ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-970/201809 от 09.11.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-970/2018 09 ноября 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.

при секретаре Рогалевой Г.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 09 ноября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что 31 мая 2016 года Октябрьским районным судом г. Архангельска по гражданскому делу № 2-4214/2016 вынесено решение об удовлетворении ее исковых требований о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения. До настоящего времени решение суда не исполнено. Существенное затягивание сроков исполнения судебного решения имело место по независящим от истца обстоятельствам. Просит взыскать с ответчика компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 381 400 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержал.

Представитель административных ответчиков Администрации муниципального образования «Город Архангельск», департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО3 в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что судебным решением на Администрацию возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда за счет субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ежемесячно в министерство образования и науки Архангельской области направляются отчеты о предоставлении и расходовании субвенций с указанием численности детей-сирот, включенных в список подлежащих обеспечению жилым помещением, на основе которых Министерство и формирует объем субвенций. По состоянию на 01 января 2016 года на исполнении находилось 170 судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, по состоянию на 01 января 2018 года – 235 решений. В 2017 году уменьшился размер субвенции, предусмотренной муниципальному образованию «Город Архангельск» на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В первой редакции закона Архангельской области от 23 декабря 2016 года № 503-31-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на указанные цели предусматривались средства в размере 43 586 100,00 рублей. Законом Архангельской области от 24 марта 2017 года № 520-33-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на указанные цели размер субвенции из бюджета Архангельской области снижен до 40 981 600,00 рублей, в окончательной редакции – до 41 683 290,60 рублей. В 2016 году из бюджета Архангельской области было выделено на эти цели 40 328 900 руб., в 2018 году - 38 505 852,11 руб. В 2016 году приобретено 23 квартиры, в 2017 году – 26, в 2018 году – 17. Все денежные средства Администрацией муниципального образования освоены в полном объеме. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам в хронологическом порядке исходя из даты вынесения судебного решения. Ежегодно Администрацией у Архангельской области запрашиваются дополнительные денежные средства, поскольку выделенных денежных средств недостаточно на исполнение всех судебных решений. По состоянию на 09 ноября 2018 года решение в отношении истца находится за номером 97 в условном списке судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.

Административный истец, представители административного ответчика министерства финансов Архангельской области, заинтересованных лиц управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск», министерства образования и науки Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административных ответчиков Администрации муниципального образования «Город Архангельск», департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск», исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Согласно пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

По смыслу части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация не присуждается, если длительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями административного истца, заявителя либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой) (пункт 59 указанного постановления).

Как следует из материалов дела, истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 2 статьи 11 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом установлено, что вступившим в законную силу 07 июля 2016 года решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 31 мая 2016 года по гражданскому делу № 2-4214/2016 исковые требования ФИО1 удовлетворены. На Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» возложена обязанность предоставить истцу по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте г. Архангельска, за счет средств субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

07 июля 2016 года судом выдан исполнительный лист , который был представлен в ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска.

03 октября 2016 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства . Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Также должник предупрежден, что за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, неисполнение судебного акта виновные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 12 декабря 2016 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный срок.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения (19 декабря 2016 года, 02 июля 2018 года), устанавливались новые сроки исполнения.

В ответ на указанные требования должник сообщал, что решение суда будет исполнено при наличии жилого помещения, отвечающего требованиям судебного решения, в порядке очередности вынесения судебного решения о предоставлении жилого помещения, с учетом прав граждан, в отношении которых судебные решения были вынесены ранее.

Судом также установлено, что до настоящего времени решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 31 мая 2016 года по гражданскому делу № 2-4214/2016 не исполнено, исполнительное производство судебным приставом-исполнителем ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска не окончено.

С настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратилась в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска 15 октября 2018 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок, поскольку на момент обращения в суд решение суда не было исполнено.

Продолжительность исполнения судебного решения в данном случае составляет 02 года 04 месяца 01 день (со дня вступления решения суда в законную силу по день вынесения настоящего решения).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным. Поведение административного истца не влияло на длительность исполнения судебного акта.

В качестве причин, препятствующих Администрации муниципального образования «Город Архангельск» исполнить решение суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения, указано, что муниципальное образование «Город Архангельск» осуществляет реализацию государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Администрация ежемесячно направляет в министерство образования и науки Архангельской области отчеты о предоставлении и расходовании субвенций с указанием численности детей-сирот, включенных в список подлежащих обеспечению жилым помещением, и список находящихся на исполнении судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам. На основе этих данных министерство образования и науки Архангельской области формирует объем субвенций. Размер субвенций в 2017 году составил 41 683 290,60 руб., за счет которых приобретено 26 жилых помещений во исполнение 26 судебных решений, средства субвенции израсходованы в полном объеме. В целях исполнения имеющихся судебных решений по данной категории споров Администрация МО «Город Архангельск» неоднократно обращалась в Правительство Архангельской области о выделении дополнительных средств на вышеуказанные цели, но положительных результатов достигнуто не было. Освоение выделенных средств в полном объеме и действия по запросу дополнительных денежных средств в полной мере свидетельствуют о достаточности и эффективности осуществляемых Администрацией муниципального образования «Город Архангельск» действий по исполнению судебного акта. На протяжении ряда лет городской бюджет муниципального образования принимается с предельным дефицитом. При этом бюджет всегда социально ориентирован и удельный вес расходов на социально ориентированные цели составляет более 76 %. При направлении денежных средств городского бюджета на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа будут нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

Министерством финансов Архангельской области указано, что ответственность за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть возложена исключительно на муниципальное образование «Город Архангельск», являющееся ответчиком по рассмотренному Октябрьским районным судом г. Архангельска 31 мая 2016 года делу № 2-4214/2016. Данным судебным решением какие-либо обязанности на органы исполнительной власти Архангельской области не возложены. Надлежащим административным ответчиком по делу является департамент финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск». На исполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, муниципальному образованию «Город Архангельск» на 2016 год перечислены субвенции на общую сумму 40 328,9 тыс. руб., на 2017 год – на сумму 41 642,0 тыс. руб., на 2018 год – на сумму 38 505,9 тыс. руб.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 вышеназванного постановления от 29.03.2016 № 11, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В соответствии со статьей 5, пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 5 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части предоставления им жилых помещений осуществляется также в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Законом Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 45, пункт 1 статьи 46).

В силу пункта 2 статьи 46 данного закона в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований, в частности, осуществляют следующие государственные полномочия: приобретают жилые помещения либо осуществляют организацию строительства жилых домов, либо приобретают не завершенные строительством жилые помещения и организуют проведение работ по завершению строительства данных жилых помещений; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений и т.д.

Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий, указанных в статье 46 областного закона № 84-5-ОЗ, установлен постановлением Правительства Архангельской области от 14.01.2014 № 1-пп, в соответствии с которым финансирование расходов на указанные цели осуществляется путем предоставления министерством образования и науки Архангельской области органам местного самоуправления Архангельской области субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем перечисления указанных сумм в порядке межбюджетных отношений на лицевые счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

По сообщению министерства образования и науки Архангельской области на 2016 год муниципальному образованию «Город Архангельск» на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений были выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 40 328 900 рублей. Правительством Архангельской области в собственность муниципального образования «Город Архангельск» передано 29 однокомнатных благоустроенных квартир в доме № 360/1 по пр. Ленинградский г. Архангельска для их последующего предоставления лицам указанной категории. По состоянию на 31 декабря 2016 года предусмотренные средства Администрацией Архангельска израсходованы в полном объеме, жилыми помещениями обеспечены 64 человека.

На 2017 год муниципальному образованию «Город Архангельск» за счет средств федерального и областного бюджетов на те же цели выделено 41 642 030,60 рублей. По состоянию на 31 декабря 2017 года средства Администрацией Архангельска израсходованы в полном объеме, приобретено 26 благоустроенных квартир для детей-сирот.

На 2018 год муниципальному образованию «Город Архангельск» на указанные цели были выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 38 505 852,11 рублей, на которые в текущим году приобретено 16 благоустроенных квартир, планируется приобрести еще 7 квартир для детей-сирот.

По состоянию на 01 октября 2018 года численность детей-сирот, включенных в список на обеспечение жильем в г. Архангельске, составила 587 человек, в том числе лиц, у которых право на получение жилого помещения возникло и не было реализовано, – 442 человека, количество неисполненных судебных решений о предоставлении детям-сиротам жилья в г. Архангельске – 264. Общая потребность средств на приобретение жилых помещений для лиц указанной категории в г. Архангельске составляет 830 249 706,00 рублей, из них 495 895 752,00 рублей необходимо на исполнение судебных решений.

Также в сентябре 2017 года муниципальному образованию «Город Архангельск» на исполнение данных государственных полномочий были увеличены объемы финансирования из областного и федерального бюджетов на 701 690,60 рублей (с 40 981 600,00 рублей до 41 642 030,60 рублей).

Вследствие дефицита областного бюджета, который сформирован с предельным уровнем государственного долга, не представляется возможным предусмотреть объемы финансирования муниципальному образованию «Город Архангельск» на осуществление государственных полномочий в полной мере.

Изложенное свидетельствует о том, что предпринимаемых органами государственной власти Архангельской области мер недостаточно для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда даже тех лиц указанной категории, в отношении которых состоялись судебные решения о предоставлении жилья.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для присуждения компенсации за неисполнение принятого в пользу административного истца судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета Архангельской области.

В тоже время, суд отмечает, что в силу положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» обязанность выплатить компенсацию в случае установления факта нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок возникает независимо от вины органов государственной власти, местного самоуправления, на которые возложена обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.

Пунктом 2 статьи 46 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» и пунктом 3 статьи 14 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» предусмотрено, что именно органы местного самоуправления городского округа принимают решение о предоставлении данной категории граждан жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключают договор найма.

То обстоятельство, что Администрация муниципального образования «Город Архангельск» неоднократно обращалась в Правительство Архангельской области с просьбой выделения дополнительных денежных средств на осуществление данных государственных полномочий, не освобождает ее от предусмотренной Федеральным законом от 30.04.2010 № 68-ФЗ ответственности.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

В силу пунктов 1.1, 1.7 Положения о департаменте финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением мэра г. Архангельска от 29.11.2011 № 569, названный орган местного самоуправления является функциональным органом Администрации муниципального образования «Город Архангельск» и обладает статусом финансового органа муниципального образования «Город Архангельск», является юридическим лицом.

Согласно пунктам 1, 5 и 6 Положения о министерстве финансов Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 217-пп, данный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляет функции финансового органа Архангельской области, обладает правами юридического лица, его финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана как с департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета, так и с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для истца, суд считает необходимым взыскать в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета в размере 21 000 рублей, с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в размере 49 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 300 рублей.

Следовательно, взысканию в пользу ФИО1 подлежит государственная пошлина в возврат с департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета и с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в размере по 150 рублей с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.

Взыскать с департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 21 000 (двадцать одна тысяча) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет ФИО1 , открытый в <данные изъяты>.

Взыскать с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 49 000 (сорок девять тысяч) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет ФИО1 , открытый в <данные изъяты>.

Взыскать с департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1 государственную пошлину в возврат в сумме 150 рублей.

Взыскать с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу ФИО1 государственную пошлину в возврат в сумме 150 рублей.

Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Рассошенко