ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-95/2022 от 22.03.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-95/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 22 марта 2022 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Астапенко С.А.

при секретаре – Кирьяновой В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Уфельмана Геннадия Эдуардовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Уфельман Г.Э. обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

- восстановить пропущенный срок на обращение в су с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости:

- установить кадастровую стоимость следующим объектам недвижимого имущества, расположенным по адресу: <адрес> в размере их рыночной стоимости:

Двор 1 с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 26.02.2014 г.;

Здание навеса с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 26.02.2014 г.;

Биологические пруды с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 26.02.2014 г.;

Родильное отделение с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Двор 3 с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Двор 2 с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Котельная и административное здание с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Дизблок с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Сенной сарай с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Насосная станция с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Водонапорная башня с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Корнеплодохранилище с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Автовесовая с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Инфекционный блок с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Силосные траншеи с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.

Требования административного иска мотивированы тем, что административный истец Уфельман Г.Э. является собственником указанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых значительно превышает их рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение его обязательств по уплате налога на недвижимость, исчисляемого на основании кадастровой стоимости.

Определением Ленинградского областного суда привлечены к участию в деле в качестве административных ответчиков Правительство Ленинградской области, Управление Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», в качестве заинтересованного лица администрация муниципального образования «Подпорожский район» Ленинградской области.

В письменном отзыве представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Яровая И.А. указала, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Дополнительно представлены замечания относительно представленных административным истцом отчетов об оценке.

В письменных возражениях Управления Росреестра по Ленинградской области указано, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , , , , , , учтенные в ЕГРН 06.07.2012 г., вошли в перечень объектов оценки и прошли пообъектную оценку, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 г. №257 (дата формирования перечня объектов оценки – 08.07.2012). Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости утверждена постановлением №257 и установлена исходя из площади объектов недвижимости и УПКС. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 21.02.2014 г. Дата определения кадастровой стоимости -08.07.2012 г.

Согласно сведениям ЕГРН объекты недвижимости с кадастровыми номерами , , поставлены на кадастровый учет 06.02.2014 г. Указанные объекты недвижимости, не вошли в перечень объектов оценки и не прошли пообъектную оценку. В данном случае, для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости применялся Приказ Минэкономразвития России от 18.03.2011 №113. Дата внесения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости – 26.04.2014 г.

Управление Росреестра по Ленинградской области разрешение требований административного иска оставляет на усмотрение суда.

В письменных возражениях административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» указано, что учреждение не является уполномоченным органом на самостоятельное принятие решения об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости. Учреждение может выступать лишь исполнителем принятого судом решения. Требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости оставлено на усмотрение суда.

В письменных возражениях заинтересованного лица администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район» Ленинградской области указано, что существенное снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости уменьшает налоговые поступления в местный бюджет.

В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, представитель административного истца – Халов Д.В. требования административного искового заявления поддержал в полном объёме. Представители от административного ответчика Правительства Ленинградской области – Яровая И.А., от заинтересованного лица администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район» Ленинградской области - Шеремет О.Г. удовлетворение требования отставили на усмотрение суда.

Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названных представителей.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктами 4, 6 пункта 1 которой предусмотрены единый недвижимый комплекс, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении каждого объекта налогообложения определяется, по общему правилу, как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 403 НК РФ).

Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Так как на момент предъявления административного иска очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Ленинградской области в срок, установленный ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности не проведена, то с учетом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает возможным восстановить Уфельману Г.Э. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 № 257 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области».

Судом установлено, что Уфельман Г.Э. является собственником указанных объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>.

Из выписок ЕГРН от 15.12.2021 г. следует, что:

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

Дата определения кадастровой стоимости – 08.07.2012.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.;

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.;

- кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

Дата определения кадастровой стоимости – 26.02.2014 г.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости, что подтверждается отчетами об оценке , , , , , , , , , , , , , , от 30.10.2021 г., составленными оценщиком ФИО7, являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».

В отчетах об оценке проведен анализ рынка и диапазона значений ценообразующих факторов, дано описание объектам оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты; проведен анализ наиболее эффективного использования; содержатся иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными.

В суд представлены полные и последовательные письменные пояснения оценщика на дополнительно возникшие вопросы к отчетам об оценке, которые не противоречат содержанию и выводам, приведённым в отчётах.

Выводы отчётов об оценке мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.

Проанализировав отчёты и оценив их по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о их соответствии законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, а определённую рыночную стоимость признаёт достоверной.

Учитывая, что доказательств, опровергающих приведённую величину рыночной стоимости объектов недвижимости в ином размере, не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Уфельмана Геннадия Эдуардовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, в размере их рыночной стоимости:

Двор 1 с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 26.02.2014 г.;

Здание навеса с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 26.02.2014 г.;

Биологические пруды с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 26.02.2014 г.;

Родильное отделение с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Двор 3 с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Двор 2 с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Котельная и административное здание с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Дизблок с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Сенной сарай с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Насосная станция с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Водонапорная башня с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Корнеплодохранилище с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Автовесовая с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Инфекционный блок с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.;

Силосные траншеи с кадастровым номером равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 08.07.2012 г.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья С.А. Астапенко

Решение принято в окончательной форме 04.04.2022 г.