Дело № <...>а-98/2018
О М С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2018 года г. Омск
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ланцовой М.В.
при секретаре Бердовой А.А.,
с участием прокурора Бородич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению РАА к Омскому городскому Совету о признании недействующим в части приложения №1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года №201,
у с т а н о в и л:
10 декабря 2008 г. Омским городским Советом принято решение № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области». Первоначальный текст документа опубликован в издании «Третья столица», № 69/1 (491) от 19 декабря 2008 г. (л.д. 104-137).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее – Правила) в приложении № 1 к настоящим Правилам приведена карта градостроительного зонирования территорий города Омска.
Указанным приложением в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...> установлена территориальная зона метрополитена (ИТ4-715) (л.д. 94-95).
На основании договора купли-продажи от 15.06.2013 г. собственником указанного земельного участка является административный истец (л.д. 20-21).
РАА обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных Правил. Ссылаясь на положения статей 30, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указал, что при утверждении нормативного правового акта не было учтено существующее землепользование, т.к. принадлежащий ему земельный участок имеет вид разрешенного использования «для размещения домов индивидуальной жилой застройки». Административный истец просил признать недействующим приложение № <...> к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. № 201, в части установления территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером № <...>.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержала.
Представитель Омского городского Совета ФИО2 против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на принятие нормативного правового акта в пределах компетенции Омского городского Совета, в установленной форме, без нарушения требований законодательства, предъявляемых к процедуре его принятия, опубликования и вступления решения в законную силу. Указал, что оспариваемое решение не противоречит ни одному из нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца (отзыв л.д. 100-103).
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Бородич А.С., полагавшей требование об оспаривании нормативного правового акта не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, утверждение правил землепользования и застройки.
Омский городской Совет является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления города Омска (часть 1 статьи 10 Устава города Омска).
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 9 Устава города Омска к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относится утверждение правил землепользования и застройки.
В целях реализации предоставленных муниципальному образованию полномочий Омским городским Советом 10 декабря 2008 года принято решение № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области».
Таким образом, данное решение принято уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликовано для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.
Из материалов дела следует, что РАА. на основании договора купли-продажи от 15 июня 2013 г., свидетельства о государственной регистрации права от 26 июня 2013 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 435 кв.м, местоположение которого определено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, с почтовым адресом: <...>. (л.д. 20, 21, 69-71).
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № <...> поставлен на кадастровый учет 15 апреля 2013 г. с видом разрешенного использования «для размещения домов индивидуальной жилой застройки», отнесен к категории земель «земли населенных пунктов» (л.д. 69-71). Участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № <...>, поставленного на кадастровый учет в 2007 г., имевшего тот же вид разрешенного использования (л.д. 74-90, 149-177).
В результате градостроительного зонирования земельный участок вошел в территориальную зону ИТ4-715 (зона метрополитена) (л.д. 98).
В 2015 году на земельном участке истцом возведен трехэтажный жилой дом, площадью 140,6 кв.м (л.д. 191-198). Право собственности на строение в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Уведомлениями, выданными администрацией Октябрьского административного округа г. Омска в 2015 г., 2018 г., РАА отказано в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № <...> ввиду нахождения объекта недвижимости в территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ-4 (л.д. 15-18, 188-190).
Предложения административного истца о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Омска, а именно о выделении в территориальной зоне ИТ4-715 территориальной зоны Ж1, отклонены постановлением администрации города Омска от 30 марта 2016 г. №396-п, т.к. предложение не соответствует Генеральному плану. (л.д. 46-50).
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В силу пункта 7 статьи 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (ч. 1 ст. 18 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее – Генеральный план).
Согласно Генеральному плану в планировочной структуре городского округа сформированы следующие функциональные зоны: жилой застройки, общественно-деловая, промышленная, коммунально-складской территории, рекреационная, зона специального назначения, зона объектов оборонного значения, ритуального назначения и другие.
Согласно п. 3.14 «СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78) (ред. от 25.08.1993) на территориях коммунально-складских зон (районов) следует размещать предприятия пищевой (пищевкусовой, мясной и молочной) промышленности, общетоварные (продовольственные и непродовольственные), специализированные склады (холодильники, картофеле-, овоще-, фруктохранилища), предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города.
Аналогичные положения содержались в "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820) (п. 8.9).
В настоящее время эти же положения содержатся в п. 8.9. "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр).
Согласно Карте (схеме) территориального планирования №2 в составе Генерального плана земельный участок с кадастровым номером 55:36:120307:17418 относится к функциональной зоне коммунально-складской территории.
В составе Генерального плана утверждена Схема развития метрополитена, трамвая и троллейбуса №11.3 в Схеме развития объектов транспортной инфраструктуры города Омска. Согласно Схеме принадлежащий истцу земельный участок находится в границах территории, определенной для размещения метродепо.
Согласно карте градостроительного зонирования территорий города Омска в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:17418 установлена территориальная зона метрополитена (ИТ4-715).
Зона метрополитена (ИТ-4) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения объектов метрополитена, установления технических и охранных зон для таких объектов (ст. 49 Правил). Возведение жилых домов не является видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне метрополитена (таблица N 1 ст. 42 и ст. 43 Правил).
При таком положении суд приходит к выводу о соответствии территориальной зоны, к которой Правилами землепользования и застройки отнесен указанный земельный участок, установленному Генеральным планом функциональному зонированию.
Напротив, не отражение границ территориальной зоны ИТ-4 на данной территории в Правилах землепользования и застройки города Омска означало бы несоответствие оспариваемого нормативного правового акта Генеральному плану города Омска и противоречило бы требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Утверждение представителя административного истца о нахождении спорного земельного участка в двух территориальных зонах ошибочно, опровергается представленными в дело доказательствами об отнесении земельного участка к одной территориальной зоне (ИТ4-715).
Ссылка административного истца на то, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта не было учтено, что разрешенным использованием его земельного участка, а также земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:818, поставленным на кадастровый учет в 2007 г., является размещение домов индивидуальной жилой застройки, во внимание суда не принимается.
В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет органам местного самоуправления более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав.
В рассматриваемом случае выделение в Генеральном плане г. Омска функциональной зоны для размещения объектов транспортного обслуживания населения (метродепо) связано с долгосрочной перспективой градостроительного развития городского округа. Установленная в отношении земельного участка административного истца территориальная зона конкретизирует положения документа территориального планирования в целях определения правового режима его использования.
Указание административного истца на невключение принадлежащего ему земельного участка в перечень участков, расположенных в границах резервируемых земель для строительства Омского метрополитена, а также на вероятную невозможность размещения метродепо в границах улиц 15-ой Рабочая - Хабаровская - 26-ой Рабочая - Харьковская, со ссылкой на ответы соответствующих органов и учреждений (л.д. 51, 52, 179), во внимание суда не принимаются, т.к. связаны с последующим исполнением Генерального плана как документа территориального планирования муниципального образования и не являются основаниями для признания его недействующим.
Доводы РАА о нарушении указанным нормативным правовым актом его права на использование земельного участка также подлежат отклонению, т.к. согласно ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, ч. 4 ст. 85 Земельного Кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Поскольку жилой дом возведен РАА в 2015 г. в отсутствие необходимых разрешений, ссылка административного истца на неоднократный отказ органов муниципальной власти в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома также не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Суд отмечает, что право собственности административного истца на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от 15.06.2013 г., т.е. после принятия оспариваемых Правил, а также Генерального плана г. Омска.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ решение суда или сообщения о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление РАА к Омскому городскому Совету о признании недействующим приложения №1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года №201, в части установления территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером № <...> оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ланцова М.В.