Дело № 3а-97/2020
Решение
Именем Российской Федерации
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.,
с участием: прокурора Полещук Р.С.
представителей: административного истца Суворова А.А.,
административного ответчика - Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области Волченко В.С.,
заинтересованного лица ООО «Теплосеть» - Харитоновой В.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зориной И.В. об оспаривании приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 20 декабря 2017 года № 552-нп «Об утверждении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению»,
установил:
пунктом 1 приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 20 декабря 2017 года № 552-нп, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 22 декабря 2017 года, утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на подогрев 1 куб. м холодной воды):
для многоквартирных и жилых домов с изолированными стояками:
- с полотенцесушителями: дома с наружной сетью горячего водоснабжения - 0,06271, дома без наружной сети горячего водоснабжения - 0,06020,
- без полотенцесушителей: дома с наружной сетью горячего водоснабжения - 0,05769, дома без наружной сети горячего водоснабжения - 0,05518;
для многоквартирных и жилых домов с неизолированными стояками:
- с полотенцесушителями: дома с наружной сетью горячего водоснабжения - 0,06773, дома без наружной сети горячего водоснабжения - 0,06522,
- без полотенцесушителей: дома с наружной сетью горячего водоснабжения - 0,06271, дома без наружной сети горячего водоснабжения - 0,06020.
Согласно пункту 2 данного постановления указанные нормативы применяются с 1 июля 2018 года.
29 апреля 2020 года Зорина И.В., являющаяся собственником жилого помещения и проживающая по адресу: <адрес>, обратилась в суд с административным иском о признании приказа ГУ РЭК Тверской области от 20 декабря 2017 года № 552-нп недействующим.
Заявленные требования мотивированы тем, что при осуществлении ею расчетов за коммунальную услугу горячего водоснабжения применяются двухкомпонентные тарифы на горячую воду, в связи с чем количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Административный истец считает, что вышеуказанные нормативы определены ГУ РЭК Тверской области в нарушение Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, с применением расчетного метода, а не метода аналогов, имеющего приоритетное значение.
Установление незаконно рассчитанных нормативов влечет неверное определение платы за горячее водоснабжение и нарушает ее интересы как потребителя данной коммунальной услуги.
В судебном заседании представитель административного истца Суворов А.А. заявленные требования поддержал на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении, пояснил, что в случае признания оспариваемого нормативного акта недействующим и применения в расчетах за коммунальную услугу горячего водоснабжения нормативов, ранее установленных органами местного самоуправления, размер вносимой истцом платы уменьшится.
Представитель заинтересованного лица - ООО «Теплосеть» Харитонова В.Т. с административным иском согласилась.
Представитель административного ответчика ГУ РЭК Тверской области Волченко В.С. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, приведенным в письменном отзыве, где указано, что оспариваемый приказ ГУ РЭК Тверской области принят в пределах полномочий регулирующего органа и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011года № 354, определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 42 указанных Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения №2 к данным Правилам с учетом объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период, рассчитываемого как произведение объема потребленной за расчетный период горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Двухкомпонентные тарифы на горячую воду на 2020 год установлены приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2019года №590-нп ООО «Теплосеть», являющемуся единой теплоснабжающей организацией, обеспечивающему горячее водоснабжение с использованием открытой системы горячего водоснабжения потребителей городского поселения город Конаково, включая административного истца.
Таким образом, Зорина И.В. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
В соответствии с пунктом 3 данных Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Оспариваемый приказ принят в пределах компетенции ГУ РЭК Тверской области, определенной подпунктом «в» пункта 14 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого приказа), согласно которому в число полномочий ГУ РЭК Тверской области входит утверждение нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к Правилам.
Из содержания пунктов 21, 31, 33, 34, 36 тех же Правил следует, что метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Определение нормативов с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах. Такое выборочное наблюдение связано с представительностью выборки и позволяет распространить результаты расчетов по выборке на всю совокупность домов в группе.
Измерения объема потребления коммунальных услуг проводятся при сформированном путем расчета по приведенным в указанных Правилах формулам объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов. Представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях.
Согласно формулам расчета объема выборки, приведенным в пунктах 1, 2, 6.1 раздела I приложения № 1 к данным Правилам, количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов, оборудованных приборами учета, определяющими суммарный расход тепловой энергии, содержащейся в горячей воде, и суммарный расход горячей воды, включенных в выборку, составляет не менее 10.
Порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки, определенный пунктами 31 - 32(2) названных Правил, предусматривает, что норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
Информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг.
Из экспертного заключения ГУ РЭК Тверской области по расчету оспариваемых нормативов следует, что приказ об их утверждении принят органом регулирования по собственной инициативе, а применение расчетного метода обусловлено отсутствием заявок на установление нормативов методом аналогов от ресурсоснабжающих организаций и сложностью сбора информации в полном объеме.
Между тем, приведенные обстоятельства о невозможности получения данных для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов или жилых домов, снятия показаний приборов учета и расчета нормативов методом аналогов в предусмотренных Правилами источниках, в частности, путем запроса у органов местного самоуправления и исполнителей коммунальных услуг, не свидетельствуют.
Запрос ГУ РЭК Тверской области в виде таблицы от 01 марта 2017 года № 575 в адрес управляющих организаций о предоставлении показаний приборов учета объема тепловой энергии на приготовление горячей воды и расхода горячей воды за каждый из 12 месяцев 2016 года по многоквартирным и жилым домам с указанием наличия или отсутствия внутренних или наружных сетей и полотенцесушителей, принятие мер для получения вышеуказанных данных не подтверждает, поскольку в органы местного самоуправления он не направлялся и, кроме того не учитывает вид системы горячего водоснабжения.
Несмотря на отсутствие ответов на указанный запрос от большинства адресатов, ответчик предоставленные ему пунктом 9.1 указанных Правил полномочия не использовал, мер по истребованию от управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций недостающих сведений в целях установления нормативов потребления коммунальных услуг не предпринял.
В то же время обоснования того, что на основе полученной в ответ на запрос информации ни по одной из групп домов невозможно было сформировать представительную выборку и произвести расчет методом аналогов, экспертное заключение ГУ РЭК Тверской области не содержит. В ходе судебного разбирательства ответчик таких данных также не представил.
Ссылка административного ответчика на адресованный главам муниципальных образований запрос от 04 сентября 2017 года № 2278 сведений для установления региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг также несостоятельна, поскольку запрашиваемая информация относилась только к многоквартирным домам, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствовали средним условиям в муниципальном образовании, не содержала требуемых для расчета необходимого объема выборки данных.
В силу пункта 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки, для проведения необходимых измерений.
Отсутствие и недостаточность данных приборного учета связаны с условиями представительности выборки и обнаруживаются в случае, если выборка данных приборов учета не является показательной для использования метода аналогов.
Таким образом, применение расчетного метода допустимо только при наличии обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
В ходе судебного разбирательства такое обоснование ответчиком не представлено, невозможность применения метода аналогов, а, следовательно, и правомерность применения расчетного метода, не доказана, что свидетельствует о допущенном нарушении порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг и является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Вместе с тем, выполнение нормативных требований при применении расчетного метода ответчик также не подтвердил.
Так, согласно пункту 43 названных Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения№1 к данным Правилам.
Формулы 23.1, 24, приведенные в данном разделе (пункты 24.1, 25 Приложения №1), предусматривают использование в расчете показателей температуры воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения (°С): горячей - определяемой в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09, холодной - определяемой на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы, а при отсутствии достоверных данных - расчетным путем, с учетом продолжительности отопительного периода (суток).
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Расчет оспариваемых нормативов ответчиком произведен исходя из показателя температуры горячей воды, составляющей 60°С. Однако применение минимальной температуры из допустимого диапазона ничем не обосновано.
Также ничем не подтвержден показатель продолжительности отопительного периода - 220 дней, применявшийся в расчете оспариваемых нормативов. При этом по информации органов местного самоуправления о продолжительности отопительного периода, использованной ими ранее для определения нормативов отопления, опубликованной ГУ РЭК Тверской области 08 февраля 2017 года, в 38 из 43 муниципальных районов и городских округов Тверской области продолжительность отопительного периода составляла менее 220 дней.
При таких обстоятельствах оспариваемый приказ не является законным и подлежит признанию недействующим.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», принимая во внимание, что данный приказ применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать его не действующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Зориной И.В. удовлетворить.
Признать приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 20 декабря 2017 года № 552-нп «Об утверждении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова
Мотивированное решение составлено 08 июня 2020 года.
Председательствующий Т.В.Парфенова