ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-98/2016 от 13.10.2016 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 октября 2016 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой С.В.

при секретаре Васильевой А.В.

с участием прокурораДмитриевой Ю.А., представителя административного истца ФИО1, представителя Улан-Удэнского городского Совета депутатов ФИО2, представителя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ и Комитета по архитектуре и градостроительству г. Улан-Удэ ФИО3

рассмотревв открытом судебном заседании административное дело № 3а-98/2016 по административному иску ФИО4 об оспаривании в части Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 № 817-82 «О Правилах землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года № 817-82 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ» (далее – Правила).

В статье 9 Правил указаны виды и состав территориальных зон.

Согласно статье 10 Правил границы территориальных зон установлены на карте градостроительного зонирования города Улан-Удэ (Приложение № 1 к Правилам).

ФИО4 обратилась в Верховный Суд РБ с административным иском об оспаривании Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года № 817-82 «О Правилах землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ» в части включения земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <...>, <...>, в зону рекреационного назначения городского округа «город Улан-Удэ».

Требования мотивированы тем, что ФИО4 на праве собственности принадлежит 1/4 часть жилого дома по адресу: <...>, <...>, <...>.

Право собственности на дом у ФИО4 возникло на основании постановления главы Администрации г. Улан-Удэ № 201 от 04 августа 1993 года, которым признано право ФИО4 на жилой дом, а также выделен в пользование земельный участок площадью <...> кв.м. по <...>) в <...>.

В 2015 году ФИО4 обратилась в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ за предоставлением земельного участка в собственность. Решением указанного Комитета от 07 октября 2015 года отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотиву, что земельный участок расположен в рекреационной зоне, в которой не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.

Зона рекреационного назначения определена статьями 9 и 10 Правил.

По мнению ФИО4, Правила в части включения земельного участка, который находится в ее пользовании, в зону рекреационного назначения противоречат федеральному законодательству, поскольку при разработке градостроительного регламента не учтено расположение дома и с ФИО4 не согласовано включение дома и участка в рекреационную зону.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО4 просила суд признать недействующим Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года № 817-82 в части включения земельного участка в рекреационную зону (зона Р-2), изменить границы рекреационной зоны, исключив из нее земельный участок, изменить вид разрешенного использования земельного участка и внести изменения в генеральный план г. Улан-Удэ.

Улан-Удэнский городской Совет депутатов требования не признал, заинтересованные лица Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ и Комитет по архитектуре и градостроительству г. Улан-Удэ также не согласились с административным иском.

Прокурор в заключении указала, что требования ФИО4 являются необоснованными.

Суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 18 Устава городского округа «Город Улан-Удэ» (в редакции, действовавшей на момент утверждения Правил), утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08 мая 2007 года № 624-63, в компетенции городского Совета находятся принятие концепции развития, генерального плана и правил застройки территории города.

Порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов г. Улан-Удэ указан в главе VI Устава.

Правила землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ» приняты в пределах компетенции городского Совета депутатов, опубликованы в установленном порядке.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 28 апреля 2016 № 212-21 в Правила внесен ряд изменений, в том числе приложение № 1 «Карта градостроительного зонирования» изложено в новой редакции.

На настоящий момент земельный участок, на котором расположен дом ФИО4, отнесен к зоне специального военного назначения (С-2). Указанное изменение внесено в целях приведения Правил в соответствие с Генеральным планом городского округа «город Улан-Удэ».

Земли, находящиеся в данной зоне, входят в состав земель Российской Федерации.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного Кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Из пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

В соответствии с пунктом 2 данной статьи границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

В статье 1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) приведены следующие понятия: градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7); правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8); градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9).

Согласно части 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Глава 4 ГрК РФ посвящена градостроительному зонированию.

Статья 31 Кодекса регулирует порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, статья 32 – порядок утверждения правил землепользования и застройки, статьи 33 – порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, статья 34 – порядок установления территориальных зон, статья 35 определяет виды и состав территориальных зон.

В соответствии с частью 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных данным Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

Согласно части 1 статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Из части 14 данной статьи следует, что в состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

Довод административного истца о том, что с ней не согласовано включение ее дома и земельного участка в зону рекреационного назначения, нельзя принять во внимание, поскольку положения о том, что установление или изменение территориальных зон должно осуществляться по согласованию с каждым правообладателем земельных участков, ГрК РФ не содержит.

В таких случаях проводятся публичные слушания, и ФИО4 имела право участвовать в них.

Последние публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» назначены Постановлением Мэра г. Улан-Удэ от 04 февраля 2016 года № 3, соответствующая информация опубликована в Муниципальном вестнике от 05 февраля 2016 № 4, а также размещена на сайте Администрации города.

Сами слушания проведены 06 апреля 2016 года, по результатам заседания постоянно действующей комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки принят ряд решений, в том числе: публичные слушания считать состоявшимися; утвердить карту градостроительного зонирования застройки городского округа «город Улан-Удэ» с координатным описанием характерных точек
границ территориальных зон.

Также в ГрК РФ нет условия о том, что территориальные зоны должны определяться исключительно по фактическому использованию территории.

Ссылки ФИО4 на пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ нельзя принять во внимание, поскольку указанная норма такого положения не содержит.

Кроме того, землепользование ФИО4 не могло быть учтено при подготовке Правил и внесении в них изменений, поскольку земельный участок, используемый ФИО4, на момент утверждения Правил не был поставлен на государственный кадастровый учет, границы земельного участка не определены до настоящего времени.

Доводы ФИО4 о том, что земельный участок примыкает к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, нельзя принять во внимание, поскольку из представленного заинтересованными лицами фрагмента карты градостроительного зонирования г. Улан-Удэ 2016 года следует, что земельный участок находится внутри зоны специального военного назначения.

Также следует отметить, что нахождение земельного участка в зоне С-2 само по себе не нарушает права ФИО4, поскольку она не лишена права пользоваться участком.

Согласно части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Аналогичное положение содержатся в пункте 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ и в пункте 1 статьи 3 оспариваемых Правил.

Остальные требования Волковой также не подлежат удовлетворению, поскольку непосредственное разрешение вопросов о градостроительном зонировании входит в полномочия органа местного самоуправления, а не в компетенцию суда.

Руководствуясь статьей 180, пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Булгытова