Дело № 3а-95/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 июля 2019 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Михайленко В.Г.,
при секретаре Шевкун Я.В.,
с участием представителя административного истца Давлетшиной Т.А., председателя территориальной избирательной комиссии ЗАТО Циолковский Михолап С.Н., депутатов Быковского А.С., Васильева С.И., Гурьева А.Н., Попова Р.И., прокурора Дегтяренко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы администрации ЗАТО Циолковский Левицкого С.В. о признании неправомочным состава депутатов Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва,
УСТАНОВИЛ:
глава администрации ЗАТО Циолковский Левицкий С.В. обратился в Амурский областной суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что в соответствии с ч. 1 ст. 18 Устава ЗАТО Циолковский представительным органом муниципального образования является Дума ЗАТО Циолковский, состоящая из 10 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах по двум пятимандатным округам сроком на 5 лет. Частью 4 статьи 18 Устава ЗАТО Циолковский установлено, что Дума может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленного численного состава депутатов, то есть в случае избрания не менее 7 депутатов.
Решением избирательной комиссии № 30/106-6 от 10.09.2018 г. признаны состоявшимися выборы, прошедшие 9 сентября 2018 года, в результате которых в состав Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва были избраны 10 депутатов. В связи с непредставлением избранным депутатом Ф.И.О.45 документа об ее освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, в соответствии с п. 3 ст. 87 Закона Амурской области от 26.06.2009 г. № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» окружной избирательной комиссией избирательного округа № 2 было принято решение № 11/29 от 18.09.2018 г. об отмене решения окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 от 10.09.2018 г. № 10/28 «О результатах выборов Депутатов Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2» в части признания Ф.И.О.45 избранной депутатом Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2. В связи с этим состав шестого созыва Думы ЗАТО Циолковский стало замещать 9 депутатов.
28 июня 2019 года на 25 очередном заседании Думы ЗАТО Циолковский депутатами Ф.И.О.47, Ф.И.О.48 и председателем Думы Ф.И.О.49 на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Устава ЗАТО Циолковский были внесены заявления об отставке по собственному желанию и сложении депутатских полномочий. По результатам рассмотрения заявлений, Думой вынесено постановление от 28.06.2019 г. № 56 «О досрочном прекращении полномочий депутатов Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва».
Таким образом, в настоящее время численность депутатов представительного органа местного самоуправления составляет менее двух третей от численности депутатов, установленной ст. 18 Устава ЗАТО Циолковский, что влечет за собой неправомочность Думы шестого созыва, поскольку состав депутатского корпуса в количестве 6 депутатов не позволяет Думе осуществлять предусмотренную законом деятельность, в том числе по внесению изменений в Устав ЗАТО Циолковский в связи с приведением его в соответствие с положениями Федерального закона от 1.05.2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, четыре из шести депутатов являются иногородними, имеют место жительства в г. Благовещенске. Данные депутаты не могут осуществлять свои депутатские полномочия в полной мере, присутствовать на заседаниях Думы, проводить встречи со своими избирателями. В связи с их неявкой на два заседания подряд, 28 мая 2019 года глава администрации обратился в Свободненский городской суд с административным иском о признании незаконным бездействия Думы, выразившемся в уклонении от принятия решения о внесении изменений в решение Думы от 12.12.2018 г. № 49 «О бюджете ЗАТО Циолковский на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». По результатам рассмотрения административного иска бездействие Думы было признано судом незаконным.
В настоящее время неявка на заседание Думы одного или более депутатов не позволит представительному органу осуществлять нормотворческую деятельность, поскольку в соответствии с ч. 4.1 ст. 29 Устава ЗАТО Циолковский решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов.
Полномочия Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва могут быть прекращены в случае вступления в силу решения Амурского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, что предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 32 Устава ЗАТО Циолковский.
В дополнении к административному исковому заявлению глава администрации ЗАТО Циолковский Левицкий С.В. указал, что в отношении депутата Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва Ф.И.О.50 7 мая 2019 года Благовещенским городским судом вынесен обвинительный приговор по ст. 264.1 УК РФ. Апелляционным постановлением судебной коллегии по уголовным делам Амурского областного суда от 16 июля 2019 года указанный приговор оставлен без изменения. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в Свободненский городской суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Ф.И.О.50 Решением Свободненского городского суда от 18 июля 2019 года административное исковое заявление администрации ЗАТО Циолковский удовлетворено, полномочия депутата Думы ЗАТО Циолковский Ф.И.О.50 прекращены в связи со вступлением в законную силу обвинительного приговора суда. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Кроме того, 12 июля 2019 года от депутата Васильева С.И. в адрес Думы ЗАТО Циолковский поступило заявление от 11.07.2019 г. о досрочном прекращении депутатских полномочий.
На основании изложенного, уточнив заявленные исковые требования, просит суд признать неправомочным состав Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В письменных возражениях на административное исковое заявление заместитель председателя Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва Гурьев А.И. выражает несогласие с доводами административного истца, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Указывает, что 28 июня 2019 года депутатами Думы Ф.И.О.49, Ф.И.О.47, Ф.И.О.48 были поданы заявления об отставке по собственному желанию и в этот же день представительным органом местного самоуправления по результатам их рассмотрения было вынесено постановление № 56, согласно которому полномочия вышеуказанных депутатов были досрочно прекращены. В настоящий момент законность данного постановления Думы оспаривается в судебном порядке. Доводы о неправомочности представительного органа вследствие численного состава депутатского корпуса Думы, состоящего на данный момент из 6 депутатов, являются несостоятельными, поскольку при указанном количестве депутатов заседания представительного органа могут быть признаны правомочными, что согласуется с положениями ч.ч. 1, 1.1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 3 ст. 31 Устава ЗАТО Циолковкий. Кроме того, в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 9 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения депутатами своих полномочий, соответствующим органом могут быть назначены дополнительные выборы. Обстоятельства, препятствующие проведению дополнительных выборов и определенные п. 10 ст. 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по настоящему делу отсутствуют, поскольку действующий состав Думы ЗАТО Циолковский был избран 10 сентября 2018 года на пятилетний срок. Таким образом, состав Думы может быть восполнен в порядке, предусмотренном п.п. 8, 9 ст. 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Доводы административного истца о необходимости приведения Устава ЗАТО Циолковский в соответствие с Федеральным законом от 01.05.2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не являются состоятельными, поскольку в период с мая по июнь 2019 года вопрос, связанный с внесением изменений в Устав ЗАТО Циолковский, в повестку заседаний Думы не вносился и не рассматривался, при этом очередное заседание Думы было проведено 28 июня 2019 года. Согласно п. 3 ст. 31 Устава ЗАТО Циолковский заседания Думы проводятся не реже одного раза в три месяца. С учетом назначения представительным органом дополнительных выборов, вопрос, связанный с внесением изменений в Устав ЗАТО Циолковский, будет рассмотрен. Также административным истцом не обоснованы требования об обращении решения суда к немедленному исполнению.
С учетом изложенного, просит административные исковые требования главы администрации ЗАТО Циолковский Левицкого С.В. оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного истца Давлетшина Т.А. настаивала на заявленных требованиях, поддержала доводы административного искового заявления.
Председатель территориальной избирательной комиссии ЗАТО Циолковский Михолап С.Н. не возражала против удовлетворения административного иска.
Заинтересованные лица Гурьев А.Н., Быковский А.С., Васильев С.И., Попов Р.И. возражали против удовлетворения административного иска.
Иные участники дела в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные требования удовлетворить, суд приходит к следующим выводам.
Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления определен Федеральным законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
В соответствии с Законом Амурской области от 23.12.2005 г. № 127-ОЗ «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области» ЗАТО Циолковский является муниципальным образованием со статусом городского округа.
В силу ч. 2 ст. 9 Устава ЗАТО Циолковский, принятого решением Совета народных депутатов ЗАТО Углегорск Амурской области от 20.12.2005 г. № 121 (далее Устав), структуру органов местного самоуправления составляют: Дума ЗАТО Циолковский – представительный орган муниципального образования; глава ЗАТО Циолковский – глава муниципального образования, администрация ЗАТО Циолковский – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; контрольно-счетная палата ЗАТО Циолковский – контрольный орган муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 18 Устава, ч. 1 ст. 3 Регламента Думы ЗАТО Циолковский, утвержденного постановлением Думы от 13 мая 2019 г. № 42 (далее Регламент Думы), представительный коллегиальный орган местного самоуправления – Дума ЗАТО Циолковский состоит из 10 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах сроком на 5 лет в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Заседания Думы ЗАТО Циолковский являются его основной формой работы как коллегиального выборного органа местного самоуправления. Заседание думы не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания Думы проводятся не реже одного раза в три месяца (ч. 1, 3 ст. 31 Устава, ч. 1, 2 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Регламента Думы).
Из материалов дела следует, что выборы депутатов Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва состоялись 9 сентября 2018 года.
Согласно Решению избирательной комиссии муниципального образования ЗАТО Циолковский № 30/106-6 от 10 сентября 2018 года по результатам выборов депутатов Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва по двум пятимандатным избирательным округам в состав Думы было избрано 10 депутатов.
По избирательному округу №1: Быковский Александр Сергеевич, Васильев Семен Иванович, Ф.И.О.49, Попов Руслан Игоревич, Ф.И.О.50.
По избирательному округу №2: Ф.И.О.48, Ф.И.О.47, Ф.И.О.60, Гурьев Андрей Николаевич, Ф.И.О.45.
Решением окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 от 18 сентября 2018 года № 11/29 отменено решение от 10 сентября 2018 года № 10/28 «О результатах выборов депутатов Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2» в части признания Ф.И.О.45 избранной депутатом Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2.
В соответствии с п.п. 2, 5 ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в связи с отставкой по собственному желанию, а также вступлением в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.
Согласно ч. 11 названной статьи Федерального закона решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
28 июня 2019 года после рассмотрения вопросов повестки заседания Думы председателю Ф.И.О.49 поступили письменные заявления депутатов Ф.И.О.48 и Ф.И.О.47 об отставке по собственному желанию и сложении депутатских полномочий.
После оглашения поступивших заявлений депутатов, председатель Думы Ф.И.О.49 также внес заявление об отставке по собственному желанию и сложении полномочий председателя Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва.
Постановлением Думы ЗАТО Циолковский № 56 от 28 июня 2019 года полномочия депутатов Ф.И.О.48, Ф.И.О.47, Ф.И.О.49 признаны прекращенными с момента внесения заявлений в Думу, а именно с 17 часов 25 минут 28 июня 2019 года.
Каких-либо доказательств, которые позволили бы усомниться в добровольности написанных депутатами заявлений, в достоверности их волеизъявления о сложении депутатских полномочий, в наличии законных оснований для досрочного прекращения полномочий указанных депутатов судом не установлено.
Таким образом, полномочия депутатов Ф.И.О.48, Ф.И.О.47, Ф.И.О.49 были прекращены в установленном порядке в связи с их отставкой по собственному желанию 28 июня 2019 года.
Кроме того, судом установлено, что апелляционным постановлением судебной коллегии по уголовным делам Амурского областного суда от 16 июля 2019 года оставлен без изменения приговор Благовещенского городского суда от 7 мая 2019 года, которым Ф.И.О.50, являющийся депутатом Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ.
Следовательно, 16 июля 2019 года возникли основания для прекращения полномочий депутата Ф.И.О.50
При этом Думой ЗАТО Циолковский решения о досрочном прекращении полномочий указанного депутата принято не было, однако данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о возможности сохранения им своих полномочий на протяжении неопределенного времени и признания данного депутата легитимно действующим.
В материалах дела имеется распоряжение об исполнении вступившего в законную силу приговора Благовещенского городского суда от 7 мая 2019 года, в соответствии с которым Ф.И.О.75 подвергнут наказанию в виде обязательных работ на срок 450 часов с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года. Приговор вступил в законную силу 16.07.2019 года и подлежит немедленному исполнению.
Кроме того, Ф.И.О.75 осужден 12.07.2019 года Благовещенским городским судом по ч.2 ст.213, ч.1 ст.119, ч.1 ст.119 УКРФ, с применением п. «г» ч.1 ст.71, ч.2 ст.72 ч.3 и ч.5 ст.69 УК РФ и ему назначено наказание в виде принудительных работ сроком на 2 года 2 месяца с удержанием из заработка осужденного 10% в доход государства, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 3 года.
В частности, Ф.И.О.75 осужден за то, что находясь в г.Благовещенске, игнорируя нормы общественной морали, грубо нарушая общественный порядок и выражая явное неуважение к обществу, общепризнанным нормам и правилам поведения, без видимого повода, выражаясь грубой нецензурной бранью в присутствии потерпевших, желая противопоставить себя окружающим и продемонстрировать свое пренебрежительное отношением к ним, поочередно стал осуществлять неоднократные беспорядочные взмахи клинками обоих ножей в непосредственной близости от лица и живота одной из потерпевших, а также высказал в адрес потерпевших угрозу убийством. Второй потерпевшей, пытавшейся пресечь нарушение общественного порядка, Ф.И.О.75 был нанесен удар клинком ножа в область запястья правой кисти, не повлекший вреда здоровью, но повлекший физическую боль, после чего последний высказал в адрес потерпевшей угрозу убийством. В сложившейся ситуации угрозы убийством потерпевшими воспринимались реально.
Приговор суда в настоящий момент не вступил в законную силу, по делу Ф.И.О.75 избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
При таких обстоятельствах, в настоящее время Ф.И.О.75, местом жительства которого является <адрес>, фактически лишен возможности осуществлять полномочия депутата Думы ЗАТО Циолковский, расположенной в другом муниципальном образовании.
Помимо этого, судом учитывается, что 01.07.2019 года прокурор космодрома «Восточный» внес в Думу ЗАТО Циолковский представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции при предоставлении депутатами Думы ЗАТО Циолковский сведений о доходах и имуществе в отношении депутатов Думы ЗАТО Циолковский Ф.И.О.48, Быковского А.С., Ф.И.О.47, Васильева С.И., Ф.И.О.60, Гурьева А.Н., Ф.И.О.49, Попова Р.И., Ф.И.О.75 В данном представлении указано, что выявленные прокуратурой космодрома «Восточный» нарушения законодательства о противодействии коррупции в действиях (бездействии) депутатов Думы ЗАТО Циолковский при предоставлении недостоверных сведений или их укрытие о доходах, имуществе, банковских счетах, об участии в коммерческих организациях, указывают на признаки умышленного игнорирования требований федерального законодательства и сокрытие сведений, свидетельствуют о формальном подходе к исполнению возложенных законом обязанностей, что в совокупности способствует коррупционным проявлениям, подрывает авторитет представительного органа.
С учетом изложенных обстоятельств, в представлении изложено требование о рассмотрении представления на очередной сессии Думы ЗАТО Циолковский; принятии мер к устранению нарушений антикоррупционного законодательства, причин и условий им способствующих; рассмотрении вопроса о реализации положений федерального законодательства о досрочном сложении полномочий депутатов Думы ЗАТО Циолковский в связи с утратой доверия.
Пунктом 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В тоже время, в нарушение изложенной правовой нормы, а также части 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» о необходимости безотлагательного рассмотрения представления прокурора об устранении нарушений закона, указанное представление прокурора не было рассмотрено Думой ЗАТО Циолковский, сведения о принятии каких-либо мер к его рассмотрению не представлено.
Совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует об утрате Ф.И.О.48, Ф.И.О.47, Ф.И.О.49, Ф.И.О.75 полномочий депутатов Думы ЗАТО Циолковский. В этой связи в настоящее время депутатский корпус Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва состоит из 5 депутатов: Быковский А.С., Васильев С.И., Гурьев А.Н., Ф.И.О.60, Попов Р.И., в отношении которых также имеется нерассмотренное до настоящего времени представление прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что 12 июля 2019 года в адрес Думы ЗАТО Циолковский поступило письменное заявление депутата Васильева С.И. о сложении полномочий депутата по собственному желанию с 11 июля 2019 года.
Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что 22 июля 2019 года Думой ЗАТО Циолковский в городе Благовещенске было проведено заседание. Однако заявление депутата Васильева С.И. о прекращении его полномочий, а равно вопрос о прекращении полномочий депутата Ф.И.О.75 в связи со вступлением в законную силу приговора в его отношении на данном заседании не рассматривались. В повестку данного заседания также не был внесен и вопрос о рассмотрении представления прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об уклонении депутатами Думы ЗАТО Циолковский от исполнения своих обязанностей и злоупотреблении своими полномочиями, утрате данным представительным органом муниципального образования своего легитимного статуса.
В силу п. 2 ч. 16 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
По смыслу приведенных положений закона в случае, если в результате сложения депутатами своих полномочий и принятия представительным органом муниципального образования в установленные законом сроки решений о досрочном прекращении их полномочий этот орган остался в неправомочном составе, не способном принимать какие-либо решения, такой орган признается неправомочным на основании п. 2 ч. 16 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно п.п. 6, 10 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
В силу ч. 5 ст. 29 Устава ЗАТО Циолковский большинство в 2/3 голосов от установленного числа депутатов необходимо для принятия Устава, изменений и дополнений к Уставу; принятия решения о проведении местного референдума; принятия решения о самороспуске Думы.
Дума ЗАТО Циолковский по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом ЗАТО Циолковский, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории ЗАТО Циолковский, решение об удалении Главы ЗАТО Циолковский в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, настоящим Уставом. При этом решения и постановления по вопросам, внесенным в повестку дня заседаний Думы, принимаются открытым голосованием, в том числе поименным, или тайным голосованием. Решения и постановления считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в Думу ЗАТО Циолковский. Решения Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории ЗАТО Циолковский, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов (ч.ч. 1, 3, 4, 4.1 ст. 29 Устава ЗАТО Циолковский).
Поскольку установленное число депутатов Думы ЗАТО Циолковский в соответствии с ч. 1 ст. 18 Устава, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 5 Регламента Думы составляет 10 депутатов, по результатам выборов было избрано 9 депутатов, при этом в настоящий момент в состав представительного органа входит только 5 депутатов, то в соответствии с ч. 3 ст. 43, ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.ч. 4, 4.1, 5 ст. 29 Устава ЗАТО Циолковский состав Думы шестого созыва в настоящее время является неправомочным, так как не способен (даже в случае присутствия всех оставшихся 5 депутатов) принимать нормативные правовые акты.
Доводы заместителя председателя Думы ЗАТО Циолковский Гурьева А.И. относительно того, что действующий состав депутатского корпуса Думы шестого созыва в соответствии с ч. 3 ст. 31 Устава ЗАТО Циолковский позволяет проводить правомочные заседания, а также доводы о возможности восполнения состава Думы путем проведения дополнительных выборов признаются несостоятельными.
Так, в силу ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Как было указано ранее, действующий состав Думы ЗАТО Циолковский неправомочен на принятие решения о внесении изменений в бюджет муниципального образования в целях надлежащего финансирования расходов по дополнительным выборам депутатов Думы ЗАТО Циолковский. Следовательно, возможность восполнения состава Думы путем проведения дополнительных выборов в настоящее время отсутствует.
Вследствие неправомочности действующего состава Думы ЗАТО Циолковский нарушаются права граждан, жителей муниципального образования – ЗАТО Циолковский на осуществление местного самоуправления.
В настоящее время Дума ЗАТО Циолковский лишена возможности решать вопросы местного значения, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, принимать нормативные правовые акты, в том числе о внесении изменений в местный бюджет, о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также принимать иные решения по вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа, что не может в полном объеме обеспечить надлежащее осуществление деятельности представительного органа муниципального образования.
В соответствии со статьей 188 КАС РФ суд может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Суд находит доводы административного истца о том, что невозможность принятия решений представительным органом муниципального образования создает препятствия к решению отнесенных к его компетенции вопросов местного значения, заслуживающими внимания. Так, административный истец указывает на необходимость внесения изменения в местный бюджет, а также приведение Устава ЗАТО Циолковский в соответствие с положениями Федерального закона от 1.05.2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подготовки муниципального образования к отопительному периоду.
Учитывая, что решение суда о признании представительного органа муниципального образования неправомочным послужит основанием для досрочного прекращения полномочий представительного органа и назначения новых выборов, суд считает возможным обратить решение в части необходимости назначения на его основании досрочных выборов к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения в данной части может нанести значительный ущерб публичным интересам муниципального образования.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования главы администрации ЗАТО Циолковский Левицкого Сергея Владимировича удовлетворить.
Признать неправомочным состав Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва, избранный на муниципальных выборах 9 сентября 2018 года.
Настоящее решение суда в части назначения досрочных выборов обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.Г. Михайленко
Дело № 3а-95/2019