ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-98/19 от 26.08.2019 Амурского областного суда (Амурская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2019 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Михайленко В.Г.,

при секретаре Галяевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области о ликвидации деятельности Амурского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Россия», его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области обратилось в Амурский областной суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что Амурское региональное отделение Общероссийского общественного движения «Россия» было зарегистрировано 6 сентября 2012 года, а 16 ноября 2012 года общественное объединение внесено в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с протоколом № 3 от 31 август 2016 года общим собранием Амурского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Россия» было принято решение о добровольном закрытии отделения общественного объединения и ликвидации юридического лица, 19 сентября 2016 года Управлением Федеральной налоговой службы по Амурской области в ЕГРЮЛ была внесена соответствующая запись. По состоянию на 1 июля 2019 года лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации, является руководитель ликвидационной комиссии общественного объединения – Герасименко С.А. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица предусмотрен ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и предусматривает направление ликвидатором либо ликвидационной комиссией уведомления в регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. В нарушение данных требований закона документы о завершении процедуры ликвидации юридического лица в Управление до настоящего времени не поступали. При этом в соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, организацией с момента создания юридического лица не исполнялась обязанность по предоставлению ежегодной отчетности в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области. Между тем факт нахождения юридического лица в стадии ликвидации не освобождает общественное объединение от обязанностей, предусмотренных действующим законодательством. По результатам анализа отчетов некоммерческих организаций Управлением было выявлено непредоставление Амурским региональным отделением Общероссийского общественного движения «Россия» ежегодной отчетности в период с 2012 по 2018 год. 8 июня 2016 года в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ, а постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 7 от 6 июля 2016 года юридическое лицо подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа. Кроме того, 25 апреля 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области по факту непредоставления общественным объединением ежегодной отчетности за период с 2012 по 2016 год было вынесено письменное предупреждение. В связи с тем, что выявленные нарушения не были устранены общественным объединением в установленный срок, 25 апреля 2018 года Управлением было вынесено повторное письменное предупреждение, которое было получено руководителем организации. Также по факту не предоставления ежегодной отчетности за период 2012 - 2018 гг. Управлением 5 июня 2019 года вынесено очередное письменное предупреждение, которое направлялось в адрес организации посредством почтового отправления и было получено 22 июня 2019 года. Несмотря на предпринятые меры и надлежащее уведомление общественной организации, до настоящего времени нарушения законодательства Амурским региональным отделением Общероссийского общественного движения «Россия» не устранены, отчетность в Управление не предоставлена, вынесенные в адрес юридического лица письменные предупреждения в установленном законом порядке не обжаловались. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неоднократном нарушении организацией норм действующего законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, что в соответствии со ст. 44 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для ликвидации общественного объединения.

На основании изложенного просит суд ликвидировать деятельность Амурского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Россия» с его исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

Определением Амурского областного суда от 11 июля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общественное объединение – Общероссийское общественное движение «Россия». Заинтересованному лицу предложено представить в Амурский областной суд свои письменные объяснения по административному исковому заявлению.

Письменные объяснения и возражения на административное исковое заявление не поступили.

В судебном заседании представитель административного истца Слепцова И.Н. на административном иске настаивала.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В соответствии с положениями ст. 150, ч. 4 ст. 263 КАС РФ дело рассмотрено при состоявшейся явке.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участника процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.

В силу ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Из материалов дела и установленных судом обстоятельств следует, что Амурское региональное отделение Общероссийского общественного движения «Россия» было зарегистрировано 6 сентября 2012 года, а 16 ноября 2012 года сведения об общественном объединении внесено в ЕГРЮЛ.

В нарушение требований действующего законодательства Амурским региональным отделением Общероссийского общественного движения «Россия» в период с 2012 года по 2018 год в соответствующий территориальный орган Министерства юстиции РФ не предоставлялась ежегодная отчетность, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Постановлением и.о. мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 7 Амурское региональное отделение Общероссийского общественного движения «Россия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

31 августа 2016 года общим собранием Амурского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Россия» было принято решение о добровольном закрытии отделения общественного объединения и ликвидации юридического лица, что зафиксировано в протоколе № 3 общего собрания регионального отделения общественного движения.

19 сентября 2016 года Управлением Федеральной налоговой службы по Амурской области в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии.

25 апреля 2017 года, 25 апреля 2018 года и 5 июня 2019 года Управлением Министерства юстиции РФ по Амурской области в адрес Амурского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Россия» выносились предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства путем предоставления ежегодной отчетности.

Предупреждения административного органа оставлены региональным отделением общественного движения без исполнения, допущенное нарушение требований законодательства не устранено.

По состоянию на 8 июля 2019 года процедура ликвидации юридического лица завершена не была, ликвидационной комиссией соответствующее уведомление о завершении процесса ликвидации в регистрирующий орган не направлялось.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области в суд с административным исковым заявлением.

Согласно пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

Непредоставление вышеуказанной ежегодной отчетности в период с 2012 года по 2018 год свидетельствует о неоднократном и грубом нарушении общественным объединением действующего законодательства РФ, что в соответствии со ст. 44 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для ликвидации общественного объединения.

В силу п.п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Пунктом 9 статьи 63 Гражданского кодекса РФ установлено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 Гражданского кодекса РФ).

Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судом применительно к вышеприведенным нормам законодательства, подтверждают обоснованность административных исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области и свидетельствуют о необходимости ликвидации деятельности Амурского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Россия» в судебном порядке.

Так материалами административного дела достоверно подтвержден факт неоднократного и грубого нарушения Амурским региональным отделением Общероссийского общественного движения «Россия» действующего законодательства РФ, а именно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Кроме того, 31 августа 2016 года общим собранием Амурского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Россия» было принято решение о добровольном закрытии отделения общественного объединения и ликвидации юридического лица, а 19 сентября 2016 года данные сведения были внесены в ЕГРЮЛ.

В нарушение требований ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидации юридического лица по состоянию на 8 июля 2019 года не завершена, ликвидационная комиссия не уведомляла регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица.

Вместе с тем, Герасименко С.А., являющаяся председателем общего собрания и ликвидатором Амурского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Россия» в расписке от 04.07.2019 г. (л.д. 11) указала, что не возражает о ликвидации регионального отделения общественного движения в судебном порядке, просит прекратить деятельность Амурского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Россия» с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.

При таких обстоятельствах требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области удовлетворить.

Ликвидировать Амурское региональное отделение Общероссийского общественного движения «Россия» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий В.Г. Михайленко

1версия для печатиДело № 3а-98/2019 ~ М-101/2019 (Решение)