ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-98/2016 от 10.03.2016 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2016 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Щепотине П.В.,

с участием прокурора Тульской областной прокуратуры Чебоксаровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-98/2016 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Новоалександровский комбинат нерудных материалов» к Собранию представителей муниципального образования Суворовский район о признании недействующим пункта таблицы коэффициентов использования в приложении 2 решения Собрания представителей муниципального образования Суворовский район от 19.12.2013 г. № 4-46 « Об установлении значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, применяемых для определения размера арендной платы»,

установил:

19 декабря 2013 года Собранием представителей муниципального образования Суворовский район принято решение № 4-46 «Об установлении значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, применяемых для определения размера арендной платы».

Данным решением установлены значения коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Суворовский район, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Так, в приложении 2 решения установлены значения коэффициентов использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Суворовский район, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Суворовский район из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, а также земель особо охраняемых территорий и объектов.

ООО «Новоалександровский комбинат нерудных материалов» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта таблицы коэффициентов использования в приложении 2 решения Собрания представителей муниципального образования Суворовский район от 19.12.2013 г. № 4-46 « Об установлении значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, применяемых для определения размера арендной платы» в части установления коэффициента использования (Ки) 87% для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, ввиду его не соответствия Закону Тульской области от 29.06.2011 года №1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации базы строительства, расположенного <адрес>.

В соответствии с положениями Закона Тульской области от 29.06.2011 года №1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» размер арендной платы в отношении указанного земельного участка определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента использования вида разрешенного использования земельного участка, который устанавливается в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, муниципальным образованием.

Приложением 2 к решению Собрания представителей муниципального образования Суворовский район № 4-46 установлен коэффициент использования (Ки) 87% для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> руб. и указанного коэффициента использования годовая арендная плата за арендуемый земельный участок составляет <данные изъяты> рублей в год.

Полагает, что произошедшее в ДД.ММ.ГГГГ многократное увеличение арендной платы ( в 17 раз) явилось следствием несоответствия оспариваемого нормативно-правового акта иным нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Административный истец полагает, что установление коэффициента использования (Ки) в размере 87 % не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», также требованиям об установлении значения коэффициента в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, места его расположения, его площади, установленным п.6 ст.1 Закона Тульской области от 29.06.2011 года №1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Указанный коэффициент определен без учета вида разрешенного использования земельных участков, анализа и оценки экономических природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков по виду разрешенного использования.

В судебном заседании представитель ООО «Новоалександровский комбинат нерудных материалов» по доверенности Смола Е.П. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Указала, что оспариваемое решение Собрания представителей МО Суворовский район от 19.12.2013 года №4-46 не соответствует п.6 ст.1 Закона Тульской области от 29.06.2011 года №1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Просила суд признать недействующим пункт таблицы коэффициентов использования приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Суворовский район от 19.12.2013 года № 4-46 в части установления коэффициента использования (Ки) 87% для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Представитель административного ответчика Собрания представителей муниципального образования Суворовский район по доверенности Петрушина О.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований. Указала в обоснование возражений, что отношения административного истца и административного ответчика по договору аренды земельного участка длятся с ДД.ММ.ГГГГ. Решение Собрания представителей МО Суворовский район от 19.12.2013 года №4-46 вступило в законную силу 01.01.2014 года. Предыдущим решением Ки было установлено в размере 85%. Новое решение принималось для увеличения поступлений в бюджет муниципального образования от аренды объектов недвижимости. Все коэффициенты были увеличены. Данный коэффициент был увеличен всего на 2%, и стал 87%. В ДД.ММ.ГГГГ произошло повышение кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области, что повлекло увеличение размера арендной платы, при этом коэффициент использования остался прежним. Считала, что завышен не коэффициент разрешенного использования, а размер кадастровой стоимости земельного участка. Полагала, что истец для защиты нарушенного права должен обратиться за оспариванием кадастровой стоимости земельного участка.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Суворовский район в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. В представленном письменном возражении на административное исковое заявление также сослался на то, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует Закону Тульской области от 29.06.2011 года № 1586-ЗТО. Коэффициент использования (Ки) установлен таким образом, чтобы размер арендной платы не был ниже размера земельного налога. Изменение размера арендной платы было обусловлено изменением кадастровой стоимости земельного участка. Полагал необоснованной ссылку административного истца на положения постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», поскольку указанный нормативно-правовой акт регламентирует порядок определения размера арендной платы в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.

Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося представителя администрации муниципального образования Суворовский район.

Выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Смола Е.П., возражения представителя административного ответчика Собрания представителей муниципального образования Суворовский район по доверенности Петрушиной О.А., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Чебоксаровой О.В., полагавшего требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что ООО «Новоалександровский комбинат нерудных материалов» согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с администрацией муниципального образования Суворовский район, является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации базы строительства, расположенного <адрес>. Указанный договор заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ (п.2.1 договора), до настоящего времени является действующим, что участниками процесса не оспаривалось.

Указанный земельный участок с кадастровым номером отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок состоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ, имеет кадастровую стоимость в размере <данные изъяты> руб.

Как следует из содержания договора аренды, приложения к нему, в соответствии с положениями Закона Тульской области от 29.06.2011 года №1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» размер арендной платы в отношении указанного земельного участка определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента использования вида разрешенного использования земельного участка, установленного в размере 87 % в приложении 2 решения Собрания представителей муниципального образования Суворовский район от 19.12.2013 г. № 4-46 « Об установлении значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, применяемых для определения размера арендной платы».

Таким образом, оспариваемое значение коэффициента использования земельного участка влияет на годовой размер арендной платы за арендуемый ООО «Новоалександровский комбинат нерудных материалов» земельный участок, следовательно, оспариваемое положение решения Собрания представителей муниципального образования Суворовский район от 19.12.2013 года № 4-46 затрагивает имущественные права административного истца.

Ссылаясь на нарушение прав как арендатора указанного земельного участка, ООО «Новоалександровский комбинат нерудных материалов» обратилось в Тульский областной суд с настоящим иском о признании не действующим приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Суворовский район от 19.12.2013 г. № 4-46 «Об установлении значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, применяемых для определения размера арендной платы», в части коэффициента использования (Ки) в размере 87 %, установленного в отношении категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, в виду его несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя доводы ООО «Новоалександровский комбинат нерудных материалов», суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно пунктам «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу положений пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в силу действовавших до 1 марта 2015 г. положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Законом Тульской области от 23.06.2011 года № 1586-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Тульской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" установлен порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно части 3 статьи 1 Закона Тульской области от 23.06.2011 года № 1586-ЗТО, действующей в редакции как до 01.03.2015 года, так и на момент разрешения дела, годовой размер арендной платы, если иное не предусмотрено статьей 2 настоящего Закона, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле Аг = КС x Ки, где

Аг - годовой размер арендной платы, в рублях;

КС - кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;

Ки - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка (далее - коэффициент использования Ки), в процентах.Коэффициент использования Ки устанавливается таким образом, чтобы размер арендной платы не был ниже размера земельного налога.

Частью 4 статьи 1 Закона Тульской области от 23.06.2011 года № 1586-ЗТО предусмотрено, что коэффициенты использования Ки устанавливаются правительством области в отношении земельных участков, находящихся в собственности области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании город Тула, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах территорий соответствующих городских округов и муниципальных районов области.

В соответствии с положениями статьи 26 Устава муниципального образования Суворовский район в исключительной компетенции Собрания представителей Суворовского района находятся, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов. Иные полномочия определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Уставом Тульской области, законами Тульской области, настоящим Уставом.

Согласно статьям 41,45 Устава муниципального образования Суворовский район Собрание представителей Суворовского района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тульской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Правовые акты Собрания представителей муниципального образования нормативного характера оформляются решениями. Нормативный правовой акт, принятый Собранием представителей Суворовского района, направляется главе муниципального района для подписания и обнародования в течение 10 дней. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в печатном издании районной газете «Светлый путь» и(или) газете «Вестник администрации МО Суворовский район» и (или) обнародования в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования Суворовский район и на информационных стендах.

19 декабря 2013 года Собранием представителей муниципального образования Суворовский район принято решение № 4-46 «Об установлении значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, применяемых для определения размера арендной платы».

Данное решение принято на 4 заседании Собрания представителей муниципального образования Суворовский район большинством голосов от установленной численности Собрания (более 9-ти проголосовавших «за»), подписано главой муниципального образования Суворовский район, опубликовано в официальном печатном издании газете «Вестник администрации МО Суворовский район» от ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует требованиям статей 10,11,12 Регламента Собрания представителей муниципального образования Суворовский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Суворовский район от 28.10.2013 г. № 2-07, ст.ст. 41, 45 Устава муниципального образования Суворовский район.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое административным истцом в части решение Собрания представителей муниципального образования Суворовский район принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта, порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что лицами, участвующими по делу, не оспаривается.

Проверяя содержание указанного нормативно-правового акта в оспариваемой административным истцом части на предмет соответствия действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Законом Тульской области № 1586-ЗТО от 29 июня 2011 года установлен Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании ст. 1 данного Закона, если иное не установлено законодательством, размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых и используемых на праве аренды, определяется одним из следующих способов:

1) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);

2) на основании кадастровой стоимости земельных участков.

Годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле Аг = КС x Ки, где

Аг - годовой размер арендной платы, в рублях;

КС - кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;

Ки - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка (далее - коэффициент использования Ки), в процентах.

Коэффициент использования Ки устанавливается таким образом, чтобы размер арендной платы не был ниже размера земельного налога (п. 3).

Коэффициенты использования Ки могут быть установлены едиными для муниципального района либо дифференцированными по территориям городских и сельских поселений.

Значения коэффициентов использования Ки могут быть изменены не чаще чем один раз в календарном году (п. 5).

Пункт 6 данного Закона предусматривает, что для одного вида разрешенного использования земельного участка значения коэффициента использования Ки устанавливаются в зависимости от места расположения земельного участка и (или) от площади земельного участка. В зависимости от площади земельного участка коэффициент использования Ки устанавливается для каждого диапазона площадей земельных участков, определяемого их максимальным и минимальным значениями.

Если разрешенному использованию земельного участка соответствует несколько коэффициентов использования Ки, то для расчета размера арендной платы применяется максимальное значение коэффициента использования Ки.

Приложением к оспариваемому решению утверждены коэффициенты использования (Ки) земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Суворовский район, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом таблицы коэффициентов использования Приложения 2 решения для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, установлен коэффициент использования (Ки) в размере 87%.

В силу статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Аналогичные правила действовали и на момент издания оспариваемого в части решения (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату принятия решения).

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, являются общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены следующие основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: экономической обоснованности; предсказуемости расчета размера арендной платы; предельно допустимой простоты расчета арендной платы; запрета необоснованных предпочтений; учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Коэффициент использования земельных участков (Ки) является составной частью вышеприведенной формулы расчета годового размера арендной платы, ее изменение влияет на размер арендной платы, в связи с чем его установление и изменение также должно соответствовать вышеназванным принципам определения арендной платы за земельные участки.

Принцип экономической обоснованности размера арендной платы, в том числе и размера коэффициента использования земельных участков (Ки) арендной платы, заключается в том, что коэффициент использования земельных участков (Ки) и сам размер арендной платы устанавливаются в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582).

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, которая может быть применена и к арендной плате (к коэффициенту использования земельных участков), поскольку в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата за землю имеет схожую правовую природу с земельным налогом. Согласно этой позиции плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельного участка.

В нарушение положений части 2 ст. 62 КАС РФ представитель административного ответчика Собрания представителей муниципального образования Суворовский район доказательств в обоснование доводов о соответствии оспариваемого нормативного правового акта правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не представил.

При этом, приведенные им доводы об увеличении размера коэффициента использования земельных участков (Ки) в целях увеличения доходной части бюджета муниципального образования не свидетельствуют о соблюдении данного принципа. Это обусловлено тем, что изменение ставок произведено не на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной в том числе на получение дополнительного дохода в бюджет муниципального района. Увеличение значения коэффициента использования земельных участков (Ки) исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков, в связи с чем является неправомерным.

Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих по делу, следует, что какой-либо порядок (методика) определения значения коэффициента использования земельных участков (Ки) отсутствует. Установленные величины коэффициента Ки не подтверждены никакими расчетами с применением показателей, установленных законом Тульской области от 29.06.2011 года № 1586-ЗТО. Сам оспариваемый нормативный правовой акт не содержит ни экономического обоснования коэффициента Ки, ни какого-либо иного. Из представленных представителем административного ответчика протокола заседания Собрания представителей муниципального образования Суворовский район от 19.12.2013 года № 4 усматривается, что соответствие принимаемых коэффициентов использования земельных участков (Ки) принципу экономической обоснованности и применение показателей, установленных законом Тульской области от 29.06.2011 года №1586-ЗТО, предметом обсуждения не являлось.

Представителем административного ответчика в судебном заседании указывалось на то, что при установлении оспариваемого коэффициента использования земельных участков принималось во внимание решение Собрания представителей муниципального образования Суворовский район от 20.12.2011 г. № 42-390 «Об утверждении коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на 2012 год на территории муниципального образования Суворовский район», которым был установлен коэффициент использования земельных участков указанной категории в размере 85 %. Между тем, обосновать ранее установленный коэффициент использования административный ответчик также не смог.

Изложенное свидетельствует о том, что при установлении оспариваемого размера коэффициента использования земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения не проводился анализ и экономическая оценка факторов, влияющих на установление коэффициента использования земельных участков и размера арендной платы в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов.

Таким образом, при принятии оспариваемого в части решения Собранием депутатов муниципального образования Суворовский район не были учтены вышеуказанные нормы действующего федерального и регионального законодательства.

Доводы представителя Собрания представителей муниципального образования Суворовский район о том, что административный истец согласился на заключение договора аренды земельного участка при применении коэффициента 85%, а также на то, что в настоящее время арендная плата не уплачивается, не могут быть основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии нарушения прав ООО «Новоалександровский комбинат нерудных материалов» при применении в расчете арендной платы оспариваемого коэффициента.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение Собрания депутатов муниципального образования Суворовский район в оспариваемой части противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, а также не соответствует имеющему большую юридическую силу Закону Тульской области № 1586-ЗТО от 29 июня 2011 года № 1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт до вынесения судом настоящего решения применялся, и на его основании реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

В порядке п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию Собранием представителей муниципального образования Суворовский район в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в печатном издании газете «Вестник администрации муниципального образования Суворовский район». Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в указанный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда или сообщение о нем подлежит опубликованию по истечению указанного срока в ближайшем номере такого издания.

Согласно части 4 статьи 216 КАС РФ, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Поскольку судом в ходе рассмотрения дела недостаточная правовая урегулированность административных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, не выявлена, правовых оснований для возложения на Собрание представителей муниципального образования Суворовский район обязанности по принятию нового нормативного правового акта суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, суд

решил:

административные исковые требования ООО «Новоалександровский комбинат нерудных материалов» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт таблицы коэффициентов использования приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Суворовский район от 19.12.2013 года № 4-46 « Об установлении значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, применяемых для определения размера арендной платы» в части установления коэффициента использования (Ки) 87% для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию Собранием представителей муниципального образования Суворовский район в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в печатном издании газете «Вестник администрации муниципального образования Суворовский район». Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в указанный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда или сообщение о нем подлежит опубликованию по истечению указанного срока в ближайшем номере такого издания.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий