ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-987/20 от 30.11.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 3а-987/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 30 ноября 2020 года

Оренбургский областной суд в составе председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

при секретаре Татариновой Е.В., Лексиковой Е.А.,

при участии представителей административного истца Андреева А.В., Дьяченко А.С.,

представителя административных ответчиков губернатора Оренбургской области Паслера Д.В. и Правительства Оренбургской области – Насыровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании недействующими подпункта «з» пункта 6, пункта 17 Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12 апреля 2019 года № 249-п,

У С Т А Н О В И Л:

В рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2018 года №918-пп, в целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям

постановлением Правительства Оренбургской области от 12 апреля 2019 года №249-п утвержден Порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства (в редакции от 19 марта 2020 года) (далее – Порядок).

Текст документа опубликован 12 апреля 2019 года на официальном интернет -портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru.

Указанный Порядок определяет цели, условия и механизм предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Оренбургской области (далее - субсидии) (пункт 1 Порядка).

В соответствии с подпунктом «з» пункта 6 Порядка субсидии предоставляются при соблюдении, в том числе, следующего условия: уровень среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственного товаропроизводителя в предыдущем году не ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (с учетом уральского коэффициента).

Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются получателям субсидии, заключившим соглашение, в соответствии с реестрами получателей субсидии не позднее десятого рабочего дня после заключения соглашения путем перечисления денежных средств на расчетные счета получателей субсидии, открытые ими в кредитных организациях, в установленном для исполнения областного бюджета порядке в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

И.о. прокурора Оренбургской области, действуя в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими подпункт «з» пункта 6, пункт 17 Порядка.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что в ходе проведения антикоррупционной экспертизы было выявлено несоответствие вышеуказанных положений Порядка требованиям федерального законодательства.

Подпункт «з» пункта 6 Порядка, по мнению административного истца, не соответствует принципу правовой определенности, поскольку в соответствии с данной нормой субсидия предоставляется при соблюдении получателем такого условия «как уровень среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственного товаропроизводителя в предыдущем году не ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (с учетом уральского коэффициента). Использование формулировки «с учетом уральского коэффициента» допускает такую трактовку данной нормы, при котором уровень среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственного товаропроизводителя оценивается с учетом включенного в его состав размера районного коэффициента, тогда как в соответствии с частью 3 статьи 133, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных Союзов от 02 июля 1987 года №403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» за работу в местностях с особыми климатическими условиями начисление районного коэффициента должно производиться сверх минимального размера оплаты труда, а не с «учетом» данного коэффициента.

Пункт 17 Порядка, предусматривающий предоставление субсидии получателям, заключившим соглашение, не позднее десятого рабочего дня после заключения соглашения, по мнению прокурора, нарушает подпункт «а» пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, вступившего в силу 03 октября 2020 года (далее Общие требования №1492), который предусматривает перечисление субсидии не позднее 10 – го рабочего дня, следующего за днем принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств по результатам рассмотрения им документов решения о предоставлении субсидии.

До вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1492 пункт 17 Порядка, по мнению прокурора, нарушал пункт 9 Общих требований к нормативно – правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года №887 (далее – Общие требования №887).

Определением суда от 08 октября 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен губернатор Оренбургской области Паслер Д.В., в качестве заинтересованного лица Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.

В судебном заседании представители административного истца Андреев А.В. и Дьяченко А.С. административные исковые требования поддержали.

Представитель административных ответчиков Правительства Оренбургской области и губернатора Оренбургской области Паслера Д.В. Насырова С.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала, ссылаясь на их необоснованность.

Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта «в» части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (абзац 2 части 1 статьи 3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально - экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

Оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят Правительством Оренбургской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта и к процедуре его принятия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с приведенными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации в постановлении от 18 сентября 2020 года №1492 утвердило Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее – Общие требования №1492).

Согласно пункту 2 Общих требований №1492 нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, содержат следующие положения:

а) общие положения о предоставлении субсидий;

б) порядок проведения отбора получателей субсидий для предоставления субсидий (далее - отбор) (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора);

в) условия и порядок предоставления субсидий;

г) требования к отчетности;

д) требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

В рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2018 года № 918-пп, в целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Постановлением Правительства Оренбургской области от 12 апреля 2019 года 249-п утвержден Порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства согласно приложению.

В соответствии с пунктом 3 Порядка целью предоставления субсидий является компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства, в том числе на уплату первоначального взноса (авансового платежа) или первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга) (за исключением договоров сублизинга).

Главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на цель предоставления субсидий, указанную в пункте настоящего Порядка, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, является министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (пункт 4 Порядка).

В соответствии с пунктом 6 Порядка субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

а) представление сельскохозяйственными товаропроизводителями отчетов о финансово-экономическом состоянии, составленных по формам и в сроки, установленные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

б) сельскохозяйственные товаропроизводители осуществляют на территории Оренбургской области деятельность по возделыванию яровых, озимых зерновых, кормовых культур в целях производства кормов для производства продукции животноводства (молока, мяса крупного рогатого ската, свиней, овец, лошадей, птицы, шерсти, пуха, яиц);

в) отсутствие у сельскохозяйственных товаропроизводителей на дату подачи заявления просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, в том числе предоставленных в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом;

г) на дату подачи заявления получатели субсидии - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении их не введена процедура банкротства, деятельность получателей субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатели субсидии - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

д) на дату подачи заявления сельскохозяйственные товаропроизводители не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

е) сельскохозяйственные товаропроизводители не должны получать средства из областного бюджета в соответствии с иными правовыми актами Оренбургской области на цель, указанную в пункте настоящего Порядка;

ж) приобретение в 2018 - 2019 годах у производителя сельскохозяйственной техники или у официального уполномоченного им продавца новой техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства и неполучение по ним ранее субсидии;

з) уровень среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственного товаропроизводителя в предыдущем году не ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (с учетом уральского коэффициента);

и) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, зарегистрированы в Пенсионном фонде Российской Федерации.

По мнению прокурора, условие, изложенное в подпункте «з» пункт 6 Порядка, не отвечает требованию правовой определенности.

Поскольку согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование.

Проверяя соответствие акта, обладающего нормативными свойствами, действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, суд устанавливает смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта (пункт 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50).

Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части 2 статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд в указанных местностях оплачивается в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Так, в повышенном размере оплачивается труд лиц, работающих: в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации); в безводных, высокогорных и пустынных местностях - с применением соответствующих коэффициентов к заработной плате, установленных нормативными правовыми актами.

Из совокупного анализа положений абзаца 7 части 2 статьи 22, части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что коэффициенты и процентные надбавки за работу в особых климатических условиях являются частью заработной платы, которую работодатель обязан выплачивать в полном размере.

По правовому смыслу указанных норм месячная заработная плата работника без включения в нее районного коэффициента должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, а работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, должна выплачиваться в повышенном размере.

В связи с чем, соблюдение требований, предусмотренных в статьях 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее.

Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 02 июля 1987 года №403/20 – 155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» утверждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Урала, для Оренбургской области – 1, 15.

С учетом изложенного, использование в подпункте «з» пункта 6 Порядка формулировки «с учетом уральского коэффициента» вызывает правовую неопределенность в применении данной нормы и не соответствует вышеприведенным нормам федерального законодательства, поскольку предполагает соответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя условию предоставления субсидии в том случае, когда уровень среднемесячной заработной платы его работников достигается после включения в размер среднемесячной заработной платы работников размера районного коэффициента.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора в части признания недействующим подпункта «з» пункта 6 Порядка в части использования словосочетания «(с учетом уральского коэффициента)».

В соответствии с пунктом 7 Порядка для получения субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в министерство заявление о предоставлении субсидии, составленное по форме, утвержденной приказом министерства, с приложением следующих документов:

а) копий отчетов по формам государственного статистического наблюдения №29-СХ «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» по состоянию за предшествующий год, №4-СХ «Сведения об итогах сева под урожай текущего года» по состоянию на последнюю отчетную дату, №П-1 (СХ) «Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции» по состоянию за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления, №24-СХ «Сведения о состоянии животноводства" за предшествующий год с копией отметки органа государственной статистики (для сельскохозяйственных организаций);

б) копий отчетов по формам государственного статистического наблюдения №1-фермер «Сведения об итогах сева под урожай», №2-фермер «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» и №3-фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота» по состоянию за предшествующий год с отметкой органа государственной статистики (для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, малых предприятий);

в) копий документов, подтверждающих официальные полномочия продавца на реализацию сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства ее производителем, заверенных продавцом, в случае их приобретения не по договору финансовой аренды (лизинга);

г) копий договора купли-продажи с приложением копии акта приема-передачи сельскохозяйственной техники и оборудования, копий документов, подтверждающих стоимость транспортных расходов, заверенных производителем сельскохозяйственной техники или официально уполномоченным продавцом (в случае включения в цену товара стоимости транспортных расходов), оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства, счетов фактур, накладных, актов приема-передачи по форме ОС-1, паспорта самоходной машины с отметкой о постановке на учет в государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, платежных документов (в случае приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства не по договору финансовой аренды (лизинга), заверенных сельскохозяйственными товаропроизводителями;

д) копии договора финансовой аренды (лизинга) с приложением графика уплаты лизинговых платежей, дополнительных соглашений к нему (в случае внесения изменений), актов приема-передачи, паспорта самоходной машины, платежных документов, подтверждающих уплату первоначального взноса (авансового платежа) или первого лизингового платежа, в случае приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования по договору финансовой аренды (лизинга), заверенных сельскохозяйственным товаропроизводителем;

е) сведения о наличии сельскохозяйственной техники или оборудования, о посевных площадях яровых, озимых, кормовых культур и наличии поголовья сельскохозяйственных животных по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;

ж) документов, содержащих:

сведения об уровне среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, за предыдущий год (с учетом уральского коэффициента) по форме согласно приложению №2 к настоящему Порядку;

сведения об отсутствии на дату подачи заявления работников, не зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации;

сведения о том, что деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

сведения об отсутствии на дату подачи заявления просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, в том числе предоставленных в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом;

сведения, подтверждающие отсутствие на дату подачи заявления в уставном (складочном) капитале доли участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышающей 50 процентов;

сведения на дату подачи заявления о том, что сельскохозяйственный товаропроизводитель не является получателем средств из областного бюджета в соответствии с иными правовыми актами на цель, указанную в пункте 3 настоящего Порядка.

Согласно пункту 10 Порядка министерство рассматривает документы, представленные сельскохозяйственным товаропроизводителем, и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления. По результатам рассмотрения документов министерство формирует реестры сельскохозяйственных товаропроизводителей (получателей субсидии) по соответствующим направлениям поддержки, которые утверждаются приказом министерства. Информация о результатах рассмотрения документов размещается на сайте министерства.

В течение 3 рабочих дней со дня утверждения реестра получателей субсидии министерство заключает с получателем субсидии соглашение о предоставлении субсидии по форме, утвержденной министерством финансов Оренбургской области для соответствующего вида субсидии (пункт 16 Порядка).

Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются получателям субсидии, заключившим соглашение, в соответствии с реестрами получателей субсидии не позднее десятого рабочего дня после заключения соглашения путем перечисления денежных средств на расчетные счета получателей субсидии, открытые ими в кредитных организациях, в установленном для исполнения областного бюджета порядке в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

С учетом приведенных норм положений Порядка, решение о возможности предоставления субсидии принимается министерством в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя путем формирования реестра сельскохозяйственных товаропроизводителей (получателей субсидии) по соответствующим направлениям поддержки, который утверждается приказом министерства. В последующие 3 рабочих дня со дня утверждения реестра получателей субсидии министерство заключает с получателем субсидии соглашение. Перечисление субсидии получателя производится не позднее десятого рабочего дня после заключения соглашения.

В соответствии с пунктом 11 Общих требований №1492 (в редакции от 13 октября 2020 года), вступивших в силу 03 октября 2020 года, правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 3 – 8 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения о перечислении субсидии не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств по результатам рассмотрения им документов, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящего документа, в сроки, установленные подпунктом «в» пункта 5 настоящего документа, решения о предоставлении субсидии.

Таким образом, данной правовой нормой предусмотрено перечисление субсидии получателю в течение 10 дней со дня принятия главным распорядителем соответствующего решения по итогам рассмотрения документов, представляемых получателем субсидии для подтверждения соответствия установленным к нему требованиям.

До вступления в силу 03 октября 2020 года Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1492 условия и порядок предоставления субсидий регулировались Общими требованиями №887, пункт 9 которых предусматривал, что правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанных в пунктах 2 – 6 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения о перечислении субсидии не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств по результатам рассмотрения им документов, указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего документа, в срок, установленный подпунктом «б» пункта 4 настоящего документа, решения.

Таким образом, ранее действовавшими Общими условиями №887 также был предусмотрен срок для перечисления субсидии – 10 дней со дня принятия распорядителем бюджетным средств решения по результатам рассмотрения документов, представляемых получателем субсидии для подтверждения соответствия установленным к нему требованиям.

Прокурор в административном исковом заявлении полагает, что с учетом закрепленного в пункте 17 Порядка правового регулирования максимальный срок для перечисления субсидии увеличен на 3 дня по сравнению со сроком, предусмотренным пунктом 11 Общих требований №1492, а также ранее действовавшим пунктом 9 Общих требований №887.

Суд находит доводы прокурора в указанной части ошибочными.

Как следует из пункта 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующей правила предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Таким образом, в соглашение, заключаемое с получателем субсидии, в обязательном порядке включается согласие получателя субсидии на осуществление органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии. В отсутствие такого согласия соглашение с сельскохозяйственным товаропроизводителем министерством не заключается и, следовательно, субсидия ему не может быть предоставлена.

Из оспариваемого нормативного правового акта следует, что предоставление заявителю субсидии осуществляется в несколько этапов, в которых условно представляется возможным выделить следующие.

Первый этап заключается в рассмотрении представленных в министерство сельскохозяйственными товаропроизводителями документов для получения субсидии и проверке соответствия заявителей отдельным требованиям, которым должен соответствовать сельскохозяйственный товаропроизводитель. Данный этап завершается либо включением заявителя в формируемый реестр получателей субсидии либо принятием министерством решения об отказе заявителю в предоставлении субсидии и направлении заявителю письменного уведомления о принятом решении с обоснованием причины отказа в предоставлении субсидии.

Заключительный этап заключается в принятии министерством решения о предоставлении субсидии путем заключения соглашения о предоставлении субсидии с получателем и перечислении министерством субсидии на расчетный счет заявителя, либо в принятии решения об отказе заявителю в предоставлении субсидии в случае непоступления в министерство подписанного сельскохозяйственным товаропроизводителем соглашения.

Исходя из пункта 11 Общих требований, правовой акт должен содержать положения о перечислении субсидии не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств по результатам рассмотрения им документов в установленный сроки решения.

Указанному требованию, вопреки суждению административного истца, оспариваемое положение Порядка соответствует, поскольку вышеприведенными положениями Порядка закреплено, что подписание министерством со своей стороны соглашения о предоставлении субсидии и перечисление субсидии на расчетный счет заявителя, составляющие в единстве заключительный этап в рассмотрении вопроса о предоставлении субсидии, осуществляются министерством в течение 10 рабочих дней.

При этом исходя из смысла названных положений Порядка подписание министерством со своей стороны соглашения о предоставлении субсидии свидетельствует о принятии министерством заключительного решения о предоставлении субсидии конкретному получателю, который, подписав соглашение со своей стороны, дал согласие на осуществление органами государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии. В отсутствие такого согласия субсидия получателю не может быть перечислена.

Таким образом, вопреки суждению прокурора, формирование реестра получателей субсидии не означает принятием министерством решения о предоставлении субсидии заявителям, включенным в данный реестр. После включения сельскохозяйственного товаропроизводителя в реестр получателей субсидии в отношении него возможно принятия министерством решения об отказе в предоставлении субсидии в случае отказа от заключения соглашения. Заключительный этап принятия министерством решения о предоставлении субсидии заключается в подписании им с получателем субсидии соответствующего соглашения.

С учетом изложенного суд не находит оснований для признания недействующим пункта 17 Порядка.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 3 Общих требований №1492 рекомендовано исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты Российской Федерации, муниципальные правовые акты, но не позднее 01 июня 2021 года.

В соответствии с Общими требованиями №1492 изменился порядок предоставления субсидии по сравнению с порядком, действовавшим в соответствии с Общими требованиями №887, поскольку, в частности, изменился перечень документов, предоставляемых заявителем для подтверждения соответствия требованиям, предъявляемым к получателю субсидии, и, соответственно, порядок предоставления субсидии (пункт 11 Общих требований №1492). В связи с этим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлен срок для приведения в соответствие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, регулирующих предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий, с Общими требованиями №1492 не позднее 01 июня 2021 года.

При таких обстоятельствах пункт 17 оспариваемого Порядка не может быть признан недействующим в связи с несоответствием Общим требованиям №1492 и по тому основанию, что срок для приведения его в соответствие с Общими требованиями №1492 на дату рассмотрения настоящего дела не истек. Проверка соответствия названного положения Порядка Общим требованиям №1492 до истечения срока для приведения его в соответствие при необходимости изменения в полном объеме нормативного правового акта Оренбургской области не отвечает целям административного судопроизводства.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт в оспариваемой части должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что подпункт «з» пункта 6 Порядка применялся для регулирования соответствующих правоотношений, в связи с чем, считает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В настоящее время официальным источником опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области считается сайт http://www.pravo.orb.ru. Сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании недействующими подпункта «з» пункта 6, пункта 17 Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12 апреля 2019 года № 249-п – удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда подпункт «з» пункта 6 Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12 апреля 2019 года № 249-п в части использования словосочетания «(с учетом уральского коэффициента)».

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья О.М. Трифонова

Мотивированное решение составлено 11 декабря 2020 года.

Судья О.М. Трифонова