ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-967/2021 от 18.11.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2021-000535-34

Дело № 3а-967/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 18 ноября 2021 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

с участием прокурора Масленниковой И.В.,

представителя административного истца – ФИО1, действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика Правительство Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – ФИО2, действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Офис-Трейд» о признании недействующими в части

постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2019 года № 765-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2018 года №756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее постановление № 756-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК от 13 ноября 2017 года «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее – Закон Пермского края № 141-ПК), постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.

Указанное постановление № 756-п опубликовано на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2018 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» 03 декабря 2018 года № 47, вступило в силу с 01 января 2019 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённый постановлением № 756-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Под пунктом 4952 в Перечень включено здание с кадастровым номером **1044, расположенное по адресу: ****.

Правительство Пермского края постановлением от 28 ноября 2019 года №874-п «Об определении на 2020 года перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - Постановление № 874-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.

Указанное Постановление № 874-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 02 декабря 2019 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - №48, 09 декабря 2019 года, вступило в силу с 01 января 2020 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённый Постановлением № 874-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В указанный Перечень под пунктом 4469 включен объект недвижимого имущества: здание с кадастровым номером **1044, расположенное по адресу: ****.

Правительство Пермского края постановлением от 25 ноября 2020 года №896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - Постановление № 896-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.

Указанное Постановление № 896-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 30 ноября 2020 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - № 49, 07 декабря 2020 года, вступило в силу с 01января 2021 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённый Постановлением № 896-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В указанный Перечень под пунктом 3722 включено здание с кадастровым номером **1044, расположенное по адресу: ****.

Общество с ограниченной ответственностью «Офис-Трейд» (далее по тексту также – Общество, ООО «Офис-Трейд», административный истец), являясь собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами **1488, **1489, **1490, расположенных в здании с кадастровым номером **1044, наименование: фитнес-центр, обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пунктов 4952, 4469, 3722 Перечней на 2019, 2020, 2021 годы соответственно.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником нежилых помещений в здании с кадастровым номером **1044. Полагает, что правовых оснований для включения здания в Перечни не имелось, поскольку здание не обладало предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не отвечало требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемые в указанной части нормативные акты противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушают права административного истца, поскольку незаконно возлагают на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

Представитель административного истца ООО «Офис-Трейд» К.Л.АБ. в судебном заседании настаивала на требованиях административного искового заявления, позиции, изложенной в письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск и дополнительных письменных возражений, из которых следует, что у Правительства Пермского края имелись основания для включения Здания в Перечни, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, фактического использования здания.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Пермского края № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год. В пункт 4952 указанного Перечня включено Здание с кадастровым номером **1044, помещения в котором принадлежат административному истцу.

Постановлением Правительства Пермского края № 874-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год. В пункт 4469 указанного Перечня включено Здание с кадастровым номером **1044, помещения в котором принадлежат административному истцу.

Постановлением Правительства Пермского края № 896-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год. В пункт 3722 указанного Перечня включено Здание с кадастровым номером **1044, помещения в котором принадлежат административному истцу.

Постановление № 756-п, Постановление № 874-п и Постановление №896-п изданы в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции, опубликованы на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 05 октября 2007 года № 223-П, Указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Проверяя порядок принятия, обнародования оспариваемых нормативных правовых актов, суд нарушений не установил, акты приняты в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, что признается административным истцом.

Из материалов административного дела следует, что административному истцу принадлежат помещения с кадастровыми номерами **1488, **1489, **1490, расположенные в объекте недвижимого имущества с кадастровым номером **1044, назначение: нежилое, наименование: фитнес-центр, общей площадью 1177,7кв.м., расположенное по адресу: ****, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости (том 1 л.д.204-208).

Здание с кадастровым номером **1044 включено в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п под пунктом 4952; в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №874-п под пунктом 4469; в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п под пунктом 3722.

Возражая против удовлетворения административного искового заявления, представитель административного ответчика указывал в письменном отзыве на то, что спорный объект недвижимого имущества включен в оспариваемые нормативные правовые акты, утвердившие Перечни на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, поскольку на момент включения объекта в Перечни, он расположен на земельном участке с кадастровым номером **149 с видом разрешенного использования – для размещения объектов торгового, общественного питания и бытового обслуживания. Исходя из этого, объект признан соответствующим критериям, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Законе 141-ПК. Кроме того, представитель ответчика в возражениях ссылается на то, что 27 июля 2018 года по итогам выполнения мероприятий по определению фактического использования объекта составлен акт обследования, который свидетельствует об использовании свыше 20% площади под размещение торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Между тем, суд не может согласиться с доводами административного ответчика, которые были поддержаны его представителем в ходе рассмотрения дела по существу.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Исходя из системного толкования приведенных выше положений закона при наличии хотя бы одного из приведенных условий объект недвижимости признается торговым центром (комплексом), налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.

Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края; 2) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах); 3) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные жилые помещения.

Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК (в ред. Закона Пермского края от 05 ноября 2019 года № 458-ПК) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края;

2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв. метров;

3) жилых домов, квартир, комнат по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные квартиры, комнаты.

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 части 1 указанной статьи, определяется Правительством Пермского края.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановлений №756-п, № 874-п, № 896-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения Здания в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Пермского края обязано доказать законность включения Здания в оспариваемые Перечни, в том числе: в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), а также предназначения для использования или фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, предусмотренному пунктом 1.2.7 Приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 (далее по тексту также – Приказ) виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Из материалов дела следует, что Здание с кадастровым номером **1044 расположено по адресу: ****, и находится на земельном участке с кадастровым номером **1493. Для указанного земельного участка вид разрешенного использования установлен как «коммунальное обслуживание», что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Вместе с тем спорное здание с кадастровым номером **1044 на момент включения в Перечень на 2019, 2020 годы было расположено и имело привязку к земельному участку с кадастровым номером **149 с видом разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

26 февраля 2020 года земельный участок с кадастровым номером **149 был разделен на четыре земельных участка, на момент включения здания в Перечень на 2021 год спорное здание было расположено и имело привязку к земельному участку с кадастровым номером **1475 с видом разрешенного использования «коммунальное обслуживание».

Земельный участок с кадастровым номером **1493, на котором спорное здание находится на момент рассмотрения дела, образовался 23 апреля 2021 года путем раздела земельного участка с кадастровым номером **1475 на три земельных участка.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года № 46-П, взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **149 «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» не может являться безусловным основанием для включения спорного здания в перечни на 2019, 2020 года. В связи с чем судом учитывается совокупность обстоятельств с учетом предназначения расположенных на земельном участке объектов недвижимости.

Как следует из представленных в материалы дела по запросу суда выписок из Единого государственного реестра недвижимости на земельном участке с кадастровым номером **1049 на момент принятия Перечня на 2019 года и Перечня на 2020 год и до разделения земельного участка, на земельном участке располагались объекты недвижимого имущества с кадастровым номером **1044 (назначение: нежилое; наименование: фитнес-центр), **1046 (назначение: нежилое; наименование: нежилое здание контрольно-пропускного пункта из шл/бетон.бл.), **1267 (назначение: нежилое; наименование: открытая автостоянка с контрольно-пропускным пунктом №2), **1268 (назначение: нежилое; наименование: здание).

При таких обстоятельствах, учитывая, что предназначение расположенных на земельном участке с кадастровым номером **149 объектов капитального строительства не предполагает расположение зданий для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **149 не мог являться безусловным основанием для включения объекта с кадастровым номером **1044 в перечень на 2019 года и в перечень на 2020 год. Вывод о возможности включения Здания в перечни был возможен только с учетом документов технического учета.

Оценивая обоснованность включения здания в перечень на 2021 год суд учитывает, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **1475 «коммунальное обслуживание» также, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания.

Таким образом, основанием для включения в оспариваемые Перечни объекта недвижимости Здания по виду разрешенного использования земельного участка являться не может, поскольку не предусматривает возможность эксплуатации административно-деловых (торговых) центров либо нежилых помещений, в которых могут быть размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

Вместе с тем, по документам технического учета невозможно сделать вывод о предназначении Здания как объекта, предназначенного для размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером **1044, является фитнес-центром, состоящим из 2 этажей, общей площадью 1177,7 кв.м.

Как следует из описания объекта недвижимости в техническом паспорте, составленном по состоянию на 3 февраля 2010 года, после перепланировки объект имеет назначение – фитнес-центр.

Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещения в Здании имеют следующие наименования: вестибюль, кладовка, раздевалка, бассейн, насосная, коридор, душевая, туалет, бойлерная, тренажерный зал, комната отдыха, сауна, насосная, склад, комната охраны, сан.узел, фойе, холл, балкон, спортзал, игровая, маникюрный кабинет, парикмахерская, массажный кабинет, кабинет, тренерская, щитовая,.

Проанализировав экспликацию к поэтажному плану приведенного технического паспорта, суд приходит к выводу, что площадь помещений, предназначение которых предполагает возможное размещение объектов бытового обслуживания составляет 28,8 кв.м. (маникюрный кабинет площадью 11,6 кв.м., парикмахерская площадью 17,2кв.м.). При этом суд отмечает, что помещения с назначением кладовка, раздевалка, игровая, бассейн, тренажерный зал, спортзал не могут быть признаны предназначенными для целей размещения офисов, бытового обслуживания, поскольку к таковым не относятся.

Наличие в зданиях помещений, имеющих согласно технической документации назначение «кабинет», что не тождественно понятию «офис», не свидетельствует об их назначении, соответствующем статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, можно прийти к выводу, что помещения, расположенные в спорном здании, общей площадью 28,8 кв.м. (11,6кв.м.+17,2 кв.м.) от общей площади здания 1177,7 кв.м. предназначено для размещения офисов, организации общественного питания, объектов торговли, бытового обслуживания, что составляет 2,4 % от общей площади здания, следовательно, нельзя сделать безусловный вывод о том, что более 20% общей площади помещений, расположенных в указанном здании, предназначены для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания и офисов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что назначение поименованных выше помещений не позволяет сделать вывод о том, что указанное Здание используется в целях делового, административного и коммерческого назначения. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) сведения на здание не подтверждают, что объект подлежал включению в перечень объектов недвижимого имущества, поскольку назначение и наименование расположенных в нем помещений и их фактическое использование не предусматривают размещение офисов, административного назначения, общественного питания и бытового обслуживания в объеме не менее 20 процентов от общей площади здания. При этом административным ответчиком не представлено доказательств тому, что в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) здания в нем предусмотрено не только размещение офисов, но и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение в Перечни спорного объекта по их фактическому использованию как административно-делового либо торгового центра является правомерным при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Представленный Акт обследования от 27 июля 2018 года содержит указание на общую площадь здания и выводы о том, что свыше 20% площади объекта фактически используется под размещение торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Имеющийся акт осмотра, на основании которого административным ответчиком принят оспариваемый нормативный правовой акт, не содержит указание на признаки, по которым членами комиссии помещения отнесены к конкретному виду использования, отсутствуют сведения о проведении замеров площадей помещений, что исключает возможность исчисления размера площадей конкретных помещений используемых в тех либо иных целях, невозможно соотнести представленные фотоматериалы со зданием расположенным по адресу: ****.

Довод административного ответчика Правительства Пермского края в письменных возражениях о том, что фитнес-центры относятся к объектам бытового обслуживания согласно Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016. Бытовое обслуживание населения, не может быть положен в основу решения суда, в силу следующего.

Согласно «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденному Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст), деятельность фитнес-центров относится (ОКВЭД 93.13) к деятельности в области спорта, отдыха и развлечений. Вместе с тем бытовые услуги включены в иные группировки, например Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг (ОКВЭД 96). Таким образом, оказание услуг по организации занятий фитнесом не является бытовой услугой.

Изучив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации помещений для осуществления административной и офисной деятельности в Здании с кадастровым номером **1044 не имеется, а также Здание не предназначено и не используется для целей торговли, в целях общественного питания и бытового обслуживания.

Само по себе наименование вида разрешенного использования земельного участка без оценки иных фактических доказательств по делу не свидетельствует о предназначении здания к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

Поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание, не предусматривает размещение офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, доказательств предназначения или фактического использования не менее 20 процентов общей площади здания в указанных целях в материалах дела не имеется, отнесение такого Здания к категории административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), к категории объектов, предназначенных для общественного питания, по признакам, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нельзя признать законным.

Иных доказательств в обоснование соответствия Здания условиям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения его в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, Правительством Пермского края не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обоснованности включения Здания в оспариваемые Перечни объекта недвижимого имущества возлагается на Правительство Пермского края, принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании недействующим пункта 4952, 4469, 3722 Перечней на 2019, 2020, 2021 годы соответственно, подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019 год, 2020 год и 2021 год) суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

В связи с тем, что заявленные административным истцом требования судом удовлетворены, расходы по уплате государственной пошлины в размере 13500 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежными поручениями № 222 от 3 августа 2021 года, № 263 от 7 сентября 2021 года, 264 от 7 сентября 2021 года, имеющимся в материалах дела.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Офис-Трейд» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 4952 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать недействующим со дня принятия пункт 4469 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать недействующим со дня принятия пункт 3722 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Офис-Трейд» расходы по уплате государственной пошлины в размере 13500 рублей.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 2 декабря 2021 года.

Судья: подпись