ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-97/2022 от 29.07.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

№ 3а-97/2022

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров «29» июля 2022 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Моисеева К.В.,

при секретаре Ермаковой К.В.,

при участии прокурора Русановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К к министерству имущественных отношений Кировской области об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов,

установил:

К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Кировской области о признании недействующими пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 г. № 1542; пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 г. № 1418. В обоснование административного искового заявления указав, что она является собственником нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: г. <данные изъяты>. Указанное помещение необоснованно включено в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку оно не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ. Фактически данное помещение используется на условиях аренды в качестве детского центра (предоставление услуг по дневному уходу за детьми) и детской студии развития. Включение имущества, принадлежащего ей, в названные Перечни объектов недвижимого имущества нарушает ее права, как плательщика налога на имущество физических лиц, возлагая обязанность уплаты налога в повышенном размере.

Выслушав представителя административного истца К. - Г., поддержавшего доводы и требования административного искового заявления, представителя министерства имущественных отношений Кировской области – Н., указавшую на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления, заслушав заключение прокурора Р., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 2 статьи 15 НК РФ налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам.

Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Помещение отнесено подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ к объектам налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 402, подпункту 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ, в редакции, действовавшей в налоговый период 2020 г., налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговая ставка устанавливается в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ, в редакции Федерального закона от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.

Решением Кировской городской Думы от 25.11.2015 г. № 42/4 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие с 01.01.2016 г. на территории муниципального образования «Город Киров» налог на имущество физических лиц, а также определена ставка данного налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, которая в 2020 г. и 2021 г. составляла 1,0 процент от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Постановлением Правительства Кировской области от 20.10.2017 г. № 31-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 20.10.2017 № 26» министерство государственного имущества Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области (пункт 1.2).

Постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 г. № 62-П утверждено Положение о министерстве имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области, постановление Правительства Кировской области от 27.05.2015 г. № 40/272 признано утратившим силу.

В соответствии с пунктом 3.1.9 Положения о министерстве имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области указанное министерство утверждает перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 г. № 1542 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 г. № 1418 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Указанные нормативные акты опубликованы на официальном информационном сайте министерства государственного имущества Кировской области (www.dgs.kirovreg.ru), который в соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области, утвержденного распоряжением министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 г. № 01-452, является источником официального опубликования нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области.

Постановлением Правительства Кировской области от 15.12.2020 г. № 668-П министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений Кировской области, постановление Правительства Кировской области от 27.05.2015 г. № 40/272 признано утратившим силу.

Постановлением Правительства Кировской области от 15.02.2021 г. № 81-П утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Кировской области, в соответствии с подпунктом 3.3.4 которого к полномочиям министерства имущественных отношений Кировской области отнесено утверждение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка их принятия, официального опубликования и по этим основаниям не оспариваются.

Нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 858,9 кв.м, расположенное по адресу: К, собственником которого является К., включено в пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также в пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).

Принимая решение о включении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, административный ответчик руководствовался сведениями из Единого государственного реестра недвижимости на спорный объект недвижимости. Документы технического учета (инвентаризации) спорного объекта недвижимости при решении вопроса о включении его в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, административным ответчиком не исследовались.

По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости помещение с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 858,9 кв.м, расположено в цокольном этаже многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <данные изъяты>, значится как «нежилое помещение» и имеет наименование «административное помещение».

Учитывая изложенное, вопреки доводам административного ответчика, анализ сведений, содержащихся в данных регистрирующего органа не позволяет прийти к однозначному выводу о соответствии спорного нежилого помещения критериям нежилых помещений, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку указанные в названных документах сведения о наименовании и назначении помещения не предусматривают в обязательном порядке занятие спорного помещения под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

При этом, мероприятия по обследованию данного помещения с целью определения вида его фактического использования на момент формирования оспариваемых Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, административным ответчиком не проводились.

По смыслу части 9 статьи 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В нарушение требований части 9 статьи 213 КАС РФ доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что спорный объект недвижимости на момент включения его в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответствовал критериям недвижимых объектов, позволяющим его отнести к объектам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, суду не представлено.

По сведениям, содержащимся в техническом паспорте, составленном 18.03.2013 г. Кировским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», на помещение № <данные изъяты> площадью 848,4 кв.м расположенное по адресу: <данные изъяты> данное помещение именуется как «административное помещение», вид использования «административное, неиспользуемая, торговая, дошкольная». Из экспликации к поэтажному плану строения следует, что нежилые помещения, расположенные в данном помещении, находящемся на цокольном этаже здания, имеют назначение «тамбур», «коридор», «кабинет», «помещение для хранения», «умывальная», «туалет», «вестибюль», «подсобная», «архив», «торговый зал» - 38,5 кв.м (что составляет 4,5% от общей площади помещения).

При таком положении, отнесение данного объекта недвижимости к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, суд не может признать обоснованным и основанным на положениях статьи 378.2 НК РФ.

С учетом изложенного, включение помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, противоречит положениям статьи 378.2 НК РФ, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты имели ограниченный срок действия и применялись в целях исчисления налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2020 г., 2021 г., пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат признанию недействующими со дня их принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ настоящее решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в сумме 600 руб. 00 коп., относятся на административного ответчика и подлежат возмещению административному истцу.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление К удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 г. № 1542.

Признать недействующим со дня принятия пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 г. № 1418.

Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений Кировской области.

Взыскать с министерства имущественных отношений Кировской области в пользу К расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 руб. 00 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья Кировского областного суда Моисеев К.В.

Мотивированное решение суда составлено 04.08.2022 г.

Решение15.08.2022