ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-970/2022 от 16.05.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2022 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,

с участием прокурора Пижамовой О.И.,

представителя административного истца Савватеева Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-970/2021 по административному исковому заявлению Исакова Кирилла Александровича, Наумкиной Элины Дамировны, Гориной Екатерины Сергеевны к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пунктов 4697, 1830 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года № 3033, пунктов 7664, 25080, 25217 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907, пунктов 8735, 28098, 28235 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, пунктов 8529, 29701, 29713, 29848 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608, пунктов 9363, 30646, 30658, 30780 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 12201, пунктов 8166, 28974, 28986, 29117 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014, пунктов 8053, 5778, 5790, 5912 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233, со дня их принятия, указывая, что они являются собственниками нежилых помещений, расположенных по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, ул.Офицерская, д.15: Исаков К.А – нежилого помещения с кадастровым номером , Наумкина Э.Д. – нежилого помещения с кадастровым номером , Горина Е.С. – нежилого помещения с кадастровым номером . Помещения расположены в здании с кадастровым номером , которое расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101155:602 с видом разрешенного использования: для строительства гаража. Указанные нежилые помещения и здание не подпадают под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ. Здание имеет наименование: гараж с надстроем над подземным гаражом под размещение офисов, торговых помещений, гостиничных номеров и помещений соцкультбыта. Доля всех помещения в здании, которые потенциальном могут оказаться соответствующими критериям включения в Перечни не превышает 20%. Административными истцами не осуществляет предпринимательская деятельность в указанных выше помещения, они используются для личного проживания. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание: для строительства гаража. Включение указанных объектов недвижимости в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административных истцов, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу. Просили заявленные требования удовлетворить.

Представитель административных истцов по доверенностям Савватеев Н.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения, в которых указал, что поскольку объект недвижимости с кадастровым номером имеет наименование «гараж с надстроем над подземным гаражом под размещение офисов, торговых помещений, гостиничных номеров и помещений соцкультбыта», что позволяет отнести его к объектам делового, административного или коммерческого назначения, министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни на основании пункта 3 ст.378.2 НК РФ. Указанный довод подтверждается сведениями независимой международной картографической компании «2ГИС», размещённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», согласно которым нежилое здание является торговым домом «Легион». Поскольку нежилые помещения расположены в здании, включенном в Перечни, министерство включило спорные помещения в Перечни в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административных истцов.

Суд, выслушав представителя административных истцов, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Самарской области от 10.11.2014 г. № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3265 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru – 30.11.2015 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru – 24.11.2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313(29859) 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна" N 316(29862) 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна" N 318(29864) 30.11.2016 (продолжение), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» № 218 (30176), от 01.11.2017 года № 283 (30178), от 02.11.2017 года № 285 (30180), от 16.11.2017 года № 297 (30192), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.pravo.samregion.ru 16.11.2018, в газете «Волжская коммуна», N 308(30543) от 20.11.2018 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете «Волжская коммуна», N 158(30741), 23.10.2019 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 опубликован в газете «Волжская коммуна» N 171(30955) от 21.10.2020 года, приказ министерства имущественных отношений от 22.10.2021 года № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021 года.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.

В вышеуказанные перечни под пунктом 4697 (на 2016 год), под пунктом 7664 (на 2017 год), под пунктом 8735 (на 2018 год), под пунктом 8529 (на 2019 год), под пунктом 9363 (на 2020 год), под пунктом 8166 (на 2021 год), под пунктом 8053 (на 2022 год) включен объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером , наименование: гараж с надстроем над подземным гаражом под размещение офисов, торговых помещений, гостиничных номеров и помещений соцкультбыта, площадью 27386 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, ул.Офицерская, 15.

В пределах указанного здания находятся:

нежилое помещение с кадастровым номером , наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 98,6 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 2, этаж № 3, принадлежащее на праве собственности Исакову К.А.,

нежилое помещение с кадастровым номером , наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 102,2 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, принадлежащее на праве собственности Абдулиной Э.Д.,

нежилое помещение с кадастровым номером , наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 102,2 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 2, этаж № 3, принадлежащее на праве собственности Гориной Е.С., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 18.03.2022 года.

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в перечни под пунктом 29701 (на 2019 год), под пунктом 30646 (на 2020 год), под пунктом 28974 (на 2021 год), под пунктом 5778 (на 2022 год).

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в перечни под пунктом 18300 (на 2016 год), под пунктом 25080 (на 2017 год), под пунктом 28098 (на 2018 год), под пунктом 29713 (на 2019 год), под пунктом 30658 (на 2020 год), под пунктом 28986 (на 2021 год), под пунктом 5790 (на 2022 год).

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в перечни под пунктом 25217 (на 2017 год), под пунктом 28235 (на 2018 год), под пунктом 29848 (на 2019 год), под пунктом 30780 (на 2020 год), под пунктом 29117 (на 2021 год), под пунктом 5912 (на 2022 год).

Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, согласно п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ РФ от 30.11.2016 года № 401-ФЗ), в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое помещение с кадастровым номером , имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, виды разрешенного использования: данные отсутствуют,

нежилое помещение с кадастровым номером , имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, виды разрешенного использования: данные отсутствуют,

нежилое помещение с кадастровым номером , имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

Указанные нежилые помещения расположены в здании с кадастровым номером , наименование: гараж с надстроем над подземным гаражом под размещение офисов, торговых помещений, гостиничных номеров и помещений соцкультбыта, назначение: данные отсутствуют, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101155:602, виды разрешенного использования: для строительства гаража, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.03.2022 года.

Согласно техническому паспорту, здание состоит из: - 3 этаж: боксы, -2 этаж: боксы, л/клетка, тамбур, проезды, кладовые, коридор, - 1 этаж: боксы, тамбур, л/клетка, тепл. узел, кладовые, коридоры, кладовки, проезд, 1 этаж: боксы, подсобные, тамбуры, торговое площадью 22,6 кв.м., тепл.узел, бильярдн., комн. отд., раздевалка, коридор, бассейны площадью 17,2 кв.м., 17,5 кв.м., душевая, сан.узел, парные площадью 6,4 кв.м., 6,3 кв.м., эл. щитов., админ. площадью 9,3 кв.м., торговый зал площадью 20,4 кв.м., кабинеты, туалет, умывальн., торговое площадью 45,8 кв.м., боксы, проезд, комн.охр., лифт, парикмах. площадью 32,1 кв.м., кафе площадью 38,1 кв.м., кухня площадью 4,8 кв.м., торговое площадью 26,6 кв.м., 19,1 кв.м., 13,8 кв.м., 38,1 кв.м., 72,0 кв.м., 38,1 кв.м., вент.камера, пож.выход, мойка, 2 этаж: нежилые помещения, л/клетка, гостин.ном., с/узлы, офисы площадью 52,6 кв.м., кафе площадью 33,8 кв.м., парикмах. площадью 35,2 кв.м., офисы площадью 15,2 кв.м., 14,9 кв.м., коридоры, душевая, фитнес зал, подсобные, кабинет, офисы площадью 58,5 кв.м., 19,4 кв.м., 19, 3 кв.м., 17,2 кв.м., 19,1 кв.м., 14, 4 кв.м., 14,4 кв.м., 15,0 кв.м., 19,9 кв.м., 17, 2 кв.м., 18,0 кв.м., 8,4 кв.м., приемная площадью 18 кв.м., ателье, торговый зал площадью 52,4 кв.м., боксы, проезд, 3 этаж: лестничн. клет., гост. пом., с/узлы, офисы площадью 19,1 кв.м., 16,1 кв.м., кафе площадью 60,3 кв.м., 64,0 кв.м., кабинет, парикм. площадью 8,2 кв.м., гидроман, туалет, душевые, подсобн., тренерск, раздевалка, трен. зал, фитнес зал, кухня площадью 19,2 кв.м., боксы, проезд, офисы площадью 18,0 кв.м., 8,3 кв.м., 4 этаж: вент.камеры, торговые площадью 39,5 кв.м., 40,3 кв.м., 40,6 кв.м., 41,9 кв.м., 39,8 кв.м., 40,6 кв.м., 39,5 кв.м., 20,1 кв.м., 21,0 кв.м., 35,3 кв.м., 32,2 кв.м., 40,7 кв.м., 21,3 кв.м., 21,1 кв.м., 21,0 кв.м., 19,2 кв.м., 41,7 кв.м., 43,2 кв.м.,12,6 кв.м, 13,6 кв.м., 21,3 кв.м., 20,9 кв.м., 42,1 кв.м., 21,4 кв.м., 21,4 кв.м., 43,0 кв.м., 21,2 кв.м., 21,6 кв.м., 21,8 кв.м., 21,7 кв.м., 21,4 кв.м., 21,1 кв.м., 22,5 кв.м., 18,4 кв.м., 14,3 кв.м., 18,0 кв.м., 37,0 кв.м., 41,2 кв.м., 42,0 кв.м., 28,0 кв.м., 50,5 кв.м., 37,7 кв.м., 32,8 кв.м., 32,3 кв.м., 66,9 кв.м., 67,1 кв.м., 17,9 кв.м., 19,0 кв.м., 63,8 кв.м., 9,7 кв.м., 7,4 кв.м., 8,3 кв.м., 9,3 кв.м., 9,1 кв.м., 9,8 кв.м., 7,4 кв.м., 8,3 кв.м., 9,4 кв.м., 9,4 кв.м., 106,9 кв.м., 32,2 кв.м., 21,0 кв.м., 14,3 кв.м., 17,7 кв.м., 22,1 кв.м., 28,6 кв.м., 28,9 кв.м., 27,6 кв.м., 21,9 кв.м., 12,0 кв.м., 20,9 кв.м., 14,4 кв.м., 13,2 кв.м., 21,1 кв.м., 32,3 кв.м., 18,0 кв.м., 28,2 кв.м., 28,3 кв.м., 28,0 кв.м., 22,1 кв.м. 17,3 кв.м., 21,8 кв.м., 32,5 кв.м., 32,1 кв.м., 31,5 кв.м., 8,7 кв.м., 8,2 кв.м., 9,0 кв.м., 9,5 кв.м., 6,1 кв.м., 8,0 кв.м., 9,9 кв.м., 8,1 кв.м., 10,2 кв.м., 8,6 кв.м., 7,6 кв.м., 9,4 кв.м., 7,7 кв.м., 9,7 кв.м., 64,7 кв.м., 10,7 кв.м., 26,6 кв.м., 67,0 кв.м., 62,0 кв.м., 25,0 кв.м., 36,8 кв.м., 15,5 кв.м., 12,5 кв.м., л/клетка, эл.щитов., комнт. охр, сан.узлы, коридоры, офис площадью 8,7 кв.м., 5 этаж: маш.отд., офисы, площадью 14,8 кв.м., 22,2 кв.м., л/клетка.

Суд полагает, что термин «кабинеты» не тождественен термину «офисы». При этом общая площадь торговых помещений, офисов, кухни, бассейна, парной, админ, парикм, кафе в здании составляет 3 918 кв.м., что менее 20% от общей площади здания (5 477,2 кв.м.).

Согласно техническому паспорту на нежилое помещение – часть гостиницы, общей площадью 102,2 кв.м., помещение состоит: 2 этаж: гостин.помещ., санузел, лестн. клетка, 3 этаж: гостин.помещ., санузел.

Согласно техническому паспорту на нежилое помещение площадью 10,2 кв.м., помещение состоит: 1 этаж: тамбур, 2 этаж: лестничная клетка, санузел, гостиничный номер, 3 этаж: гостиничные номера, санузел.

В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение общей площадью 98,6 кв.м., помещение состоит: 2 этаж: гостиничные номера, санузел, лестничная клетка, 3 этаж: гостиничные номера, санузел.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение, технические характеристики нежилого здания и расположенных в нем нежилых помещений, площадь торговых, офисных помещений, помещений общественного питания и бытового обслуживания составляет менее 20% от общей площади здания, а также учитывая вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предполагают размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорных объектов недвижимости не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.

Как следует из материалов, мероприятий по определению фактического использования объектов недвижимости на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.

Доказательств фактического использования объектов недвижимости в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания суду не представлено.

Доводы представителя административного ответчика в письменных возражениях на сведения с сайта «2 ГИС» не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства расположения в здании административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, так как у суда отсутствуют сведения о размещении в здании указанных объектов.

Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая сведения из Единого государственного реестра недвижимости и документов технического учета нежилых помещений, здания, земельного участка, отсутствие доказательств их фактического использования, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах требования административных истцов в части необоснованности включения в Перечни объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.

Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Принимая во внимание, что срок уплаты налога на имущество за 2016- 2020 годы на момент рассмотрения настоящего дела истек, а срок исковой давности по взысканию недоимки по налогу составляет три года, суд считает, что оспариваемые административными истцами положения затрагивают их права и интересы, поскольку были применены и будут подлежать применению к административным истцам в указанные сроки, как к плательщикам налога на имущество.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов в полном объеме.

Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Исакова Кирилла Александровича, Наумкиной Элины Дамировны, Гориной Екатерины Сергеевны к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года № 3033, в части включения в него

под пунктом 4697 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 18300 нежилого помещения с кадастровым номером , со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907, в части включения в него

под пунктом 7664 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 25080 нежилого помещения с кадастровым номером ,

под пунктом 25217 нежилого помещения с кадастровым номером со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, в части включения в него

под пунктом 8735 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 28098 нежилого помещения с кадастровым номером ,

под пунктом 28235 нежилого помещения с кадастровым номером , со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 в части включения в него

под пунктом 8529 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 29701 нежилого помещения с кадастровым номером ,

под пунктом 29713 нежилого помещения с кадастровым номером ,

под пунктом 29848 нежилого помещения с кадастровым номером , со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 в части включения в него

под пунктом 9363 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 30646 нежилого помещения с кадастровым номером ,

под пунктом 30658 нежилого помещения с кадастровым номером ,

под пунктом 30780 нежилого помещения с кадастровым номером , со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 в части включения в него

под пунктом 8166 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 28974 нежилого помещения с кадастровым номером ,

под пунктом 28986 нежилого помещения с кадастровым номером ,

под пунктом 29117 нежилого помещения с кадастровым номером , со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233 в части включения в него

под пунктом 8053 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 5778 нежилого помещения с кадастровым номером ,

под пунктом 5790 нежилого помещения с кадастровым номером ,

под пунктом 5912 нежилого помещения с кадастровым номером , со дня его принятия.

Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течении одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.05.2022 года.

Судья: М.А.Панкова