ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-96/19 от 19.02.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Дело №3а-96/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2019 года г.Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд

в составе судьи Абрамова Д.М.

при секретаре Гальковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску Кривицкого С.В. о признании недействующим со дня принятия пункта 2.3 «Порядка обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором» (утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 27.06.2018 N 418 «О некоторых мерах по реализации Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС»),

с участием прокурора Емелиной Е.А.,

административного истца Кривицкого С.В.,

представителя Правительства Ростовской области – Пилипеевой Н.Л.,

представителя Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области – Скрипаленко Ю.П.,

представителя Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области – Орлова А.П.,

представителя Департамента координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону – Шелакова А.А.,

представителя Администрации г.Таганрога – Дзыговской О.Н.,

УСТАНОВИЛ:

Кривицкий С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 2.3 «Порядка обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором» (утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 27.06.2018 N 418 «О некоторых мерах по реализации Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС»), сославшись на следующие обстоятельства.

Кривицкий С.В. признан пострадавшим участником долевого строительства, включен в реестр пострадавших граждан в апреле 2018 года (проблемный объект находится в г.Таганроге). Он претендует на меру государственной региональной поддержки в виде обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором (одна из трех мер, установленных Областным законом от 30.07.2013 N 1145-ЗС"). При этом административный истец заявил о желании реализовать такое право (на получение жилого помещения) не по месту нахождения проблемного объекта (г.Таганрог, где он и зарегистрирован по месту жительства), а в г.Ростове-на-Дону, по месту фактического проживания. Кривицкому С.В. было отказано в удовлетворении его заявления письмом Департамента координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону со ссылкой на оспариваемый им пункт Порядка.

Пунктом 2.3 оспариваемого Порядка установлено, что инвестор обеспечивает права на жилое помещение пострадавших участников долевого строительства, которые включены в реестр пострадавших граждан в отношении проблемных объектов, расположенных в границах того муниципального образования, на территории которого реализуется масштабный инвестиционной проект.

Административный истец утверждает, что оспариваемый пункт Порядка препятствует ему в реализации права, вытекающего из положений статьи 5.2 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС, а также подпункта «в» пункта 1 части 7 статьи 4 Областного закона Ростовской области от 25.02.2015 N 312-ЗС "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов", вне зависимости от места нахождения проблемного объекта в Ростовской области, то есть по своему выбору.

Административный истец в суд явился, заявленные требования просил удовлетворить.

Представитель Правительства Ростовской области – Пилипеева Н.Л., действующая на основании доверенности, в суд явилась, возражала против удовлетворения заявления со ссылкой на доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области – Скрипаленко Ю.П., действующая на основании доверенности, в суд явилась, возражала против удовлетворения заявления.

Представитель Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области – Орлов А.П., действующий на основании доверенности, в суд явился, возражал против удовлетворения заявления.

Представитель Департамента координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону – Шелаков А.А., действующий на основании доверенности, в суд явился, возражал против удовлетворения заявления.

Представитель Администрации г.Таганрога – Дзыговская О.Н., действующая на основании доверенности, в суд явилась, возражала против удовлетворения заявления.

Прокурор Емелина Е.А. в заключении полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Постановлением Правительства Ростовской области от 27.06.2018 N 418 «О некоторых мерах по реализации Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС» утвержден «Порядок обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором». Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 04.07.2018, а также в официальном печатном издании «Собрании правовых актов Ростовской области» №6, 2018, ст.2935 (л.д.30).

В базовое постановление вносились изменения 22.10.2018, 29.12.2018, которые надлежаще опубликованы (л.д.31-33, 112-119).

Согласно статье 52 Устава Ростовской области Правительство Ростовской области является высшим органом исполнительной власти Ростовской области.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Статья 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Согласно части 2 статьи 3 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» к полномочиям Правительства Ростовской области относятся:

- утверждение государственных программ Ростовской области, содержащих мероприятия по поддержке пострадавших участников долевого строительства;

- определение органа исполнительной власти Ростовской области, уполномоченного на обеспечение предоставления мер поддержки пострадавших участников долевого строительства;

- осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Областным законом, другими областными законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области.

Статьёй 4 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС (в редакции Областного закона Ростовской области от 27.07.2017 N 1176-ЗС) в целях обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения предоставляются следующие меры поддержки:

1) субсидии объединениям участников долевого строительства в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов, проблемных многоквартирных домов; 2) субсидии инвесторам в целях ввода в эксплуатацию проблемных объектов; 3) обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором.

В силу частей 1,5 статьи 5.2 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения может осуществляться инвестором посредством полного или частичного освобождения пострадавшего участника долевого строительства от оплаты жилого помещения в ином строящемся или введенном в эксплуатацию многоквартирном доме по договору, заключаемому инвестором с пострадавшим участником долевого строительства.

Обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения в соответствии с настоящей статьей осуществляется в порядке, установленном Правительством Ростовской области, на основании их заявлений и при условии обязательной передачи прав требования и (или) имущественных прав в отношении проблемного объекта и застройщика такого проблемного объекта муниципальному образованию, на территории которого расположен проблемный объект.

Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление Правительства Ростовской области принято надлежаще уполномоченным органом исполнительной власти, в надлежащей форме и официально опубликовано. По этим основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.

В соответствии с пунктами 2.1-2.2 оспариваемого «Порядка» правом на обеспечение прав на жилое помещение в соответствии с настоящим Порядком обладают пострадавшие участники долевого строительства, включенные в реестр пострадавших граждан.

Обеспечение прав на жилое помещение осуществляется инвестором, реализующим масштабный инвестиционный проект в сфере жилищного строительства, предусмотренный подпунктом "в" пункта 1 части 7 статьи 4 Областного закона от 25.02.2015 N 312-ЗС "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов".

Статьёй 4 Областного закона от 25.02.2015 N 312-ЗС предусмотрены следующие положения:

1. Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов допускается при условии соответствия реализуемого на данном земельном участке масштабного инвестиционного проекта критериям, определяемым в соответствии с настоящей статьей.

2. Для принятия решения о признании инвестиционного проекта масштабным инвестиционным проектом используются следующие критерии:

7. Соответствие критерию, указанному в пункте 4 части 2 настоящей статьи, предусматривает соблюдение при реализации инвестиционного проекта одного из условий, предусмотренных подпунктами "а", "б" или "в" пункта 1 либо пунктами 2 или 3 настоящей части:

1) в случае реализации инвестиционного проекта в сфере жилищного строительства:

в) строительство многоквартирного дома при условии обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения в соответствии со статьей 5.2 Областного закона "О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области" и соглашением, заключенным уполномоченным Правительством Ростовской области органом исполнительной власти Ростовской области, администрацией муниципального образования, на территории которого расположен проблемный объект, и инвестором (пп. "в" введен Областным законом Ростовской области от 04.05.2018 N 1373-ЗС).

Согласно пункту 2.3 рассматриваемого «Порядка» инвестор обеспечивает права на жилое помещение пострадавших участников долевого строительства, которые включены в реестр пострадавших граждан в отношении проблемных объектов, расположенных в границах того муниципального образования, на территории которого реализуется масштабный инвестиционной проект.

Пунктом 2.5 «Порядка» предусмотрено, что обеспечение прав на жилое помещение осуществляется при условии обязательной передачи муниципальному образованию, на территории которого реализуется масштабный инвестиционный проект, имеющихся у пострадавшего участника долевого строительства прав требования в отношении всех расположенных на территории указанного муниципального образования проблемных объектов и всех имущественных прав к застройщикам таких проблемных объектов.

В соответствии с пунктом 4.1 «Порядка» в целях обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения в соответствии со статьей 5.2 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС между уполномоченным органом, администрацией муниципального образования и инвестором заключается соглашение по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Установлено, что Кривицкий С.В. 12.04.2018 признан пострадавшим участником долевого строительства, включен в реестр пострадавших граждан Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области (проблемный объект находится в г.Таганроге – л.д.36,38).

Административный истец, подав соответствующее заявление, претендует на меру государственной региональной поддержки в виде обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором (одна из трех мер, установленных Областным законом от 30.07.2013 N 1145-ЗС"). При этом административный истец заявил о желании реализовать такое право (на получение жилого помещения) не по месту нахождения проблемного объекта (г.Таганрог, где он и зарегистрирован по месту жительства), а в г.Ростове-на-Дону, по месту фактического проживания.

Кривицкому С.В. было отказано в удовлетворении его заявления от 24.10.2018 письмом Департамента координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону от 13.12.2018 со ссылкой на оспариваемый им пункт Порядка (л.д.34).

Изучив доводы лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для вывода о несоответствии оспариваемого пункта Порядка нормам более высокой юридической силы, в том числе тем, на которые ссылается административный истец.

Содержание приведенных Областных законов и оспариваемого постановления показывает, что в соответствии со статьёй 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в Ростовской области создана система дополнительных мер государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства, которая в том числе подразумевает 3 способа обеспечения прав, указанных в статье 4 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС.

Порядок реализации такой меры поддержки, как обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором, урегулирован в соответствии со статьёй 5.2 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС оспариваемым постановлением.

В реестр пострадавших участников долевого строительства включены 2242 гражданина по 10 муниципальным образованиям (в г.Таганроге имеется 8 проблемных объектов).

Фактически в стадии реализации находится один масштабный инвестиционный проект на территории г.Ростова-на-Дону (согласно информации Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области), имеется еще один потенциальный инвестор, запланирована к строительству территория в г.Ростове-на-Дону.

Возможность реализации рассматриваемой меры поддержки согласно пункту 2.3 (и другим пунктам, в том числе 2.5) Порядка обусловлена передачей муниципальному образованию, на территории которого реализуется масштабный инвестиционной проект, имеющихся у пострадавшего участника долевого строительства прав требования в отношении всех расположенных на территории указанного муниципального образования проблемных объектов и всех имущественных прав к застройщикам таких проблемных объектов.

Вышеприведенными Областными законами предусмотрено заключение трехстороннего соглашения между уполномоченным Правительством Ростовской области органом исполнительной власти Ростовской области, администрацией муниципального образования, на территории которого расположен проблемный объект, и инвестором.

Таким образом, согласно приведенным нормам регионального законодательства, гражданин, которому принадлежат имущественные права на проблемный объект в конкретном муниципальном образования, не вправе претендовать на получение меры поддержки в виде обеспечения его прав на жилые помещения инвестором в другом муниципальном образовании по своему произвольному выбору, что не является дискриминационным положением, поскольку Правительством Ростовской области обеспечен баланс публичных (в том числе муниципальных) и частных интересов за счет ресурсов субъекта Российской Федерации.

Нельзя согласиться с утверждением административного истца о противоречии пункта 2.3 Порядка статье 5.2 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС, а также подпункту «в» пункта 1 части 7 статьи 4 Областного закона Ростовской области от 25.02.2015 N 312-ЗС "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов".

Правительство Ростовской области наделено полномочием на утверждение соответствующего порядка реализации конкретной меры поддержки. Вопреки толкованию части 5 статьи 5.2 Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС, которое приводится административным истцом, из этой нормы не следует исчерпывающий круг критериев, позволяющих реализовать право пострадавшего участника долевого строительства, принимая во внимание совокупность правовых норм, в том числе содержание подпункта «в» пункта 1 части 7 статьи 4 Областного закона Ростовской области от 25.02.2015 N 312-ЗС. Нормами регионального законодательства гарантированы права и интересы муниципальных образований, на территории которых находятся проблемные объекты.

Из системы приведенных правовых норм регионального законодательства не следует вывод о том, что от волеизъявления гражданина, включенного в реестр, зависит возможность обеспечения его жилым помещением в конкретном муниципальном образовании Ростовской области, заявление подается таким гражданином в соответствии с установленным кругом условий и процедур.

Следовательно, Правительство Ростовской области не вышло за пределы своей компетенции в части формулирования конкретных условий реализации меры поддержки в виде обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором. Административный истец при отсутствии в настоящее время масштабного инвестиционного проекта на территории г.Таганрога не лишен возможности использовать иные меры государственной поддержке в рассматриваемой сфере правоотношений.

Административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Кривицкого С.В. о признании недействующим со дня принятия пункта 2.3 «Порядка обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения инвестором» (утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 27.06.2018 N 418 «О некоторых мерах по реализации Областного закона от 30.07.2013 N 1145-ЗС»).

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в течение месяца после принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд.

Судья: Д.М. Абрамов

В окончательной форме решение принято 25 февраля 2019 года