ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-97/2023 от 12.10.2023 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-97/2023

75OS0000-01-2023-000011-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2023 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.,

при секретаре судебного заседания Борейша Л.О.,

с участием:

представителей административного истца акционерного общества «Силикатный завод» Федотова И.А., Никонова Е.А.,

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожковой О.Н.,

представителя заинтересованного лица администрации городского округа «Город Чита» Айдунбековой О.Ю.,

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Казанцевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Силикатный завод» о признании незаконными действий Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по установлению тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год для акционерного общества «Силикатный завод», о понуждении установить тарифы на водоснабжение и транспортировку сточных вод в поселке Антипиха на 2022-2023 годы для администрации городского округа «Город Чита»,

установил:

20 декабря 2018 года Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края, орган регулирования) принят приказ № 716-НПА «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды, водоотведение, горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы (далее – приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года №716-НПА).

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 21 декабря 2018 года.

Приказами РСТ Забайкальского края от 25 января 2019 года № 15-НПА, от 1 марта 2019 года № 72-НПА, от 26 апреля 2019 года № 129-НПА, от 12 июля 2019 года № 159-НПА, от 16 августа 2019 года № 175-НПА, от 30 октября 2019 года № 292 НПА, от 20 декабря 2019 года № 602-НПА, от 30 апреля 2020 года № 75-НПА, от 28 августа 2020 года № 120-НПА, от 18 декабря 2020 года № 597-НПА, от 26 марта 2021 года № 45-НПА, от 17 ноября 2022 года № 780-НПА, от 14 апреля 2023 года № 41-НПА внесены изменения в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года №716-НПА, не оспариваемые в рамках настоящего административного дела.

Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 28 января 2019 года, 5 марта 2019 года, 30 апреля 2019 года, 16 июля 2019 года, 19 августа 2019 года, 1 ноября 2019 года, 24 декабря 2019 года, 6 мая 2020 года, 31 августа 2020 года, 22 декабря 2020 года, 29 марта 2021 года, 21 ноябра 2022 года, 19 апреля 2023 года соответственно.

Приказом РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды, водоотведение, горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – приказ РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА) внесены изменения в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 716-НПА.

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 17 декабря 2021 года.

17 декабря 2021 года РСТ Забайкальского края принят приказ № 692-НПА «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод для АО «Силикатный завод», осуществляющего на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» (п. Антипиха) Забайкальского края деятельность в сфере водоотведения» (далее – приказ РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года № 692-НПА).

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 22 декабря 2021 года.

7 сентября 2022 года акционерное общество «Силикатный завод» (далее – АО «Силикатный завод», Общество) в лице генерального директора ООО УК «Читастройматериалы» – управляющей организации АО «Силикатный завод» Никонова А.М. обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что приказами РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА для АО «Силикатный завод» незаконно установлены тарифы на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год.

В обоснование заявленных требований указал, что АО «Силикатный завод» не является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и транспортировки сточных вод, 29 ноября 2021 года АО «Силикатный завод» уведомило РСТ Забайкальского края об отзыве своей заявки на установление тарифа на 2022 год на оказание услуг водоснабжения и водоотведения, 10 декабря 2021 года АО «Силикатный завод» уведомило администрацию городского округа «Город Чита» о прекращении деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, 15 и 17 декабря 2022 года АО «Силикатный завод» повторно заявило в РСТ Забайкальского края об отзыве своего заявления на установление тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод.

Вместе с тем в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» РСТ Забайкальского края приказами от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА установило для АО «Силикатный завод» тарифы на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год, что нарушает права и законные интересы административного истца, понуждая к осуществлению услуг водоснабжения и транспортировки сточных вод.

На основании изложенного просил суд признать незаконными действия РСТ Забайкальского края, выразившиеся в установлении тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год для АО «Силикатный завод»; понудить РСТ Забайкальского края установить тарифы на водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022-2023 годы для администрации городского округа «Город Чита» (том 1 л.д. 5-8).

Определением судьи Арбитражного суда Забайкальского края от 27 сентября 2022 года вышеуказанное заявление принято к производству, дело назначено к судебному разбирательству (том 1 л.д. 1-3).

Определением судьи Арбитражного суда Забайкальского края от 19 декабря 2022 года дело на основании части 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации передано в Забайкальский краевой суд, поскольку судья пришел к выводу о том, что оспаривание действий РСТ Забайкальского края, выразившихся в установлении тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год для АО «Силикатный завод», по сути сводится к оспариванию приказов РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА, являющихся нормативными правовыми актами (том 2 л.д 107-111).

Определением судьи от 17 января 2023 года вышеуказанное дело принято к производству Забайкальского краевого суда (том 3 л.д. 3-13).

В письменных дополнениях и возражениях от 23 ноября 2022 года, 2 февраля 2023 года, 12 октября 2023 года генеральный директор ООО УК «Читастройматериалы» – управляющей организации АО «Силикатный завод» Никонов А.М., от 6 февраля 2023 года представитель административного истца Федотов И.А. дополнительно указали, что административный истец не является организацией, чья деятельность подлежит регулированию, поскольку Общество отказалось от осуществления данной коммерческой деятельности, имущество выведено из эксплуатации с 17 января 2020 года, поддержание непрерывности обеспечения коммунальными ресурсами населения п. Антипиха производится вынужденно и ислкючительно в интересах администрации городского округа «Город Чита». Сети водоснабжения и водоотведения АО «Силикатный завод» в схеме водоснабжения и водоотведения городского округа «Город Чита» отсутствуют. Фактически обществом оспариваются незаконные действия РСТ Забайкальского края, выразившиеся в установлении тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год для АО «Силикатный завод», т.е. в незаконном возложении на административного истца обязанностей по предоставлению соответствующих услуг (том 2 л.д. 59-63, том 3 л.д. 151-155, 184, том 5 л.д. 194-196).

РСТ Забайкальского края в лице руководителя Морозовой Е.А. в представленных письменных отзывах от 21 ноября 2022 года, 27 января 2023 года с административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что оспариваемые приказы РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА были приняты на заседании Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе, с учетом заключений по расчету тарифов, опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края. Отсутствие утвержденных схем водоснабжения на территории городского округа «Город Чита» не препятствует осуществлению регулируемого вида деятельности. Орган регулирования располагал информацией о том, что АО «Силикатный завод» фактически оказывает услуги водоснабжения и транспортировки сточных вод, в связи с чем правомерно открыл дело об утверждении (корректировке) тарифов (том 2 л.д. 56-57, том 3 л.д. 18-25).

В дополнительных письменных возражениях от 11 октября 2023 года и.о. руководителя РСТ Забайкальского края Дорожкова О.Н. указала, что тарифы на водоснабжение могут быть установлены не только гарантирующим организациям, но и регулируемым организациям. Тарифы подлежат установлению в отношении регулируемых организаций, то есть организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами, эксплуатируемыми для осуществления регулируемой деятельности. В случае открытия дела об установлении тарифов его окончание возможно лишь принятием решения об установлении тарифов (том 5 л.д. 177-178).

В письменном отзыве от 26 мая 2023 года представитель заинтересованного лица администрации городского округа «Город Чита» (далее – Администрация) Шабанова Н.И. просила в удовлетворении административного иска отказать, указав, что у Администрации отсутствуют правовые основания по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения по объектам, находящимся на обслуживании и балансе АО «Силикатный завод», поскольку данные объекты не являются собственностью Администрации. Разрешение вопроса о приобретении в муниципальную собственность объектов водоснабжения и водоотведения возможно только после предоставления АО «Силикатный завод» полного пакета документов и снятия всех обременений и запретов. В настоящее время коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории п. Антипиха предоставляет АО «Силикатный завод» (том 4 л.д. 134-135).

В судебном заседании представители административного истца АО «Силикатный завод» Федотов И.А., Никонов Е.А. заявленные требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель административного ответчика РСТ Забайкальского края Дорожкова О.Н. с заявленными требованиями не согласилась, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнении.

Представитель заинтересованного лица администрации городского округа «Город Чита» Айдунбекова О.Ю. просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Казанцевой Л.И., полагавшей требования административного истца неподлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также – Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее также – Методические указания).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 1 части 2, пункта 2 части 8 статьи 31 закона регулированию, в частности, подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на транспортировку сточных вод.

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 16.1.1, 16.1.3 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 6 сентября 2022 года № ЮЭ9965-22-164937193 АО «Силикатный завод» зарегистрировано в качестве юридического лица 23 июля 1993 года, основной вид деятельности – производство изделий из бетона для использования в строительстве (том 2 л.д. 21-27).

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что во владении АО «Силикатный завод» имеются сети и оборудование систем холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные в п. Антипиха городского округа «Город Чита».

В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края от 1 июня 2021 года по делу № А78-8838/2020 установлено, что сети холодного водоснабжения и водоотведения АО «Силикатный завод» подключены к централизованной системе водоснабжения и водоотведения п. Антипиха г. Читы, являются объектами централизованной системы водоснабжения и водоотведения, спроектированы, возведены и предназначены для обслуживания п. Антипиха. Администрацией городского округа «Город Чита» фактически согласован вывод объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения АО «Силикатный завод» из эксплуатации на срок до 17 января 2020 года. На момент рассмотрения дела в арбитражном суде холодное водоснабжение и водоотведение п. Антипиха продолжает осуществлять АО «Силикатный завод» (том 1 л.д. 84-88).

30 апреля 2021 года АО «Силикатный завод» обратилось в РСТ Забайкальского края с заявлением на установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на водоснабжение и водоотведение на 2022 год, с приложением обосновывающих документов (том 5 л.д. 47-49).

Приказом РСТ Забайкальского края от 17 мая 2021 года № 122 по инициативе органа регулирования открыты дела об установлении тарифов для АО «Силикатный завод» на транспортировку сточных вод (пункт 47) и о корректировке тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (том 5 л.д. 179-192).

29 ноября 2021 года АО «Силикатный завод» направило в адрес РСТ Забайкальского края письмо, в котором Общество заявило об отзыве своего заявления от 30 апреля 2021 года на установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а именно на холодное водоснабжение и на транспортировку сточных вод (том 5 л.д. 173-174).

Письмом от 3 декабря 2021 года РСТ Забайкальского края запросила в администрации городского округа «Город Чита» информацию о том, кто и на каких условиях будет оказывать услуги водоснабжения и водоотведения на территории п. Антипиха городского округа «Город Чита» с 1 января 2022 года (том 5 л.д. 171).

13 декабря 2021 года орган регулирования направил в адрес АО «Силикатный завод» уведомление о назначении заседания Правления РСТ Забайкальского края по вопросу корректировки и установлению тарифов на коммунальные услуги на 2022 год для АО «Силикатный завод» в сфере водоснабжения на 15 декабря 2021 года (том 5 л.д. 170).

14 декабря 2021 года в РСТ Забайкальского края поступил ответ Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» от 13 декабря 2021 года, согласно которому в настоящее время у администрации городского округа «Город Чита» отсутствует возможность приобретения в собственность городского округа «Город Чита» сетей холодного водоснабжения и водоотведения. Иная ресурсоснабжающая организация так же не имеет возможности оказывать коммунальные услуги, так как внутриквартальные сети являются собственностью АО «Силикатный завод», на которые наложен арест (том 5 л.д. 169).

Письмом от 15 декабря 2021 года АО «Силикатный завод» повторно уведомило РСТ Забайкальского края об отзыве своего заявления от 30 апреля 2021 года на установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги и отказе участвовать в заседании Правления (том 5 л.д. 166-167).

15 декабря 2021 года, по результатам заседания Правления, РСТ Забайкальского края издала приказ № 672-НПА, которым внесла изменения в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 716-НПА, в том числе скорректировав для АО «Силикатный завод» тарифы на холодную воду: для прочих потребителей с 1 января по 30 июня 2022 год в размере 12,43 руб./куб.м, с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года в размере 12,60 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 2023 года в размере 12,85 руб./куб.м; для населения с 1 января по 30 июня 2022 год в размере 14,92 руб./куб.м, с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года в размере 15,12 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 2023 года в размере 15,43 руб./куб.м (том 3 л.д. 73-76).

15 декабря 2021 года орган регулирования направил в адрес АО «Силикатный завод» уведомление о назначении заседания Правления РСТ Забайкальского края по вопросу установления тарифа на транспортировку сточных вод на 2022 год для АО «Силикатный завод» на 17 декабря 2021 года (том 5 л.д. 168).

Письмом от 17 декабря 2021 года АО «Силикатный завод» вновь уведомило РСТ Забайкальского края об отзыве своего заявления от 30 апреля 2021 года на установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги и отказе участвовать в заседании Правления (том 5 л.д. 164-165).

17 декабря 2021 года, по результатам заседания Правления, РСТ Забайкальского края издала приказ № 692-НПА, которым установила для АО «Силикатный завод» тарифы на транспортировку сточных вод на 2022 год в размере 8,98 руб./куб.м (том 3 л.д. 83-84).

Полагая, что незаконные действия РСТ Забайкальского края, выразившиеся в установлении тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год для АО «Силикатный завод» путем издания приказов от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА возлагают на Общество обязанность и понуждают продолжать деятельность по предоставлению услуг вододоснабжения и транспортировки сточных вод, 17 января 2022 года АО «Силикатный завод» обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконными действий РСТ Забайкальского края по установлению тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год для АО «Силикатный завод»; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исключения из приказов РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха для АО «Силикатный завод».

Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 января 2022 года вышеуказанное заявление на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) возвращено заявителю как поданное с нарушением правил о подсудности (том 1 л.д. 47-53).

21 февраля 2022 года АО «Силикатный завод» обратилось в Центральный районный суд г. Читы с административным исковым заявлением о признании незаконными действий РСТ Забайкальского края по установлению тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год для АО «Силикатный завод»; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исключения из приказов РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха для АО «Силикатный завод».

Определением судьи Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2022 года данное административное исковое заявление на основании пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ возвращено административному истцу, поскольку судья пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ и разъяснил право на обращение с иском в Арбитражный суд Забайкальского края (том 1 л.д. 73).

По результатам повторного обращения в Арбитражный суд Забайкальского края с вышеуказанным заявлением, определением от 30 марта 2022 года заявление на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ возвращено заявителю, поскольку у арбитражного суда отсутствовали доказательства обращения Общества с рассматриваемым заявлением в Забайкальский краевой суд и возвращения последним такого заявления в связи с неподсудностью спора суду общей юрисдикции (том 1 л.д. 80-83).

26 апреля 2022 года АО «Силикатный завод» обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий РСТ Забайкальского края по установлению тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год для АО «Силикатный завод»; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исключения из приказов РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха для АО «Силикатный завод».

Определением Забайкальского краевого суда от 28 апреля 2022 года административное исковое заявление оставлено без движения, заявителю предоставлен срок для устранения недостатков и предложено представить в суд административное исковое заявление, оформленное в соответствии с требованиями статей 125 и 209 КАС РФ (том 3 л.д. 163-168).

Определением Забайкальского краевого суда от 1 июня 2022 года процессуальный срок оставления без движения административного искового заявления продлен исходя из характера недостатков, требующих устранения (том 3 л.д. 169-174).

Определением Забайкальского краевого суда от 15 июня 2022 года административное исковое заявление возвращено заявителю на основании части 2 статьи 210, пункта 7 части 1 статьи 129 КАСРФ в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения (том 3 л.д. 175-179).

Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2022 года определение Забайкальского краевого суда от 15 июня 2022 года оставлено без изменения (том 3 л.д. 180-183).

7 сентября 2022 года АО «Силикатный завод» обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с рассматриваемым заявлением о признании незаконными действий РСТ Забайкальского края по установлению тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год для АО «Силикатный завод», о понуждении установить тарифы на водоснабжение и транспортировку сточных вод в поселке Антипиха на 2022-2023 годы для администрации городского округа «Город Чита» (том 1 л.д. 5-8).

Определением судьи Арбитражного суда Забайкальского края от 27 сентября 2022 года вышеуказанное заявление принято к производству, дело назначено к судебному разбирательству (том 1 л.д. 1-3).

Определением судьи Арбитражного суда Забайкальского края от 19 декабря 2022 года дело на основании части 4 статьи 39 АПК РФ передано в Забайкальский краевой суд, поскольку судья пришел к выводу о том, что оспаривание действий РСТ Забайкальского края, выразившихся в установлении тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год для АО «Силикатный завод», по сути сводится к оспариванию приказов РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА, являющихся нормативными правовыми актами (том 2 л.д. 107-111).

Определением от 17 января 2023 года административное исковое заявление принято к производству Забайкальского краевого суда (том 3 л.д. 3-13).

Из содержания заявления АО «Силикатный завод» и дополнений к нему следует, что предметом требований общества в рамках настоящего спора является законность действий РСТ Забайкальского края по установлению для Общества на основании приказов от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА, являющихся нормативными правовыми актами, тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод, противоречащих, по мнению административного истца, пунктам 5, 6 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Согласно разъяснениям, содеращимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Приказы РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА устанавливают тарифы на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод для осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения организаций на территории городского округа «Город Чита», в том числе - в п. Антипиха для АО «Силикатный завод, являются правовыми актами нормативного содержания, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 КАС РФ настоящий спор подлежит рассмотрению Забайкальским краевым судом в качестве суда первой инстанции.

При этом доводы АО «Силикатный завод» о том, что приказы РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА, адресованные конкретным ресурсоснабжающим организациям, к числу которых Общество, по мнению административного истца, не относится, потребители п. Антипиха городского округа «Город Чита» от Общества данные услуги не получают, не являются нормативными правовыми актами, подлежат отклонению как не соответствующие приведенным выше нормам права.

С учетом предмета спора и закрепленной в статье 19 КАС РФ подсудности дел районным судам, оснований для передачи дела для рассмотрения в Центральный районный суд г. Читы не имеется, в связи с чем заявленное административным истцом ходатайство о направлении дела по подсудности в районный суд удовлетворению не подлежит.

По настоящему административному делу Обществом завлено о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд, поскольку ранее аналогичные заявления были возвращены судами (том 1 л.д. 9-12).

В соответствии с частью 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Поскольку настоящее заявление подано в Арбитражный суд Забайкальского края в период действия приказов РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА, срок на обращение в суд с настоящим административным иском Обществом не пропущен.

Приказ РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА был принят на заседании Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (приказы РСТ Забайкальского края от 22 июня 2020 года № 139, от 27 июля 2020 года № 161, от 24 ноября 2020 года № 285, от 4 декабря 2020 года № 312, от 11 февраля 2021 года № 24, от 23 марта 2021 года № 57, от 27 мая 2021 года № 141, от 1 июля 2021 года № 159, выписка из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 70), с учетом заключения по корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Силикатный завод» на территории городского округа «Город Чита» на 2022 год, официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф ) 17 декабря 2021 года.

Приказ РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года № 692-НПА был принят на заседании Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (приказы РСТ Забайкальского края от 22 июня 2020 года № 139, от 27 июля 2020 года № 161, от 24 ноября 2020 года № 285, от 4 декабря 2020 года № 312, от 11 февраля 2021 года № 24, от 23 марта 2021 года № 57, от 27 мая 2021 года № 141, от 1 июля 2021 года № 159, выписка из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года № 72), с учетом заключения по расчету тарифов на транспортировку сточных вод для АО «Силикатный завод», осуществляющего на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» (п. Антипиха) Забайкальского края деятельность в сфере водоотведения, на 2022 год, официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф ) 22 декабря 2021 года.

Проверив компетенцию РСТ Забайкальского края на издание приказов 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА, вопреки соответствующему доводу административного истца, каких-либо нарушений со стороны органа регулирования суд не усматривает в силу следующего.

В силу положений подпункта «б» пункта 5, подпункта «б» пункта 6 Основ ценообразования, после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для иных регулируемых организаций: тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду в случае, если регулируемая организация осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку; тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.

Следовательно, в силу вышепреведенных норм права, тарифы на питьевую воду и транспортировку сточных вод могут быть установлены не только гарантирующим организациям, но и иным регулируемым организациям, не подпадающим под понятие гарантирующая организания. При этом доводы административного истца о нарушении органом регулирования пунктов 5, 6 Основ ценообразования и возможности установления тарифов только для гарантирующих организаций подлежат отклонению как ошибочные и основанные на неверном толковании норм права.

В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.

В силу пункта 13 указанных Правил открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.

Согласно пункту 15 Правил регулирования тарифов и пункту 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года № 1154-э (далее – Регламент), в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

При этом орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (пункт 25 Правил регулирования).

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что для целей установления тарифов имеют правовое значение в том числе факты принадлежности объектов и систем водоснабжения и водоотведения и их фактической эксплуатации.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что несмотря на принятое правовое решение о выводе объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения АО «Силикатный завод» из эксплуатации с 17 января 2020 года, сети холодного водоснабжения и водоотведения, принадлежащие АО «Силикатный завод», продолжают эксплуатироваться с целью оказания соответствующих услуг потребителям п. Антипиха городского округа «Город Чита», Общество несет бремя содержания объектов водоснабжения и водоотведения, что подтверждается письмом АО «Силикатный завод от 5 июля 2023 года, актами приема-передачи от 26 июня 2023 года, 6 июля 2023 года (том 5 л.д. 198-200).

Иные организации, имеющие возможность оказывать услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории п. Антипиха городского округа «Город Чита», отсутствовали и соответствующих заявок об установлении тарифов, кроме как от АО «Силикатный завод», в орган регулирования не поступало.

Следует также учесть, что положениями пункта 27 Правил регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования предусмотрено только принятие решения об установлении тарифов. Право регулирующего органа вынести иное решение действующими правовыми актами в сфере регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения не предусмотрено. Следовательно, в случае открытия дела об установлении тарифов, орган регулирования сможет закончить его рассмотрение лишь принятием решения об установлении тарифа.

В силу вышеприведенных правовых норм и с учетом установленных обстоятельств, у РСТ Забайальского края не имелось правовых оснований для прекращения открытых 17 мая 2021 года дел об установлении и корректировке тарифов для АО «Силикатный завод», а равно и оснований для отказа в установлении и корректировки соответствующих тарифов.

Установленное решением Арбитражного суда Забайкальского края от 1 июня 2021 года по делу № А78-8838/2020 бездействие администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в непринятии мер по организации холодного водоснабжения и водоотведения п. Антипиха городского окгуга «Город Чита» не может служить правовым основанием для признания незаконными действий административного ответчика, поскольку в рамках настоящего дела подлежит оценке полномочия и компетенция РСТ Забайкальского края, оценка которым указанным решением арбитражного суда не давалась.

При установлении тарифов орган релулирования действовал в пределах предоставленных ему полномочий, а довод административного истца о злоупотреблении РСТ Забайкальского края правом устанавливать тарифы подлежит отклонению как не основанный на материалах дела.

При таких обстоятельствах оснований полагать процедуру принятия приказов 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка принятия и опубликования вышеуказанных нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий РСТ Забайкальского края.

Оценив содержание исследуемых нормативных правовых актов, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из пунктов 14, 16, 17, 25 и 35 Правил регулирования, пунктов 7, 15 и 22 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года № 1154-э, решения правления регулирующего органа об установлении тарифов, о корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения принимаются на основе анализа представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов и экспертного заключения регулирующего органа.

В рамках тарифного дела по корректировке тарифов на услуги водоснабжения для АО «Силикатный завод» на 2022 год специалистами органа регулирования проведена экспертиза представленных АО «Силикатный завод» документов с применением метода индексации установленных тарифов и подготовлено соответствующее экспертное заключение, согласно которому при формировании тарифов по услуге водоснабжения на 2022 год необходимая валовая выручка сложилась в сумме 3 319 560 руб., отклонение необходимой валовой выручки, принятой при формировании тарифов на 2022 год от аналогичной суммы, учтенной РСТ Забайкальского края на 2021 год составляет 106,93%. Тарифы для всех групп потребителей утверждены на уровне экономически обоснованного тарифа (том 3 л.д. 122-129).

Вышеуказанное экспертное заключение содержит анализ и расчет экономической обоснованности расходов, включенных в необходимую валовую выручку на 2022 год, а также анализ динамики расходов по осуществлению регулируемых видов деятельности по отношению к предыдущему периоду регулирования.

При установлении тарифов на транспортировку сточных вод для АО «Силикатный завод» на 2022 год РСТ Забайкальского края руководствовалось пунктом 53 Основ ценообразования в соответствии, с которым метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку сточных вод в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе холодного водоотведения.

Выбранный административным ответчиком метод регулирования тарифов соответствует требованиям пункта 53 Основ ценообразования, пункта 34 Методических указаний, поскольку ранее для АО «Силикатный завод» устанавливался тариф на транспортировку сточных вод на 2021 год, протяженность сетей водоотведения организации административного истца менее 10 километров, которые расположены в зоне деятельности гарантирующей организации АО «Водоканал-Чита».

Из содержания заключения по расчету тарифов на транспортировку сточных вод для АО «Силикатный завод» на 2022 год следует, что протяженность канализационной сети регулируемой организации в сопоставимых величинах определена в соответствии с пунктом 38 Методических указаний, исходя из данных о протяженности сети 5355,5 м, примененном коэффициенте дифференциации в зависимости от диаметра трубопроводов и составила 3 802,51 м. Тариф на транспортировку сточных вод принят на уровне экономически обоснованного тарифа и составил 8,98 руб./куб.м (том 3 л.д. 130-132).

Экспертные заключения соответствуют требованиям пункта 26 Правил регулирования, размеры экономически обоснованных тарифов, отраженных в них, полностью соответствует размерам, утвержденным приказами от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА.

В ходе судебного разбирательства административный истец не привел доводов относительно экономической необоснованности установленных тарифов либо имевших место несоответствий и допущенных органом регулирования нарушений при их расчете.

Исходя из исследованных в судебном заседании материалов тарифного дела суд не усматривает оснований ставить под сомнение правильность расчетов органом регулирования размеров тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод для АО «Силикатный завод» на 2022 год, установленных приказами РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА.

Проанализировав приказы РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА на предмет их соответствия положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о водоснабжении и водоотведении, Основам ценообразования, Правилам регулирования, Методическим указаниям в сфере водоснабжения и водоотведения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые приказы не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не влекут нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Вопреки соответствующему доводу административного истца, издание органом регулирования приказов от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА не является для АО «Силикатный завод» обязательством для осуществления деятельности по предоставлению услуг водоснабжения и транспортировки сточных вод. Напротив, отсутствие указанных приказов фактически лишит административного истца права на экономически обоснованную компенсацию понесенных расходов в связи с использованием сетей Общества для оказания коммунальных услуг потребителям п. Антипиха городского округа г. Чита.

Ссылка административного истца на непринятие администрацией городского округа «Город Чита» мер к решению вопроса об организации водоснабжения и водоотведения на территории п. Антипиха, не может служить основанием для отмены приказов от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА, поскольку не свидетельствует о их незаконности.

Правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности установить тарифы на водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 – 2023 годы для администрации городского округа «Город Чита», о чем заявлено административным истцом в рамках настоящего дела, суд не усматривает, поскольку как следует из материалов дела и пояснений сторон у Администрации отсутствуют сети холодного водоснабжения и водоотведения на территории п. Антипиха городского округа «Город Чита». Кроме того, рассматриваемое требование выступает в качестве способа защиты нарушенных прав административного истца и с учетом установленных по делу обстоятельств самостоятельному удовлетворению не подлежит.

Поскольку по изложенным выше мотивам приказы РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года № 672-НПА и от 17 декабря 2021 года № 692-НПА не противоречат имеющим большую юридическую силу требованиям законодательства, а также не нарушают прав административного истца в рассматриваемых аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Силикатный завод» о признании незаконными действий Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по установлению тарифов на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод в п. Антипиха на 2022 год для акционерного общества «Силикатный завод», о понуждении установить тарифы на водоснабжение и транспортировку сточных вод в поселке Антипиха на 2022-2023 годы для администрации городского округа «Город Чита» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья М.Н. Бурак

Мотивированное решение составлено 20 октября 2023 года.