ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-97/2022 от 11.07.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-97/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 11 июля 2022 г.

Смоленский областной суд в составе

судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л.,

при секретаре Морозовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

ФИО1 обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Смоленска (далее – Администрация), Финансово-казначейскому управлению Администрации г. Смоленска (далее – ФКУ Администрации г.Смоленска) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 рублей, сославшись на то, что решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 04 сентября 2013 г. удовлетворен коллективный иск, в том числе административного истца, на Администрацию г. Смоленска возложена обязанность в доме № ... в срок 01 июня 2014 г. в рамках капитального ремонта провести: ремонт фасада дома, ремонт межпанельных стыков, полную замену мусорных контейнеров и металлического ограждения, удлинить трубопровода системы горячего водоснабжения для обеспечения циркуляции горячей воды.

В связи с неисполнением судебного решения в добровольном порядке Заднепровским районным судом г. Смоленска был выдан исполнительный лист и постановлением судебного пристава-исполнителя от 12 ноября 2013 г. возбуждено исполнительное производство в отношении должника Администрации г. Смоленска с вышеназванным предметом исполнения, однако, несмотря на принимаемые судебными приставами-исполнителями меры принудительного исполнения, до настоящего времени решение суда в полном объеме не исполнено, общая продолжительность исполнения судебного акта, начиная со дня возбуждения исполнительного производства - 12 ноября 2013 г. с учетом установленного срока для добровольного исполнения решения - 01 июня 2014 г. до подачи заявления в суд составляет 7 лет 11 месяцев 15 дней, что является нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации обоснован длительностью неисполнения судебного акта, а также тем, что из-за отсутствия ремонта создается опасность для проживания в жилом доме, в связи с чем, административный истец на протяжении всего времени претерпевает переживания и волнения.

В судебное заседание административный истец ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, его представитель ФИО2 административное исковое заявление поддержал.

Представитель административного ответчика Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежаще.

В письменных возражениях Администрация г. Смоленска указала на то, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку административный истец в Европейский Суд по правам человека не обращался и не является лицом, имеющим право на подачу заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок, так как решение суда вынесено до вступления в силу Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 450-ФЗ, которым введено правовое регулирование судебной защиты права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение органом местного самоуправления требований имущественного (неимущественного) характера. Кроме того, административный истец не обосновывает размер требований компенсации и нарушение норм права.

Административный ответчик ФКУ Администрации г. Смоленска, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В письменных возражениях просило отказать в удовлетворении административного иска, указав на то, что Управление является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку рассмотрение вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства не входит в его компетенцию. Исполнительное производство № 13049/13/67048-ИП находится на исполнении в УЖКХ Администрации г. Смоленска. УЖКХ Администрации г. Смоленска как главному распорядителю бюджетных средств, предусматриваются бюджетные ассигнования на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов по решениям судов в рамках муниципальной программы «Содержание и ремонт объектов благоустройства и обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения города Смоленска», утвержденной постановлением Администрации г. Смоленска от 18.10.2017 № 2858-адм. Представление в суд сведений и доказательств совершения действий по исполнению решения суда относится к полномочиям Администрация г. Смоленска и УЖКХ Администрации г. Смоленска.

Административные ответчики УЖКХ Администрации г. Смоленска и ФССП России, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, возражений на заявление не представили.

Заинтересованное лицо УФССП России по Смоленской области, также не обеспечило участие своего представителя в судебном заседании, о времени и месте которого извещено надлежаще.

В соответствии с положениями части 1 статьи 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков ФКУ Администрации г. Смоленска, УЖКХ Администрации г. Смоленска, ФССП России и заинтересованного лица УФССП России по Смоленской области.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика -Администрации г. Смоленска, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 6 Европейской Конвенции по правам человека, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ от 30.04.2010 г. "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" правом на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, обладают лица, являющиеся сторонами судебного процесса, взыскатели и должники, при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 02.10.2002 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

ФИО1 воспользовалась своим правом и подал административное исковое заявление в суд в период исполнения судебного акта.

Из представленных доказательств и материалов гражданского дела № 2-631/2013 судом установлено, что решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 04 сентября 2013 г. удовлетворен иск Смоленской региональной общественной организации «Защита прав потребителей «Защита», ФИО1 и других, на Администрацию г. Смоленска возложена обязанность в доме № ... в срок 01 июня 2014 г. в рамках капитального ремонта провести: ремонт фасада дома; ремонт межпанельных стыков; полную замену мусорных контейнеров и металлического ограждения; удлинить трубопровода системы горячего водоснабжения для обеспечения циркуляции горячей воды (дело № 2-631/2013, т. 1 л.д. 163-165).

12 ноября 2013 г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области на основании выданного Заднепровским районным судом г. Смоленска исполнительного листа в отношении должника Администрации г. Смоленска возбуждено исполнительное производство № 13049/13/67048-ИП с предметом исполнения согласно вышеприведенному решению суда.

Согласно сведениям МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 10 июня 2022 г. требования исполнительного документа по исполнительному производству № 13049/13/67048-ИП от 12 ноября 2013 г. о возложении на Администрацию обязанности выполнить капитальный ремонт в доме № ... должником Администрацией г. Смоленска до настоящего времени не выполнены, решение суда не исполнено, указанное исполнительное производство не окончено и находится на исполнении.

За весь период исполнения судебным приставом-исполнителем в отношении данного должника были приняты меры принудительного исполнения:

24 июня 2014 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.;

02 октября 2015 г., 17 ноября 2015 г., 25 августа 2016 г., 06 апреля 2017 г., 29 июня 2017 г., 31 августа 2017 г., 07 марта 2018 г., 09 июля 2018 г., 20 декабря 2018 г., 05 июня 2019 г., 03 сентября 2019 г, 31 декабря 2019 г., 22 апреля 2020 г., 22 сентября 2020 г., 19 января 2021 г., 03 июня 2021 г., 11 октября 2021 г., 18 января 2022 г., 07 апреля 2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа;

02 октября 2015 г., 29 июня 2017 г., 31 августа 2017 г., 29 августа 2018 г., 31 января 2019 г., 21 мая 2019 г., 31 декабря 2019 г., 09 октября 2020 г., 18 февраля 2021 г. в адрес должника направлено требование о предоставлении информации о мерах, предпринимаемых для исполнения решения суда;

14 февраля 2019 г. судебным приставом-исполнителем вручено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ и.о. начальника Управления ЖКХ Администрации г. Смоленска;

05 марта 2020 г. вручено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ ФИО3;

Согласно представленной Администрацией информации от 05 марта 2021 г. выполнение ремонтных работ ведется согласно, выделяемых из бюджета города Смоленска ассигнований на текущий год, поэтапно, в порядке очередности с учетом даты вынесения судебных решений. На исполнение всех решений суда по капитальному ремонту жилищного фонда требуется ориентировочно 2934000000 руб.;

За неисполнение решения суда Администрация г. Смоленска неоднократно привлекалась к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.15 КоАП РФ, а именно, 25 декабря 2015 г., 10 марта 2016 г., 26 мая 2017 г., 27 октября 2017 г., 10 мая 2018 г., 14 июня 2019 г., 18 марта 2021 г.

По состоянию на 01 июня 2022 г. решение суда не исполнено, в связи с чем судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено извещение о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю для рассмотрения вопроса о привлечении Администрации г. Смоленска к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

Исходя из объяснений участников по административному делу, представленных письменных документов, суд делает вывод о том, что до настоящего времени Администрацией г. Смоленска решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 04 сентября 2013 г. не исполнено.

В соответствии с пунктом 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, общая продолжительность исполнения решения суда от 04 сентября 2013 г. со дня поступления в службу судебных приставов исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства (12.11.2013) до дня принятия судебного акта по настоящему делу составила 8 лет 7 месяцев 29 дней.

В соответствии с частью 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

Устанавливая обстоятельства, предусмотренные частью 3 статьи 258 КАС РФ, суд учитывает, что принудительное исполнение требований судебного акта по гражданскому делу представляло определенную правовую и фактическую сложность, поскольку решением суда на должника были возложены достаточно объемные и трудоемкие обязательства по выполнению капитального ремонта многоквартирного жилого дома, что требовало как материальных так и временных затрат, принятия решения о выделении дополнительного финансирования для производства капитального ремонта, проведения конкурсов (торгов) и заключения муниципальных контрактов, что влияет на срок исполнения решения суда.

Вместе с тем, суду не представлено сведений и доказательств тому, что Администрацией г. Смоленска были приняты достаточные меры и совершены все необходимые действия для своевременного исполнения судебного акта. Отсутствие финансирования не может оправдывать столь длительный срок исполнения судебного акта.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие достаточных и своевременных мер, предпринимаемых Администрацией г.Смоленска для исполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, принятые должностными лицами МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области меры принудительного исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции, а действия Администрации г.Смоленска не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

С учетом критериев, установленных в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административные истцы ответственности не несут.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении прав ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок и считает необходимым удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.

При определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд, учитывая заявленные требования, меры, принятые Администрацией по исполнению судебного акта, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для административного истца, а также практику Европейского Суда по правам человека, приходит к выводу, что требуемая административным истцом компенсация в размере 40000 рублей является разумной, справедливой, полностью соответствует нарушенному праву.

При этом суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 1 постановления от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", о том, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда.

Также в соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с удовлетворением административного иска подлежат возмещению понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 рублей.

Согласно положениям части 3 статьи 4, пункта 3 части 2 статьи 5 Закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации. Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса РФ финансовыми органами муниципальных образований являются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и согласно Положению о финансовом органе Администрации г. Смоленска, утвержденному решением сессии Смоленского городского Совета от 25.03.2016 № 108 Финансово-казначейское управление Администрации г. Смоленска является финансовым органом г. Смоленска в полномочия которого входит составление и организация исполнения бюджета г. Смоленска на соответствующий финансовый год и плановый период.

Учитывая, что обязанность по исполнению указанного выше судебного акта возложена на Администрацию г. Смоленска и финансирование должно осуществляться за счет средств бюджета данного муниципального образования, суд приходит к выводу о том, что с муниципального образования город Смоленск в лице Финансово-казначейского управления Администрации г. Смоленска за счет средств бюджета муниципального образования город Смоленск в пользу ФИО1 подлежит взысканию компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 рублей.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации взысканные денежные средства подлежат перечислению на расчетный счет административного истца, указанный в административном исковом заявлении.

Согласно части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Доводы административных ответчиков об отсутствии достаточного финансирования, его особенностей, определенного порядка организации и проведения капитального ремонта, учитывая общую продолжительность исполнения судебного акта, не свидетельствуют о достаточности и эффективности мер, принимаемых в целях исполнения судебного акта, об отсутствии нарушения прав административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

Довод жалобы о том, что административный истец не является лицом, имеющим право на подачу заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок, так как решение суда вынесено до вступления в силу Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 450-ФЗ, которым введено правовое регулирование судебной защиты права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение органом местного самоуправления требований имущественного (неимущественного) характера признается несостоятельным.

В случае если исполнительное производство по судебным актам, принятым до вступления в силу Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ, в том числе в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 450-ФЗ, не окончено и право заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок продолжает нарушаться вплоть до настоящего времени, такое нарушение является основанием для обращения с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Учитывая, что решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 04 сентября 2013 г. Администрацией г. Смоленска на момент рассмотрения настоящего дела не исполнено и исполнительное производство № 13049/13/67048-ИП не окончено, имеются все основания для взыскания с муниципального образования г. Смоленск в лице финансово-казначейского управления Администрации г. Смоленска за счет средств бюджета муниципального образования г. Смоленск в пользу ФИО1 компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (аналогичная правовая позиция содержится в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. № 36-КАД20-4-К2).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования город Смоленск в лице Финансово-казначейского управления Администрации г. Смоленска за счет средств бюджета муниципального образования город Смоленск в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 рублей, а всего 40300 (сорок тысяч триста) рублей, перечислив их на открытый на его имя расчетный счет № <данные изъяты>

Решение в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 15 июля 2022 г.

Судья: А.Л. Штейнле