ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-95/18 от 18.07.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а- 95/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2018 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Жуковой М.В.,

с участием:

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Вециной Т.А.,

представителей административного истца - избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» ФИО1, ФИО2,

представителей административного ответчика - Избирательной комиссии Забайкальского края ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Забайкальского края от 9 июля 2018 года «Об отказе в заверении краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» по единому краевому избирательному округу», возложении обязанности заверить краевой список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае,

установил:

Постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 6 июня 2018 года № 116, опубликованным в газете «Забайкальский рабочий» от 08 июня 2018 года № 106, назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва на 9 сентября 2018 года.

9 июля 2018 года постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края из краевого списка кандидатов, выдвинутых административным истцом по единому краевому избирательному округу, до заверения списка кандидатов исключены К.И.Н.К.А.В.А.В.А.Ч.А.А.., А.Л.М.., Ф.Н.Н.Г.В.И.Т.О.С.., Ч.И.А.., Ю.С.Г.., А.В.Н.., С.Л.М.., Т.С.В.., С.С.Г.Б.И.Н.., С.Д.Р.М.Р.В.Т.В.Е.., Б.Ц.Х.О.В.В.К.О.В.М.И.А.А.А.М.В.С.Н., Ю.А.С.., В.Л.И.., Ч.В.В.О.А.Е.П.Е.С.., К.Н.А.., П.А.В..; в заверении краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, выдвинутого административным истцом, по единому краевому избирательному округу отказано.

13 июля 2018 года избирательное объединение «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в Забайкальский краевой суд с вышеупомянутым административным исковым заявлением, указывая на то, что 7 июля 2018 года, а также дополнительно 8 июля 2018 года административным истцом в Избирательную комиссию Забайкальского края были представлены все необходимые для выдвижения краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края по единому краевому избирательному округа документы, предусмотренные частями 1, 2 статьи 26 от 6 декабря 2012 года № 753-ЗЗК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края», о чем свидетельствуют соответствующие письменные подтверждения.

9 июля 2018 года Избирательная комиссия Забайкальского края, отказывая в заверении списка кандидатов, не приняла во внимание со ссылкой на пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», часть 4 статьи 29 Закона края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края» все дополнительно представленные документы, а документы, имеющие недостатки, признала непредставленными.

По мнению административного истца, представление дополнительных документов на этапе подачи документов до момента заверения списка кандидатов допускается частью 14 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также прямо предусмотрено пунктом 4.6 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6. Кроме того, основанием для исключения кандидата из списка кандидатов до его заверения, для отказа в заверении списка кандидатов является как таковое отсутствие документов; представленные в избирательную комиссию документы содержали все необходимые сведения, позволяющие ей довести до избирателей достоверные сведения о каждом кандидате.

В дополнительных пояснениях представитель административного истца избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» ФИО1 указывает на нарушение порядка проведения заседания избирательной комиссии, отсутствие предварительного рассмотрения документов рабочей группой, несоответствие протокола заседания избирательной комиссии требованиям постановления ЦИК России от 20 января 2016 года № 321/1832-6, несоблюдение избирательной комиссией требования об оформлении принятого решения отдельным документом по каждому обстоятельству, отсутствие в оспариваемом постановлении сведений о проведении голосования по вопросу исключения соответствующего кандидата из списка до его заверения, принятие решения об исключении из списка каждого из кандидатов одновременно с решением об отказе в заверении списка в целом. Дополнительно указывают, что статья 41 Регламента Избирательной комиссии Забайкальского края не позволяет ей принимать решение об отказе в заверении списка кандидатов большинством голосов от присутствующих членов комиссии.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительных пояснениях к нему. Дополнительно указали на несоответствие закону выводов административного ответчика о несоблюдении формы нотариальной доверенности уполномоченных представителей в связи с отсутствием в ней оттиска печати для финансовых документов, о необходимости заверения документов каждого кандидата каждым уполномоченным представителем избирательного объединения, о том, что отсутствие в протоколе общего собрания регионального отделения сведений о лице, производившем подсчет голосов при открытом голосовании по вопросу формирования счетной комиссии не противоречит требованиям закона.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Забайкальского края ФИО3 представила письменные возражения, в которых указала на необоснованность заявленных требований. По мнению представителя административного ответчика, избирательное объединение не имеет права дополнительно представлять документы в целях устранения недостатков до момента заверения списка кандидатов. В соответствии с пунктом 4.6. Методических указаний ЦИК России избирательному объединению было необходимо отозвать ранее представленный комплект документов и представить повторно документы для заверения краевого списка кандидатов. Допущенные избирательным объединением нарушения являлись неустранимыми. В представленном списке кандидатов - членов партии не была указана должность лица, его подписавшего, при этом не представлены документы в подтверждение принятия решения о заверении списка кандидатов - членов партии Советом регионального отделения с указанием даты его заседания и принятого решения. Представленными документами подтверждается проведение на общем собрании регионального отделения тайного голосования по каждой кандидатуре, а не по краевому списку кандидатов в целом; лица, проводившие подсчет голосов участников общего собрания об избрании рабочих органов общего собрания, в том числе членов Счетной комиссии, не определялись. В протоколе общего собрания отчество кандидата ФИО5 указано как «Владимирович», из чего следует, что участники общего собрания регионального объединения голосовали за конкретного кандидата, в отношении которого в Избирательную комиссию Забайкальского края не были представлены заявление и необходимые документы. Кроме того, основаниями принятия избирательной комиссией оспариваемого решения также послужили следующие обстоятельства: первоначальные справки о принадлежности к политической партии подписаны неуполномоченным лицом, признаны не представленными, повторно направленные справки не могли быть приняты во внимание, кроме того, председатель регионального отделения не имел полномочий на подписание справок в отношении кандидатов, не состоящих на учете в региональном отделении по Забайкальского края; не были представлены справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруга кандидата П.Е.С..; справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении О.А.Е. справка о расходах в отношении К.Н.А. имеют место описки (указано «Оригин» вместо «Оргин», титульный лист справки в отношении К.Н.А. оформлен на другое лицо) копии документов в отношении каждого кандидата в депутаты краевого списка не заверены подписью каждого из пяти уполномоченных представителей избирательного объединения; в представленных в избирательную комиссию доверенностях на уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам отсутствует оттиск печати для финансовых документов.

Порядок принятия решения об отказе в заверении списка кандидатов был соблюден. Заседание Избирательной комиссии Забайкальского края переносилось в связи с отсутствием кворума, что является достаточным основанием для переноса и не влияет на легитимность оспариваемого постановления. Статья 41 Регламента Избирательной комиссии Забайкальского края не приведена в соответствие с действующим законодательством и не подлежит применению. Решение об отказе в заверении списка кандидатов принято в установленном порядке большинством голосов от числа присутствовавших на заседании. Вопрос об отказе в заверении краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» по единому краевому избирательному округу рассматривался на заседании рабочей группы 9 июля 2018 года, проект постановления об отказе в заверении краевого списка кандидатов в депутаты был подготовлен рабочей группой, которая является вспомогательным органом и решения которой носят рекомендательный характер для Избирательной комиссии Забайкальского края. Оформление протокола заседания от 9 июля 2018 года соответствует требованиям инструкции по делопроизводству Избирательной комиссии Забайкальского края. Вопрос об исключении кандидатов из краевого списка в повестку заседания Избирательной комиссии Забайкальского края не вносился, рассматривался в рамках вопроса об отказе в заверении краевого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, что не противоречит действующему законодательству.

В судебном заседании представители Избирательной комиссии Забайкальского края ФИО3, ФИО4 с заявленными требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 20 КАС РФ административные дела об оспаривании решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции в порядке административного судопроизводства.

Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 24 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с частями 2, 10 статьи 239, части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов в суд может обратиться избирательное объединение, в отношении которого вынесено такое решение, в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения

В силу части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 6 июня 2018 года № 116 были назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва (опубликован 8 июня 2018 года в газете «Забайкальский Рабочий» № 106).

В соответствии с частью 11 статьи 22 Закона Забайкальского края от 06 декабря 2012 года № 753-ЗЗК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края» (далее – Закон края № 753-ЗЗК) тридцатидневный срок выдвижения кандидатов, списков кандидатов оканчивался в 24 часа 8 июля 2018 года.

7 июля 2018 года избирательное объединение «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» представило в Избирательную комиссию Забайкальского края документы для выдвижения краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по единому краевому избирательному округу.

8 июля 2018 года в 20 часов Избирательная комиссия Забайкальского края вручила избирательному объединению извещение о выявленных недостатках в документах с указанием на то, что представленный список кандидатов, являющихся членами партии Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ ДЕЛА», документы, подтверждающие сведения о принадлежности к политической партии 21 кандидата, подписаны неуполномоченными лицами, согласно протоколу общего собрания от 1 июля 2018 года кандидатом выдвинут П.А. Владимирович, в то время как документы представлены на лицо, имеющее иное отчество, не представлены заверенные надлежащим образом документы на Ю.С.Г.О.А.Е.С.О.А. доверенности на уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам.

8 июля 2018 года в 22 часа уполномоченными представителями регионального отделения дополнительно представлены справки, подтверждающие членство в партии, в отношении 28 кандидатов, справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении О.А.Е. уведомление уполномоченного представителя, протокол внеочередного общего собрания избирательного объединения.

9 июля 2018 года постановлением Избирательной комиссии из списка до его заверения исключены К.И.П.. (№ 2, Региональная группа № 19), К.А.В.. (№ 1, Региональная группа № 2), А.В.А. (№ 3, Краевая часть), Ч.А.А. (№ 1, Региональная группа № 1), А.Л.М.. (№ 3, Региональная группа № 25), Ф.Н.Н.. (№ 3, Региональная группа № 12), Г.В.И. (№ 1, Краевая часть), Т.О.С. (№ 2, Региональная группа № 8), Ч.И.А. (№ 3, Региональная группа № 9), Ю.С.Г.. (№ 2, Региональная группа № 5), А.В.Н. (№ 1, Региональная группа № 12), С.Л.М. (№ 2, Региональная группа № 12), Т.С.В.. (№ 3, Региональная группа № 7), С.С.Г. (№ 1, Региональная группа № 3), Б.И.А. (№ 1, Региональная группа № 10), С.Д.Р. (№ 2, Региональная группа № 4), М.Р.В. (№ 3, Региональная группа № 2), Т.В.Е. (№ 2, Региональная группа № 23), Б.Ц.Х.№ 1, Региональная группа № 13), О.В.В. (№ 3, Региональная группа № 6), К.О.В. (№ 3, Региональная группа № 19), М.И.А.. (№ 2, Региональная группа № 13), А.А.М. (№ 3, Региональная группа № 11), В.С.Н. (№ 1, Региональная группа № 8), Ю.А.С. (№ 1, Региональная группа № 5), В.Л.И. (№ 1, Региональная группа № 4), Ч.В.В. (№ 2, Региональная группа № 9), О.А.Е. (№ 2, Региональная группа № 10), П.Е.С. (№ 2, Региональная группа № 3), К.Н.А. (№ 3, Региональная группа № 10), П.А.В. (№ 1, Региональная группа № 6), в заверении списка отказано.

Основанием для исключения 27 кандидатов послужило отсутствие документов, подтверждающих членство в партии; для кандидата П.А.В. – отсутствие пакета документов, поскольку в протоколе совета указано иное отчество лица; для кандидата К.Н.А. - отсутствие справки, поскольку титульный лист имеющейся справки оформлен на иное лицо; для кандидата О.А.Е.– отсутствие двух справок, поскольку в представленных неверно указана фамилия кандидата; для кандидата П.Е.С. отсутствие справки на супруга, брак с которым прекращен 19 июня 2018 года.

Помимо этого указано на отсутствие надлежащим образом оформленных доверенностей на уполномоченных представителей избирательного объединения (в представленных отсутствуют оттиски печатей для финансовых документов), на отсутствие заверения документов на каждого кандидата каждым уполномоченным представителем.

Также основанием для отказа в заверении послужило несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», а именно непроведение на общем собрании тайного голосования за выдвижение списка кандидатов, отсутствие в протоколе информации о лице, производившем подсчет голосов при формировании счетной комиссии.

Дополнительно указано на то, что список кандидатов заверен подписью уполномоченного лица как председательствующего на заседании Совета Регионального отделения партии, в то время как согласно установленной Избирательной комиссией Забайкальского края форме должна была быть указана его должность – Председатель Регионального отделения.

В соответствии с частью 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3. 3.1 статьи 33 названного Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что указанные лица составляют не менее 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов, а также то, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3, 3.1 статьи 33 поименованного Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.

В силу пунктов 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ одновременно со списком кандидатов в избирательную комиссию представляются:

заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения;

копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов;

сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона может быть установлен иной срок представления);

сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации;

сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации.

Согласно статье 25 Закона Забайкальского края № 753-ЗЗК краевой список кандидатов состоит из краевой части, в которую включается не менее одного и не более трех кандидатов, и региональных групп кандидатов (далее - региональная группа краевого списка кандидатов), соответствующих частям территории Забайкальского края, определяемым согласно требованиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Наименования одномандатных избирательных округов, которым должны соответствовать региональные группы краевых списков кандидатов, используются избирательными объединениями в качестве наименований соответствующих региональных групп краевых списков кандидатов. Количество региональных групп краевого списка кандидатов не может быть менее 13 и более 25. В состав региональной группы краевого списка кандидатов включается не менее двух кандидатов. Объединение региональных групп краевого списка кандидатов не допускается. Общее число кандидатов, включенных в краевой список кандидатов, не может превышать 53 человека.

Избирательное объединение вправе включать в краевой список кандидатов лиц, не являющихся членами политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в краевой список кандидатов. Избирательное объединение не вправе включать в краевой список кандидатов лиц, являющихся членами иных политических партий.

Статьей 26 Закона края предусмотрено, что краевой список кандидатов представляется уполномоченным представителем политической партии, регионального отделения политической партии в Избирательную комиссию края на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией края. Краевой список кандидатов должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения.

В краевом списке кандидатов должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства каждого выдвигаемого кандидата.

Одновременно с краевым списком кандидатов для заверения представляются следующие документы:

1) нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений;

2) решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, на котором был выдвинут краевой список кандидатов. Решение съезда политической партии либо конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии о выдвижении краевого списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии), в котором должны быть указаны число зарегистрированных делегатов (участников) съезда, конференции (общего собрания); число делегатов (участников), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии; решение о выдвижении краевого списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением краевого списка кандидатов, выдвинутого по единому краевому избирательному округу); решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, регионального отделения политической партии, в том числе по финансовым вопросам; дата принятия решения (часть 1 статьи 25 Закона № 753-ЗЗК);

3) решение уполномоченного уставом политической партии органа о назначении уполномоченных представителей политической партии, регионального отделения политической партии, в том числе по финансовым вопросам, а также список указанных уполномоченных представителей политической партии, регионального отделения политической партии с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, контактного телефона, места работы, занимаемой должности (рода занятий) каждого из уполномоченных представителей и оформленные на них в установленном порядке доверенности (в силу части 1 статьи 50 Закона № 753-ЗЗК в нотариально удостоверенной доверенности указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, а также приводится оттиск печати для финансовых документов);

4) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, регионального отделения политической партии список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде. Форма списка устанавливается Избирательной комиссией края;

5) документы на каждого кандидата, включенного в краевой список кандидатов, указанные в частях 2, 2(1), 4 и 4(1) статьи 22 названного Закона края и аналогичные приведенным в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 Федерального закона № 67-ФЗ.

Избирательная комиссия края в течение трех дней со дня приема документов заверяет краевой список кандидатов и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения копию заверенного краевого списка кандидатов либо отказывает в заверении указанного списка, о чем уполномоченному представителю избирательного объединения выдается мотивированное решение. Основаниями для отказа в заверении краевого списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению краевого списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Отказ в заверении регионального списка кандидатов может быть обжалован избирательным объединением в суд (части 3, 4 статьи 26 Закона Забайкальского края № 753-ЗЗК).

Из содержания указанных положений следует, что все предусмотренные законом документы, уведомляющие о выдвижении списка кандидатов, могут быть представлены в комиссию по 8 июля 2018 года включительно.

Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6 в пункте 4.6 установлена обязанность избирательной комиссии незамедлительно извещать уполномоченного представителя избирательного объединения о выявленных рабочей группой в представленных им документах для уведомления о выдвижении списков кандидатов недостатках, в том числе об отсутствии документов, необходимых для регистрации списка кандидатов. Согласно названному пункту это позволит уполномоченному представителю либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо представить пакет документов повторно в пределах периода выдвижения.

Таким образом, утверждение административного ответчика о недопустимости замены уполномоченным лицом представленных в избирательную комиссию документов или их копий, подачи дополнительных документов в случае их отсутствия, исправления выявленных недостатков в пределах срока выдвижения не основано на положениях закона. При этом ссылки на положения, закрепленные в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК, не могут быть признаны обоснованными, поскольку названные положения регулируют вопросы регистрации кандидата, списка кандидатов.

В связи с этим, непринятие во внимание при решении вопроса о заверении списка кандидатов дополнительно представленных избирательным объединением 8 июля 2018 года документов (справок о членстве в партии за подписью председателя Регионального отделения Г.В.И., справок на О.А.Е., протокола общего собрания с исправлением описки в отчестве кандидата П.А.В.) нельзя признать обоснованным, они подлежали оценке наряду с первоначально поданными документами.

Согласно части 14 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 26 Закона края № 753-ЗЗК в качестве оснований для исключения кандидата из списка кандидатов до его заверения, отказа в заверении списка кандидатов закон называет отсутствие документов, указанных в законе, а также несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях». Наличие документов, оформленных с нарушением требований закона, отсутствие в документах каких-либо сведений, предусмотренных законом, являются основанием для отказа в регистрации списка кандидатов (подпункты «б.1», «б.2» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

В ходе рассмотрения дела установлено, что фактически на момент окончания периода выдвижения избирательным объединением не были представлены сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруга кандидата П.Е.С., брак с которым прекращен 19 июня 2018 года (свидетельство о расторжении брака ).

Подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 утверждена форма справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.

Подпунктом «в» названного пункта утверждена форма справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.

Приведенные формы справок содержат сноски, разъясняющие порядок представления и заполнения указанных справок и внесения необходимых сведений.

Согласно сноске № 1 к форме справки, утвержденной подпунктом «б», и сноске № 2 к форме справки, утвержденной подпунктом «в», справки заполняются отдельно на каждое лицо, о котором представляются сведения.

В связи с этим справки, как в отношении кандидата, так и в отношении его супруга являются самостоятельными документами, представление каждого из которых в избирательную комиссию является обязательным в силу прямого на то указания в законе.

Из сноски № 5 к форме справки, утвержденной подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, следует, что сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении соответствующих выборов.

Согласно сноске № 1 к форме справки, утвержденной подпунктом "в", названная справка заполняется в случае, если сумма сделки, совершенной в течение последних трех лет до первого числа месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

Таким образом, поскольку П.Е.С. на 1 июня 2018 года состояла в зарегистрированном браке, названные сведения на ее супруга подлежали представлению в период выдвижения наряду с другими документами кандидата; непредставление указанных сведений обоснованно повлекло исключение кандидата из списка кандидатов до его заверения.

Приведенное в постановлении Избирательной комиссии Забайкальского края утверждение о непредставлении избирательным объединением сведений на каждого кандидата, указавшего в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии, документов, подтверждающих указанные сведения (представленные подписаны неуполномоченным лицом), не основано на имеющихся материалах.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, части 2 статьи 22 Закона края № 753-ЗЗК названный документ должен быть подписан уполномоченным лицом политической партии либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии.

Избирательным объединением были представлены справки о членстве в партии, подписанные председателем Федерального Совета Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» Б.К.А., к полномочиям которого пунктами 14.6, 24.5 Устава партии, пунктами 2.2, 2.2.1, 2.6 Положения об учете членов партии отнесено осуществление полномочий по общему руководству партией, ее представлению в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях без доверенности, а также ведение общего (централизованного) учета членов партии и составление Единого реестра членов Партии. Пункт 24.5.26 Устава не ограничивает его право на подписание документов, а устанавливает особый порядок подписи документов о членстве в партии кандидата на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ.

Помимо этого, избирательным объединением в соответствии с пунктом 14 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 4 части 2 статьи 26 Закона края № 753-ЗЗК представлен список кандидатов, являющихся членами политической партии, подписанный уполномоченным лицом.

Дополнительно представленные 8 июля 2018 года справки своей оценки со стороны Избирательной комиссии не получили.

Указанное не позволяет полагать документы, подтверждающие принадлежность 28 кандидатов к политической партии, непредставленными.

Иные недостатки, выявленные Избирательной комиссией Забайкальского края в поданных документах, а именно неуказание в списке кандидатов, являющихся членами политической партии, наименования должности лица, уполномоченного на его подписание, наличие описок в документах на кандидатов О.А.Е., К.Н.А., отсутствие в доверенностях уполномоченных представителей отдельно проставленного оттиска печати для финансовых документов (оттиск печати в доверенностях расположен на подписи председателя Регионального отделения), суд находит несущественными и недостаточными для отказа в заверении списка кандидатов.

Названное в качестве основания для отказа в заверении списка отсутствие заверения документов каждого кандидата краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края каждым из пяти уполномоченных представителей избирательного объединения не соответствует закону и не следует из содержания решения о наделении соответствующими полномочиями, приведенного в протоколе общего собрания: право на заверение всех документов, предоставленное каждому уполномоченному представителю, не является тождественным праву заверения каждого документа совместно с другими уполномоченными лицами.

Помимо изложенного, суд также не может согласиться с выводом Избирательной комиссии Забайкальского края о нарушении порядка выдвижения краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края в связи с непроведением на общем собрании Регионального отделения тайного голосования по выдвижению списка кандидатов.

Из содержания протокола внеочередного общего собрания избирательного объединения от 1 июля 2018 года усматривается, что на собрании присутствовало более половины членов партии, состоящих на учете в Региональном отделении, а именно 22 из 30 членов избирательного объединения (пункт 29.8 Устава партии).

При рассмотрении вопроса о выдвижении тайным голосованием краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края по единому краевому избирательному округу путем открытого голосования единогласно разрешались вопросы о формировании рабочих органов, в том числе избрания членов Счетной комиссии, о включении в бюллетень для тайного голосования по выдвижению кандидатов каждого из кандидатов и порядок их размещения в списке, о формировании региональных групп, об утверждении бюллетеня для тайного голосования по выдвижению краевого списка кандидатов. Решение о выдвижении краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края было принято тайным голосованием, результаты которого были утверждены открытым голосованием единогласно.

Из текста протокола и дополнительно представленных в судебное заседание документов счетной комиссии, в том числе бланка бюллетеня, следует, что тайное голосование проводилось путем проставления в бюллетене соответствующих знаков в столбцах «за», «против», «воздержался» напротив фамилии каждого из кандидатов, расположенных в краевой части и в региональных группах с указанием порядкового номера в списке; по результатам тайного голосования все участники внеочередного общего собрания высказались единогласно за каждого кандидата с учетом его положения в краевом списке.

Доводы представителей административного ответчика о том, что тайное голосование было осуществлено по каждой конкретной кандидатуре, а голосование за список в целом не проводилось, не могут быть приняты во внимание, поскольку результаты тайного голосования однозначно свидетельствуют о выдвижении кандидатов в составе списка.

Письменные пояснения присутствовавшего на собрании представителя Управления Министерства юстиции РФ в Забайкальском крае были даны 16 июля 2018 года, на заседании избирательной комиссии не оценивались, в связи с чем, основанием для отказа в заверении списка кандидатов служить не могли. К содержанию письменных пояснений от 8 июля 2018 года члена избирательной комиссии, также присутствовавшего на общем собрании, следует отнестись критически, поскольку его полномочия были приостановлены 6 июля 2018 года в связи с участием в выборах в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края от иной политической партии, первоначально поданная им справка каких-либо замечаний не содержала.

Таким образом, приведенные в постановлении избирательной комиссии обстоятельства не указывают на несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, не вызывают сомнений в проведении тайного голосования по выдвижению краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по единому краевому избирательному округу.

Ссылки на отсутствие в протоколе сведений о лице, производившем подсчет голосов открытого голосования по вопросу избрания рабочих органов, в том числе членов счетной комиссии (решения принимались единогласно), суд находит несущественными; данные сведения не отнесены к числу обязательных к внесению в протокол в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона № 753-ЗЗК.

Оснований полагать процедуру принятия оспариваемого постановления нарушенной не установлено.

Избирательная комиссия в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Забайкальского края от 23 сентября 2009 года № 230-ЗЗК «Об Избирательной комиссии Забайкальского края» сформирована в составе 14 членов с правом решающего голоса.

После принятия документов было проведено предварительное их изучение рабочей группой, что подтверждается постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 8 июля 2018 года № 149/1152-2, текстом извещения о наличии недостатков, протоколом заседания избирательной комиссии Забайкальского края от 9 июля 2018 года № 150.

На заседании избирательной комиссии присутствовало 9 членов избирательной комиссии, что составило большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (часть 1 статьи 23 Закона № 230-ЗЗК); постановление принято в правомочном составе большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса (за отказ в заверении списка высказалось 6 членов комиссии, против – 3), что соответствует пунктам 13, 14 статьи 28 Федерального закона № 67-ЗЗК. При этом положения статьи 41 Регламента Избирательной комиссии Забайкальского края применению не подлежат как несоответствующие действующему законодательству.

Приведенные в дополнениях к административному исковому заявлению доводы о нарушении порядка назначения и проведения заседания избирательной комиссии, о несоответствии протокола заседания избирательной комиссии требованиям постановления ЦИК России от 20 января 2016 года № 321/1832-6, о несоблюдении избирательной комиссией требования об оформлении принятого решения отдельным документом по каждому обстоятельству, об отсутствии в оспариваемом постановлении сведений о проведении голосования по вопросу исключения соответствующего кандидата из списка до его заверения, являются несущественными и не свидетельствуют о наличии нарушений порядка принятия решения об отказе в заверении списка кандидатов. Действующее законодательство не содержит запрета на вынесение одного постановления как по вопросу исключения кандидатов из выдвинутого списка, так и по вопросу заверения списка кандидатов.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что правом заверения списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края обладает исключительно Избирательная комиссия Забайкальского края, суд считает необходимым отменить постановление об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по единому краевому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае, за исключением части, касающейся кандидата П.Е.С., и возложить на Избирательную комиссию Забайкальского края обязанность рассмотреть обозначенный вопрос повторно.

Срок на обращение в суд с административным исковым заявлением избирательным объединением не нарушен.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии Забайкальского края от 9 июля 2018 года «Об отказе в заверении краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» по единому краевому избирательному округу» в части исключения из краевого списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» в составе списка по единому краевому избирательному округу, К.И.П. (№ 2, Региональная группа № 19), К.А.В. (№ 1, Региональная группа № 2), А.В.А. (№ 3, Краевая часть), Ч.А.А. (№ 1, Региональная группа № 1), А.Л.М. (№ 3, Региональная группа № 25), Ф.Н.Н. (№ 3, Региональная группа № 12), Г.В.И. (№ 1, Краевая часть), Т.О.С.№ 2, Региональная группа № 8), Ч.И.А, (№ 3, Региональная группа № 9), Ю.С.Г. (№ 2, Региональная группа № 5), А.В.Н. (№ 1, Региональная группа № 12), С.Л.М. (№ 2, Региональная группа № 12), Т.С.В. (№ 3, Региональная группа № 7), С.С.Г. (№ 1, Региональная группа № 3), Б.И.А. (№ 1, Региональная группа № 10), С.Д.Р. (№ 2, Региональная группа № 4), М.Р.В, (№ 3, Региональная группа № 2), Т.В.Е. (№ 2, Региональная группа № 23), Б.Ц.Х. (№ 1, Региональная группа № 13), О.В.В. (№ 3, Региональная группа № 6), К.О.В. (№ 3, Региональная группа № 19), М.И.А. (№ 2, Региональная группа № 13), А.А.М. (№ 3, Региональная группа № 11), В.С.Н. (№ 1, Региональная группа № 8), Ю.А.С. (№ 1, Региональная группа № 5), В.Л.И. (№ 1, Региональная группа № 4), Ч.В.В. (№ 2, Региональная группа № 9), О.А.Е. (№ 2, Региональная группа № 10), К.Н.А. (№ 3, Региональная группа № 10), П.А.В. (№ 1, Региональная группа № 6) до заверения списка кандидатов и отказа в заверении краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае» по единому краевому избирательному округу.

Возложить на Избирательную комиссию Забайкальского края обязанность рассмотреть вопрос о заверении краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае по единому краевому избирательному округу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) через Забайкальский краевой суд.

Судья Забайкальского краевого суда Т.И. Васильева

Решение в окончательной форме изготовлено 19.07.2018.

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-95/2018, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.