ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-97/2016 от 10.06.2016 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес> 10 июня 2016 года

ФИО3 областной суд в составе:

председательствующего судьи Стоян Е.В.

при секретаре ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: ФИО3<адрес>, кадастровый , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 32-АГ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Приложением №1 к приказу Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года №1855 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «Город Новозыбков» был утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земель. Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость и составляет <данные изъяты> руб., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 января 2016 года. Согласно отчету, выполненному ООО «Правовая оценка» 28 марта 2016 года , а также положительному экспертному заключению рыночная стоимость спорного земельного участка составляет <данные изъяты> руб. Установленная в настоящее время кадастровая стоимость земельного участка нарушает права административного истца в области налогового законодательства и является завышенной. ФИО4 просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: ФИО3<адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО4 в судебном заседании уточнил заявленные административные исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего на праве собственности с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: ФИО3<адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, ссылаясь на то, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка повлечет уменьшение поступлений в бюджет, однако не оспаривала обоснованности и законности составления отчета о рыночной стоимости земельного участка и экспертного заключения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Правительства Брянской области Черепова Ю.Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала, так как считает кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка обоснованной и не подлежащей изменению.

Представитель Управления Росреестра по Брянской области Богушевская Н.С., действующая на основании доверенности, полагала, что права и законные интересы административного истца не нарушены. Суду пояснила, что претензий к представленным доказательствам по иску не имеет.

В судебном заседании представитель администрации г. Новозыбкова Брянской области Кабова И.П., действующая по доверенности, возражала в удовлетворении административного искового заявления, поскольку уменьшение кадастровой стоимости земельных участков повлияет на сумму налоговых поступлений в бюджет г. Новозыбкова. Не оспаривала представленные стороной административного истца отчет о рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Суд с учетом положений статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: ФИО3<адрес> принадлежит ФИО4 на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 32-АГ .

В соответствии с Положением об Управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года №66, к задачам Управления относится, в том числе, организация проведения государственной кадастровой оценки, утверждение результатов кадастровой оценки по объектам оценки, отнесенным к компетенции управления (п. 2.11).

Приказом начальника Управления имущественных отношений Брянской области от 11 февраля 2015 года №335 предписано провести государственную кадастровую оценку земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области, по состоянию на 1 января 2015 года.

Из материалов дела следует, что результаты проведенной кадастровой оценки, в том числе и спорного земельного участка, утверждены Приказом №1853 от 26 ноября 2015 года Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель промышленности и иного специального назначения, расположенных на территории Брянской области».

В силу части 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости данного земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты> руб., дата определения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.

Конституционный Суд Российской Федерации в абзаце 4 пункта 2.2 определения от 1 марта 2011 года N275-О-О указал, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Установление кадастровой стоимости в отношении названного выше земельного участка затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога и дает последнему право на оспаривание кадастровой стоимости.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 135-ФЗ).

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона N135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

На основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ (в редакции от 13 июля 2015 года) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка возможен при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, то есть по состоянию на 1 января 2015 года.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (пункт 2 статьи 3 Федерального закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Оценщик обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является. Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (статьи 11,12,15 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ).

Требования к содержанию и оформлению отчета об оценке содержатся в Федеральном законе от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», разъяснениях содержащихся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» согласно которым, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В частности, исходя из положений абзаца первого статьи 4, статьи 15, абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство (статья 60 ГПК РФ, статья 61 КАС РФ).

В материалы дела истцом представлен отчет, подготовленный ООО «Правовая Оценка» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб. Оценка произведена в соответствии с датой внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, методом сравнения продаж.

Кроме того, административным истцом представлено положительное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ по проверке отчета ООО «Правовая Оценка» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенное Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией «Южно-Сибирская Организация Профессиональных Оценщиков и экспертов».

В соответствии с выводами заключения отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объектов оценки, являются обоснованными и достоверными.

Мотивированных возражений относительно установленной в указанном отчете рыночной стоимости земельного участка, а также доказательств иного размера рыночной стоимости спорного участка административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено.

Доводы представителей ответчиков о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости повлечет уменьшение поступлений в местный бюджет, суд находит несостоятельными, поскольку данное обстоятельство в силу закона не является препятствием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, исковые требования ФИО4 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, стоимость земельного участка устанавливается в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд считает необходимым указать, что статья 24.18 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, подлежит применению с учетом положений статьи 24.20 данного Закона, устанавливающей, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В течение десяти рабочих дней с момента получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Поскольку статья 24.18 Закона об оценочной деятельности предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в суд и в административный орган, то положения статьи 24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в ГКН также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости, как судом, так и административным органом.

В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11 марта 2010 года №П/93, федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.

Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО4 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: ФИО3<адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Брянского областного суда Е.В. Стоян

Копия верна

Судья Брянского областного суда Е.В. Стоян