ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-95/2022 от 20.04.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 780S0000-01-2022-000123-35

Дело № 3а-95/2022

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

20 апреля 2022 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,

при секретаре Яцкевич Т.В.

с участием прокурора Барсуковой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими отдельных положений Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»,

установил:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30 июня 2005 года принят, Губернатором Санкт-Петербурга 19 июля 2005 года подписан Закон № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», официально опубликованный в издании "Санкт-Петербургские ведомости", N 137 от 28 июля 2005 года и "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", N 8, 29.08.2005 (далее – Закон Санкт-Петербурга № 407-65, оспариваемый нормативный правовой акт).

В указанный нормативный правовой акт внесены изменения Законами Санкт-Петербурга от 05.05.2006 года N 221-32, от 18.07.2007 года N 401-75, от 02.11.2007 года N 513-101, от 06.05.2008 года N 238-39, от 16.11.2010 года N 588-141, от 10.05.2011 года N 229-56, от 06.06.2012 года N 281-50, от 21.05.2015 года N 259-42, от 13.07.2015 года N 475-92, от 26.11.2015 года N 718-143, от 02.12.2015 года N 754-151, от 11.07.2019 года N 394-98, от 08.11.2019 года N 527-120, от 04.03.2021 года N 70-17, от 26.01.2022 года N 32-1.

В настоящее время Закон Санкт-Петербурга №... действует в редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.01.2022 N 32-1 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга в сфере жилищной политики", принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26.01.2022 года, подписанного Губернатором Санкт-Петербурга 26.01.2022 года, опубликованного на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 27.01.2022, вступившего в силу с 07.02.2022 года в соответствии с пунктом 1 статьи 6 указанного нормативного правового акта (далее – Закон Санкт-Петербурга № 32-1); названным нормативным правовым актом пункт 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 изложен в новой редакции.

Закон Санкт-Петербурга № 407-65 согласно преамбуле регулирует отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, признанным по установленным законами Санкт-Петербурга основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга установлено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, следующих категорий:

- граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга;

- граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

- ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;

- семьи, имеющие детей-инвалидов;

- инвалиды;

- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей.

Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, признаются нуждающимися в жилых помещениях и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и свою очередность без подачи заявления.

Законом Санкт-Петербурга № 407-65 также урегулированы вопросы: признания граждан малоимущими (статья 2); учетной нормы площади жилого помещения (статья 3); предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма (статья 4); нормы предоставления площади жилого помещения (статья 5); порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (глава 2); права граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на использование иных форм улучшения жилищных условий (статья 14); приведения нормативных правовых актов Санкт-Петербурга в соответствие с настоящим Законом Санкт-Петербурга (статья 15); а также утверждена методика определения ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Приложение № 1) и методика определения стоимости находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению имущества, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению имущества для признания их малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Приложение № 2).

ФИО1 обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, после уточнения которого просил признать недействующими:

- пункт 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 в части установления дополнительного требования для постановки на жилищных учет для жителей Санкт-Петербурга, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в виде проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет, а также в части установления положений, предусматривающих принятие на жилищных учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Санкт-Петербурге ограниченных категорий граждан;

- преамбулу и пункт 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 в части, устанавливающей право жителей Санкт-Петербурга, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях исключительно для предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга;

- Закон Санкт-Петербурга № 407-65 в части отсутствия положений, предусматривающих порядок принятия на жилищный учет жителей Санкт-Петербурга, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (т.2 л.д.232-235).

В обоснование требований административный истец указал, что имеет право на льготы, установленные пунктом 7 части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и подпунктом «е» пункта 5 Правил, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 № 153, поскольку относится к категории граждан "выехавшие добровольно из зоны проживания с правом на отселение", однако лишен возможности получить меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, поскольку 08.04.2021 года Администрацией Невского района Санкт-Петербурга ему отказано в постановке на жилищный учет со ссылкой на оспариваемый нормативный правовой акт в связи с проживанием административного истца на территории Санкт-Петербурга менее десяти лет. Административный истец полагает, что оспариваемые положения противоречат указанным нормативным правовым актам, нарушают конституционный принцип справедливости и равенства всех перед законом.

Определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 апреля 2022 года производство по делу в части требований о признании недействующим пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» в части установления положений, предусматривающих принятие на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Санкт-Петербурге ограниченных категорий граждан прекращено, за исключением требований о признании этих положений недействующими в части отсутствия положений, предусматривающих принятие на жилищных учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Санкт-Петербурге жителей Санкт-Петербурга, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Представитель административного истца в суд явился, поддержал заявленные требования, пояснил, что оспариваемый в действующей редакции Закон № 407-65 умоляет систему мер, обеспечивающих социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не предоставляя им право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан и не устанавливая специального правового регулирования для постановки на жилищных учет такой категории граждан с целью реализации предусмотренных федеральным законодательством мер социальной защиты; не учитывает общеобязательные конституционные правовые позиции о том, что при постановке на жилищный учет граждан, подвергшихся воздействию радиации и добровольно выехавших на новое место жительства, принимается во внимание только нуждаемость в жилье; вводит дополнительное не обусловленное конституционно значимой целью требование для постановки такой категории граждан на жилищный учет в виде проживания на территории Санкт-Петербурга на протяжении десяти лет.

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в суд явилась, представила возражения на административное исковое заявление, полагая, что оспариваемый акт принят органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий в соответствии с установленным порядком. Пояснила, что установленный оспариваемыми законоположениями порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях направлен на обеспечение жилыми помещениями исключительно государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга и распространяется на всех граждан, проживающих в Санкт-Петербурге. Специального порядка постановки на указанный учет граждан, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и чьи права обеспечиваются за счет федерального финансирования, законодательством не установлено, обязанность по его принятию на субъекты Российской Федерации не возложены, в этой связи возможность реализовать предусмотренное положениями указанного Закона Российской Федерации право на улучшение жилищных условий у граждан, относящихся к указанной категории, возникает после их постановки на учет на общих основаниях, то есть в соответствии с положениями оспариваемого нормативного правового акта; применение при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ограничения по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (т.1 л.д.51-55, т.3 л.д.1-4).

Представитель Губернатора Санкт-Петербурга выразила несогласие с административным исковым заявлением по тем же основаниям (т.1 л.д.45-50,т.3 л.д.5-6).

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими отклонению, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, жилищное законодательство.

В силу этого его образуют как федеральные законы, издаваемые в целях регулирования жилищных отношений, так и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 часть 2 Конституции Российской Федерации).

На основании части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Согласно положениям статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункт 4); определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункт 5); определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 7).

В соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимает законы Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга в пределах полномочий Санкт-Петербурга и предметам ведения Санкт-Петербурга.

Из приведенных положений следует вывод о наличии у законодателя Санкт-Петербурга полномочий для принятия закона о предоставлении по договорам социального найма категориям граждан, установленным законом указанного субъекта Российской Федерации, жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга и порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Соблюдение процедуры принятия Закона Санкт-Петербурга № 407-65 подтверждено представленными суду документами, указанная процедура и соблюдение требования об официальном опубликовании нормативного правового акта проверена Санкт-Петербургским городским судом (решение от 16.06.2006 года по гражданскому делу № 3-216/06 оставлено без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2006 № 78-Г06-32, решение от 03.10.2011 года по гражданскому делу № 3-248/11 оставлено без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2011 N 78-Г11-56).

Как следует из представленных документов Закон Санкт-Петербурга № 32-1 принят в соответствии с процедурой принятия законов субъекта Российской Федерации, установленной пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 32 Устава Санкт-Петербурга, предусматривающей, что проекты законов Санкт-Петербурга рассматриваются в три этапа при наличии поправок к проекту закона Санкт-Петербурга, принятому за основу; подписан Губернатором Санкт-Петербурга 26 мая 2021 года, официально опубликован 27 мая 2021 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) (т.1 л.д.125-212, т.2 л.д.1-69), что согласуется с требованиям статьи 77 Устава Санкт-Петербурга, пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга".

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом государственной власти Санкт-Петербурга в пределах компетенции, с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта, порядка его опубликования и введения в действие.

Оценивая доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее – Закон № 1244-1) настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними (статья 2 Закона № 1244-1)

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11 части 1 статьи 13 Закона № 1244-1).

Гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона (статья 22 Закона № 1244-1)

Пунктом 7 статьи 17 Закона N 1244-1 гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее – Правила).

Согласно подпункту "е" пункта 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, в том числе, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона N 1244-1.

Законом № 1244-1, а также Правилами, иными нормами федерального законодательства не урегулированы вопросы, связанные с установлением порядка и условий признания граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц, нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятием их на соответствующий учет.

Обращаясь в этой связи к общим положениям жилищного законодательства, следует учитывать, что согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2); порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).

Согласно положениям статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (часть 2 статьи 49); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3 статьи 49).

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации).

В соответствии с Правилами граждане, добровольно выехавшие из зоны отселения и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилой площадью путем предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, а не путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Из содержания оспариваемого нормативного правового акта следует, что он регулирует отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким лицам жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма, в том числе, определяет категории граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма, и не регулирует правоотношения, связанные с постановкой на учет граждан в иных целях, в том числе, с целью получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.

Оценивая правомерность такого регулирования, следует учитывать, что специальными федеральными законами субъектам Российской Федерации делегированы полномочия по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий лиц, в том числе инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, однако таких полномочий в отношении рассматриваемой категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, федеральным законодательством органам государственной власти субъектов Российской Федерации не передано, и не установлено норм, обязывающих урегулировать такие правоотношения в региональном законодательстве.

Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в силу положений пункта 2 части 2 статьи 19 пункта 5 статьи 13, части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе установить в региональном законе условия передачи своей собственности другим лицам и категории таких лиц.

В связи с чем, не предусматривая в рамках оспариваемого нормативного правового акта граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в т.ч. добровольно выехавших из зоны отселения, как самостоятельную категорию граждан, которым жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга предоставляются по договорам социального найма и которые с целью предоставления таких жилых помещений наделяются правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, законодатель Санкт-Петербурга действовал в пределах своей дискреции, основанной на разграничении полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере жилищных отношений; отсутствие в оспариваемом нормативном правовом акте отдельной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и установления для такой категории отдельного порядка принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не свидетельствует о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Позиция административного истца относительно того, что преамбула и пункт 1 статьи 1 Закона № 407-65 устанавливают право жителей Санкт-Петербурга, подтвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях исключительно для предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, противоречит буквальному толкованию оспариваемых положений, которые такого ограничения не устанавливают.

Принимая во внимание вышеуказанный предмет правового регулирования оспариваемого нормативного правового акта, являются ошибочными доводы административного истца о том, что пунктом 2 статьи 1 Закона № 407-65 установлены дополнительные требования для постановки на жилищный учет с целью реализации установленных федеральным законодателем мер социальной защиты для жителей Санкт-Петербурга, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в виде проживания на территории Санкт-Петербурга не менее десяти лет.

При этом необходимо также учитывать, что устанавливая порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, субъекты Российской Федерации, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, вправе обусловливать осуществление права на жилище определенными требованиями, в том числе касающимися проживания соответствующих категорий граждан на их территории в течение того или иного периода (определения от 9 апреля 2002 года N 123-О, от 4 марта 2004 года N 80-О, от 27 мая 2010 года N 741-О-О, от 29 мая 2014 года N 1027-О и др.). В связи с чем установление в пункте 2 статьи 1 Закона № 407-65 десятилетнего срока проживания в Санкт-Петербурге как условия для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях для указанных в нормативном правовом акте категорий граждан не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает прав административного истца.

Доводы административного истца относительно равенства статуса рассматриваемой категории лиц и граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, для постановки на учет которых в качестве нуждающихся в жилых помещений ограничение по сроку проживания в соответствующей местности не допускается на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", не имеют правового значения, поскольку вопросы учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях этих категорий граждан оспариваемым нормативным правовым актом не урегулированы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 194-195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими:

- пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» в части установления дополнительного требования для постановки на жилищных учет для жителей Санкт-Петербурга, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в виде проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет, а также в части отсутствия положений, предусматривающих принятие на жилищных учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Санкт-Петербурге жителей Санкт-Петербурга, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- преамбулы и пункта 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» в части, устанавливающей право жителей Санкт-Петербурга, подтвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, состоять на учете в качеству нуждающихся в жилых помещениях исключительно для предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга;

- Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» в части отсутствия положений, предусматривающих порядок принятия на жилищный учет жителей Санкт-Петербурга, подтвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - отказать.

Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья подпись Е.А.Витушкина