмене постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»» (далее – Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр) и принять установленные законом меры для установления экономически обоснованных тарифов на период с 1 января 2019 г. по 31 июля 2019 г.

В судебном заседании представители административного истца ЗАО «Управляющая компания «Ремонт Зданий и Сооружений» - Перфильева А.Р. и Джура В.В., действующие на основании доверенностей, административные исковые требования подержали в полном объеме.

После перерыва в судебном заседании представитель административного истца Перфильева А.Р. не явилась, явившиеся в судебное заседания представители административного истца ЗАО «Управляющая компания «Ремонт Зданий и Сооружений» - Лиханов В.П. и Джура В.В., действующие на основании доверенностей, административные исковые требования и дополнительные доводы в обоснование исковых требований поддержали, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области Чекуркова И.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, суду представила отзыв на иск, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Асанова Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Заинтересованные лица глава города Шелехова Иркутской области, администрация Шелеховского городского поселения, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, отзыв на исковое заявление не представили.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, участвующего в деле прокурора, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, Румянцевой А.А., полагавшей, что исковые требования удовлетворению не подлежат, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных по настоящему делу административных исковые требования.

Как предусмотрено частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта подлежат выяснению следующие обстоятельства:

1) нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдение требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие нормативного правового акта, форму, вид и процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также правила введения его в действие (опубликования, государственной регистрации, вступления в силу);

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом установлено, что правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения на момент принятия постановления администрацией Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»», а также оспариваемого пункт 7 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр «Об отмене постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»», регулировались Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Статьей 5 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом имеет место возможность передачи отдельных полномочий на уровень органов местного самоуправления поселений и городских округов законами субъектов Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 6 ноября 2012 г. № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Закон Иркутской области № 114-ОЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, в том числе – города Шелехова, наделены полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления в случае, когда регулируемые организации осуществляют эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, а также подвоз холодной воды, и обслуживаемые указанными регулируемыми организациями потребители соответствующего муниципального образования потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих регулируемых организаций (часть 2 статьи 2 Закона Иркутской области № 114-ОЗ).

В отношении регулируемых организаций, не отвечающих перечисленным выше условиям, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется Службой в соответствии с абзацем 2 подпункта 23(1) пункта 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года № 303-пп (далее - Положение № 303-пп).

В соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области № 114-ОЗ в рамках реализации переданных полномочий органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий (на основании и во исполнение положений, установленных законодательством) и обязаны осуществлять государственные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 5, части 5 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ в случае принятия органом местного самоуправления в соответствии с переданными ему полномочиями решения в сфере водоснабжения и водоотведения, противоречащего законодательству Российской Федерации, такое решение подлежит отмене органом исполнительной власти субъекта Российской. Федерации.

Отмена уполномоченным органом государственной власти Иркутской области решений органов местного самоуправления, принятых в рамках реализации государственных полномочий, противоречащих законодательству о регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, также предусмотрена частью 2 статьи 9 Закона Иркутской области № 114-ОЗ.

Осуществление Службой соответствующих контрольных полномочий предусмотрено подпунктом 23(1) пункта 5 Положения № 303-пп.

Порядок отмены решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых ими в рамках реализации полномочий, переданных им в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ, если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации, определен Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. № 123 (далее - Правила отмены № 123).

Судом установлено, что 4 марта 2019 года в Службу по тарифам Иркутской области поступило требование прокуратуры Иркутской области от <дата изъята><номер изъят> о выделении специалиста Службы для участия в проведении проверки деятельности администрации Шелеховского городского поселения по осуществлению переданных полномочий в части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал» г. Шелехова на 2019 год.

Письмом Службы от <дата изъята><номер изъят> в адрес прокуратуры Иркутской области направлена информация о сотруднике Службы, который будет принимать участие в соответствующей проверке.

Для проведения проверки прокуратурой города Шелехова в адрес Службы направлены материалы тарифного дела об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал» (исх. от <дата изъята><номер изъят> вх. № <номер изъят> от <дата изъята>), на основании которых было принято Постановление № 1359па.

По результатам проведенной проверки Службой установлено нарушение администрацией Шелеховского городского поселения требований действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, о чем прокурор города Шелехова был уведомлен письмом Службы от <дата изъята><номер изъят> с направлением соответствующего заключения.

<дата изъята> в Службу поступило обращение прокурора города Шелехова от <дата изъята><номер изъят> о расчете Службой размера тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019 год, исходя из документов, имеющихся в материалах тарифного дела.

Соответствующие расчеты оформлены Службой в виде дополнения к заключению по результатам проверки и направлены в адрес прокуратуры города Шелехова письмом от <дата изъята><номер изъят>

В целях разрешения вопроса относительно действующих долгосрочных тарифов, установленных Постановлением № 1359па, прокуратурой города Шелехова предложено Службе рассмотреть возможность реализации предоставленных действующим законодательством полномочий в части отмены решения органа местного самоуправления (исх. № <номер изъят> от <дата изъята> вх. № <номер изъят> от <дата изъята>

Аналогичное обращение было направлено в адрес Службы администрацией Шелеховского городского поселения (исх. № <номер изъят> от <дата изъята>, вх. № <номер изъят> от <дата изъята>).

Согласно пункту 33 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (далее - Основы ценообразования № 406), долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра, в частности, на основании решения регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов (подпункт «г»).

В соответствии с положениями пункта 33 Основ ценообразования № 406 с учетом наличия установленных этим пунктом оснований для досрочного пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов, в целях прекращения нарушения администрацией Шелеховского городского поселения требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения Службой принято решение об отмене Постановления № 1359па.

Как предусмотрено пунктом 11 Правил отмены № 123 решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об отмене решения должно содержать основание и дату отмены решения, срок принятия органами, решения которых отменяются, новых решений об установлении тарифов, а также требования по расчету тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами в области регулирования тарифов в сферах водоснабжения и водоотведения.

Долгосрочные тарифы на питьевую воду и водоотведение, установленные в отношении МУП «Водоканал» Постановлением № 1359па, отменены Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр с 1 августа 2019 г. Этим же приказом администрации Шелеховского городского поселения предписано:

1) запросить у МУП «Водоканал» недостающие расчетные и обосновывающие материалы по статьям затрат, провести их анализ, а также последующий перерасчет долгосрочных параметров регулирования тарифов и долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019-2023 годы (пункты 1-5 Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр);

2) установить и ввести в действие с 1 августа 2019 года тарифы на питьевую воду и водоотведение в отношении МУП «Водоканал» (пункт 6 Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр);

3) провести анализ экономически необоснованных доходов МУП «Водоканал», полученных в 2019 году в период действия тарифов, установленных Постановлением № 1359па, по итогам которого, в случае выявления экономически необоснованных доходов, исключить данные доходы из необходимой валовой выручки МУП «Водоканал» при корректировке тарифов на 2021 год (пункт 7 Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр).

Отмена Службой Постановления № 1359па была осуществлена посредством издания нормативного правового акта Службы в установленной для него форме – Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр, которым отменен нормативный правовой акт органа местного самоуправления, принятый с нарушением действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.

Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр обладает признаками нормативного правового акта, поскольку отменяет действующее тарифное решение органа местного самоуправления, которое является нормативным правовым актом, а также предписывает администрации Шелеховского городского поселения принять новый (заменяющий) нормативный правовой акт с учетом требований, изложенных в Приказе Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр, что направлено на отмену и последующее установление правовых норм, распространяющих свое действие на неопределенный круг лиц.

Как предусмотрено статьей 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области № 1-ОЗ) нормативные правовые акты министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области издаются в форме приказов, акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) - в форме распоряжений.

Приказы и распоряжения министерства, иного исполнительного органа государственной власти Иркутской области издаются его руководителем путем их подписания и должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.

Правовые акты иных правотворческих органов Иркутской области и их должностных лиц вступают в силу с момента их принятия (издания), если в самих правовых актах не указан иной срок. Вступивший в силу подзаконный правовой акт области, принятый в пределах полномочий соответствующего правотворческого органа Иркутской области, обязателен на территории Иркутской области.

Официальное опубликование правового акта Иркутской области осуществляется для всеобщего сведения посредством помещения текста правового акта области, полностью совпадающего с официально принятым, включая все приложения, с указанием всех его реквизитов в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации, а также на «Официальном интернет- портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (статьи 53, 54 и 57 Закона Иркутской области № 1-ОЗ).

Анализируя содержание регулирующих спорные правоотношения нормативных правовых актов, объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр издан Службой в установленном порядке и в пределах установленной компетенции, содержит указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых он издан (Федеральный закон № 416-ФЗ, Закон Иркутской области № 114-ОЗ, Правила отмены № 123, Положение № 303-пп, требование прокуратуры Иркутской области), подписан руководителем Службы, зарегистрирован и вступил в силу в установленном порядке, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 10 июня 2019 г. и в общественно-политической газете «Областная» от 24 июня 2019 года, а также размещен в режиме общего доступа на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как следует их представленных административным ответчиком суду копий Заключения по результатам проверки экономической обоснованности тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных администрацией Шелеховского городского поселения в отношении МУП «Водоканал» (<номер изъят>) на 2019 год и дополнения к нему, подписанных экспертом Службы по тарифам Шеховцевой Н.Т. (л.д. 164 – 171, т. 1), по результатам проведенной экспертизы экспертом Службы установлено, что объемы отпуска услуг и размер необходимой валовой выручки, определенные администрацией Шелеховского городского поселения на 2019 год, как и установленные на их основе тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение являются экономически необоснованными.

По результатам проведения анализа экономической обоснованности тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных администрацией Шелеховского городского поселения в отношении МУП «Водоканал» на 2019 год, экспертом Службы определены следующие величины экономически обоснованных тарифов:

(руб./куб.м., без учета НДС)

Вид тарифа /территория оказания услуг

Установлено постановлением Администрацией от 20.12.2018 г. № 1359па с 01.07.2019 г.

По расчету эксперта Службы (без учета расходов на капитальные вложения) с 01.07.2019 г.

По расчетам эксперта Службы (с учетом расходов на капитальные вложения), если в инвестиционную программу Предприятия будут внесены изменения) с 01.07.2019 г.

Питьевая вода (город Шелехов, Марковское и Баклашинское муниципальные образования)

Водоотведение (город Шелехов)

Водоотведение (Баклашинское муниципальное образование)

Обоснованность выводов проведенной Службой по тарифам Иркутской области экспертизы экономической обоснованности тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных постановлением администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»» на 2019 год, лицами, участвующими в деле, в ходе рассмотрения дела сомнению не подвергалась и не оспаривались.

Из представленного суду Заключения по результатам проверки экономической обоснованности тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных администрацией Шелеховского городского поселения в отношении МУП «Водоканал» (ИНН 3821005886) на 2019 год и дополнения к нему следует, что при проведении проверки эксперт руководствовался: Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоотведения и водоснабжения»; Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоотведения и водоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России 27 декабря 2013 г. № 1746-э; Положением о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 г. № 303, а также иными нормативными актами.

Из содержания приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр «Об отмене постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»», следует, что при принятии администрацией Шелеховского городского поселения постановления от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»» были допущены следующие нарушения:

- отсутствуют документы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «в», «г», «л», «м» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406;

- заключение администрации в нарушение подпунктов «а», «б», «г» пункта 26 Правил регулирования не содержит обязательную информацию (анализ экономической обоснованности расходов по отельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; обоснование причин и ссылок на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов);

- не содержит показателей энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии), являющихся долгосрочными параметрами регулирования тарифов, определяемыми на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации согласно пункту 79 Основ ценообразования;

- отсутствует протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования администрации, представленная выписка из протокола заседания тарифной комиссии администрации от 19 декабря 2018 г. не содержит информации, предусмотренной пунктом 29 Правил регулирования;

- в нарушение положений Основ ценообразования и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 1746-э, при расчете тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019 год учтены экономически необоснованные объемы полезного отпуска услуг, потерь воды, воды на собственные нужды и экономически необоснованные расходы по статьям: «Расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг» (при расчете тарифа на питьевую воду); «Расходы на оплату труда и страховые взносы производственного персонала»; «Общехозяйственные расходы»; «Прочие производственные расходы»; «Ремонтные расходы»; «Административные расходы»; «Расходы на покупку электрической энергии»; «Расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»; «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей»; «Амортизация»; «Нормативная прибыль».

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 33 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, для досрочного пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных постановлением администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»» на 2019 год, так как при принятии администрацией Шелеховского городского поселения указанного выше постановления были допущены нарушения требований статей 3, 32 Федерального закона № 416-ФЗ, подпунктов «а», «б», «в», «г», «л», «м» пункта 17, пункты 20, 26, 28, 29 Правил регулирования, пункты 24, 29 Основ ценообразования.

Реализуя контрольные полномочия в отношении решения органа местного самоуправления, принятого им в рамках реализации государственных полномочий, противоречащего законодательству о регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Служба по тарифам Иркутской области, принимая приказ от 10 июня 2019 г. № 77-спр и отменяя постановление администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па с 1 августа 2019 г., действовала в пределах полномочий, представленных ей пунктом 10 части 1 статьи 5, части 5 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ, частью 2 статьи 9 Закона Иркутской области № 114-ОЗ, в соответствии с подпунктом 23(1) пункта 5 Положения № 303-пп, в порядке, установленном частью 2 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ и Правилами отмены № 123.

Из административного иска, пояснений к нему, объяснений представителей истца следует, что административный истец оспаривает пункт 7 Приказа Службы по тарифам от 10 июня 2019 г. № 77-спр, которым на администрацию Шелеховского городского поселения возложена обязанность провести анализ экономически необоснованных доходов МУП «Водоканал», полученных в 2019 г., в период действия тарифов, установленных постановлением от 20 декабря 2018 г. № 1359па, по итогам которого, в случае выявления экономически необоснованных доходов, исключить данные доходы из необходимой валовой выручки МУП «Водоканал» при корректировке тарифов на 2021 г., что, по мнению административного истца, противоречит Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилам определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, Правилам расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения, Методическим указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной Службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э, так как данными нормативными актами не предусмотрено определения термина «экономически необоснованных доход», а также не предусмотрены методика выявления экономически необоснованных доходов и методика исключения таких доходов из необходимой валовой выручки, что, полагает истец, поставит под сомнение законность и объективность действий администрации Шелеховского городского поселения по проведению анализа экономически необоснованных доходов МУП «Водоканал», полученных в 2019 г. в период действия тарифов, установленных постановлением от 20 декабря 2018 г. № 1359па.

Кроме того, по мнению административного истца оспариваемый пункт приказа Службы создает правовую неопределенность и возможность злоупотребления при определении и учете экономически необоснованных доходов, поскольку в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц администрация Шелеховского городского поселения является собственником МУП «Водоканал», а данная неопределенность приведет к дополнительной нагрузке на потребителей, что является недопустимым, так как может привести к нарушению принципа тарифного регулирования – достижению и соблюдению баланса экономических интересов между МУП «Водоканал» и потребителями, поскольку новый тариф за период с 1 января 2019 г. по 1 августа 2019 г. на водоснабжение и водоотведение, не установлен.

Административный истец полагает, что является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым приказом, так как с ним заключены договоры управления многоквартирными домами по адресам:

- <адрес изъят>

<адрес изъят>

<адрес изъят>

<адрес изъят>;

- <адрес изъят>

В судебном заседании представители административного истца суду пояснили, что до <дата изъята> ЗАО «Управляющая компания «РЗС» приобретало коммунальный ресурс у МУП «Водоканал» (ресурсоснабжающая организация) холодную воду и водоотведение по договору от <дата изъята><номер изъят>, а собственникам помещений вышеуказанных многоквартирных домов по договору управления предоставляло коммунальную услугу по водоснабжению и водоотведению, при этом стоимость, приобретаемого ЗАО «Управляющая компания «РЗС» у МУП «Водоканал» ресурса (холодная вода и водоотведения) и размер стоимости коммунальной услуги, предоставляемой собственникам помещений в многоквартирных домах (холодное водоснабжение и водоотведение) были идентичны, ЗАО «Управляющая компания «РЗС» экономической выгоды от предоставления коммунальных услуг собственникам не получало.

В (данные изъяты) собственники помещении <номер изъят> многоквартирных домов, которые находятся в управлении ЗАО «Управляющая компания «РЗС» приняли решение о переходе на прямые договоры по предоставлению коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с 1 января 2019 г., в том числе с МУП «Водоканал» на предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, в подтверждение чего представили суду копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

В свою очередь МУП «Водоканал» в соответствии с п. 1 ч. 2, ч. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации приняло решение о переходе на прямые договоры с собственниками всех многоквартирных домов, находящихся в управлении ЗАО «Управляющая компания «РЗС» с <дата изъята> в связи с чем было прекращено действие, заключенного с МУП «Водоканал» договора холодного водоснабжения и водоотведения от <дата изъята><номер изъят>

В подтверждение факта наличия у административного истца правоотношений по представлению коммунальных ресурсов в виде холодного водоснабжения и водоотведения административным истцом суду представлены копия договора № <номер изъят> ресурсоснабжения на предоставление коммунальных ресурсов используемых в целях содержания общего имущества многоквартирного дома от <дата изъята>., заключенного между МУП «Водоканал» и ЗАО «Управляющая компания, сроком действия с <дата изъята> по <дата изъята> а также счета-фактуры на оплату холодного водоснабжения и водоотведение за период с января 2019 г. по октябрь 2019 г., платежные поручения на оплату холодного водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» за период с мая 2019 г. по октябрь 2019 г., акт сверки взаиморасчетов с МУП «Водоканал» за период с <дата изъята> по <дата изъята>

Исходя положений пункта 11.3 данного договора, того что доказательств расторжения указанного выше договора, а также заявления одной из сторон этого договора о прекращении действия договора суду не представлено, а также того, что факт наличия договорных отношений по ресурсоснабжению административный истец и заинтересованное лицо МУП «Водоканал» в судебном заседании не оспаривали, суд приходит к выводу о наличии между административным истцом и МУП «Водоканал» на момент рассмотрения дела правоотношений по холодному водоснабжению и водоотведению.

Дополнительно к ранее заявленным доводам в обоснование правовой позиции о нарушении прав административного истца оспариваемым приказом Службы, истец указывает, что нарушение своего права он также усматривает в том, что возложенная на администрацию Шелеховского городского поселения обязанность проведения анализа экономически необоснованных доходов МУП «Водоканал», полученных в 2019 году в период действия тарифов, установленных Постановлением № 1359па, по итогам которого, в случае выявления экономически необоснованных доходов, следует исключить данные доходы из необходимой валовой выручки МУП «Водоканал» при корректировке тарифов на 2020 год, нарушает его интересы, также тем, что ЗАО «Управляющая компания «РЗС» с 1 <дата изъята> вышло из правоотношений по договору холодного водоснабжения и водоотведения от <дата изъята><номер изъят> с МУП «Водоканал» и, истец полагает, что при корректировке тарифа МУП «Водоканал» в 2020 году экономические интересы административного истца не будут учтены.

ЗАО «Управляющая компания «РЗС» нарушение права усматривает в разнице необоснованно полученных МУП «Водоканал» доходов, а именно между фактической оплатой приобретенного административным истцом коммунального ресурса у МУП «Водоканал» и реальной стоимостью ресурса, которые должны будут учтены в будущей корректировке тарифа МУП «Водоканал» в 2020 году, в то время как данная экономическая разница для административного истца является убытками, поскольку тариф, по которому истец осуществлял оплату полученного от МУП «Водоканал» ресурса, отменен с 1 августа 2019 г.

На момент рассмотрения настоящего административного дела Арбитражным судом Иркутской области по арбитражному делу № <номер изъят> принято решение, в соответствии с которым с ЗАО «Управляющая компания «РЗС» взыскана стоимость холодного водоснабжения за январь 2019 года на основании постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал», который отменен Приказом Службы по тарифам Иркутской области № 77-срп от 10 июня 2019 г., решение оставлено без изменения определением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от <дата изъята>

Учитывая, что правоотношения между административным истцом и МУП «Водоканал» по холодному водоснабжению и водоотведению сложились на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от <дата изъята><номер изъят> и договора № <номер изъят> ресурсоснабжения на предоставление коммунальных ресурсов используемых в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, управление которыми осуществляет административный истец, и имели место на момент действия тарифного решения в сфере холодного водоснабжения и водоотведения – постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па, суд приходит к выводу о том, что как само тарифное решение, так и приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр, затрагивают права и интересы административного истца, поскольку касаются стоимости ресурсов предоставляемых административному истцу МУП «Водоканал», а также проводимых административным истцом расчетов за их потребление.

По указанным выше основаниям, то обстоятельство, что административный истец является управляющей компанией и заключал договоры ресурсоснабжения с МУП «Водоканал» от своего имени, но в интересах собственников многоквартирных домов, действуя на основании заключенных с ними договоров управления многоквартирными домами, юридического значения для дела не имеет.

Анализируя действующее законодательство, представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения права административного истца положениями обжалуемого им пункта 7 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр, которым администрации Шелеховского городского поселения предписано провести анализ экономически необоснованных доходов МУП «Водоканал», полученных в 2019 году в период действия тарифов, установленных Постановлением № 1359па, по итогам которого, в случае выявления экономически необоснованных доходов, исключить данные доходы из необходимой валовой выручки МУП «Водоканал» при корректировке тарифов на 2021 год по приведенным ниже основаниям.

Как было указано выше, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при этом предусмотрена возможность передачи отдельных полномочий на уровень органов местного самоуправления поселений и городских округов законами субъектов Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 6 ноября 2012 года № 114-03 органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, в том числе - города Шелехов, наделены полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления в случае, когда регулируемые организации осуществляют эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, а также подвоз холодной воды, и обслуживаемые указанными регулируемыми организациями потребители соответствующего муниципального образования потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих регулируемых организаций (часть 2 статьи 2 Закона Иркутской области № 114-03).

В отношении регулируемых организаций, не отвечающих перечисленным выше условиям, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется Службой по тарифам Иркутской области (абзац 2 подпункта 23(1) пункта 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года № 303-пп).

Таким образом, действующим на момент принятия оспариваемого приказа Службы законодательством вопрос об установлении тарифа на водоснабжение и водоотведение для МУП «Водоканал» относится к компетенции администрации Шелеховского городского поселения, на которую Службой возложена обязанность проведения анализа экономически обоснованных доходов МУП «Водоканал» и при выявлении экономически необоснованных доходов, произвести их исключение из необходимой валовой выручки МУП «Водоканал» при корректировке тарифов на 2021 год.

Довод административного истца о том, что Службой при издании оспариваемого приказа было нарушено действующее законодательство, так как ею не было принято тарифное решение, замещающее отмененное постановление, устанавливающее тарифы на питьевую воду и водоотведение в отношении МУП «Водоканал» на период с 1 января 2019 года по 1 августа 2019 года, на вывод суда о законности оспариваемого пункта 7 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр не влияет в связи со следующим.

Как было указано выше, принятие тарифного решения в сфере водоснабжения и водоотведения в данных правоотношениях относится к компетенции органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 9 Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 г. № 114-ОЗ (в ред. действовавшей на момент принятия Службой оспариваемого приказа) кполномоченный орган государственной власти области осуществляет контроль в следующих формах:

1) проведение проверок деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий;

2) истребование и получение необходимой информации и документов, связанных с осуществлением государственных полномочий, в том числе муниципальных правовых актов, принимаемых по вопросам осуществления государственных полномочий;

3) выдача письменных предписаний по устранению нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления государственных полномочий;

4) отмена решений органов местного самоуправления, принятых в рамках реализации государственных полномочий, противоречащих законодательству о регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

5) заслушивание отчетов органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий.

Таким образом, формой контроля со стороны Службы за соответствием закону тарифного решения органа местного самоуправления является отмена решения этого органа, принятого в рамках реализации государственных полномочий, противоречащих законодательству о регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения иная форма контроля в виде принятия нормативного акта, замещающего отменное тарифное решение органа местного самоуправления, для Службы законом не предусмотрено.

Довод административного истца о возможной необъективной проверки в отношении МУП «Водоканал» при корректировке тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение не влияет на выводы суда по данному делу, поскольку административный истец при наличии сомнений в объективности органа тарифного регулирования не лишен права оспорить принятое по итогам проверки тарифное решение в суд в установленном законом порядке.

Действующий в настоящее время в регулируемых сферах деятельности порядок ценообразования предусматривает установление регулируемых тарифов исходя из плановой величины необходимой валовой выручки регулируемой организации и планируемого объема отпуска товаров и услуг регулируемой организации, что в свою очередь не исключает возникновение отклонения фактических показателей регулируемой деятельности от плановых, в том числе по причине изменения объема отпуска регулируемых товаров и услуг, стоимости приобретаемых энергетических ресурсов, изменения законодательства и иных факторов.

В соответствии с пунктами 15, 16 Основ ценообразования № 406, и пунктом 12 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э, предусмотрен механизм соблюдения баланса интересов участников регулируемых правоотношений посредством учета понесенных экономически обоснованных расходов и(или) недополученных доходов, а также исключения экономически необоснованных расходов и(или) избыточных доходов из необходимой валовой выручки регулируемой организации в последующих периодах регулирования.

Согласно которым, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

При этом при установлении регулируемых тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

1) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

2) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Кроме того, отмена установленных Постановлением № 1359па регулируемых тарифов с 1 января 2019 года и распространение действия заменяющего тарифного решения на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года, запрещено пунктом 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, запрещающим придание обратной силы решению об установлении тарифов.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административных исковых требований закрытого акционерного общества «Управляющая компания «Ремонт Зданий и Сооружений» к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим пункта 7 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр «Об отмене постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»», обязании Службы по тарифам Иркутской области внести изменения в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. № 77-спр «Об отмене постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № 1359па «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал»» и принять установленные законом меры для установления экономически обоснованных тарифов на период с 1 января 2019 г. по 31 июля 2019 г. - отказать

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено <дата изъята>