Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2018 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.,
с участием прокурора Хлебниковой Е.В.,
представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-960/2018 года по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5 к министерству имущественных отношений Самарской области о признании в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907, признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4, ФИО5 обратились в Самарский областной суд с административным иском к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просят признать недействующими пункты №, №, №, № «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907, пункты №, №,№,№ «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2018 года № 1647, указывая, что им на праве общей долевой собственности принадлежат нежилые помещения:
- нежилое помещение Литер А4, общей площадью 2 209,10 кв.м., состоящее из комнат на 1 этаже, комнаты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>,
- нежилое помещение Литер А4, общей площадью 393,50 кв.м., состоящее из комнат на 2 этаже, комнаты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>,
- нежилое помещение Литер А5 - складское здание, общей площадью 179,30 кв.м., состоящее из комнат на 1 этаже, комнаты №№ 4, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>,
- нежилое помещение Литер А5 – складское здание, общей площадью 65,3 кв.м., состоящее из комнат на 1 этаже, комнаты №№ 1, 2, 3, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>.
Включение указанных нежилых помещений в Перечень является незаконным, противоречащим нормам НК РФ, поскольку помещения не относятся к объектам, обозначенным в подпунктах 1 и 2 п.2, а также пунктах 3, 4 ст.378.2 НК РФ.
Рассматриваемые нежилые помещения являются объектами производственно-складского назначения и по своим техническим характеристикам, совместным использованием с сооружениями (подъездная железная дорога и открытый склад с козловым краном), расположенными также на указанной территории, не могут быть использованы в ином назначении.
Указанные нежилые помещения, входящие в состав нежилых зданий производственно-складского назначения Литер А4 и Литер А5, расположены на земельном участке с разрешенным исследованием: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений. Территория земельного участка огорожена железобетонным забором, оборудован контрольно-пропускной пункт, пропускной режим на территории осуществляется оранным предприятием.
Включение объектов недвижимости в Перечень возлагает на административных истцов обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. В связи с чем, просят административный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 по доверенности от 15.01.2018 года № № ФИО2 административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самаркой области ФИО3, в судебном заседании пояснила, что нежилое помещение было включено в Перечни на основании сведений, полученных из ЕГРП и исходя из возможности его использования под торговлю или бытовое обслуживание объекта, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и дате судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил рассмотреть настоящее административное дело в его отсутствие в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативно-правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административных истцов, в части налогообложения, исходя из его кадастровой стоимости.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. №107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru – 24.11.2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313(29859) 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна" N 316(29862) 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна" N 318(29864) 30.11.2016 (продолжение), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» № 218 (30176), от 01.11.2017 года № 283 (30178), от 02.11.2017 года № 285 (30180), от 16.11.2017 года № 297 (30192).
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под номерами №, №, №, № (на 2017 год), под номерами №,№,№,№ включены нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенные по адресу: <адрес>, соответственно.
Указанные нежилые помещения принадлежат административным истцам на праве общей долевой собственности на основании договоров купли-продажи недвижимого имущества от 18.02.2009 года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.02.2009 года и договорами купли-продажи недвижимого имущества от 18.02.2009 года, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 31.01.2018 года.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащих истцам на праве общей долевой собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, свидетельству о государственной регистрации права на указанный объект недвижимости, договору купли-продажи, нежилое помещение имеет назначение: нежилое помещение.
Из технического паспорта на нежилое помещение усматривается, что нежилое помещение расположено в здании литер А4 – АБК, склад металла, год постройки 2004, число этажей 3, общей площадью 2 209,1 кв.м., расположено на 1 этаже и состоит из: кабинета, площадью 20,6 кв.м., 18,4 кв.м., 47,9 кв.м., склада, площадью 1 955,4 кв.м., подсобного помещения, площадью 12,7 кв.м.., 22,5 кв.м., 18,7 кв.м., лестничная клетка, площадью 17,0 кв.м., тепловой узел, площадью 11,9 кв.м., сан.узел, площадью 4,4 кв.м., комната приема пищи, площадью 51,6 кв.м., коридора, площадью 28,0 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, свидетельству о государственной регистрации права на указанный объект недвижимости, договору купли-продажи, нежилое помещение имеет назначение: нежилое помещение.
Из технического паспорта на нежилое помещение усматривается, что нежилое помещение с кадастровым номером № расположено в здании литер А4 – АБК, склад металла, год постройки 2004, число этажей 3, общей площадью 2 209,1 кв.м., расположено на 2 и 3 этаже и состоит из: 2 этаж: кабинет, площадью 12,1 кв.м., 59,6 кв.м., 24,7 кв.м., 50,2 кв.м., лестничная клетка, площадью 16,9 кв.м., коридор, площадью 29,5 кв.м., 3 этаж: кабинет, площадью 12,5 кв.м., 60,6 кв.м., 34,5 кв.м., 50,2 кв.м., лестничная клетка, площадью 16,8 кв.м., сан.узел, площадью 3,0 кв.м., коридор, площадь 20,0 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, свидетельству о государственной регистрации права на указанный объект недвижимости, договору купли-продажи, нежилое помещение имеет назначение: нежилое помещение.
Из технического паспорта на нежилое помещение усматривается, что нежилое помещение с кадастровым номером № расположено в здании литер А5 – холодный склад № 1, использование: складское, год постройки 2005, число этажей 1, общей площадью 179,3 кв.м. состоит из: склада, общей площадью 179,3 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, свидетельству о государственной регистрации права на указанный объект недвижимости, договору купли-продажи, нежилое помещение имеет назначение: нежилое помещение.
Из технического паспорта на нежилое помещение усматривается, что нежилое помещение с кадастровым номером № расположено в здании литер А5 – холодный склад № 1, использование – складское, год постройки 2005, 1-этажное, общей площадью 65,3 кв.м., состоит из склада, площадью 12,4 кв.м., 23,6 кв.м., 29,3 кв.м.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО1 от 09.02.2018 года, были осмотрены нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, заключение содержит фотографии, и указано, что объект исследования с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, является помещением производственно-складского назначения. Процентное отношение площади административно-бытовых помещений к общей площади объекта составляет: площадь административных и бытовых помещений: 18,40 кв.м. (кабинет), 18,7 кв.м. (кабинет), 51,60 кв.м. (кабинет), всего 88,70 кв.м., что составляет 4% от общей площади объекта (2 209,10 кв.м.).
Объект исследования с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, является помещением производственно-управленческого назначения. Процентное отношение площади административно-бытовых помещений к общей площади объекта составляет: площадь административных и бытовых помещений: 12,10 кв.м. (кабинет), 24,7 кв.м. (кабинет), 52,20 кв.м. (кабинет), 50,20 кв.м. (кабинет), всего 137,20 кв.м., что составляет 34,8% от общей площади объекта (393,50 кв.м.).
Объекты: нежилые помещения с кадастровыми номерами №, № по своему фактическому расположению и конструктивным решениям используются совместно являются единым производственно-складским комплексом, включающим помещения производственного, складского назначения, а также административные, вспомогательные помещения и места общего пользования.
Процентное отношение площади административно-бытовых помещений к общей площади здания составляет: площадь административных и бытовых помещений: 18,40 кв.м. (кабинет), 18,70 кв.м., (кабинет), 51,60 кв.м. (кабинет), 12,10 кв.м. (кабинет), 24,70 кв.м. (кабинет), 50,20 кв.м. (кабинет), 50,20 кв.м. (кабинет), всего 225,90 кв.м., что составляет 8,60% от общей площади здания (2 602,60 кв.м.).
Согласно акту осмотра объекта недвижимости от 05.02.2018 года нежилого помещения с кадастровым номером №, выполненному ГКУ СО «Региональный центр недвижимости», помещение, площадью 179,3 кв.м. используется фактически для размещения бытовых предметов. В акте содержится замечание представителя административного истца о том, что оборудование для сварки металла, погрузчик и запасные части к нему не являются бытовыми предметами, помещение используется как производственный склад.
Согласно акту осмотра объекта недвижимости от 05.02.2018 года нежилого помещения с кадастровым номером №, выполненному ГКУ СО «Региональный центр недвижимости», помещение, общей площадью 65,3 кв.м. используется фактически для размещения бытовых предметов. В акте содержится замечание представителя административного истца о том, что в помещении складываются летние шины автотранспортных средств, участвующих в производственной деятельности, помещение по своему фактическому использованию является складом.
Министерство имущественных отношений Самарской области, рассмотрев заявление ФИО5, 20.03.2018 года сообщило, что нежилые помещения с кадастровыми номерами №, № являются нежилыми помещениями в нежилом административном здании с кадастровым номером №. Оснований для исключения из Перечня не имеется. В отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами №, № указало, что на основании решения министерства от 26.02.2018 года об определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества как нежилых помещений складского назначения, во втором квартале 2018 года будут подготовлены приказы о внесении изменений в приказ министерства от 14.11.2016 года № 1907 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год» и в приказ министерства от 18.10.2017 года № 1647 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год» в части исключения вышеуказанных объектов. Для принятия данных приказов необходимо прохождение процедуры согласования, предусмотренной для проектов нормативных правовых актов Самарской области.
Согласно договорам аренды от 01.01.2016 года, от 01.11.2016 года, от 28.08.2017 года, заключенным между ФИО5, ФИО4 и ООО «Металлобаза», «Металлобаза-Ратун», арендатору сдан в аренду открытый склад с козловым краном, площадью 3333 кв.м., нежилое помещение, площадью 393,50 кв.м., нежилое помещение, площадью 2209,10 кв.м., разрешенное использование – производственно-складского назначения, расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно Уставу ООО «Металлобаза-Ратун», утвержденному решением № 1 единственного участника от 16.08.2017 года, основной вид деятельности ООО «Металлобаза-Ратун» - торговля оптовая металлами и металлическими рудами.
Между ООО ЧОО «Фортуна» и ООО «Металлобаза-Ратун» 01.07.2016 года, 01.09.2017 года заключены договоры о подключении на пульт централизованного наблюдения базы, расположенной по адресу: <адрес>.
Доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (действовавших на момент включения объекта, принадлежащего административному истцу, в оспариваемый Перечень) определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
Земельный участок, на котором расположены рассматриваемые нежилые помещения, принадлежит на праве общей долевой собственности административным истцам, что подтверждается договором купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 26.03.2014 года № №, дополнительным соглашением к оговору купли-продажи от 31.07.2014 года, соглашением о разделе земельного участка и распределением вновь образованных земельных участков от 23.10.2014 года. Назначение земельного участка: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений.
Таким образом, отсутствуют доказательства размещения на земельном участке офисных зданий делового и коммерческого назначения, что не может быть признано безусловно определенным, в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ в связи с тем, что содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Кроме того, решением Самарского областного суда от 14.02.2018 года по административному делу № № удовлетворены требования ФИО5 о признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года № 3033 в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия. Решение вступило в законную силу.
С учетом изложенного, доказательств фактического использования помещений в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч.9 ст.213 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия спорных объектов недвижимости, критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования административных истцов в части необоснованности включения в Перечни спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведены в целях налогообложения на 2017, 2018 годы, обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2017, 2018 гг.), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов в полном объеме
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО4, ФИО5 к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907, признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, удовлетворить.
Признать недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907 в части включения в него
под пунктом № нежилого помещения Литер А4, общей площадью 2 209,10 кв.м., состоящего из комнат на 1 этаже, комнаты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения Литер А4, общей площадью 393,50 кв.м., состоящего из комнат на 2 этаже, комнаты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения Литер А5 - складское здание, общей площадью 179,30 кв.м., состоящего из комнат на 1 этаже, комнаты №№ 4, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения Литер А5 – складское здание, общей площадью 65,3 кв.м., состоящего из комнат на 1 этаже, комнаты №№ 1, 2, 3, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2018 года № 1647, в части включения в него
под пунктом № нежилого помещения Литер А4, общей площадью 2 209,10 кв.м., состоящего из комнат на 1 этаже, комнаты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения Литер А4, общей площадью 393,50 кв.м., состоящего из комнат на 2 этаже, комнаты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения Литер А5 - складское здание, общей площадью 179,30 кв.м., состоящего из комнат на 1 этаже, комнаты №№ 4, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения Литер А5 – складское здание, общей площадью 65,3 кв.м., состоящего из комнат на 1 этаже, комнаты №№ 1, 2, 3, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2018 года.
Председательствующий: М.А.Панкова