ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-94/2021 от 23.11.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-94/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 23 ноября 2021 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Кунгаа Т.В.,

при секретаре Сат Ч.К.,

с участием административного истца Н., представителя административного истца Оюна К.Д., представителей административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В., Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Кудерек Ч.Д., Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва Ондар О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

административный истец Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 февраля 2015 года на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить ей на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее санитарным и гигиеническим нормам. Решение суда вступило в законную силу 21 марта 2015 года, на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени решение суда должником не исполнено. Исполнительные действия судебного пристава-исполнителя ограничились направлением требований в адрес административных ответчиков. Общая продолжительность производства по исполнению судебного постановления составила более 6 лет, в то время как решением суда предусмотрен шестимесячный срок исполнения. Судебными приставами-исполнителями не принимается комплекс мер, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа. Конвенцией о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Указывает, что за весь период с момента возникновения права ей приходится снимать жилье на территории г. Кызыла в связи с отсутствием своего жилого помещения, чем несет большие материальные затраты. Просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1 000 000 рублей, а также взыскать понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 27 октября 2021 года в качестве административного ответчика по делу привлечено – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, заинтересованного лица – Федеральная служба судебных приставов.

В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Ванданова Ч.К. указывает, что привлечение Министерства финансов Российской Федерации в качестве административного ответчика в рамках данного дела является необоснованным, поскольку решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 февраля 2015 года удовлетворены исковые требования Н. о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва. Согласно пункту 3 Указа Главы Республики Тыва от 22 ноября 2016 года № 204 «О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва» Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва преобразовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, ему переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Согласно Положению о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденному постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013 года № 229, министерство является главным распорядителем бюджетных средств в части предоставления в установленном порядке жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда, поэтому иски о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в рамках выполнения решения суда должно быть предъявлено к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва как главному распорядителю бюджетных средств, и к Министерству финансов Республики Тыва как к финансовому органу субъекта Российской Федерации.

В возражении представитель административного ответчика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Кудерек Ч.Д. просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что согласно Указу Главы Республики Тыва Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Формирование специализированного жилищного фонда осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Тыва на эти цели. С 1 июля 2015 года Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва получило фактические полномочия по предоставлению жилых помещений и по настоящее время не имеет возможности предоставить жилые помещения, поскольку при своевременном финансировании строительства жилья для детей-сирот Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва обязанности главного подрядчика в полном объеме не исполняются, что влечет несвоевременную передачу сданных в эксплуатацию жилых помещений в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, ведущему реестр имущества Республики Тыва и распоряжение этим имуществом, следовательно, последующее формирование специализированного жилого фонда.

В возражении представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва Ондар О.Б. просит в удовлетворении административного иска отказать.

В судебном заседании административный истец Н. и ее представитель Оюн К.Д. просили удовлетворить требования административного иска.

Представители административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В., Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Кудерек Ч.Д., Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва Ондар О.Б. просили отказать в удовлетворении административного иска.

Представители административного ответчика – Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы административного и гражданского дел, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела № следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 февраля 2015 года, вступившим в законную силу 21 марта 2015 года, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность предоставить Н. на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории городского округа «город Кызыл Республики Тыва», соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м. в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ФС .

18 января 2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Чульдум А.В. возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения Н. не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 февраля 2015 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 21 марта 2015 года, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 21 сентября 2015 года.

Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (11 января 2016 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (26 октября 2021 года), составила 5 лет 9 месяцев 15 дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

В ходе исполнительного производства определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 апреля 2016 года по заявлению Министерства земельных и имущественных отношений произведена замена должника в исполнительном производстве на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.

На основании Указа Главы Республики Тыва от 20 декабря 2018 года № 250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва прекратило свою деятельность 16 мая 2019 года.

В пункте 4 Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 года № 229, указано, что Министерство является главным распорядителем (получателем) средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.

Поскольку на стадии исполнительного производства произведена замена должника, постольку обязанность предоставить Н. жилое помещение возложена на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, соответственно, правопреемником которого является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, то, следовательно, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва – ненадлежащими ответчиками по делу, поэтому административный иск Н. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 27 октября 2021 года из МОСП города Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва истребованы заверенные копии материалов исполнительного производства.

Согласно исполнительному производству -ИП, исполнительный лист ФС выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 23 марта 2015 года и получен службой судебных приставов 11 января 2016 года.

18 января 2016 года судебным приставом-исполнителем Чульдум А.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которое получено Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - должник) 21 января 2016 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, с момента получения должником копии постановления.

28 января 2016 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва сообщает, что им подано заявление о замене должника в исполнительном производстве в Кызылский городской суд, в связи с чем просит приостановить исполнительные действия.

24 февраля 2016 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда в 5-дневный срок со дня поступления требования, которое получено должником 25 февраля 2016 года.

Письмом от 3 марта 2016 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва сообщает судебному приставу-исполнителю о невозможности в настоящее время исполнить судебное решение по объективным причинам, в связи с чем просит отложить исполнительные действия по данному исполнительному документу.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 апреля 2016 года заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о замене стороны в исполнительном производстве удовлетворено, произведена замена должника исполнительного производства на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25 мая 2016 года с должника Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, получено должником 26 мая 2016 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 27 мая 2016 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до июня 2016 года, получено должником 30 мая 2016 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30 мая 2016 года произведена замена должника Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва его правопреемником Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, получено новым должником 31 мая 2016 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 1 июня 2016 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 10 июня 2016 года, получено должником 1 июня 2016 года.

1 июня 2016 года директор Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

9 июня 2016 года Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва сообщает, что на балансе специализированного жилого фонда отсутствуют свободные жилые помещения, Н. включена в список нуждающихся в обеспечении жильем на территории г. Кызыла с 2015 года, номер очереди 1369, жилое помещение ей будет предоставлено по мере строительства домов для детей-сирот по программе 2016 года, в связи с чем просит приостановить исполнительное производство.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 9 сентября 2016 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 16 сентября 2016 года.

15 сентября 2016 года Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва сообщает, что на балансе специализированного жилого фонда отсутствуют свободные жилые помещения, жилое помещение Н. будет предоставлено по мере строительства домов для детей-сирот.Постановлением судебного пристава-исполнителя от 20 ноября 2016 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 25 ноября 2016 года, получено должником 21 ноября 2016 года.

20 ноября 2016 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда к 18 часам 25 ноября 2016 года, получено должником 21 ноября 2016 года.

30 ноября 2016 года Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва сообщает, что на балансе специализированного жилого фонда отсутствуют свободные жилые помещения, жилое помещение Н. будет предоставлено по мере завершения строительства домов для детей-сирот и передачи построенных домов в специализированный жилищный фонд для детей-сирот.

2 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении должника – Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва по части 1 статьи 17.14 КоАП РФ.

Постановлением начальника МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Сарыглар А.О. от 28 декабря 2016 года Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.

28 ноября 2017 года судебным приставом-исполнителем Сат Б.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, копия которого получено 29 ноября 2017 года.

Должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 12 июля 2018 года.

31 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем директор Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Кызылским городским судом Республики Тыва принято заявление судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП Куулар А.С. о процессуальном правопреемстве на стадии исполнительного производства, о замене Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 ноября 2019 года заявление судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ Куулар А.С. о замене стороны исполнительного производства удовлетворено. Произведена замена должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на правопреемника – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в установленном решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 февраля 2015 года правоотношении по гражданскому делу по иску Н. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения.

Судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ Куулар А.С. вынесено постановление от 12 декабря 2019 года о замене должника исполнительного производства Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва его правопреемником – Министерством труда и социальной политики Республики Тыва, получено должником 12 декабря 2019 года.

Судебным приставом-исполнителем Куулар А.С. дан ответ на обращение Н. о ходе исполнительного производства.

13 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП министр труда и социальной политики Республики Тыва под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

В требовании от 13 июля 2020 года судебный пристав-исполнитель требует явиться должника в срок до 21 августа 2020 года к 14 часам 00 минут и предоставить документы об исполнении решения суда, получено должником 13 июля 2020 года.

В требовании от 17 июля 2020 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 30 июля 2020 года, получено должником 20 июля 2020 года.

24 июля 2020 года, 11 августа 2020 года и.о. министра труда и социальной политики Республики Тыва в МОСП г. Кызыла по РОВИП направлены письма о том, что в связи с незавершенным строительством многоквартирных домов для детей-сирот и отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва, исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения Н. не представляется возможным.

8 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП министр труда и социальной политики Республики Тыва под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В требовании от 9 декабря 2020 года судебный пристав-исполнитель требует явиться должника в срок до 25 декабря 2020 года к 14 часам 00 минут и предоставить документы об исполнении решения суда, получено должником 11 декабря 2020 года.

23 декабря 2020 года Министерством труда и социальной политики Республики Тыва в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов направлен ответ на требование о предоставлении сведений. Указано, что по программе строительства жилья для детей-сирот до конца 2020 года планируется построить 152 жилых помещения. На 1 декабря 2020 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва на праве оперативного управления Министерству труда Республики Тыва переданы 7 жилых помещений, 5 из которых согласно списку и 2 – по судебному решению. Судебные решения будут исполнены по мере формирования специализированного жилого фонда для детей-сирот республики.

24 декабря 2020 года Министерством труда и социальной политики Республики Тыва в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов направлено письмо о том, что в связи с незавершенным строительством многоквартирных домов для детей-сирот исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения Н. не представляется возможным.

2 февраля 2021 года заместителем министра финансов Республики Тыва в УФССП по Республике Тыва направлено письмо о финансировании денежных средств с 2018 года по 2020 год.

В требовании от 2 февраля 2021 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 10 марта 2021 года к 14 часам 00 минут, получено должником 4 февраля 2021 года.

3 марта 2021 года заместитель министра труда и социальной политики Республики Тыва сообщает о том, что в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения Н. не представляется возможным.

В требовании от 2 июня 2021 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 7 июня 2021 года, получено должником 2 июня 2021 года.

11 июня 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении должника – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, копия получена 16 июня 2021 года.

Постановлением начальника МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Байкара О.О. от 22 июня 2021 года Министерство труда и социальной политики Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 10 августа 2021 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 13 августа 2021 года, получено должником 11 августа 2021 года.

10 августа 2021 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда к 11 часам 13 августа 2021 года, получено должником 11 августа 2021 года.

24 августа 2021 года и.о. первого заместителя министра труда и социальной политики Республики Тыва сообщает судебному приставу-исполнителю о невозможности исполнения исполнительного производства.

24 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении должника – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, копия получена 25 августа 2021 года.

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Байкара О.О. от 30 августа 2021 года Министерство труда и социальной политики Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

14 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем дан письменный ответ на обращение Н. о ходе исполнительного производства.

28 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем и.о. министра труда и социальной политики Республики Тыва предупрежден по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Требованием судебного пристава-исполнителя от 12 октября 2021 года должнику установлен срок до 21 октября 2021 года к 14 часам исполнить решение суда, копия получена должником 13 октября 2021 года.

22 октября 2021 года министр труда и социальной политики Республики Тыва сообщает на требования судебного пристава-исполнителя о том, что жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения будут переданы по мере передачи жилых помещений на праве оперативного управления за Минтрудом РТ, учитывая ситуацию, просит приостановить исполнительное производство на 6 месяцев.

9 ноября 2021 года заместитель министра труда и социальной политики Республики Тыва сообщает на требование заместителя начальника отделения МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ Тас-оол С.Н. о том, что при предварительной сверке списков, имеющихся в Минтруде РТ и в УФССП, установлено отсутствие в списках Минтруда 30 взыскателей. По состоянию на 1 ноября 2021 года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоят 4 872 человек, в том числе неисполненными остаются 394 судебных решений, обязывающих предоставить жилые помещения детям-сиротам, из них по невозбужденным исполнительным производствам 112 судебных решений. По состоянию на 1 ноября 2021 года из готовых 591 жилых помещений переданы на праве оперативного управления Минтруда Республики Тыва – 233 помещений, из них заключены договоры спецжилнайма с 195 получателями.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства,

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что решение до сих пор не исполнено, с учётом приведенных выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия государственных органов, на которые возложено исполнение судебного решения, не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несет.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Н. подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1 000 000 рублей.

Исходя из требований Н., принимая во внимание личность административного истца, длительность принудительного исполнения судебного акта – 5 лет 9 месяцев 15 дней, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Н. является **, включена в список лиц из числа детей-сирот на получение жилья на территории г. Кызыла Республики Тыва, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 рублей.

Доводы представителей административного ответчика о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных и договорных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета Н. подлежат возмещению её расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком по безналичной оплате услуг от 20 сентября 2021 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Н. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Административное исковое заявление Н. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить Н. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на расчётный счёт Н. открытый в Красноярском отделении ПАО ** ИНН банка получателя , БИК , кор.счёт

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 ноября 2021 года.

Председательствующий Т.В. Кунгаа