ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-96/2021 от 16.07.2021 Пензенского областного суда (Пензенская область)

УИД 58OS0000-01-2021-000098-12 Дело № 3а-96/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пензенский областной суд в составе

судьи Шелахаевой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мещеряковой И.А.,

с участием прокурора Калмыковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управление благоустройства и очистки» к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области о признании недействующим приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26 февраля 2021 года № 8 «О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20 декабря 2019 года № 226 (с последующими изменениями)»,

у с т а н о в и л:

20 декабря 2019 года Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее также - Управление, орган регулирования, тарифный орган) принят приказ № 226 «Об утверждении предельных единых тарифов на услугу региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пензенской области на 2020 - 2022 годы» (далее - приказ от 20 декабря 2019 года № 226).

Согласно пункту 2 названного приказа установлен и введён в действие предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами общества с ограниченной тответственностью «Управление благоустройства и очистки» на территории Пензенской области (Северная зона) на 2020 - 2022 годы с календарной разбивкой согласно Приложению № 2 к настоящему приказу.

18 декабря 2020 года в указанный приказ в целях корректировки тарифа органом регулирования приказом № 205 внесены изменения, согласно пункту 1.2 которого Приложение № 2 к приказу изложено в редакции согласно Приложению № 1 к настоящему приказу.

14 декабря 2020 года Федеральной антимонопольной службой в адрес Управления вынесено предписание № СП/109679/20 о необходимости проведения анализа учтённых расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов для ООО «Управление благоустройства и очистки», при установлении предельного единого тарифа регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на 2020 год, по результатам которого, в случае выявления учтённых экономически необоснованных расходов, исключить их из состава необходимой валовой выручки, пересмотрев при этом иные расходы, входящие в состав необходимой валовой выручки на 2020 год, размер которых непосредственно связан с размером расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов, а также применить аналогичный подход к определению расходов на транспортирование на 2021 год.

26 февраля 2021 года во исполнение названного предписания Управлением принят приказ № 8 «О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20 декабря 2019 года № 226 (далее - приказ от 26 февраля 2021 года № 8).

Согласно пункту 1 указанного выше приказа внесены изменения в приказ от 20 декабря 2019 года № 226, Приложение № 2 изложено в новой редакции согласно Приложению к настоящему приказу: предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Управления благоустройство и очистки» на территории Пензенской области (Северная зона) установлен с 1 января по 30 июня 2020 года, с 1 июля по 31 декабря 2020 года, с 1 января по 28 февраля 2021 года - в размере 2 949,86 рублей за 1 тонну без НДС, 3 539,83 рубля за 1 тонну с НДС; с 1 марта по 30 июня 2021 года - в размере 2 928,93 рубля за 1 тонну без НДС, 3 514,72 рубля за 1 тонну с НДС, с 1 июля по 31 декабря 2021 года, с 1 января по 30 июня 2022 года - в размере 3 028,84 рубля за 1 тонну без НДС, 3 634,61 рубль за 1 тонну с НДС; с 1 июля по 31 декабря 2022 года - в размере 3 169,19 рублей за 1 тонну без НДС, 3 803,03 рубля за 1 тонну с НДС.

Общество с ограниченной ответственностью «Управление и благоустройства и очистки» (далее - ООО «Управление и благоустройства и очистки», административный истец, общество, регулируемая организация) обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26 февраля 2021 года № 8, ссылаясь на то, что являясь региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории «Северная зона» Пензенской области (городской округ Пенза, ЗАТО города Заречный, Бессоновский, Шемышейский, Мокшанский, Пензенский, Лунинский, Иссинский районы), осуществляет свою деятельность в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пензенской области, утверждённой постановлением Правительства Пензенской области от 10 апреля 2020 года № 226-пП.

Тарифы, установленные оспариваемым приказом, противоречат пунктам 12, 14 Основ ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, поскольку вопреки их положениям было фактически осуществлено уменьшение стоимости услуг (цены) договоров на транспортирование твёрдых коммунальных отходов, заключенных в результате проведения торгов.

Данное уменьшение произведено органом регулирования при выполнении анализа экономической обоснованности расходов применительно к нерегулируемой деятельности по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, с использованием Методических указанийпо расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года № 1638/16, положения которых правомерно могут быть использованы только в целях установления тарифов для регулируемых видов деятельности.

Неправомерные действия административного ответчика привели к существенному занижению тарифа, влекущему снижение доходов и увеличение убытков общества.

В ходе подготовки дела к рассмотрению в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная антимонопольная служба (далее также - ФАС России).

В судебном заседании представитель административного истца - ООО «Управление благоустройства и очистки» Гусева С.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, представила письменные объяснения, дополнения к ним (том 2 л.д. 2-3, 179-181, 183-184, том 3 л.д. 14-16), просила административный иск удовлетворить в полном объёме.

Представители административного ответчика - Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - начальник Клак Н.В., по доверенности Сагайдачный Д.И. представили возражения на административное исковое заявление и дополнения к ним (том 1 л.д. 94-99, том 2 л.д. 4-7, 188-190, том 3 л.д. 25-26, 81-83), возражали против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что приказ от 26 февраля 2021 года № 8 принят во исполнение предписания ФАС России уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия, опубликования и введения в действие и не противоречит законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Представитель заинтересованного лица - ФАС России Хорошева Т.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных объяснениях (том 2 л.д. 218-223). Суду пояснила, что оспариваемый приказ принят во исполнение предписания ФАС России, которое в судебном порядке не обжаловалось. Первоначально расходы на транспортирование твёрдых коммунальных отходов приняты органом регулирования на уровне заявленных ООО «Управление благоустройства и очистки» в размере 901 963 тыс. рублей исходя из заключенных региональным оператором договоров на транспортирование со сторонними организациями в рамках проведённых электронных аукционов на уровне начальной (максимальной) цены контракта. Однако электронные аукционы признаны несостоявшимися ввиду подачи единственной заявки по каждому отыгранному лоту, следовательно, фактически отсутствовали конкурентные предложения цен транспортирования твёрдых коммунальных отходов на территории Пензенской области, обслуживаемой административным истцом. При этом регулируемая организация в силу положений пункта 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 обязана представить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов, обосновывающие документы и расчёты. Цена договоров, заключаемых между региональным оператором и оператором по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, впоследствии подлежит анализу со стороны органов регулирования на предмет экономической обоснованности фактически сложившихся затрат. Оспариваемый регулируемой организацией тариф утверждён Управлением в результате проведения такого анализа и учитывает баланс экономических интересов участников рынка.

Выслушав доводы представителей ООО «Управление благоустройства и очистки», Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, ФАС России, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Калмыковой А.А., полагавшей в заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 сентября 1998 года № 89-ФЗ) оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с приведённым Федеральным законом, Основами ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами», а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года № 1638/16.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 24 сентября 1998 года № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся утверждение предельных тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами; утверждение производственных программ в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (далее - орган регулирования), до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования (пункт 3 Правил регулирования тарифов).

На территории Пензенской области уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии с Положением об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утверждённым постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 года № 440-пП (далее - Положение об Управлении), является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (том 1 л.д. 100-113, том 2 л.д. 137-148).

К полномочиям Управления согласно пункту 3.153 указанного выше Положения об Управлении, помимо прочего, отнесено утверждение предельных тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

28 сентября 2018 года между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области и ООО «Управление благоустройства и очистки» заключено соглашение, в соответствии с которым последнему присваивается статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с момента вступления в законную силу настоящего соглашения сроком на 10 лет. Региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с установленной даты применения утверждённого (принятого) Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с января 2019 года (пункт 1.3). Региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, устанавливаемым Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (пункт 1.2). Зоной деятельности регионального оператора является зона деятельности регионального оператора «Северная зона», установленная Схемой обращения с отходами (пункт 1.4).

29 августа 2019 года ООО «Управление благоустройства и очистки» обратилось в Управление с заявлением об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на 2020 год с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) с приложением обосновывающих документов (том 2 л.д. 8).

Приказом Управления 20 декабря 2019 года № 226 «Об утверждении предельных единых тарифов на услугу региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пензенской области на 2020 - 2022 годы» утверждён предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Управление благоустройства и очистки» на территории Пензенской области (Северная зона) на 2020 - 2022 годы с календарной разбивкой согласно Приложению № 2 к настоящему приказу.

18 декабря 2020 года на заседании правления Управления по результатам рассмотрения вопроса о корректировке предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Управление благоустройства и очистки» на территории Пензенской области (Северная зона) на 2021 год, долгосрочного периода 2020-2022 годы принято единогласное решение о корректировке (том 2 л.д. 168).

Следствием этого явилось внесение изменений органом регулирования в приказ от 20 декабря 2019 года № 226 приказом № 205, согласно пункту 1.2 которого Приложение № 2 к Приказу изложено в редакции согласно Приложению № 1 к настоящему приказу.

14 декабря 2020 года ФАС России в адрес Управления вынесено предписание № СП/109679/20, мотивировочная часть которого содержала указание на необходимость детального расчёта всех составляющих расходов, учтённых на транспортирование твёрдых коммунальных отходов (в том числе марок транспортных средств, их технико-эксплуатационных характеристик, количества контейнерных площадок, маршрутов сбора твёрдых коммунальных отходов, ценовых предложений; указано на необходимость пересмотреть необходимую валовую выручку регулируемой организации, учесть полученные результаты при установлении (пересмотре) предельного единого тарифа регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Управление и благоустройства и очистки» на 2020, 2021 годы (том 1 л.д. 119-128).

По ходатайству Управления письмом от 22 января 2021 года № СП/3923/21 ФАС России внесены изменения в предписание в части изменения срока его исполнения до 1 марта 2021 года (включительно) (том 1 л.д. 129-131).

По результатам анализа дополнительно представленных ООО «Управление благоустройства и очистки» материалов, запрошенных Управлением на основании разъяснений ФАС России от 10 февраля 2021 года № СП/9471/21 (том 1 л.д. 135-136), расходы на транспортирование твёрдых коммунальных отходов признаны экономически обоснованными в размере 898 366 тыс. рублей, что меньше ранее учтённых на 2020 год по результатам торгов, проведённых региональным оператором, соответствующих расходов на 3 596 тыс. рублей.

Предписание ФАС России от 14 декабря 2020 года с экспертным заключением (том 1 л.д. 151-166) рассматривалось на заседаниях правления Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области 29 января и 26 февраля 2021 года (том 1 л.д. 139-140, 141-144), по результатам последнего принято единогласное решение о внесении изменений в приказ Управления от 20 декабря 2019 года № 226 в предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на 2020 - 2022 годы (том 1 л.д. 137-138). В материалах тарифного дела содержится особое мнение ООО «Управления благоустройства и очистки» (том 1 л.д. 145-147).

Согласно листу голосования к протоколу от 26 февраля 2021 года в голосовании принимали участие члены правления, которые в силу пункта 5.3 Положения об Управлении имеют на это право (том 2 л.д. 177).

Оспариваемый нормативный правовой акт принят Управлением по тарифам в установленной форме приказа (пункт 1.4 Положения об Управлении) (том 1 л.д. 100-111), на заседании правления при наличии необходимого кворума (пункты 5.3, 5.4 Положения), подписан Клак Н.В., которая на момент его принятия в соответствии с распоряжением Губернатора Пензенской области от 1 декабря 2020 года № 212-р/к являлась начальником Управления (пункт 5.7 Положения) (том 1 л.д. 116).

Текст оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с пунктами 2, 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утверждённого постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 года № 1013-пП (том 1 л.д. 117-118), 26 февраля 2021 года опубликован на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tarif.pnzreg.ru) (том 1 л.д. 148), 2 марта 2021 года - на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru) (том 1 л.д. 149) и в соответствии с пунктом 3 Приказа от 26 февраля 2021 года № 8 вступил в силу с 1 марта 2021 года.

Согласно пункту 19 статьи 24.19 Закона № 89-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляет мониторинг тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331 (далее - Положение № 331), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой установлен Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение № 543).

Предметом проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами является правомерность и обоснованность установления и изменения предельных тарифов уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов (подпункт «ж» пункта 6 Положения № 543).

Согласно подпункту 5.3.2.3 Положения № 331 и подпункту «а» пункта 30 Положения № 543 ФАС России вправе выдавать обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предписания с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о государственном регулировании тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Пунктом 4 Правил регулирования тарифов установлено, что тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев. Действие данного пункта не распространяется на решения органов регулирования тарифов по исполнению предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов.

В силу изложенного, по общему правилу предписания ФАС России о необходимости пересмотра утвёржденных тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Управления, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.

Оспариваемый нормативный правовой акт в первоначальной редакции также принят Управлением в установленной форме приказа (пункт 1.4 Положения об Управлении).

Его принятию предшествовало проведение экспертизы экономической обоснованности предложения ООО «Управление благоустройства и очистки» по установлению единого тарифа на услугу регионального оператора на 2020-2022 годы, по результатам которой экспертной группой составлено экспертное заключение, утверждённое начальником Управления (том 3 л.д. 17-23).

Экспертное заключение (том 1 л.д. 3 л.д. 17-23) рассмотрено на заседании правления Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, ход проведения которого отражён в протоколе № 130 (том 2 л.д. 169-175), принято единогласное решение об установлении и введении в действие размера единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Управление благоустройства и очистки» на территории Пензенской области (Северная зона) на 2020-2022 годы.

Согласно листу голосования к протоколу от 20 декабря 2019 года в голосовании принимали участие члены правления, которые в силу пункта 5.3 Положения об Управлении имеют на это право (том 2 л.д. 169).

Приказ от 20 декабря 2019 года № 226 принят Управлением в установленной форме приказа (пункт 1.4 Положения об Управлении) (том 2 л.д. 156-161), на заседании правления при наличии необходимого кворума (пункты 5.3, 5.4 Положения) (том 2 л.д. 169-175), подписан Клак Н.В., которая на момент его принятия в соответствии с распоряжением Губернатора Пензенской области от 22 сентября 2015 года № 230-р/к являлась начальником Управления (пункт 5.7 Положения) (том 2 л.д. 134).

Текст названного нормативного правового акта в соответствии с пунктами 2, 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утверждённого постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 года № 1013-пП (том 1 л.д. 117-118), 20 декабря 2019 года опубликован на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tarif.pnzreg.ru), 2 марта 2021 года - на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (том 2 л.д. 149) и в соответствии с пунктом 7 Приказа от 20 декабря 2019 года № 8 вступил в силу с 1 января 2020 года.

Учитывая изложенное, нормативный правовой акт в первоначальной редакции также принят в пределах компетенции Управления, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.

Соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта как в первоначальной, так и в оспариваемой редакции административным истцом не оспаривалось.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, суд вправе предложить административному истцу уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В ходе рассмотрения дела судом предложено ООО «Управление благоустройства и очистки» уточнить заявленные требования. Представитель административного истца настаивал на рассмотрении требований о признании недействующим приказа от 26 февраля 2021 года № 8, которым внесены изменения в приказ от 20 декабря 2019 года № 226, и не оспаривал законность положений последнего; тем самым, предметом проверки в рамках рассматриваемого административного дела является законность приказа Управления от 26 февраля 2021 года № 8.

При проверке приказа Управления от 26 февраля 2021 года № 8 на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Положениями части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ к основным принципам государственной политики в области обращения с отходами отнесены научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами инвестированного капитала (пункт 2 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 1998 № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразованиянеобходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, пунктом 6 Методических указаний, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов, применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат).

В силу пункта 29 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов (затрат), в том числе, производственных расходов; административных расходов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату; нормативной прибыли; расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов.

В соответствии с абзацами первым и пятым пункта 90 Основ ценообразования (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, включая обработку твёрдых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твёрдых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твёрдых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

В расходы на транспортирование твёрдых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, определённых договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, до объектов размещения твёрдых коммунальных отходов, включённых в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объёмах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В силу пункта 14 Основ ценообразования при определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определённые с учётом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определённые в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определённые в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста цен на капитальное строительство;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

е) данные бухгалтерского учёта и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

По смыслу приведённой выше нормы, которой корреспондирует пункт 88 Методических указаний, устанавливающий порядок формирования расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов, указан перечень данных (в приоритетном порядке), которыми орган регулирования руководствуется при определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов. При этом вторым по приоритетности источником таких данных являются цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов (подпункт «б» пункта 14).

По мнению административного ответчика, выполнявшего предписание антимонопольного органа, расчётные значения, содержащиеся в документах, представленных регулируемой организацией, в подтверждение расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 года № 1133, не могли быть полностью учтены при установлении тарифа в качестве расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов, так как электронные аукционы, проведённые ООО «Управление благоустройства и очистки», признаны несостоявшимися. Поскольку закупка товаров (услуг) на торгах проводится с целью понижения максимальной цены контракта и достижения открытой рыночной конкуренции, то по смыслу пункта 4 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная максимальная цена контракта по выставленным на аукцион лотам не могла использоваться для определения расчётных значений расходов на транспортирование, учитываемых при установлении тарифов. Использование этой цены для расчёта противоречит требованиям подпункта «б» пункта 12 Основ ценообразования.

Данную позицию суд находит ошибочной.

Согласно пункту 3 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 года № 1133 утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора (далее - Правила проведения торгов).

Согласно пункту 3 названных Правил цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях: а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твёрдых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации; б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение с субъектом Российской Федерации).

Пунктом 4 Правил проведения торгов предусмотрено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учётом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Соглашением, заключённым между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области и ООО «Управление благоустройства и очистки» об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пензенской области (Северная зона) от 28 сентября 2018 года с учётом дополнительного соглашения от 9 октября 2018 года, установлено, что в целях обеспечения сбора и транспортирования твёрдых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с отходами, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов. При этом цена на услуги операторов по обращению с отходами формируется по результатам торгов на всей территории в зоне деятельности регионального оператора (пункт 2.2.2 названного Соглашения); условия проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, подлежат согласованию региональным оператором с уполномоченным органом в порядке, предусмотренным пунктом 7.7. Соглашения (приложение № 3) (том 1 л.д. 58-66, 67).

Следовательно, ООО «Управление благоустройства и очистки» как региональный оператор в случае привлечения операторов, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, обязано формировать цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территории Пензенской области (Северная зона) по результатам торгов, условия проведения которых предварительно согласовываются с Управлением жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области.

Поскольку цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов государственному регулированию не подлежат, результаты проведения торгов являются основным по приоритетности источником данных о таких ценах при определении расчётных (плановых) значений расходов, учитываемых при установлении тарифов.

В отсутствие указанных данных расчёт расходов может быть произведён с использованием иных, уступающих по приоритетности, источников, в том числе сведений о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях (подпункт «г» пункта 14 Основ ценообразования).

Из материалов дела следует, что в обоснование расчётных значений расходов по статье «сбор и транспортирование твёрдых коммунальных отходов», заявленных в размере 901 963 тыс. рублей (1 082 525 344,00 тыс. рублей - с НДС) (том 2 л.д. 11-12), региональным оператором была представлена документация о проведении трёх электронных аукционов:

- извещение № 0400700003819000001: приказ об утверждении аукционной документации от 5 августа 2019 года № 67; наименование и описание объекта закупки - оказание услуги по транспортированию (перевозке) автомобильным транспортом твёрдых коммунальных отходов; место выполнение работ и оказания услуг: границы территории оказания услуг определены в Приложении № 1 (Железнодороджный район городского округа Пензы, Октябрьский район городского округа Пензы, Пензенский, Мокшанский, Лунинский, Иссинский районы Пензенской области); договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 2022 года (том 2 л.д. 15-50). Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 26 августа 2019 года - электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона Российской Федерации от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ) по причине подачи одной заявки обществом с ограниченной ответственностью «Экоград» (далее - ООО «Экоград») по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (том 2 л.д. 128-129);

- извещение № 0400700003819000002: приказ об утверждении аукционной документации от 5 августа 2019 года № 68; наименование и описание объекта закупки - оказание услуги по транспортированию (перевозке) автомобильным транспортом твёрдых коммунальных отходов; место выполнение работ и оказания услуг: границы территории оказания услуг определены в Приложении № 1 (Первомайский район городского округа Пензы, Бессоновский район Пензенской области); договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 2022 года (том 2 л.д. 44-80). Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 26 августа 2019 года - электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ по причине подачи одной заявки обществом с ограниченной ответственностью «Спецтранс» (далее - ООО «Спецтранс») по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (том 2 л.д. 130-131);

- извещение № 0400700003819000003: приказ об утверждении аукционной документации от 5 августа 2019 года № 69; наименование и описание объекта закупки - оказание услуги по транспортированию (перевозке) автомобильным транспортом твёрдых коммунальных отходов; место выполнение работ и оказания услуг: границы территории оказания услуг определены в Приложении № 1 (Ленинский район городского округа Пензы, Шемышейский район Пензенской области, ЗАТО Заречный Пензенской области); договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 2022 года (том 2 л.д. 15-37). Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 26 августа 2019 года - электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ по причине подачи одной заявки обществом с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее - ООО «Чистый город») по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (том 2 л.д. 132-133).

Согласно материалам дела аукционная документация 5 августа 2019 года была предварительно согласована с Управлением жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, с разделением проведения торгов на три указанные выше территории (том 3 л.д. 10-оборот-12).

Начальная (максимальная) цена закупок по каждому аукциону определялась методом сопоставимых рыночных цен (анализа) рынка согласно Методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждённым приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567 (далее - Методические рекомендации № 567) (том 3 л.д. 3-11). В этих целях регулируемой организацией получены коммерческие предложения организаций, оказывающих услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов (том 3 л.д. 3-16). Обоснование начальной (максимальной) цены договора содержится в Приложениях № 3 к документации каждого из трёх электронных аукционов (том 2 л.д. 43, 81, 120).

В целях установления тарифа ООО «Управление благоустройства и очистки» в числе документов, обосновывающих расходы на вывоз твёрдых коммунальных отходов, представило в орган регулирования расчёт расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов на 2020 год, расчёт затрат на их вывоз с разбивкой по кварталам 2020 года и транспортным компаниям, аукционная документация по трём аукционам, в том числе заявки ЕИС № 0400700003819000001, № 0400700003819000002, № 0400700003819000003, проекты договоров на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, техническое задание, протоколы рассмотрения заявок по трём аукционам.

По результатам проведения названных аукционов 6 сентября 2019 года ООО «Управление благоустройства и очистки» заключено три договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, в границах территории в пределах зоны деятельности регионального оператора в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе:

- с ООО «Экоград», стоимость услуг определена по результатам аукциона и в период действия договора с 1 января 2020 года до 31 декабря 2022 года составляет 1 546 823 614,48 рублей (в том числе НДС 20%); масса отходов предусмотрена приложением № 2 и составляет в 2020 и 2021 годах - по 167 922 тонн, в 2022 году - 167 802 тонн (том 3 л.д. 53-59);

- с ООО «Чистый город», стоимость услуг определена по результатам аукциона и в период действия договора с 1 января 2020 года до 31 декабря 2022 года составляет 950 138 271,35 рублей (в том числе НДС 20%); масса отходов предусмотрена приложением № 2 и составляет в 2020 и 2021 годах - по 103 146 тонн, в 2022 году - 103 072 тонн (том 3 л.д. 60-59);

- с ООО «Спецтранс», стоимость услуг определена по результатам аукциона и в период действия договора с 1 января 2020 года до 31 декабря 2022 года составляет 841 793 616,31 рубль (в том числе НДС 20%); масса отходов предусмотрена приложением № 2 и составляет в 2020 и 2021 годах - по 91 385 тонн, в 2022 году - 91 319 тонн (том 3 л.д. 67-73).

Таким образом, общий размер затрат регионального оператора на 2020 год по транспортированию 362 453 тыс. тонн твёрдых коммунальных отходов по названным выше договорам, заключёнными с единственными участниками трёх электронных аукционов, составил 902 104 453,33 рублей без НДС (1 082 525 344 рублей с НДС).

Результаты торгов на момент рассмотрения настоящего дела отменены не были, заключённые по итогам данных торгов договоры недействительными не признаны.

Представленные в ходе рассмотрения заявления об установлении единого тарифа документы, а также иная информация, имеющаяся в распоряжении органа регулирования, позволяли учесть названные расчётные значения расходов по транспортированию твёрдых коммунальных отходов в соответствии с положениями подпункта «б» пункта 14 Основ ценообразования.

Вместе с тем, в целях исполнения предписания ФАС России тарифным органом осуществлена проверка установленного ранее тарифа на обращение с твёрдыми коммунальными отходами для ООО «Управление благоустройства и очистки», в результате чего признаны обоснованными расходы на транспортирование твёрдых коммунальных отходов в размере 898 336 тыс. рублей, что меньше учтённых расходов на 2020 год по результатам торгов, проведённых региональным оператором, соответствующих расходов, и которые ранее были учтены при принятии приказа Управления от 20 декабря 2019 года № 226, на 3 596 тыс. рублей.

В связи с пересмотром расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов на 2020 год величина указанных расходов на 2021 год составила с 1 марта по 30 июня 2021 года - 898 366 тыс. рублей, с 1 июля по 31 декабря 2021 года - 930 707 тыс. рублей.

Расходы на транспортирование твёрдых коммунальных отходов на 2021 год определены с учётом исключения выявленной по результатам анализа суммы 3 596 тыс. рублей, ранее учтённой в необходимой валовой выручке на 2020 год.

Таким образом, размер расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов, принимаемых для расчёта тарифа, в годовых значениях составил следующие значения:

с 1 марта по 30 июня 2021 года - 894 770 тыс. рублей (898 366 тыс. рублей - 3 596 тыс. рублей);

- с 1 июля по 31 декабря 2021 года - 927 111 тыс. рублей (930 707 тыс. рублей - 3 596 тыс. рублей).

Несение региональным оператором убытков в связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком не оспаривается.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исключение из необходимой валовой выручки ООО «Управление благоустройства и очистки» части расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов является необоснованным, поскольку не установлено предусмотренных подпунктом «б» пункта 12 Основ ценообразования расходов, связанных с приобретением регулируемой организации товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объёмах.

Обстоятельство признания трёх торгов несостоявшимися и формирование цены на услугу по транспортированию твёрдых коммунальных отходов в договорах, заключённых по результатам проведения таких торгов с единственным участником, подавшим заявку, не влияют на вывод суда о возможности использования при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами такой цены исходя из следующего.

Так, пунктом 3 Правил проведения торгов установлены случаи, в которых цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов.

Согласно пункту 4 названных Правил торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, с учётом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Следовательно, цена на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов должна сформироваться в результате проведения торгов.

Процедура определения поставщика (подрядчика) является частью процедуры закупки; способы определения перечислены в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, согласно которой электронный аукцион является одним из таких способов. Порядок его проведения регулируется положениями статей 59-71 названного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 71 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нём, контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нём, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьёй 83.2 настоящего Федерального закона.

Отказ от заключения договора возможен лишь в случаях, прямо предусмотренных законом; необоснованный отказ от заключения контракта для заказчика влечёт привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом в настоящем случае неприменимы положения пункта 13 Правил проведения торгов о том, что организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твёрдых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно (здесь и далее - в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), поскольку данное правило распространяется лишь на основания признания аукциона несостоявшимся, указанные в части 4 статьи 71 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, и не применяется в случае заключения договора с участником аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нём.

Таким образом, заключение договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов с ООО «Экоград», ООО «Чистый город» и ООО «Спецтранс» как с единственными участниками трёх электронных аукционов и по цене, указанной в аукционной документации, явилось обязательным для ООО «Управления благоустройства и очистки». Иных вариантов определения цены услуги на транспортирование твёрдых коммунальных отходов в рамках соблюдения законной процедуры для него не существовало.

Следовательно, договоры, заключённые региональным оператором, в настоящем случае являются договорами, заключёнными в результате торгов.

Довод представителя заинтересованного лица ФАС России о том, что цена договоров, заключаемых между региональным оператором и операторами по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, впоследствии подлежит анализу со стороны органов регулирования на предмет экономической обоснованности фактически сложившихся затрат, не имеет законодательного подтверждения и противоречит подпункту «б» пункта 14 Основ ценообразования, не предусматривающего такого анализа.

Суд также принимает во внимание, что согласно материалам дела органом регулирования во исполнение предписания ФАС России проанализирована экономическая обоснованность расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов не регионального оператора, который данный вид деятельности самостоятельно не осуществляет, а его контрагентов, с которыми заключены договоры на оказание названных услуг по результатам проведения аукционов (том 4 л.д. 85-371, том 5 л.д. 1-32).

При этом положения постановленияПравительства Российской Федерации от 18 марта 2021 года № 414 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами», вступившего в силу 31 марта 2021 года, и дополнившего Основы ценообразования абзацами 90(1), 90(2), 90(3), содержащими особенности определения расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов в случае привлечения операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, не могут служить основанием для вынесения тарифным органом оспариваемого приказа, поскольку на момент его приятия названный нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, не действовал.

Утверждение заинтересованного лица ФАС России о том, что вопреки подпункту «е» пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению регулируемой организации на установление тарифа не были приложены обосновывающие материалы расчёта расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных для определения значения цены услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, судом отвергается, поскольку в настоящем случае такими документами является аукционная документация, позволявшая тарифному органу применить источник, приоритетность которого определена подпунктом «б» пункта 14 Основ ценообразованияв видецен, установленных в договорах, заключённых в результате проведения торгов.

При этом законом не предусмотрена обязанность регулируемой организации в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе на транспортирование твёрдых коммунальных отходов, по представлению документов, подтверждающих расходы организаций - контрагентов.

Кроме того, пункт 14 Основ ценообразования не предполагает определение значений расходов, учитываемых при установлении тарифов регулируемой организации, путём использования иных источников, помимо указанных в данном пункте. В связи с чем определение расходов на транспортирование для целей включения в необходимую валовую выручку регионального оператора по методике, использованной в экспертом заключении Управления во исполнение предписания ФАС России от 14 декабря 2020 года № СП/109679/20 противоречит названному положению.

Ссылки заинтересованного лица ФАС России на возбуждение дела № 058/01/11-827/2020 по признакам нарушения ООО «Спецтранс», ООО «Экоград», ООО «Чистый город» требований пункта 2 часть 1 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах, в подтверждение чего представлен приказ Управления ФАС России по Пензенской области от 20 ноября 2020 года № 141 (том 3 л.д. 80), определение о назначении дела № 058/01/11-827/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (том 3 л.д. 75-79), подлежат отклонению, поскольку решение по данному делу не принято.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, учитывая допущенные административным ответчиком нарушения при определении расходов регионального оператора на транспортирование твёрдых коммунальных отходов, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения регионального нормативного правового акта, устанавливающие для ООО «Управление благоустройства и очистки» экономически необоснованные размеры необходимой валовой выручки тарифов на обращение с твёрдыми коммунальными отходами, противоречат пункту 2 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 1998 № 89-ФЗ, положениям пунктов 12, 14, 16 Основ ценообразования, пункта 88 Методических рекомендаций, нарушают право административного истца на возмещение необходимых затрат при осуществлении регулируемой деятельности, не обеспечивают соблюдение баланса экономических интересов в сфере обращения твёрдых коммунальных отходов, не согласуются с целями тарифного регулирования.

Исходя из этого, суд в соответствии с пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснением, приведённым в абзаце 2 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», считает необходимым удовлетворить административные исковые требования ООО «Управление благоустройства и очистки» и признать приказ Управления от 26 февраля 2021 года № 8 недействующим со дня вступления его в силу - с 1 марта 2021 года, то есть с момента, когда оспариваемые положения были введены в действие и стали противоречить ранее принятым нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Признание оспариваемого приказа недействующим со дня его принятия (как просит административный истец) не соответствует указанным выше положениям закона, поскольку до момента вступления его в силу он в противоречии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не находился.

При этом суд учитывает, что оспариваемые нормативные положения имеют ограниченный срок действия, в связи с чем, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьёй 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В связи с удовлетворением административного иска с Управления в пользу ООО «Управление благоустройства и очистки» в соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей, понесённые административным истцом при обращении в суд, подтверждённые платежным поручением от 25 марта 2021 года № 1305 (том 1 л.д. 9).

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по настоящему делу или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в источнике официального опубликования нормативных правовых актов Управления.

Руководствуясь статьями 175-177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Управление благоустройства и очистки» удовлетворить.

Признать недействующим приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26 февраля 2021 года № 8 «О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20 декабря 2019 года № 226 (с последующими изменениями)» со дня вступления его в законную силу - 1 марта 2021 года.

Взыскать с Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управление благоустройства и очистки» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в источнике официального опубликования нормативных правовых актов Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Нижний Новгород) через Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2021 года.

Судья Е.М. Шелахаева