ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-95/19 от 09.10.2019 Омского областного суда (Омская область)

Дело № 3а-95/2019

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ланцовой М.В.

при секретаре Бердовой А.А.

с участием помощника судьи Казанковой Н.Е.

прокурора Биенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 9 октября 2019 г. административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Омск» к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании не действующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13 июня 2019 года № 67/32 «О внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 11 октября 2018 года № 197/68»,

у с т а н о в и л:

приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 11.10.2018 № 197/68 (в редакции приказа от 18.12.2018 № 543/90) установлены розничные цен на природный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Омск» населению города Омска и Омской области. Розничные цены установлены дифференцированно по направлениям использования газа на периоды с 1 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года, с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года, с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года. (т. 1 л.д. 19).

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области) от 13 июня 2019 года № 67/32 «О внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 11 октября 2018 года № 197/68» розничные цены на природный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Омск» населению города Омска и Омской области, изменены на период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года (т. 1 л.д. 20-22).

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17 июня 2019 года, номер опубликования 5501201906170007.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Омск» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Омск», регулируемая организация) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании приказа РЭК Омской области от 13 июня 2019 года № 67/32 не действующим с момента вступления в силу, ссылаясь на его несоответствие Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021, Методическим указаниям по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденным приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2.

В обоснование требований административный истец указал, что установленные тарифы не отвечают принципу экономической обоснованности, поскольку ответчиком при расчете не включены выпадающие доходы регулируемой организации за 2018 год в размере 3 073 570 руб., чем нарушены положения п. 28, 29 Методических указаний. Кроме того, из необходимой валовой выручки исключены экономически обоснованные расходы общества в размере 18 811 160 руб. по причине ограничения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации (2,3%). Полагают, что при расчете тарифа подлежал применению предельный (максимальный) индекс, утвержденный указом Губернатора Омской области от 8 мая 2014 г. № 58 (4,6%). (т. 1 л.д. 7-16, т. 2 л.д. 213-215).

В судебном заседании представитель ООО «Газпром межрегионгаз Омск» ФИО1 заявленные требования поддержал.

Представитель РЭК Омской области ФИО2 против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на принятие приказа в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении оспариваемых тарифов (письменный отзыв – т. 2 л.д. 155-156, 216-218, т. 3 л.д. 121-123).

Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия (т. 3 л.д. 155-156).

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Биенко Н.В., полагавшей, что имеются правовые основания для удовлетворения административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении), Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения), Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденным приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2 (далее - Методические указания).

В соответствии со статьей 8 Закона о газоснабжении к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относится установление принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. «е» пункта 4 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.

Розничные цены на газ утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (п. 8 Основный положений).

РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги; к полномочиям РЭК Омской области в области газоснабжения отнесено утверждение розничной цены на газ, реализуемый населению (пункт 1, подпункт 1 пункта 11 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п).

Согласно пункту 3 указанного Положения комиссия издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.

Таким образом, оспариваемый приказ принят РЭК Омской области в пределах предоставленных полномочий и в предусмотренной форме, опубликование произведено в установленном порядке в соответствии с пунктом 3 указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года №74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области».

ООО «Газпром межрегионгаз Омск» является организацией, реализующей природный газ населению города Омска и Омской области.

Государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов) (п. 11 Основный положений).

Согласно пункту 10 Основный положений регулирование розничных цен на газ осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Как следует из приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 11.10.2018 № 197/68 розничные цен на природный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Омск» населению города Омска и Омской области. установлены дифференцированно по направлениям использования газа.

Оспариваемым приказом РЭК Омской области от 13 июня 2019 года № 67/32 розничные цены на природный газ изменены в сторону увеличения на период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года.

Согласно экспертному заключению при расчете тарифов из предложенных регулируемой организацией расходов исключены выпадающие доходы прошлых периодов (2018 г.) в сумме 3 075, 57 рублей. (т. 2 л.д. 160-168, 177-179).

Выпадающие доходы за прошлые периоды регулирования возникли у организации в связи с перераспределением объемов газа между категориями потребителей, а также ростом транспортной составляющей в розничной цене на природный газ относительно учтенной при установлении цены на 2018 год.

Из отзыва на административное исковое заявление следует, что указанный финансовый результат не принят РЭК Омской области, поскольку Методическими указаниями не предусмотрено включение в расчет тарифа таких выпадающих доходов.

Порядок расчета розничных цен на газ установлен разделом 3 Методических указаний, которым не предусмотрено включение в расчет выпадающих доходов организации за прошлые периоды регулирования.

Розничная цена на природный газ, реализуемый населению, формируется из регулируемых составляющих: оптовой цены на газ, предназначенный для последующей реализации населению, региональной составляющей розничной цены, включающей в себя тарифы на услуги по транспортировке газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа, налога на добавленную стоимость.

Пункт 28 Методических указаний устанавливает порядок проведения пересмотра розничных цен на газ с задержкой относительно пересмотра ФСТ России составляющих розничных цен. В указанном случае выпадающие доходы поставщика газа населению учитываются за время, прошедшее с момента введения в действие пересмотренных оптовых цен на газ, тарифов на услуги ГРО и ПССУ.

Таким образом, положения пункта 28 Методических указаний к спорным правоотношениям не применимы.

Согласно пункту 29 Методических указаний в случае изменения объемов реализации газа, состава поставщиков газа, распределения потребителей между поставщиками и иных обстоятельств, повлекших за собой убыточность реализации газа населению, розничные цены на газ пересматриваются с учетом положений настоящих Методических указаний до пересмотра ФСТ России тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера ПССУ с одновременным уведомлением ФСТ России о причинах пересмотра.

Из содержания пункта 29 Методических указаний следует, что названные в нем обстоятельства являются основаниями для пересмотра розничных цен на газ, но также не предусматривают возможность учета выпадающих доходов организации за прошлые периоды регулирования.

Согласно экспертному заключению необходимая валовая выручка принята регулирующим органом с учетом ограничения роста платы граждан в размере 2 207 512,83 тыс. рублей, что повлекло исключение из расчета экономически обоснованных расходов общества в сумме 18 811,16 тыс. рублей.

Согласно статье 157.1 Жилищного Кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.

Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 (далее - Основы формирования индексов).

Согласно пункту 10 Основ формирования индексов применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.

Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2018 № 1347 «Об особенностях индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году» установлено, что во втором полугодии 2019 г. при применении и мониторинге индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце второго полугодия 2019 г. сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предоставленные в январе 2019 г.

Пунктом 59 Основ формирования индексов предусмотрено, что изменение (прирост) размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации не может превышать индекс по субъекту Российской Федерации.

В случае выявления превышения фактического роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации над индексом по субъекту Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Из приведенных норм права следует, что превышение утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации среднего индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, недопустимо, что направлено на достижение баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа.

Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы утверждены распоряжением Правительства РФ от 15.11.2018 № 2490-р.

Для Омской области средний индекс по субъекту Российской Федерации на первое полугодие 2019 года утвержден в размере 1,7%, на второе полугодие 2019 года 2,3%. Предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям – на первое полугодие 2019 года 0, на второе полугодие 2019 года 2,3 %.

Указом Губернатора Омской области от 08.05.2014 № 58 (ред. от 14.12.2018) утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Омской области на период с 2019 года по 2023 года, которые составили для Калачинского муниципального района с 1 января по 30 июня 2019 года 1,7%, с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 10,8%, для остальных муниципальных районов с 1 января по 30 июня 2019 года 1,7%, с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 4,6%.

Согласно заключению РЭК Омской области от 4 июня 2019 года о соответствии роста платы граждан предельному (максимальному) индексу изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги при применении в отношении населения предлагаемых тарифов (с учетом необходимой валовой выручки 2 226 319,98 руб.) утверждение цен для ООО «Газпром межрегионгаз Омск» на 2019 год в предлагаемых размерах не повлечет превышение предельных индексов в муниципальных образования Омской области. Вместе с тем предлагаемая динамика цен на газ может повлечь превышение среднего индекса по Омской области во втором полугодии 2019 года (при утвержденном 2,3% составит 2,4%), что является нарушением требований федерального законодательства в сфере действующих ограничений по росту платы граждан за коммунальные услуги. (т. 2 л.д. 180-181). Расчеты приведены в таблицах (т. 2 л.д. 219-220).

С учетом изложенного, установление тарифа на уровне, не приводящем к превышению среднего индекса по Омской области (2,3%), обеспечило соблюдение требований действующего законодательства относительно изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации. Необходимая валовая выручка определена регулятором в размере 2 207 512,83 руб. (т. 2 л.д. 178).

Позиция административного истца о необходимости применения предельного (максимального) индекса 4,6% подлежит отклонению, поскольку при утверждении тарифов регулирующим органом должно быть обеспечено соблюдение как среднего индекса по субъекту Российской Федерации, так и предельных (максимальных) индексов.

В связи с тем, что на основании оспариваемого приказа тарифы установлены на уровне роста согласно среднему индексу, включение в состав НВВ любой составляющей повлечет его превышение.

Установление льготного тарифа в соответствии с Законом Омской области №1660-ОЗ от 25 сентября 2014 года предусмотрено в сфере водоснабжения и водоотведения, а также на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в соответствии с частью 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», частью 26 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» возможность установления льготного тарифа не предусмотрена. Механизмы, позволяющие обеспечить соблюдение среднего индекса в указанной ситуации, в Омской области отсутствуют.

Вместе с тем, в настоящее время Правительством Омской области ведется работа по подготовке проекта правового акта Омской области, направленного на компенсацию затрат организаций газоснабжения.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом не установлено, что оспариваемый приказ противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, административные исковые заявления ООО «Газпром межрегионгаз Омск» не подлежат удовлетворению.

Суд, с учетом положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, полагает возможным ограничиться указанием на опубликование сообщения о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органов исполнительной власти Омской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Омск» о признании не действующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13 июня 2019 года № 67/32 «О внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 11 октября 2018 года № 197/68» оставить без удовлетворения.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органов исполнительной власти Омской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.В. Ланцова