РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань |
Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хмельниковой Е.А.,
при секретаре Ворониной Н.Н.,
с участием
прокурора Воробьёвой В.А.,
представителя административного истца ООО ТД «Барс» Соловьева В.В.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области и заинтересованного лица ГБУ РО «Центр ГКО» Степаненко И.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО ТД «Барс» к министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области об оспаривании в части нормативного правового акта - постановления министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2020 № 23-п "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области",
УСТАНОВИЛ:
ООО ТД «Барс» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части постановления Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2020 № 23-п «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области».
В обоснование требований указано, что ООО ТД «Барс» является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами с кадастровым №, и с кадастровым №
Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2020 № 23-п «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области» утверждена их кадастровая стоимость.
Административный истец, ссылаясь на нарушение своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, полагает, что в части определения кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости постановление Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - Федеральному закону от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 и действовавшим на момент принятия оспариваемого акта.
Просит признать недействующим постановление Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2020 № 23-п «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области» с момента вступления его в силу в части утверждения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области и заинтересованного лица - ГБУ Рязанской области «Центр государственной кадастровой оценки» административный иск не признала, указала, что государственная кадастровая оценка проведена в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 №226.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Рязанской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (статья 1).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение) (ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 237-ФЗ).
Государственная кадастровая оценка в силу части 3 статьи 6 Федерального закона N 237-ФЗ включает в себя следующие процедуры: 1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; 2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки (далее - отчет); 3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (часть 1 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ).
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Рязанской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" является Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (подпункт 5 пункта 2 главы II Постановления Правительства Рязанской области от 11.06.2008 № 98 "Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области").
В соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 10.07.2019 № 427-р проведена в 2020 году государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области.
По результатам проведения кадастровой оценки составлен Отчет № 7 об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2020 (далее – Отчет № 7).
Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2018 № 23-П утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области по состоянию на 1 января 2020 года. Опубликовано в сетевом издании «Рязанские ведомости» www.rv-ryazan.ru 15.10.2020, официальном интернет-портале правовой информации 23.10.2020 и официальном сайте Правительства Рязанской области 15.10.2020.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Суд находит основанными на неправильном толковании законодательства доводы административного истца о том, что определение результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости в Рязанской области по состоянию на 1 января 2020 года и утверждение их оспариваемым постановлением Минимущества Рязанской области противоречит пункту 7 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому государственная кадастровая оценка не проводится в случае, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.
Правоотношения, связанные с государственной кадастровой оценкой объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области возникли в связи с изданием приказа Минимущества Рязанской области от 10.07.2019 № 424-р, то есть ранее принятия Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 11 августа 2020 года.
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (статья 4 Гражданского Кодекса РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Учитывая, что Федеральный закон № 269-ФЗ вступил в силу 11 августа 2020 года, при этом в самом законе не указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие, судом отклоняются доводы административного истца о противоречии оспариваемого постановления Федеральному закону № 269-ФЗ.
Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» определяет государственную кадастровую оценку как совокупность установленных частью 3 статьи 6 данного закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном этим законом (пункт 1 части 1 статьи 3).
Государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости (статья 4 Федерального закона № 237-ФЗ).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона № 237-ФЗ).
На момент принятия оспариваемого постановления правила, по которым установлена кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, определялись Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 (далее Методические указания).
При определении кадастровой стоимости бюджетным учреждением проводится группировка объектов недвижимости. Для целей определения кадастровой стоимости методами массовой оценки объекты недвижимости объединяются в группы и подгруппы (при необходимости) в соответствии с Указаниями (пункт 7.1 Методических указаний).
Из материалов дела следует, что ООО ТД «Барс» является собственником
нежилого здания магазина с кадастровым №, площадью 1546 кв.м., по адресу: , количество этажей 2 в том числе подземных 1,
и нежилого помещения с кадастровым №, площадью 753,1 кв.м.. по адресу: , расположенного в административном здании с кадастровым №.
При определении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости использовался затратный подход.
Затратный подход основан на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства или замещения объекта недвижимости. Для использования этого подхода необходимы актуальные и достоверные данные о соответствующих затратах (пункт 7.1.2 Методических указаний).
Объект с кадастровым № отнесён в группу 4 «Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения», в подгруппу 01:0402 «Магазины 250 кв.м и более».
Объект недвижимости с кадастровым № представляет собой помещение, расположенное в административном здании с кадастровым №. В рамках кадастровой оценки здание с кадастровым № было отнесено к административным зданиям (группа 01:0603)
Для группировки объектов недвижимости предоставляются сведения ЕГРН, а также сведения, содержащиеся в учетно-технической документации (при наличии). В ЕГРН содержатся сведения о площади, этажности, материале наружных стен, наименовании и годе завершения строительства (ввода в эксплуатацию), дате постановки на кадастровый учет, адресе.
Группы (подгруппы) зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (далее ОНС), помещений, машино-мест, кадастровая стоимость которых определяется затратным подходом, разделяются исходя из видов использования объектов недвижимости с разбивкой объектов по классу конструктивной схемы, классу качества объекта (уровню отделочных покрытий и качеству инженерных коммуникаций), классу их капитальности, условиям строительства, этажности и прочее.
При отсутствии доступной информации по какому-либо параметру данный параметр определяется на основе допущений либо не участвует в группировке (пункт 7.3.1 Методических указаний).
Учитывая возможность использования допущений, предусмотренных абзацем 2 пункта 7.3.1 Методических рекомендаций, при проведении государственной кадастровой оценки, суд приходит к выводу, что группировка объектов недвижимости в группы и подгруппы произведена без нарушений требований Методических указаний в соответствии с приложением № 2 Методических рекомендаций – таблицей рекомендуемых кодов для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, позволяющей разбить объекты на основные группы (подгруппы).
Моделирование в рамках затратного подхода основано на определении зависимости затрат от удельных показателей затрат на создание (замещение, воспроизводство) аналогичных объектов (пункт 7.3 Методических указаний), в том числе с использованием специальных справочников.
Каждой подгруппе объектов оценки подобрана группа аналогов (или единственный аналог) с таким же или аналогичным наименованием. Аналоги сгруппированы по классу конструктивной системы (КС) в рамках каждой подгруппы. Для расчета стоимости объекта оценки применялся средний показатель стоимости строительства аналогов с учетом определенного класса КС.
В рамках данной государственной кадастровой оценки основной информационной базой оценки недвижимости являлись справочники серии «Справочник оценщика», опубликованные компанией КО-ИНВЕСТ, 2016 года издания.
При расчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым № использованы объекты-аналоги - здания магазинов (группа 01:0402), имеющие класс конструктивных систем КС-1 (материал стен – кирпич) и разную этажность от 1 до 5.
Для расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым № использовался метод моделирования на основе УПКС, заключающийся в том, что помещения, отнесенные к тем же функциональным подгруппам, что и здания, в которых такие помещения расположены, наследуют УПКС от родительских объектов. Объект недвижимости с кадастровым № представляет собой помещение, расположенное в административном здании с кадастровым №, этажность 3.
Использованные объекты-аналоги представляют собой административные здания (группа 01:0603), имеющие класс конструктивных систем КС-1 (материал стен – кирпич) и разную этажность.
Характеристики аналогов наиболее соответствуют объектам по совокупности признаков, что отвечает требованиям Методических рекомендаций. Учитывая массовый характер оценки, использование усреднённого показателя нескольких аналогов является обоснованным.
В связи с изложенным, доводы административного истца о неправильном подборе аналогов отклоняются судом.
Согласно пункту 7.3.10 Методических указаний затраты на строительство (воспроизводство, замещение) объектов недвижимости рассчитываются на основе сметных нормативов строительства, то есть на основе государственных, отраслевых, территориальных, фирменных или индивидуальных сметных нормативов, образующих систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве, с применением утвержденных индексов цен в строительстве на строительно-монтажные работы, применяемых в сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства, и коэффициентов перехода от цен базового района к уровню цен субъектов Российской Федерации.
В случае наличия нескольких сметных нормативов применяются в первую очередь территориальные (региональные) сметные нормативы. В случае их отсутствия, или если они не утверждены, осуществляется выбор иных справочников по затратам на строительство и обоснование такого выбора.
При пересчете показателей справочников рекомендуется использовать индексы пересчета сметной стоимости строительства региональных центров по ценообразованию в строительстве.
В Рязанской области отсутствуют актуальные данные по сметным ценам на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве и единичные расценки на строительные и специальные строительные работы по состоянию на 01.01.2020 года (по состоянию на дату оценки). А имеющиеся данные по сметным ценам на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве и единичные расценки на строительные и специальные строительные работы не применимы для целей государственной кадастровой оценки.
Доводы административного истца о том, что при расчёте кадастровой стоимости подлежали применению территориальные сметные нормативы, согласно постановлению главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 31.12.2010 № 6-01-33, которым утверждены территориальные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования, капитальный ремонт оборудования, пуско-наладочные работы, сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемых при строительстве на территории Рязанской области, суд находит несостоятельными.
Согласно постановлению Главархитектуры Рязанской области от 26.01.2012 № 1-п «О внесении изменений в Постановление главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 31.12.2010 N 6-01-33 "Об утверждении территориальных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования, капитальный ремонт оборудования, пусконаладочные работы, сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые при строительстве на территории Рязанской области» с 01 февраля 2012 года представленные сборники (территориальные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы. Рязанская область (ТЕР-2001). ТЕР 81-02-01-2001. Часть 1. Земляные работы и территориальные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве. Рязанская область (ТССЦ-2001). ТССЦ-2001. Часть 1. Материалы для общестроительных работ) утратили силу.
Таким образом, утратили силу те единичные расценки на строительные и специальные строительные работы, которые могли быть использованы при проведении государственной кадастровой оценки.
Пунктом 12 приказа Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 07.11.2013 № 418/ГС «О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» утверждены территориальные сметные нормативы в Рязанской области, подлежащие применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. В связи с этим применение данных нормативов для целей государственной кадастровой оценки необоснованно.
Кадастровая стоимость была рассчитана с применением справочника «КО-ИНВЕСТ» за 2016 год с перерасчетом цен на 01.01.2020 с использованием временного коэффициента 1,132.
Представитель административного истца, указывая на неправильное применение коэффициентов, полагает, что при государственной кадастровой оценке неправильно применен коэффициент на изменение цен на 01.01.2020, размер которого должен составлять 1,190, а также утверждает, что необходимо было использовать справочник «КО-ИНВЕСТ» за 2020 год.
Эти суждения административного истца ошибочны, поскольку названные положения пункта 7.3.10 Методических указаний позволяют применить справочники укрупненных показателей стоимости строительства «КО-ИНВЕСТ» за 2016/2015 годы с использованием индексов пересчета сметной стоимости строительства региональных центров из цен 2016/2015 годов к ценам на 01.01.2020, размер которых составил 1,132. Обоснование определения этого индекса пересчета сметной стоимости из цен 2016 года к ценам на 01.01.2020 не противоречит положениям 7.3.10 Методических указаний.
Несостоятельно утверждение административного истца и о неправильном применении регионального коэффициента. Его определение не противоречит положениям 7.3.10 Методических указаний.
Доводы административного истца о том, что при расчёте кадастровой стоимости не была учтена информация об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов в судебном порядке, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 12 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в рамках подготовки к определению кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляются в том числе сбор, обработка и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в установленном порядке.
Согласно пункту 2.4 Методических указаний в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке бюджетным учреждением осуществляются в том числе сбор, обработка и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8.6 главы VIII Методических указаний о государственной кадастровой оценке, в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости предусмотрена возможность использования результатов иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Из содержания Отчета №7 следует, что приведённый пункт 2.4 Методических указаний соблюден бюджетным учреждением, отказ от использования результатов иных оценок мотивирован в Отчёте. Обязанность создавать группу, учитывающую результаты иных оценок объектов недвижимости при расчете кадастровой стоимости, не предусмотрена ни Законом "О государственной кадастровой оценке", ни Методическими указаниями.
Также отклоняются судом доводы административного истца о том, что при утверждении кадастровой стоимости не учтён экономический эффект пандемии COVID-19, поскольку государственная кадастровая оценка проведена по состоянию на 1 января 2020 года, то есть в период до наступления негативных экономических последствий от пандемии, начавшейся в 2020 году.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в оспариваемой части постановление Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2020 № 23-п «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области» не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении по административного искового заявления ООО ТД «Барс» к министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области об оспаривании в части нормативного правового акта - постановления министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2020 № 23-п "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области - отказать
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Рязанский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 1.08.2022 года