ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-96/18 от 03.09.2018 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-96/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 сентября 2018 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретареФилимоновой А.А., с участием прокурора Крылова Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы–Тепловые сети»о признании постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18 декабря 2015 г. №292«О тарифах открытого акционерногообщества «Петрозаводские коммунальные системы–Тепловые сети» в сфере теплоснабжения (территория оказания услуг – Петрозаводский городской округ и Прионежский муниципальный район)» в редакции постановления от 19 декабря 2017 г. «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18 декабря 2015 г. № 292» в части, постановления от 21 июня 2018 г. № 39 «О внесении изменений в постановление Государственногокомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18 декабря 2015 г. № 292» в части недействующими,

установил:

Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее–регулирующий орган, Госкомитет) 18 декабря 2015 г. принято постановление № 292 «О тарифах открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы – Тепловые сети» в сфере теплоснабжения (территория оказания услуг – Петрозаводский городской округ и Прионежский муниципальный район)» открытому акционерному обществу «Петрозаводские коммунальные системы – Тепловые сети» (далее – АО «ПКС-Тепловые сети», Общество) установлены тарифы на тепловую энергию наколлекторах источников тепловой энергии, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, долгосрочные параметры регулирования, установленные на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов, долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии с использованием метода индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. с разбивкой по годам.

19 декабря 2017 г. постановлением Госкомитета № 158 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18 декабря 2015 г. № 292» (далее - постановление № 158)внесены изменения в ранее принятое постановление, а именно в подпункте 1.1 приложения №2 в строке «с 01.01.2018 по 31.12.2018» цифры «461,27» заменены цифрами «355,94», в строке «2018» приложения №3 цифры «8,0» заменены цифрами «7,12», в строке «2018» приложения №4 цифры «11,6» заменены цифрами «1,37».

Действия Госкомитета Общество оспорило в Федеральную антимонопольную службу (далее – ФАС России)в порядке досудебного урегулирования спора.

Решением от 05 июня 2018 г. № СП/40742/18 заявление АО «ПКС-Тепловые сети» оставлено без удовлетворения.

Во исполнение решения ФАС России Госкомитет постановлением от 21 июня 2018 г. № 39 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18 декабря 2015 г. № 292» (далее – постановление № 39), внес изменения в постановление от 18 декабря 2015 г. № 292, изложив приложения №№ 1 и 2 в новой редакции.В приложении №1 для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения в п.1.1 одноставочный тариф с 01 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 составил 1868,03 руб./Гкал, в приложении № 2 для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключенияодноставочный тариф с 01 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. составил 355,94 руб./Гкал, с 01 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. – 280,87 руб./Гкал.

Административный истец считает, что административным ответчиком при принятии постановлений нарушены права и законные интересы Общества, поскольку уменьшают размер тарифа на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии Общества и тарифа на услуги по передаче тепловой энергии Общества, приводя к установлению экономически необоснованных тарифов.

Общество просит суд признать недействующим постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18 декабря 2015 г. № 292 «О тарифах открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы – Тепловые сети» в сфере теплоснабжения (территория оказания услуг – Петрозаводский городской округ и Прионежский муниципальный район)» (далее – постановление № 292) в редакции постановления от 19 декабря 2017 г. «О внесении изменений в постановлениеГосударственногокомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18 декабря 2015 г. № 292» в части, постановления от 21 июня 2018 г. № 39 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18 декабря 2015 г. № 292» в части, поскольку оно противоречит Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее – Основы ценообразования), Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от13 июня 2013 г. № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 поддержали исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласился, в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Представитель ФАС России в суд не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве отметил, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, поскольку Госкомитет и ФАС России действовали в пределах своей компетенции, в рамках, предусмотренных действующим законодательством.

Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей Б., С., заключение прокурора Крылова Д.И., полагавшего требованияне подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы административного и тарифного дел, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 ст.213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности теплоснабжающих организаций при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения и потребителей тепловой энергии установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

В целях реализации этого закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).

Постановлением Правительства Республики Карелия от 01 ноября 2010 г. № 232-П утверждено Положение о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, в соответствии, с п.1 которого Госкомитет является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов, в том числе на тепловую энергию.

Статьями 1, 4 Закона Республики Карелия от 04 июля 2012 г. № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» установлены органы, принимающие в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Карелия, - иные государственные органы, а также виды этих актов, принимаемых, в том числе иными государственными органами.

Нормативные правовые акты иных государственных органов принимаются в виде постановлений, положений, приказов, правил, инструкций, что предусмотрено Указом Главы Республики Карелия от 29 июля 2014 г. № 64 «О порядке издания нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и требованиях, предъявляемых к их проектам».

Постановления от 19 декабря 2018 г. № 158и от 21 июня 2018 г. № 39 опубликованына официальном интернет-портале правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru 22 декабря 2017 г. и 25 июня 2018 г. соответственно.

Таким образом, оспариваемые постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 158 и № 39 приняты полномочным органом, в пределах своей компетенции, в форме и виде, предусмотренном законодательством, опубликованыв установленном порядке.

Судом установлено, что постановлением № 292 Обществу установлены тарифы на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, долгосрочные параметры регулирования, установленные на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов, долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии с использованием метода индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. с разбивкой по годам.

В силу п.51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного п.59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных п.п. «и» - «л» п. 7 Правил регулирования цен (тарифов).

Пункт 52 Основ ценообразования предусматривает, что орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (п.71 Основ ценообразования).

В соответствии с п.74 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений п.13настоящего документа;экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексомРоссийской Федерации.

При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

При определении нормативной прибыли при установлении долгосрочных тарифов на 2016-2018 г.г. Госкомитет принял расходы на капитальные вложения (инвестиции) в соответствии с инвестиционной программой АО «ПКС-Тепловые сети», утвержденной приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства энергетики Республики Карелия от 15 сентября 2015 г. № 210.

При корректировке тарифов АО «ПКС-Тепловые сети» на 2017 г., 2018 г. в состав нормативной прибыли включил расходы согласно скорректированной инвестиционной программы, утвержденной приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики Республики Карелия от 30 ноября 2016 № 313, а также при утверждении тарифа на 2018 г. не включил в необходимую валовую выручку (далее – НВВ) по статье затрат «внереализационные расходы» на общую сумму 43295154,21 руб.

Постановлением № 158 были внесены изменения в постановление № 292, Обществу установлена НВВ на передачу тепловой энергии на 2018 г. 560854,41 тыс. руб., тариф по передаче тепловой энергии на 2018 г. в размере 355,94 руб./Гкал с применением метода индексации установленных тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования 2016-2018 г.г., изменены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов в части размера нормативного уровня прибыли со снижением до 7,12%, а для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии – 1,37%.

В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 г. №669 АО «ПКС-Тепловые сети» обратилось в ФАС России с заявлением о рассмотрении спора по вопросу установления тарифов на передачу тепловой энергии.

В рамках досудебного спора АО «ПКС-Тепловые сети» заявляло требование о признании экономически обоснованной величины НВВ в размере 604149,56 тыс.руб.

Решением антимонопольного органа от 05 июня 2018 г. заявление Общества было оставлено без удовлетворения. Кроме этого регулятору предписано произвести расчет расходов по статье «Расходы на приобретение электрической энергии» при установлении тарифов на тепловую энергию, а также на услуги по передаче тепловой энергии на 2018 г. для АО «ПКС-Тепловые сети» в соответствии с решениями, принятыми органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 г. № 29 «О внесении изменений в приложение № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации»; исключить из НВВ, установленной на 2018 г., необоснованно учтенные расходы по статьям затрат: «расчетная предпринимательская прибыль» 2017-2018 г.г. в размере 54152,07 тыс.руб.; «расходы на услуги ГАУ РК «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга» 2014-2017 г.г. в размере 10021,2 тыс.руб.

Во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы и по итогам заседания Правления Госкомитета принято постановление № 39.

Разрешая вопрос о соответствии отказа регулятора включить в НВВ «внереализационные расходы» нормам действующего законодательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. «а» п.47, п.62 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе, расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Согласно статье 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится, начиная с первой по времени возникновения.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям: невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных ценностей, находящихся на счетах, вовкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Установлено, что АО «ПКС-Тепловые сети» с февраля 2015 года не реализует тепловую энергию населению и не имеет статуса единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО).

Общество заявило к учету расходы на списание дебиторской задолженности как безнадежной в размере 4434013, 09 руб., которые были образованы из дебиторской задолженности ТСЖ «Карла Маркса, 12» в размере 42299,14 руб. (за 2014 г.), ПК «Промышленная-4» в размере 96509,07 руб. (за 2009 г.), ООО «Вуори» в размере 4383,10 руб. (за 2011 г.), ТСЖ «Сегежская, 13а» в размере 1155928,07 руб. (за 2012-2013 г.г.), ООО «СМУ № 7» в размере 9204,13 руб. (за 2009 г.), ТСЖ «Наш дом» в размере 75031,40 руб. (за 2011 г.), ТСЖ «Сортавальская, 13» в размере 685333,27 руб. (за 2006 г.), К. в размере 27015,22 руб. (за 2007-2008 гг.), ФГУ «Дом офицеров Петрозаводского гарнизона» Минобороны России в размере 233967,72 руб. (за 2011 г.), ООО «Стандарт» вразмере 2104341,97 руб. (за 2012 г.). Данная дебиторская задолженность списана на основании приказов о списании дебиторской задолженности от 30 декабря 2016 г. № 186-194, № 233, то есть в период, когда организация не являлась ЕТО.

Оценив совокупность действий организации о возможности взыскания задолженности с непосредственных должников, следует отменить, что АО «ПКС-Тепловые сети» не представило доказательств, свидетельствующих о том, что все меры, направленные на получение этих денежных средств были выполнены. Из материалов тарифного дела следует, что часть расходов на списание дебиторской задолженности не взыскивалась в судебном порядке в связи с истечением срока давности, не принимались меры к принудительному взысканию, так как отсутствуют постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

Доводы административного истца о том, что для включения указанных выше расходов в НВВ достаточно отраженияв бухгалтерской отчетности в соответствиисо ст.266 НК РФи законодательством о бухгалтерском учете, суд находит несостоятельными, поскольку при тарифном регулировании в состав НВВ включаются только экономически обоснованные расходы регулируемой организации. Таким образом, анализ правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что регулятор при рассмотрении заявки обязан изучить не только правильность отражения расходов в бухгалтерской отчетности, но и невозможность компенсации таких расходов иным способом.

Кроме того следует отметить, что расходы на создание резерва по сомнительным долгам учитывались при установлении тарифов на 2013 год в размере 78400,3 тыс.руб., при установлении тарифов на 2014 год в размере 30190,7 тыс.руб. Документов о фактическом использовании данных расходов административным истцом не представлено и при разрешении данного дела.

Основами ценообразования не предусмотрен учет расходов по сомнительным долгам в НВВ организаций, не являющихся ETO.

Ссылки административного истца на разъяснения ФСТ России о возможности учета в составе НВВ организаций, не являющихся ЕТО, расходов по сомнительным долгам суд полагает необоснованными, поскольку разъяснения являются мнением отдельного должностного лица, и не являются доказательством по делу.

Учет расходов по сомнительным долгам в составе НВВ для организаций, являющихся ЕТО, п.47 Основ ценообразования ограничен на уровне 2 процентов от величины их необходимой валовой выручки, относимой на население приравненных к нему категорий потребителей. Административный истец полагает, что в состав НВВ регулятор должен был включить внереализационные расходы в полном объеме. Суд не может согласиться с таким подходом, так как это противоречит требованиям федерального законодательства, предусматривающего экономическую обоснованность расходов. Потребителем тепловой энергии АО «ПКС-Тепловые сети» является АО «ТГК-1», который задолженности перед административным истцом не имеет.

Таким образом, суд не усматривает нарушений в действиях органа регулирования при расчете расходов по статье затрат «Внереализационные расходы».

При рассмотрении обращения АО «ПКС-Тепловые сети», действуя в рамках исполнения полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», ФАС России предписало Госкомитету исключить из НВВ затраты, включенные в НВВ регулируемой организации при установлении тарифов на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии по статьям «расходы на приобретение электрической энергии», «расчетная предпринимательская прибыль», «расходы на услуги ГАУ РК «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга»».

Правомерность действий ФАС России подтверждена решением Арбитражного суда г.Москвы от 28 августа 2018 г. (на момент разрешения спора не вступило в законную силу).

Суд, соглашаясь с Госкомитетом в части приведения расходов на приобретение электрической энергии в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 г. № 29 «О внесении изменений в приложение № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности и в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации» (далее – постановление от 19 января 2018 г. № 29), исходит из следующего.

Постановлением от 19 января 2018 г. № 29 территория Республики Карелия включена в перечень территорий ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков.

Пункт 3 постановления от 19 января 2018 г. № 29 предписывает органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования тарифов в срок до 15 марта 2018 г. принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Административный истецутвержденный объем потребления электрической энергии в 2018 году не оспаривает.

В силу п.п. «а» п.28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

Учитывая, что положения постановления от 19 января 2018 г. № 29, предписание ФАС России о необходимости Госкомитета пересчитать расходы регулируемой организации на электрическую энергию в соответствии с решениями, принятыми органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) на основании постановления от 19 января 2018 г. № 29, суд приходит к выводу о том, что изменение расходов по статье «расходы на приобретение электрической энергии» связано с приведением постановления № 292 в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии с п.7 Правил регулирования цен (тарифов)предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Действие настоящего пункта не распространяется: на решения органов регулирования в рамках исполнения решений федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по результатам рассмотрения споров в досудебном порядке или по результатам рассмотрения разногласий; на решения органов регулирования по исполнению требований федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулирования цен (тарифов).

Следовательно, учет расходов на приобретение электрической энергии в размере, определенном постановлением от 19 января 2018 г. № 29, является правомерным и прав административного истца не нарушает.

Представители АО «ПКС-Тепловые сети» не представили в суд доказательств, подтверждающих иной размер расходов на приобретение электрической энергии.

Обоснованным суд считает и исключение из НВВстатьи затрат «расходы на услуги ГАУ РК «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга». Органом регулирования в период с 2014 по 2017 г.г. были учтены расходы по этом статье: - на 2014 год в размере 6 709,2 тыс. руб.; - на 2015 год в размере 1 104,0 тыс. руб.; - на 2016 год в размере 1 104,0 тыс. руб.; - на 2017 год в размере 1 104,0 тыс. руб.

В соответствии с договорами, заключенными организацией с ГАУ РК «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга», Исполнитель принимает на себя обязательства по информационному обслуживанию в Интегральной системе поддержки принятия решений в области энергетической эффективности экономики и социальной сферы Республики Карелия (далее — ИСППР), эксплуатации сегмента ИСППР, взаимодействующего с Заказчиком. Между тем, данные расходы не являются необходимыми (экономически обоснованными) для обеспечения регулируемого вида деятельности,а также не предусмотрены Основами ценообразования и Методическими указаниями № 760-э.

В связи с чем административный ответчик правомерно на основании решения ФАС России исключил затраты по статье «расходы на услуги ГАУ РК «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга» в размере 10021,2 тыс. руб. из необходимой валовой выручки АО «ПКС-Тепловые сети» на 2018 год.

Не находит суд нарушения требований федерального законодательства при исключении из НВВ затрат по статье «расчетная предпринимательская прибыль», в связи со следующим.

В соответствии с п.74(1) Основ ценообразования, расчетная предпринимательская прибыль (далее – РПП) регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с п.73 Основ ценообразования (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат cyмм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

В соответствии с п.п.35 и 49 Методических указаний № 760-э, расчетная предпринимательская прибыль включается в начале долгосрочного периода регулирования в состав НВВ и далее не корректируется.

При установлении тарифов на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии на 2016-2018 г.г. расчетная предпринимательская прибыль была учтена органом регулирования в размере 0 тыс. руб., что подтверждается заключением экспертной группы Госкомитета по делу об установлении тарифов на тепловую энергию ОАО «Петрозаводские коммунальные системы».

При этом в нарушение п.п.35 и 49 Методических указаний № 760-э регулятором при корректировке тарифов на 2017 и 2018 г.г. была скорректирована величина РПП и составила на 2017 год - 10552,0 тыс. руб. (тариф на тепловую энергию), 16649,22 тыс. руб. (тариф на услуги по передаче тепловой энергии), на 2018 год - 10581,01 тыс. руб. (тариф на тепловую энергию), 16369,84 тыс. руб. (тариф на услуги по передаче тепловой энергии).

Поэтому административным ответчиком правомерно при перерегулировании расходов по статье «расчетная предпринимательская прибыль» за 2017-2018 гг. в размере 54152,07 тыс. руб. были исключены из НВВ АО «ПКС-Тепловые сети» на 2018 год.

Доводы административного ответчика о том, что РПП возможно индексировать во время долгосрочного периода регулирования суд находит несостоятельными, поскольку это противоречит положениямп.п. 35 и 49 Методических указаний №760-э.

То обстоятельство, что включение расчетной предпринимательской прибыли в необходимую валовую выручку стало возможным после внесения соответствующих изменений в Методические указания № 760-э, вступившие в действие в 2016 г., то есть после установления для организации долгосрочного тарифа, не является основанием для признания незаконными действий Госкомитета, поскольку закон обратной силы не имеет, следовательно, распространяет действие на вновь возникшие правоотношения.

Таким образом, изучив доказательства представленные сторонами в их совокупности, сопоставив действия Госкомитета с нормами действующего федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление № 292 в редакциях постановлений №158 и № 39 соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с ч.2 ст.215КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт с учетом внесенных в него изменений, принят Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам в пределах своих полномочий с соблюдением установленной процедуры, и не противоречит Федеральному закону «О теплоснабжении», а также Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службой по тарифам от13 июня 2013 г. № 760-э и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и свободы административного истца, следовательно, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы – Тепловые сети» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Решение в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2018 г.