ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-95/2022 от 31.08.2022 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Дело № 3а-95/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Владикавказ 31 августа 2022 года

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи Кадзаева К.Р.,

при секретаре судебного заседания Беркаевой М.Ш.,

с участием прокурора Нартиковой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания к Региональному отделению Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Республике Северная Осетия-Алания, с привлечением в качестве заинтересованного лица Калоева Олега Автандиловича, об отмене регистрации кандидата Калоева Олега Автандиловича, включенного в зарегистрированный список кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутый Региональным отделением Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Республике Северная Осетия-Алания,

установил:

Постановлением Центральной избирательной комиссии РСО-Алания от 17 июня 2022 года №13/80-7 «О назначении выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва» выборы депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва назначены на 11 сентября 2022 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии РСО-Алания от 04 августа 2022 года ... зарегистрирован список кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутый Региональным отделением Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Республике Северная Осетия-Алания, в составе которого под № 56 значится Калоев О.А.

Центральная избирательная комиссия РСО-Алания обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Калоева О.А., включенного в зарегистрированный список кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутый Региональным отделением Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Республике Северная Осетия-Алания. Как указывает административный истец, после регистрации списка кандидатов, выдвинутого этой политической партией, в ЦИК РСО - Алания поступил

отчет Банка России о проверке сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах, принадлежащих кандидату Калоеву О.А. (его супруге и несовершеннолетним детям). Согласно которому у Калоева О.А. имеются акции и ценные бумаги - акция; 1 шт.; 0 руб.; SHS6; ..., Акционерное общество "...; акция; 14 шт.; 0.01 руб..., Акционерное общество "Тинькофф Банк......; акция; 3 шт.; 0 руб.; ...; акция; 3 шт.; 308.03 руб.; ..., Акционерное общество "Тинькофф Банк"; ......, депозитарная расписка; 2 шт.; 123.21 руб.; ... Акционерное общество "Тинькофф Банк"; ....

Определением Верховного Суда РСО-Алания от 29 августа 2022 года прекращено производство по административному делу в части требований об отмене регистрации кандидата Гасиевой А.И., в связи с отказом представителя административного истца от иска в указанной части.

Представители административного истца - Центральной избирательной комиссии РСО-Алания по доверенности Томаева И.З. и Казимирова Д.М. в судебном заседании административные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Республике Северная Осетия-Алания, а также заинтересованное лицо Калоев А.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились. При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения сторон, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.150 КАС РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым административные исковые требования удовлетворить, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (пункт 1); кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные

денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6) Припроведениивыборовворганы государственной власти субъектов Российской Федерации в силу предписаний пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Согласно пункту 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом "в", "д", "з" или "и" пункта 7 настоящей статьи, либо в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, а также действующими по его поручению иным лицом или организацией, либо в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренным подпунктом "а", "б", "в", "г" или "е" пункта 26 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.

В соответствии с подпунктом "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов.

Аналогичные требования предусмотрены частью 7 статьи 35, пунктом 3 части 1 стати 40, пунктом 5 части 9 статьи 91 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2006 года N 69-РЗ "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания".

Под иностранными финансовыми инструментами пункт 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ понимает ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или)

иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международнойорганизациейпостандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В данном федеральном законе понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" - в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Как следует из материалов дела, постановлением Центральной избирательной комиссии РСО-Алания от 25 июля 2022 года ... список кандидатов был заверен. Региональное отделение Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Республике Северная Осетия-Алания представила в указанную комиссию документы для его регистрации, в том числе уведомление от 22 июля 2022 года, подписанное Калоевым О.А., о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Согласно статье 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов (пункт 6.3). ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) (пункт 6.4). Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Банком России по согласованию с ЦИК России (пункт 6.6).

Во исполнение поручения федерального законодателя Банком России по согласованию с ЦИК России издано Указание от 5 мая 2016 г. N 4012-У "О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и

депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетнихдетей,атакжепорядкеисрокахнаправлениякредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы". Названное указание предусматривает, что ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы" (пункт 1). Формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" организационное и техническое обеспечение этой автоматизированной системы (пункт 2).

Исходя из приведенных положений взаимодействие между ЦИК России и участниками финансового рынка в целях проверки сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России.

В ЦИК России из Банка России поступила информация о том, что Калоев О.А. владеет следующими иностранными финансовыми инструментами: акция; 1 шт.; 0 руб...; акция; 14 шт.; 0.01 руб.; ..., Акционерное общество "Тинькофф Банк"; г...; акция; 3 шт.; 0 руб.; SHS6; ...; акция; 3 шт.; 308.03 руб.; ..., Акционерное общество "Тинькофф Банк"; г..., депозитарная расписка; 2 шт.; 123.21 руб.; ......, Акционерное общество "Тинькофф Банк"; г...

Поскольку взаимодействие между ЦИК России и участниками финансового рынка осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России, Федеральным центром информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации был сформирован и направлен запрос с использованием указанной системы.

В ответ на данный запрос с использованием информационных ресурсов Банка России поступил ответ, содержащий сведения от участников финансового рынка, из которого следует, что у Калоева О.А. имеются перечисленные выше иностранные финансовые инструменты.

Кроме того, согласно информации, размещенной на официальном сайте Национального расчетного депозитария (www.isin.ru) в разделе "Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации", все перечисленные выше ценные бумаги, которыми владеет Калоев О.А., имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании не являются российскими юридическими лицами.

Пункт 7 части 1 статьи 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" относит к нерезидентам юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации (подпункты "б", "в").

Каких-либо доказательств в опровержение указанных обстоятельств административным ответчиком не представлено и судом не установлено.

Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом установлены предусмотренные законом основания для отмены регистрации кандидата Калоева О.А., включенного в зарегистрированный список кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Республике Северная Осетия-Алания.

В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административные исковые требования Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания удовлетворить.

Отменить регистрацию кандидата Калоева Олега Автандиловича,

включенного в зарегистрированный постановлением Центральной избирательной комиссией Республики Северная Осетия-Алания от 04 августа 2022 года №26/150-7 список кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутый Региональным отделением Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Республике Северная Осетия-Алания.

Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия в Третий апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья К.Р. Кадзаев

Решение14.09.2022