ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-96/2017 от 26.05.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2017 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре Седых М.А., с участием представителя Немченко А.А. и представителя общества с ограниченной ответственностью «Море Рыбы» - Рахманина А.С., действующего на основании доверенностей от 23 декабря 2016 года и от 22 октября 2016 года, соответственно, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-96/2017 по административному исковому заявлению Немченко А.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование уточненного административного искового заявления административный истец указал, что он вместе с ООО «Море Рыбы» является арендатором муниципального земельного участка <данные изъяты>, на основании договора аренды земельного участка <номер изъят> от 24.02.2015 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска и Немченко А.А., а также Соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 24.02.2015 <номер изъят> от 18.03.2016 г., заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска, Немченко А.А. и ООО «Море Рыбы». Факт передачи земельного участка в аренду подтверждается актами приема-передачи земельного участка.

Нарушение своего права административный истец усматривает в том, что определенная в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» с внесенными в него изменениями Постановлением Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 года № 517-пп», кадастровая стоимость указанного выше земельного участка, из которой ему исчисляется арендная плата, значительно превышает его рыночную стоимость, что приводит к уплате административным истцом экономически необоснованных арендных платежей.

По данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> составляет 9 367 896,78 рублей, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости этого земельного участка от 18 мая 2016 года № б/н, а также кадастровым паспортом земельного участка от 18 мая 2016 года <номер изъят>.

Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15 октября 2014 года составляет 2 100 000,00 рублей, о чем свидетельствует отчет независимого оценщика <данные изъяты> об оценке рыночной стоимости земельного участка от 23 декабря 2016 г. <номер изъят>, соответствие которого требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки подтверждено положительными экспертными заключениями Экспертного совета ООО «Российское общество оценщиков» от 29 декабря 2016 г. № 4278/2016-2.

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ, кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена равной его рыночной стоимости в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности».

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец в уточненном исковом заявлении просит установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 3 169 761,00 рублей по состоянию на 15 октября 2014 года.

В судебное заседание административный истец Немченко А.А. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Немченко А.А. – Рахманин А.С. административные исковые требования поддержал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Действуя также как представитель заинтересованного лица ООО «Море Рыбы» - Рахманин А.С., полагает, что административные исковые требования Немченко А.А. подлежат удовлетворению, поддержал отзыв ООО «Море Рыбы» на исковое заявление Немченко А.А.

Административный ответчик - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения, в удовлетворении исковых требований к органу кадастрового учета отказать как предъявленных к ненадлежащему ответчику.

Административный ответчик - Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт. В случае назначения судебной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков просит поручить ее проведение эксперту <данные изъяты>.

Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя Управления.

Заинтересованное лицо - Администрация муниципального образования города Братска, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, отзыв на административное исковое заявление не представила.

Суд с учетом мнения явившегося в судебное заседание лица, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы административного искового заявления и возражений на него, заслушав объяснения представителя Немченко А.А. и ООО «Море Рыбы» - Рахманина А.С., просившего исковые требования Немченко А.А. удовлетворить, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства, суд находит административные исковые требования Немченко А.А. подлежащими удовлетворению.

Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным и одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

Судом установлено, что Немченко А.А. и ООО «Море Рыбы» являются арендаторами муниципального земельного участка <данные изъяты> на основании договора аренды земельного участка <номер изъят> от 24.02.2015 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска и Немченко А.А., а также Соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 24.02.2015 <номер изъят> от 18.03.2016 г., заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска, Немченко А.А. и ООО «Море Рыбы», зарегистрированными в установленном законом порядке. Факт передачи земельного участка в аренду Немченко А.А. подтверждается актами приема-передачи земельного участка.

Согласно приложению к данному договору, расчет арендной платы за земельный участок рассчитан исходя из его кадастровой стоимости.

Как разъяснено в абзаце 8 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у Немченко А.А. как арендатора земельного участка права на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанного выше земельного участка равной его рыночной стоимости.

По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 года результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановлений Правительства Иркутской области № 239-пп от 26.08.2015 года, № 422-пп).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> рассчитана при его постановке на кадастровый учет 15 октября 2014 г. по приложению № 2 к указанному выше Постановлению Правительства.

В соответствии с Приложением № 2 к данному Постановлению Правительства земельный участок с кадастровым <номер изъят> отнесен к <данные изъяты> группе видов разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для <данные изъяты>», удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 966,46 рублей за 1 кв.м., кадастровая стоимость всего участка составляет 9 367 896,78 рублей (966,46 рублей (удельный показатель) х 9693,00 кв.м. (площадь земельного участка)).

Размер внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанного выше земельного участка подтверждается приобщенной к материалам дела кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18 мая 2016 года.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 18 мая 2016 года <номер изъят> на земельный участок с кадастровым <номер изъят> сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости 15 октября 2014 года.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> может быть определена по состоянию на 15 октября 2014 года.

Кадастровый номер, адрес места нахождения, площадь указанных земельных участков, а также категория земель, вид разрешенного использования подтверждены собранными по делу доказательствами.

Немченко А.А. соблюдены сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, установленной в отношении земельного участка с кадастровым <номер изъят>.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в <данные изъяты>.

Согласно отчету <номер изъят> по определению рыночной стоимости земельного участка, расположенного по <адрес изъят>, от 23 декабря 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> по состоянию на 15 октября 2014 года составляет 2 100 000,00 рублей.

Соответствие указанного выше отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки подтверждено положительным экспертным заключением <данные изъяты> от 29.12.2016 года.

Поскольку разница между кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью, которую истец просит установить, является существенной и ее проверка требует специальных познаний в области оценочной деятельности, определением Иркутского областного суда от 20 февраля 2017 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту <данные изъяты>.

Согласно заключению эксперта <номер изъят> от 20 апреля 2017 г., выполненному экспертом <данные изъяты>, предупрежденной об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым <данные изъяты>, по состоянию на 15 октября 2014 года составляет 3 169 761,00 рублей.

Суд, оценивая заключение судебной экспертизы, учитывая, что эксперт <данные изъяты> предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, учитывая показания эксперта <данные изъяты>, допрошенной в судебном заседании, пояснившей, что ею в заключении допущена описка в части указания в выводах и по тексту заключения о том, что рыночная стоимость 1 кв.м. данного земельного участка по состоянию на 15 октября 2014 года составляет 3 169 761,00 рублей, тогда как эта стоимость отражает рыночную стоимость всего оцениваемого земельного участка с кадастровым <номер изъят>, что подтверждается приведенными в экспертном заключении расчетами, суд принимает заключение судебной экспертизы как относимое, допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку рыночная стоимость арендованного административным истцом земельного участка установлена экспертом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки с учетом его индивидуализирующих признаков, с использованием метода прямого сравнительного анализа продаж объектов оценки с объектами-аналогами с сопоставимыми характеристиками с использованием выравнивающих корректировок.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, в том числе заключение судебной оценочной экспертизы, в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> равной рыночной стоимости по состоянию на 15 октября 2014 года в размере, установленном в заключении судебной экспертизы.

Как предусмотрено статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Принимая во внимание разъяснения, приведенные в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» о взыскании по данной категории административных дел судебных расходов, что исковые требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое фактически не оспаривалось привлеченными к участию в деле заинтересованными лицами, административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы подлежат отнесению на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованных лиц, административных ответчиков, не имеющих противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Немченко А.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 3 169 761,00 рублей по состоянию на 15 октября 2014 года.

Установить, что датой подачи административного искового заявления в Иркутский областной суд Немченко А.А. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> является 30 декабря 2016 года.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы.

Судья А.С. Папуша