ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-962/19 от 26.06.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июня 2019 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре Терентьевой М.Д.,

с участием представителя административного истца прокуратуры Самарской области Хлебниковой Е.В.,

представителя административного истца ООО «Форма» ФИО1,

представителя административного ответчика Правительства Самарской области ФИО2,

представителя заинтересованного лица Министерства строительства Самарской области ФИО3,

представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-962/2018 по административному иску заместителя прокурора Самарской области к Правительству Самарской области о признании недействующим в части постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и представленные в аренду без торгов»,

административному иску ООО «Форма» к Правительству Самарской области о признании недействующим в части постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и представленные в аренду без торгов»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области.

Таблицей № 2 «Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства» Приложения № 2 «Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства» установлены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, в зависимости от периода использования земельного участка.

Нормативный правовой акт официально опубликован в газете «Волжская коммуна», № 205 (26248) 09.08.2008 года, вступил в законную силу.

Заместитель прокурора Самарской области обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим пункты 1-8 в части устанавливающей процент от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка Таблицы № 2 «Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства» Приложения № 2 «Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемыми пунктами таблицы нормативного правового акта установлен процент от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка (с повышением величины процента в каждом из последующих периодов). Установление процента от кадастровой стоимости земельных участков с повышением величины процента в зависимости от периода нахождения земельного участка в пользовании, не отвечает основным принципам определения арендной платы. Каких-либо повышенных платежей в случае превышения сроков строительства за земельные участки, предоставленные под строительство объектов капитального строительства, не относящиеся к жилищному строительству, федеральное законодательство не содержит. Само по себе нарушение сроков строительства объектов недвижимости, не связанного с жилищным, не может рассматриваться как основание для многократного повышения размера арендной платы за земельный участок, предоставленный под такое строительство, без учета принципа экономического обоснования, в противном случае такое повышение следует рассматривать как санкцию в случае нарушения сроков строительства, меру ответственности за несвоевременное освоение земельного участка, что не предусмотрено земельным законодательством. Утвержденные оспариваемым постановлением проценты от кадастровой стоимости земельных участков, поставлены в зависимость от периода использования земельного участка с повышением величины процента в каждом из последующих периодов в рамках одного вида использование. Данное обстоятельство ставит в неравное экономическое положение арендаторов одного вида использования земельного участка в зависимости от периода использования (первые два года, третий год, четвертый и последующие годы), что противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений и может привести к созданию дискриминационных условий в сфере арендных отношений. Оспариваемые положения противоречат положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582, ч.1 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», имеющим большую юридическую силу. Протест прокурора Самарской области от 27.03.2018 года был рассмотрен, признан обоснованным и подлежащим удовлетворению, принято решение о подготовке соответствующего проекта постановления Правительства Самарской области. Однако до настоящего времени противоречащие требованиям законодательства положения не исключены из нормативного правового акта.

ООО «Форма» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим пункт 4 (в части строительства промышленных объектов, объектов коммунального хозяйства, объектов материально-технического снабжения, объектов связи) и пункт 7 (в части строительства объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, гостиничных комплексов) Таблицы № 2 к Приложению № 2 «Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства», утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области», обязать Правительство Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в официальном печатном издании.

Требования административный истец мотивировал тем, что между Министерством строительства Самарской области и ООО «Форма» заключен договор аренды от 25.02.2015 года № 964 земельного участка с кадастровым номером , площадью 24 554 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на срок до 29.08.2016 года, для строительства центра обслуживания туристов с домами приема гостей. Земельный участок был передан арендатору в пользование на основании акта приема-передачи земельного участка. Государственная регистрация указанного договора произведена в установленном законодательством порядке. Приказом Министерства строительства Самарской области от 27.02.2015 года № 130-п был установлен вид разрешенного использования указанного земельного участка «для производства строительной промышленности». Дополнительным соглашением от 07.09.2015 года к договору аренды пункт 1.2 договора изложен иной редакции. Во исполнение заключенного договора общество производило оплату арендной платы в соответствии с приведенным расчетом. В связи с выявленным использованием земельного участка для целей строительства в период с августа 2016 года по март 2017 года Департамент градостроительства г.о.Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском об обязании ООО «Форма» заключить дополнительное соглашение № 2 к указанному договору аренды, где расчет арендной платы производится в соответствии с таблицей 2 приложения № 2 постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308. Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2018 года, вступившем в законную силу, ООО «Форма» обязано заключить дополнительное соглашение № 2 к договору аренды от 25.02.2015 года № 964. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , с ООО «Форма» взыскана задолженность по арендной плате. Задолженность взыскана исходя из расчета арендной платы, принятого в рамках дела . При этом указанная методика расчета распространена на предшествующие отношения сторон с 01.03.2015 года. В таблице 2 Методики определен Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства. Расчет арендной платы производится исходя из процента от кадастровой стоимости земельных участков, установленный в зависимости от периода использования земельного участка (первые два года, третий год, четвертый год и последующие годы). Считает, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной выше части, предусматривающий механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, через процент от их кадастровой стоимости, установленный в зависимости от период использования земельного участка, свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, поэтому не соответствует п.8 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582. Оспариваемые пункты не содержат надлежащий анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, которые определяют уровень доходности участков, используемых для строительства и влияют на увеличение процента от кадастровой стоимости в зависимости от сроков строительства объектов, перечисленных в Таблице 2 к Приложению № 2 к постановлению Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308.

23.04.2019 года определением Самарского областного суда административные дела по административному иску заместителя прокурора Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта и по административному иску ООО «Форма» об оспаривании в части нормативного правового акта объединены в одно производство, присвоен № 3а-962/2019.

В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области Хлебникова Е.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель ООО «Форма» по доверенности от 21.03.2019 года ФИО1 административный иск поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям, просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Правительства Самарской области по доверенности от 27.12.2018 года № 1-49/714 ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признал, указал, что в настоящее время ведется работа по принятию изменений в оспариваемое постановление, в таблицу № 2 «Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства» в новой редакции, предусматривающей установление в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков единого значения процента от кадастровой стоимости земельного участка за пользование им. В настоящее время соответствующий проект постановления проходит процедуру согласования, предусмотренную действующим законодательством, после завершения всех процедур согласования, антикоррупционных экспертиз и правовой экспертизы перед внесением в реестр нормативных правовых актов Самарской области, указанный проект вступит в силу, и будет полностью удовлетворять требованиям законодательства и прокуратуры Самарской области. В этой связи отсутствует необходимость признания оспариваемых положений постановления Правительства Самарской области в судебном порядке

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства Самарской области по доверенности от 15.10.2018 года № 3-49/141 ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, согласившись с позицией представителя административного ответчика.

Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по доверенности от 19.04.2018 года № 1-01/02-01/2602 ФИО5 в судебном заседании не возражала против удовлетворения административных исков, поскольку данные положения противоречат п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции».

Представители Администрации г.о.Самара, Департамента градостроительства г.о.Самара, Департамента управления имущества г.о.Самара, министерство имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель Администрации городского округа Самара представил письменный отзыв на административные иски, в котором просил отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Выслушав пояснения представителей административных истцов, административного ответчика, заинтересованных лиц и заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

На основании части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7, пункта 1 статьи 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Указанным постановлением Правительство РФ называет основные принципы определения арендной платы, в частности: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;

С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление от 16.07.2009 года № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов.

Указанное постановление опубликовано в газете «Волжская коммуна», № 205 (26248) 09.08.2008 года.

В таблице № 2 «Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства» Приложения № 2 «Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства» установлены проценты от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости о периода использования земельного участка: п.1 строительство гаражей и автостоянок первые два года – 4,0, третий год - 6,0, четвертый год и последующие годы – 12,0, за исключением: п.1.1. строительства гаражей, осуществляемого пенсионерами, инвалидами, ветеранами труда, участниками Великой Отечественной войны первые два года – 2,0, третий год – 3,0, четвертый год и последующие годы – 6,0; 2. строительство объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочных и газонаполнительных станций, организаций автосервиса первые два года – 4,0, третий год – 6,2, четвертый год и последующие годы – 12,7; 3. строительство объектов, обеспечивающих деятельность организаций образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозных объектов первые два года – 1,65, третий год – 3,3, четвертый год и последующие годы – 6,8; 4. строительство промышленных объектов, объектов коммунального хозяйства, объектов материально-технического снабжения, объектов связи первые два года – 3,9, третий год – 6,1, четвертый год и последующие годы – 12,2, за исключением: 4.1. строительства линий связи и линий электропередачи, а также иных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, за исключением перечисленных в пункте 4.2 настоящей таблицы первые два года – 0,08, третий год – 0,13, четвертый год и последующие годы – 0,24; 4.2. строительства объектов по сбору и очистке воды, в том числе очистных сооружений, сооружений водопроводно-канализационного хозяйства, мусороперерабатывающих объектов первые два года – 0,01, третий год – 0,013, четвертый год и последующие годы 0,024; 4.3. строительства объект кладбищ и крематориев первые два года 0,08, третий год – 0,13, четвертый год и последующие годы – 0,24; 5. строительство объектов для обеспечения деятельности административно-управленческих и общественных организаций, финансовых, кредитных, страховых организаций, организаций пенсионного обеспечения первые два года 4,4, третий год – 6,2, четвертый год и последующие годы – 12,4, за исключением: 5.1. строительства объектов для размещения научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, вычислительных центров, обсерваторий, лабораторий первые два года – 0,09, третий год – 0,12, четвертый год и последующие годы – 0,23; 6. строительство военных объектов первые два года – 3,9, третий год – 6,7, четвертый год и последующие годы – 12,2; 7. строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, гостиничных комплексов первые два года - 4,3, третий год – 7,1, четвертый год и последующие годы – 12,2; строительство объектов на лесных участках первые два года – 4,3, третий год – 7,1, четвертый год и последующие годы – 12,2.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 апреля 2018 года по делу , вступившем в законную силу, ООО «Форма» обязано в месячный срок со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу заключить дополнительное соглашение № 2 к договору аренды от 25.02.2015 года № 964 земельного участка с кадастровым номером , площадью 24 554 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в котором формула расчета арендной платы основана на постановлении Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов, в том числе процент от кадастровой стоимости определяется в соответствии с таблицами № 1 и № 2 приложения № 2 к постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2018 года по делу было отменено решение Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и принят новый судебный акт, согласно которому взыскано с ООО «Форма» задолженность по арендной плате за пользование земельным участком.

Из текста постановления следует, что расчет задолженности по арендным платежам ООО «Форма» произведен в соответствии с таблицей 2 приложения № 2 постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308.

Таким образом, в отношении ООО «Форма» применяется оспариваемый им в части нормативный правовой акт, которым определены виды строительства и утверждены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, установленные в зависимости от периода использования земельного участка (с повышением величины процента в каждом из последующих периодов).

В соответствии с ч.3 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308, в соответствии пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, и предоставленные в аренду без торгов, который согласно п. 1 устанавливает общие правила определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных в аренду без торгов.

В соответствии с п. 4 вышеуказанного Порядка, определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для строительства, осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 2 к настоящему Порядку, за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых по результатам торгов.

На основании п. 1 Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства размер арендной платы за использование земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящей Методики и абзацем четвертым настоящего пункта в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных для строительства. Процент от кадастровой стоимости земельных участков в отношении видов строительства, указанных в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, а также проценты и дополнительные виды строительства, не указанные в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, для случаев предоставления земельных участков в аренду в соответствии с настоящим пунктом утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области, уполномоченного в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования. В случае определения органами местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области иного, чем это предусмотрено таблицами 1 и 2 настоящей Методики, процента от кадастровой стоимости земельного участка при расчете арендной платы за использование земельного участка применяются проценты, установленные муниципальным нормативным правовым актом, действовавшим в расчетный период.

Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, поскольку содержит нормы и правила, которые обязан выполнять неопределенный круг лиц, и рассчитанных на неоднократное применение во времени. Данный нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у Правительства Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 94 Устава Самарской области, нормативные правовые акты, принимаемые в Самарской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также Уставу муниципального образования.

Законы Самарской области и иные нормативные правовые акты Самарской области имеют прямое действие и обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Самарской области федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления в Самарской области, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами (статья 95 Устава Самарской области).

Проверяя доводы административных истцов о противоречии постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308, в оспариваемой ими части, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит, что данные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу ч. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Согласно абз. 2 п.1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды (тарифы, расценки, ставки и т.п.) может устанавливаться или регулироваться уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 года № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Пунктами 1-8 Таблицы № 2 Приложения № 2 к оспариваемому постановлению Правительства Самарской области предусмотрено, что при расчете размер арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для иных видов строительства, устанавливается в зависимости от вида строительства и периода использования земельного участка (с повышением величины процента в каждом из последующих периодов).

При этом административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что Правительством Самарской области проводились какие-либо расчеты в целях обоснованности введения дифференциации (увеличения) размера процента от кадастровой стоимости для расчета арендной платы в зависимости от периода использования земельного участка.

Судом истребовалось у административного ответчика экономическое обоснование оспариваемого нормативного правового акта. Однако указанный документ не был предоставлен. Каких-либо иных доказательств оценки факторов, влияющих на уровень доходности, экономического анализа не представлено.

Правительством Самарской области был рассмотрен протест прокуратуры Самарской области от 27.03.2018 года, который был признан обоснованным. В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Самарской области «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308», содержащий новую редакцию Таблицы № 2 «Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства» постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308, согласно которому предусмотрено установление в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков единого значения процента от кадастровой стоимости земельного участка за пользование им.

С учетом изложенного, фактического признания административным истцом административных исковых требований, о чем свидетельствует подготовка проекта изменений в оспариваемый нормативный правовой акт, суд приходит к выводу, что установление процента от кадастровой стоимости земельных участков с повышением величины процента в зависимости от периода нахождения земельного участка в пользовании, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень его доходности, не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Нарушение сроков строительства объектов недвижимости, не связанного с жилищным, не может рассматриваться как основание для многократного повышения размера арендной платы за земельный участок, предоставленный под такое строительство, без учета принципа экономического обоснования, в противном случае такое повышение следует рассматривать как санкцию в случае нарушения сроков строительства, меру ответственности за несвоевременное освоение земельного участка, что не предусмотрено земельным законодательством. Каких-либо повышенных платежей в случае превышения сроков строительства за земельные участки, предоставленные под строительство объектов капитального строительства, не относящееся к жилищному строительству, федеральное законодательство не содержит.

Согласно статье 15 Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а также устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции», дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Признаками ограничения конкуренции, предусмотренными пунктом 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Утвержденные оспариваемым в части постановлением Правительства Самарской области проценты от кадастровой стоимости земельных участков, поставлены в зависимость от периода использования земельного участка с повышением величины процента в каждом из последующих периодов в рамках одного вида использования. Суд полагает, что данное обстоятельство ставит в неравное экономическое положение арендаторов одного вида использования земельного участка в зависимости от периода использования (первые два года, третий год, четвертый и последующие годы), что противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений.

Нарушение принципа запрета необоснованных предпочтений может привести к созданию дискриминационных условий в сфере арендных отношений.

Следовательно, установление повышенных и пониженных процентов от кадастровой стоимости земельных участков для одного и того же вида использования земельного участка свидетельствует о создании дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, установление Правительством Самарской области процента от кадастровой стоимости земельных участков, применяемого при расчете арендной платы, в зависимости от периода использования земельного участка, предоставленного для иных видов строительства, без соблюдения принципов экономической обоснованности, запрета необоснованных предпочтений и предсказуемости расчета размера арендной платы, свидетельствует о противоречии положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582, ч. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и п.8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», имеющим большую юридическую силу, поэтому в соответствии со 215 КАС РФ, имеются основания для признания в этой части нормативного правового акта недействующим.

Рассматривая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого в части нормативного правового акта признаются недействующими, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в абзаце третьем п. 28 постановления от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Оспариваемый нормативный правовой акт применялся длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, организаций, физических лиц, а не только ООО «Форма».

Данные обстоятельства, согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», являются основанием для признания оспариваемого положения нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление заместителя прокурора Самарской области к Правительству Самарской области о признании недействующим в части постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и представленные в аренду без торгов» удовлетворить.

Административное исковое заявление ООО «Форма» к Правительству Самарской области о признании недействующим в части постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и представленные в аренду без торгов» удовлетворить.

Признать недействующими пункты 1-8 в части, устанавливающей процент от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка, Таблицы № 2 «Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства» Приложения № 2 «Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства» к постановлению Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов» со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать Правительство Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в официальном печатном издании.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2019 года.

Председательствующий: М.А.Панкова