ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-978/20 от 29.07.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-978/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2020 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Казакова Д.А.,

секретарь Завгородняя И.С.

с участием прокурора Шаповалова К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Клак Олега Петровича к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, заинтересованное лицо администрация Краснодарского края, об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Клак О.П. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим со дня принятия пункты №№37012, 37013, 37014 Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года №2745 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».

Пункты №№33425, 33426, 33427 Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года №3008 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

Пункты №№38286, 38287, 38302 Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года №3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

Пункты №№ 38077, 38078, 38093 Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года №2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

В обоснование административного иска указано, что в названные перечни необоснованно включен принадлежащий на праве собственности Клак О.П. объекты капитального строительства с кадастровыми номерами <№..>, которые не обладают признаками объектов налогообложения, для которых законодательно определена кадастровая стоимость в качестве налоговой базы.

Необоснованное включение зданий в Перечни, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку это приведет к необоснованному завышению подлежащих уплате налогов на данное недвижимое имущество.

В отзыве на административный иск представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее по тексту - ДИО КК) по доверенности Пашнина С.Г. просила отказать в удовлетворении требований в части признания недействующими пунктов №38077, 38093 Перечня на 2020 год в отношении объектов с кадастровыми номерами <№..>, в остальной части требований просила вынести по административному делу законное и обоснованное решение.

Клак О.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель Клак О.П. по доверенности Цыкало И.Г. настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ДИО КК по доверенности Буренков Д.Л. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве и просил отказать в удовлетворении требований в части признания недействующими пунктов №38077, 38093 Перечня на 2020 год в отношении объектов с кадастровыми номерами <№..>, в остальной части требований просил вынести по административному делу законное и обоснованное решение.

Прокурор Шаповалов К.В. в заключении указал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части, просил отказать в удовлетворении требований в части признания недействующим пункта №38077 Перечня на 2020 год в отношении объекта с кадастровым номером <№..>, поскольку в марте 2019 года проведено обследование объекта недвижимости и установлен вид его фактического использования. В остальной части заявленные требования считал подлежащими удовлетворению, приводя доводы незаконности включения указанных зданий в перечни на 2017-2020 года.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

23 декабря 2016 года принят приказ ДИО КК № 2745, 26 декабря 2017 года – приказ ДИО КК № 3008, 26 декабря 2018 года – приказ ДИО КК № 3043, 27 декабря 2019 года – приказ ДИО КК №2837 которыми на 2017-2020 года утверждены перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложениям к данным приказам.

Административным ответчиком, в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства представлены доказательства полномочий ДИО КК на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, соблюдение порядка его принятия и опубликования.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых приказов ДИО КК нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Административному истцу принадлежат на праве собственности объекты капитального строительства с кадастровыми номерами <№..>, <№..>, расположенные по адресу: <Адрес...>, с кадастровым номером <№..>, расположенный по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках.

В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в перечень подлежат включению следующие виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3).

Основанием для включения в Перечни на 2017-2019 года объектов капитального строительства с кадастровыми номерами <№..>, <№..>, послужили сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре недвижимости, о наименовании зданий как административно-делового центра, что предусматривает размещение в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Обследования зданий с целью установления вида фактического использования на момент формирования оспариваемых Перечней не проводилось.

Основанием для включения в Перечень на 2020 объектов капитального строительства с кадастровыми номерами <№..> послужили сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре недвижимости, о наименовании зданий как административно-делового центра, что предусматривает размещение в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. В отношении объектов капитального строительства с кадастровыми номерами <№..> проведены обследования, установлен вид фактического использования.

Проанализировав представленные в дело доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из содержания технического паспорта на здания с кадастровыми номерами <№..> по состоянию на 18 февраля 2011 года, спорные объекты имеют наименование «нежилые здания лит. А, Б, В, Г, Д». Из экспликации к поэтажным планам здания следует, что помещения в здании не имеют наименования.

Из содержания технического паспорта на здания с кадастровым номером <№..> по состоянию на 22 марта 2014 года спорные объект имеет наименование «административное здание». Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что помещения в здании имеют следующие наименования: «нежилое», «санузел», «кабинет», «коридор».

Сведений о том, что какие-либо изменения в документы технического учета (инвентаризации) об объекте недвижимости в юридически значимый период вносились, не имеется.

Назначение вышеназванных помещений спорных зданий указанных в документах технического учета (инвентаризации), не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Доказательств тому, что 20 и более процентов от общей площади здания предусматривали на период включения указанных зданий в Перечни на 2017-2020 года размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а также фактически использовались в этих целях, административным ответчиком не представлено.

Иных данных, позволяющих определить категорию спорных нежилых зданий как офисных, используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения, документы технического учета не содержат.

Согласно сведениям, содержимся в Едином государственном реестре недвижимости, здания с кадастровыми номерами <№..> расположены на земельном участке с кадастровым номером <№..>, имеющем вид разрешенного использования «производственные базы».

Согласно сведениям, содержимся в Едином государственном реестре недвижимости, здание с кадастровым номером <№..> расположено на земельном участке с кадастровым номером <№..>, имеющем вид разрешенного использования «производственные базы».

В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о наименовании нежилых зданий с кадастровыми номерами <№..> - «административные здания».

При этом, понятие «административного здания» не тождественно понятию «офисного здания делового, административного и коммерческого назначения», содержащемуся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, указанный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, однозначно не предусматривает размещение перечисленных объектов.

Выездное обследование объектов недвижимости с кадастровыми номерами <№..> на момент включения в Перечни на 2017-2019 года в целях определения вида фактического использования зданий не проводилось.

Выездное обследование объекта недвижимости с кадастровыми номерами <№..> на момент включения в Перечень на 2020 год в целях определения вида фактического использования здания также не проводилось.

В отношении здания с кадастровым номером <№..> сотрудником Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» проведено выездное обследование 31.10.2019г., в ходе которого установлено фактическое использование здания «в целях размещения торговых объектов».

Согласно Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.07.2017г. №1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (в ред. от 31.08.2018г.) департамент имущественных отношений Краснодарского края должен обеспечить размещение проекта Перечня, сформированного с учетом рекомендаций Комиссии, на каждый очередной налоговый период на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.diok.krasnodar.ru (далее - официальный сайт департамента) не позднее 15 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду.

Таким образом, Департаментом имущественных отношений Краснодарского края не мог быть учтен вид фактического использования здания с кадастровым номером <№..>, в виду того, что согласно Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.07.2017г. №1548 проект перечня утвержден до 15 сентября 2019 года.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем ДИО КК относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий условиям, установленным Налогового кодекса РФ и необходимым для включения его в перечни на 2017-2019 года, а также зданий с кадастровыми номерами <№..> на 2020г. не представлено.

Таким образом, отнесение вышеуказанных объектов недвижимости к административно-деловым центрам в целях статьи 378.2 Налогового кодекса РФ только в связи с наименованием здания как административного является незаконным. Фактическое использование зданий кадастровыми номерами 23<№..> административным ответчиком на момент их включения в Перечни на 2017-2019 года, а также с кадастровыми номерами <№..> на момент включения в Перечень на 2020 год, не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра недвижимости, документов технического учета, а также вид разрешенного использования земельных участков под зданиями, не позволяли однозначно отнести к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.

Анализ вышеуказанных обстоятельств в их системном единстве дает убедительную основу для вывода о том, что у административного ответчика не имелось правовых оснований, предусмотренных действующим законодательством, для отнесения зданий кадастровыми номерами <№..> (на период формирования Перечней на 2017-2019 года), а также с кадастровыми номерами <№..> (на момент включения в Перечень на 2020 год) к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение указанных зданий в Перечни противоречит закону, нарушает права административного истца, как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов установлен Налоговым кодексом РФ.

Вместе с тем, в отношении здания с кадастровым номером <№..> сотрудником Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» 27.03.2019г. проведено выездное обследование, в ходе которого установлено фактическое использование здания «в целях размещения торговых объектов, а также в целях делового, административного или коммерческого назначения».

По результатам обследования составлен акт обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> в целях определения вида его фактического использования от 27.03.2019г., в соответствии с которым объект является самостоятельным отдельно стоящим, имеет свободный доступ, фасад объекта выходит на улицу. 44,6% от общей площади объекта занимают торговые залы магазинов «<...>», «<...>»; 39,8% - офисы «<...>», «<...>», «<...>», «<...>», «<...>», ООО «<...>», ООО «<...>»; 4,3% - художественная студия «<...>», 11,3% - вспомогательные помещения.

В соответствии с пунктами 11,12 Порядка № 319 акт обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, созданной приказом ДИО от 26.06.2017г.

С учетом рекомендаций межведомственной комиссии принят приказ ДИОЛ от 24.05.2019г. №957 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений» определен вид фактического использования здания с кадастровым номером <№..> - «в целях размещения торговых объектов, а также в целях делового, административного или коммерческого назначения».

Таким образом, здание с кадастровым номером <№..> правомерно включено в Перечень на 2020 год на основании пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. В связи с чем, оснований для исключения из Перечня на 2020 года здания с кадастровым номером <№..> не имеется.

С учетом изложенного, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению в части.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя дату признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день их принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.

При этом в ходе судебного разбирательства не установлена правовая неурегулированность правоотношений, связанная с признанием оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части, поскольку после вступления настоящего решения суда в законную силу налоговая база в отношении объекта капитального строительства подлежит исчислению в соответствии с общими требованиями Налогового кодекса РФ.

В связи с вышеизложенным, суд не находит правовых оснований для применения положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства РФ и обязания ДИО КК принять новый нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный иск Клак О.П. к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, заинтересованное лицо администрация Краснодарского края, об оспаривании нормативного правового акта в части – удовлетворить в части.

Признать не действующим со дня принятия пункт №37012 (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером <№..>) Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года №2745 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».

Признать не действующим со дня принятия пункт №37013 (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером <№..>) Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года №2745 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».

Признать не действующим со дня принятия пункт №37014 (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером <№..>) Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года №2745 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».

Признать не действующим со дня принятия пункт №33425 (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером <№..>) Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года №3008 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

Признать не действующим со дня принятия пункт №33426 (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером <№..>) Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года №3008 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

Признать не действующим со дня принятия пункт №33427 (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером <№..>) Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года №3008 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

Признать не действующим со дня принятия пункт №38286 (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером <№..>) Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года №3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

Признать не действующим со дня принятия пункт №38287 (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером <№..>) Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года №3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

Признать не действующим со дня принятия пункт №38302 (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером <№..>) Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года №3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

Признать не действующим со дня принятия пункт №38078 (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером <№..>) Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года №2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Признать не действующим со дня принятия пункт №38077 (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером <№..>) Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года №2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и административному истцу в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

В удовлетворении административных исковых требований в части признания не действующим со дня принятия пункт № 38093 (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером <№..>) Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года №2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.08.2020 года.

Судья: