ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-97/17 от 17.11.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Дело № 3а-97/2017

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 ноября 2017 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Огнёвой М.А.,

с участием представителей административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю ФИО1, ФИО2,

представителя административного ответчика Забайкальской региональной общественной организации «Общество детей-инвалидов Забайкалья» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю о ликвидации Забайкальской региональной общественной организации «Общество детей-инвалидов Забайкалья», исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее – Управление) обратилось в суд с названным заявлением, ссылаясь на следующее.

14 сентября 2005 года УФНС России по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Местной общественной организации «Общество инвалидов» с. Верх - Чита. 5 мая 2015 года УФНС России по Забайкальскому краю в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, наименование организации изменено на «Забайкальская региональная общественная организация «Общество Детей-инвалидов Забайкалья».

В период времени с 21 августа по 15 сентября 2017 года в отношении Забайкальской региональной общественной организации «Общество Детей-инвалидов Забайкалья» была проведена внеплановая выездная проверка на предмет соответствия деятельности организации уставным целям. По результатам проверки установлено, что организация осуществляет свою деятельность с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации и положений Устава, что подтверждается актом проверки от 15 сентября 2017 года № 55 и является основанием для обращения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю с требованием о ликвидации указанной организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представители административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали в полном объеме, уточнив, что основаниями для ликвидации организации являются неустранимые нарушения в формировании органов управления организации, не опубликование ежегодных отчетов об использовании своего имущества в 2015, 2016, 2017 годах, отсутствие бухгалтерского учета.

Председатель Забайкальской региональной общественной организации «Общество детей-инвалидов Забайкалья» ФИО3 с требованиями административного истца не согласился, представил письменные возражения от 7 ноября 2017 года, в ходе судебного заседания пояснил, что его пояснения на стадии проведения проверки были даны в связи с наличием заблуждений, все допущенные недостатки организация устранит.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ), который в статье 29 закрепляет обязанности общественного объединения.

В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений (части 1 и 2).

Статьей 44 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (абзац 3 части 1).

К числу грубых нарушений пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» относит действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также названо нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. Кроме того, к грубым отнесены нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Заявление в суд о ликвидации регионального общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации (часть 3 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ).

Таким образом, административное исковое заявление согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции России от 03 марта 2014 года № 26, предъявлено в суд уполномоченным государственным органом.

Как следует из материалов дела, 14 сентября 2005 года УФНС России по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о создании Местной общественной организации «Общество инвалидов» с. Верх - Чита на основании решения о государственной регистрации, принятого Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу от 08 сентября 2005 года № 89 с присвоением основного государственного регистрационного номера 1057500029344.

05 мая 2015 года УФНС России по Забайкальскому краю в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица на основании решения о государственной регистрации, принятого Управлением Минюста России по Забайкальскому краю от 27 апреля 2015 года № 199-р, а именно: зарегистрированы изменения сведений о наименовании Местной общественной организации «Общество инвалидов», с. Верх–Чита, указанием на новое полное наименование: Забайкальская региональная общественная организация «Общество Детей-инвалидов Забайкалья» (далее – Организация).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган. Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.

Согласно пункту 1, подпунктам 1, 2, 4 пункта 4 статьи 181.2, пункту 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. Решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.

В соответствии с разделом 7 Устава Забайкальской региональной общественной организации «Общество Детей-инвалидов Забайкалья» организация формирует органы управления и контроля: Общее собрание членов организации (высший орган управления), правление (постоянно действующий коллегиальный орган управления, возглавляемый председателем правления), ревизионная комиссия (орган, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации). Общее собрание членов организации проводится один раз в год в период с 1 марта по 30 апреля; правомочно, если на нем присутствует более половины членов организации, фамилия, имя, отчество которых подлежит отражению в протоколе собрания (пункты 7.2, 7.3, 7.4, 7.7, 7.11). Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации осуществляется ревизионной комиссией, избираемой общим собранием членов организации сроком на 1 год в составе 5 человек (пункты 7.33-7.35).

В пояснениях председателя организации, представленных в рамках проведения проверки 31 августа 2017 года, указывается, что на 1 сентября 2015 года в составе организации числилось 52 члена, из которых 34 были несовершеннолетние и включены в списки ошибочно, 10 человек сохранили членство в организации, 8 человек с октября 2015 года утратили связь с организацией в связи с изменением места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации (л.д. 51).

Из представленного организацией на проверку списка членов организации от 21 августа 2017 года усматривается, что в ее состав входят 10 членов. При этом документов, подтверждающих членство в организации и выход из нее, уплату членских взносов, представлено не было в связи с их отсутствием.

В судебном заседании председатель правления организации ФИО3 пояснил, что специальный учет членов организации не ведется, заявления о вступлении в организацию и выхода из нее не оформлялись, решений об исключении из числа членов организации в порядке, предусмотренном пунктами 6.7, 6.8 Устава, не принималось, членами организации являются 10 человек, к числу которых относятся лица, непосредственно принимающие участие в деятельности организации.

При таком положении, установить точное число членов организации не представляется возможным.

На общем собрании 20 октября 2015 года, на котором были утверждены приоритетные направления деятельности организации, избран заместитель председателя правления, согласно соответствующему протоколу на собрании присутствовало 5 членов организации.

Из протоколов общего собрания от 25 апреля 2016 года от 15 марта 2017 года усматривается, что в них отсутствуют сведения о времени проведения собрания, сведения о лицах, принявших участие в собрании (указано число участников – 9, 10 человек), сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, что является существенным нарушением правил составления протокола, не позволяющим установить правомочность собрания. На указанных собраниях решались вопросы об избрании правления, ревизионной комиссии, заслушивались годовые доклады председателя правления.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что организацией были допущены грубые нарушения порядка формирования органов управления организацией, что является неустранимым и достаточным основанием для ликвидации организации в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что в 2015, в 2017 годах организация меняла место нахождения постоянно действующего руководящего органа, не информировав об этом орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, что является грубым нарушением порядка осуществления деятельности организации (абзацы 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ).

Так, в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе (месте нахождения) организации: 672513, <...>.

Фактически организация с октября 2015 года осуществляет деятельность по адресу: Забайкальский край, г. Чита, мкр. Светлый, 345, а с июня 2017 года – по адресу: <...>(л.д. 42-43, 45, 51).

Помимо приведенного, организация не соблюдает и требования абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ.

Согласно указанной норме общественная организация обязана ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, однако в 2015, 2016, 2017 годах административным ответчиком такие отчеты не составлялись.

Указанное свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частями 1, 3 статьи 6, статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», статьей 120 Налогового кодекса РФ некоммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации, оформлять факты своей хозяйственной деятельности первичными учетными документами, отсутствие которых является грубым нарушением правил учета доходов и расходов.

Согласно объяснениям представителя организации, а также представленным в материалы дела документам бухгалтерский учет в организации в период с 1 августа 2015 года по 20 августа 2017 года не велся.

Таким образом, суд находит установленным, что организацией были допущены грубые нарушения действующего федерального законодательства, которые не могут быть устранены законным способом, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ является основанием для ее ликвидации.

Каких-либо доказательств, указывающих на отсутствие нарушений, на принятие мер по их устранению, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю о ликвидации Забайкальской региональной общественной организации «Общество Детей-инвалидов Забайкалья» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно абзацу 3 статьи 26 Федерального закона № 82-ФЗ государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

На основании пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, учитывая, что имеются предусмотренные законом основания для ликвидации Забайкальской региональной общественной организации «Общество детей-инвалидов Забайкалья», данные о ней подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю о ликвидации Забайкальской региональной общественной организации «Общество детей-инвалидов Забайкалья», исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Забайкальскую региональную общественную организацию «Общество детей-инвалидов Забайкалья», основной государственный регистрационный номер 1057500029344, с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Т.И. Васильева

Решение в окончательной форме изготовлено 22.11.2017.

Решение в законную силу не вступило.

Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-97/2017, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.