РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Машковцевой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-984/18 по административному исковому заявлению дачно-потребительского кооператива «Работники науки и искусства» к Управлению Росреестра по Московской области об устранении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
дачно-потребительский кооператив «Работники науки и искусства» (далее-административный истец, ДПК) через своего представителя обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением, и, уточнив административный иск просил установить кадастровую стоимость в отношении принадлежащих на праве собственности административному истцу земельных участков (далее также объектов недвижимости) с кадастровыми номерами: <данные изъяты> расположенных по адресу: <данные изъяты>, равной одному рублю за земельный участок и обязать Управление Росреестра по Московской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков равной одному рублю за земельный участок.
В судебном заседании представитель административного истца административный иск поддержал, указав, что при определении кадастровой стоимости земельных участков не был учтен их установленный вид разрешенного использования, в соответствии с которым земельные участки используются под дороги для организации проезда, прохода к земельным участкам членов ДПК.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что оснований для установления кадастровой стоимости земельных участков в размере одного рубля не имеется, т.к. земельные участки не относятся к землям общего пользования. Удельный показатель кадастровой стоимости установлен с учетом вида разрешенного использования.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о дате и времени судебного разбирательства, своих представителей не направили.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело по имеющейся явке.
Выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска исходя из следующего.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Как следует из пунктов 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельных участков.
Как следует из установленных судом при рассмотрении настоящего административного дела обстоятельств, административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположенные по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, тупиков, кадастровая стоимость которых соответственно составляет 6 268 449,60 руб.; 6 076 782,72 руб.; 2 173 500,80 руб.; 5 732 724,96 руб.; 7 545 705,12 руб.; (л.д. 13- 38).
Обращаясь с административным иском представитель административного истца указал, что в отношении принадлежащих ДПК на праве собственности земельных участков в результате допущенной технической ошибки была установлена кадастровая стоимость без учета установленного вида их разрешенного использования.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса (далее здесь и по тексту решения законы, нормативные правовые акты приводятся в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно указанному Федеральному закону под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона).
Государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность таких действий, как принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статья 24.11 Федерального закона).
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Федерального закона).
Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (статья 24.13 Федерального закона).
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 24.15 Федерального закона).
В силу положений пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, и пункта 18 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (действовавшего и применяемого на момент проведения оценки и утверждения результатов оценки), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по их целевому назначению и виду функционального использования (виду разрешенного использования).
Статьей 24.13 Закона об оценочной деятельности, положениями Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, и Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2013 г. № 648, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. При этом при формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
В текстовую часть перечня включаются сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и актуальные на дату формирования перечня, обо всех объектах недвижимости, за исключением объектов недвижимости, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня отсутствует хотя бы одно из следующих сведений или сведений о характеристике, в том числе кадастровый номер, категория земель, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок; разрешенное использование, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок (пункт 8 Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке).
Из анализа указанных норм следует, что государственной кадастровой оценке подлежат земельные участки, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о категории земельного участка и виде его разрешенного использования. В данном случае земельные участки административного истца были учтены в государственном кадастре недвижимости
Министерство экологии и природопользования Московской области в пределах своих полномочий Распоряжением № 566-РМ от 27.11.2013 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» (далее-Распоряжение № 566-РМ от 27.11.2013г.) утвердило результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, в соответствии с которыми в отношении принадлежащих административному истцу земельных участков удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость установлены по 13 группе видов разрешенного использования как «для земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов», исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 571,04 руб. за кв.м.
Представитель административного истца полагает, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть определена в размере одного рубля за участок как для земель общественного пользования с учетом установленного вида разрешенного использования.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является технической ошибкой в сведениях.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, допущение при определении кадастровой стоимости земельного участка технической ошибки, влекущей необоснованное увеличение такой стоимости, затрагивает права и обязанности собственника земельного участка.
Из пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
С учетом приведенных положений законов, а также статьи 18.20 Закона об оценочной деятельности обязанность по исправлению технической ошибки в части определения кадастровой стоимости (в случае установления такого рода ошибки) возлагается на Управление Росреестра по Московской области.
При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11, пункт 12 статьи 85 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 1963-О).
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлена аналогичная Земельному кодексу норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Проанализировав положения пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 и пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса, пунктов 1 и 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд, вопреки доводам представителя административного истца, приходит к выводу о том, что к территориям общего пользования, в том числе к скверам, могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к таким территориям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность.
Доводы представителя административного истца о том, что принадлежащие административному истцу на праве собственности земельные участки относятся к тем участкам, в отношении которых в силу пунктов 1.2.16 и 2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года № 39 (далее - Методические указания), кадастровая стоимость не рассчитывается и устанавливается равной одному рублю, суд оценивает критически.
В соответствии с пунктом 1.2.13 названных Методических указаний кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков определена как это следует из Распоряжения № 566-РМ от 27.11.2013г. исходя из вида разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов», а пунктом 2.4.1 Методических указаний определено, что кадастровая стоимость таких земельных участков определяется путем умножения минимального для данного населенного пункта значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.9 настоящих Методических указаний, на площадь земельных участков.
С учетом изложенного действия органа кадастрового учета по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих административному истцу, являются законными, в полной мере соответствуют требованиям законодательства, примененного Управлением Росреестра по Московской области при внесении сведений о кадастровой стоимости земельных участков, сведения о кадастровой стоимости не содержат в себе технических ошибок.
Доводы представителя административного истца основаны на неправильном толковании норм законов, регулирующих спорные правоотношения и не могут являться основаниям для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
административное исковое заявление дачно-потребительского кооператива «Работники науки и искусства» к Управлению Росреестра по Московской области об устранении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50<данные изъяты> и обязании Управления Росреестра по Московской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты> равной одному рублю за земельный участок оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Ракунова
Решение в окончательной форме принято 12 ноября 2018 года