ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-98/2022 от 28.03.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-98/2022

УИД: 39ОS0002-01-2021-007952-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 марта 2022 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Ботвиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании нормативного акта Постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с административным иском в суд, указав, что является арендатором земельного участка , площадью 1140 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора №63/2019-А от 24 апреля 2019 года с последующими соглашениями к нему. 30 августа 2021 года административный истец обратился в Комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке . Согласно уведомлению №164-7/угр-363-4809 от 8 сентября 2021 года, в соответствии с картой функциональных зон генерального плана ГО «Город Калининград», с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474, данный земельный участок располагается в функциональной зоне общественно-деловой зоне, в связи с чем строительство объекта индивидуального жилищного строительства на нем невозможно. Полагает, что данный нормативный акт, устанавливающий в границах земельного участка функциональную зону, не допускающую индивидуального жилищного строительства, противоречит положениям нормативных актов, регулирующих арендные правоотношения, не позволяющие в одностороннем порядке изменять существенные условия аренды земельных участков.

Согласно уточенным требованиям, принятым к производству Калининградским областным судом, просит Постановление Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» в части установления в отношении земельного участка функциональной зоны «Общественно-деловая зона» незаконным и отменить его.

Представитель административного истца ФИО1 ФИО2 заявленные административные исковые требования поддержал и пояснил, что в имеющихся в деле документах имеются противоречия. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2018 году, однако, функциональная зона общественно-деловая в отношении него была установлена Генеральным планом ГО «Город Калининград», утвержденным 6 июля 2016 года, что невозможно. Полагал необходимым выяснить обстоятельства, при которых был заключен договор аренды земельного участка №63/2019-А от 24 апреля 2019 года, поскольку земельный участок уже на эту дату относился к функциональной зоне, препятствующей индивидуальному жилищному строительству, исходя из материалов дела. Настаивал на оспаривании Постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474.

Представитель административного ответчика Правительства Калининградской области ФИО3 заявленные административные исковые требования не признала и пояснила, что то обстоятельство, что земельный участок образован позднее принятия генерального плана, не свидетельствует о его незаконности, так как оспариваемая функциональная зона установлена в отношении некоторой неразграниченной территории. Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 30.07.2020 № 296 принято решение о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» и обеспечена разработка проекта внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград». 11 февраля 2021 года Проект был размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Письмом Агентства от 12 января 2021 года № 74-ААГ Проект был направлен в администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для организации и проведения общественных обсуждений. Общественные обсуждения по Проекту назначены постановлением главы городского округа «Город Калининград» от 26 января 2021 №1. Оповещение о проведении общественных обсуждений опубликовано 04 февраля 2021 года в газете «Гражданин» № 5 (2218), на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград». Срок проведения общественных обсуждений установлен с 04 февраля 2021 года по 18 марта 2021 года. По результатам общественных обсуждений подготовлен протокол от 15 марта 2021 года, оформлено и подписано заключение о результатах общественных обсуждений по Проекту от 17 марта 2021 года №и-КТРиС-2976. В ходе проведения общественных обсуждений ФИО1 возражения относительно отнесения земельного участка с кадастровым номером к функциональной общественно-деловой зоне не направлял. В целях утверждения Проекта Агентством был подготовлен проект постановления Правительства Калининградской области «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград». Проект постановления был согласован со всеми уполномоченными органами исполнительной власти Калининградской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 24.06.2011 № 450. В период 21 июля 2021 года по 28 июля 2021 года проект постановления был размещен на официальном сайте Правительства Калининградской области в сети «Интернет» для публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы. По результатам публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы изменения в проект нормативного правового акта не вносились в связи с отсутствием замечаний. 05.08.2021 Правительством Калининградской области было принято постановление № 474 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград». Указанное постановление опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации (parvo.gov.ra) 12.08.2021 за номером 3900202108120018. Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Калининградской области от 05.08.2021 № 474 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» принято Правительством Калининградской области в рамках установленных полномочий с соблюдением установленного Градостроительным кодексом РФ порядка и порядка вступлению в силу нормативных правовых актов. Оспариваемым постановлением функциональное зонирование, установленное генеральным планом городского округа «Город Калининград» в редакции постановления Правительства Калининградской области от 17.02.2020 № 74, не изменялось, в связи с чем признание данного постановления незаконным и недействующим не приведет к восстановлению нарушенных прав административного истца. Отнесение земельного участка с кадастровым номером к функциональной общественно-деловой зоне осуществлялось в рамках внесения изменений в генеральный план, утвержденных постановлением Правительства Калининградской области от 17.02.2020 № 74. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (статья 9 Градостроительного кодекса). Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования. право аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано 07.06.2021, т.е. после принятия постановления Правительства Калининградской области от 17.02.2020 № 74, которым внесены оспариваемые изменения в генеральный план. Таким образом, отнесение генеральным планом земельного участка с кадастровым номером к функциональной общественно-деловой зоне не противоречит требованиям градостроительного законодательства и не может нарушать прав и законных интересов административного истца. В развитие генерального плана городского округа «Город Калининград» решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 № 339 утверждены правила землепользования и застройки «Город Калининград». В соответствии с Правилами в редакции постановления Правительства от 28.01.2022 №39 земельный участок с кадастровым номером отнесен к территориальной зоне объектов делового, общественного и коммерческого назначения (индекс О-1/Д).

Представители заинтересованных лиц администрации ГО «Город Калининград» ФИО4, комитета городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» ФИО5 возражали против заявленных административных исковых требований, поддержав позицию представителя Правительства Калининградской области.

Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.

Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.

В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).

Установлено, что действующий Генеральный план городского округа «Город Калининград» утвержден решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225.

Актуальная редакция Генерального плана ГО «Город Калининград» утверждена Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 12.08.2021.

Установлено, что земельный участок , площадью 1140 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для строительства индивидуальных жилых домов, поставлен на кадастровый учет 10 декабря 2018 года, образован путем раздела земельного участка 8 декабря 2018 года.

24 апреля 2019 на основании договора аренды №63/2019-А указанный земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлен администрацией ГО «Город Калининград» в аренду ООО «Вестстрой».

В соответствии с соглашением №296 от 15 июня 2019 года право аренды земельного участка передано ФИО6, а впоследствии, на основании соглашения от 27 мая 2021 года – от ФИО6 ФИО1

30 августа 2021 года административный истец обратился в Комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке . 8 сентября 2021 года комитетом городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» ФИО1 направлено уведомление №164-7/угр-363-4809 о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам. Согласно уведомлению, причиной такого решения органа власти стало то, что, помимо прочего, земельный участок согласно карте функциональных зон Генерального плана ГО «Город Калининград» в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474, расположен в общественно-деловой зоне, предназначенной для застройки преимущественно объектами общественно-делового назначения.

Как следует из материалов дела, функциональная зона «общественно-деловая зона» была установлена в отношении территории, на которой впоследствии образован земельный участок , в первоначальной редакции Генерального плана ГО «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 225. Этот нормативный акт опубликован в издании "Гражданин" (специальный выпуск), N 33-с, 15.07.2016.

В последующем в Генеральный план ГО «Город Калининград» вносились изменения Постановлениями Правительства Калининградской области от 17.02.2020 N74, от 05.08.2021 №474. В обоих случаях Генеральный план, а также являющиеся его частью карты функциональных зон, были изложены в новой редакции. Однако, перечисленными нормативными актами функциональная зона общественно-деловая в отношении территории, на которой расположен земельный участок , не изменялась.

Соблюдение процедуры принятия и опубликования Генерального плана ГО «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 225, а также его редакций, утвержденных Постановлениями Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года №74 и от 5 августа 2021 года №474, неоднократно являлось предметом проверки по административным делам, рассмотренным Калининградским областным судом.

Относительно доводов административного иска суд приходит к следующему.

Территориальное планирование является воплощением долгосрочной стратегии развития населенного пункта, и при утверждении генерального плана должны учитываться многообразные факторы, в том числе обеспечение повседневных потребностей жителей населенного пункта, из чего следует необходимость соблюдения баланса личных и общественных интересов. В этой связи наличие арендных правоотношений, как на том настаивает административный истец, не является основанием для изменения функциональной зоны, а обстоятельства заключения договора аренды земельного участка и последующих соглашений к нему правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.

Как указано в п. 9.8 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утв. Приказ Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244, зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Границы зон различного функционального назначения могут определяться с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных обоснованных границ с учетом градостроительных ограничений. В качестве параметров развития функциональных зон могут применяться такие показатели, как: максимально допустимый коэффициент застройки зоны (за исключением зон инженерной и транспортной инфраструктур и зон сельскохозяйственного использования); максимальная и средняя этажность застройки зоны (за исключением зон инженерной и транспортной инфраструктур и зон сельскохозяйственного использования); плотность населения (для функциональных зон, в которых возможно размещение жилья); площадь зоны; максимальное количество автомобильного транспорта в границах функциональной зоны; иные параметры, характеризующие количественные и качественные особенности функциональной зоны.

Отнесение определенной территории к общественно-деловой застройке примыкающей к территории общего пользования, в массиве земельных участков, предназначенных для индивидуальной жилой застройки, нельзя признать идущим вразрез с названными принципами территориального планирования и методическими рекомендациями, или не отвечающим интересам развития территории.

Поскольку оспариваемое Постановление Правительства Калининградской области не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, процедура его принятия и опубликования была соблюдена, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании недействующим нормативного правового акта Постановления Правительства Калининградской области №474 от 5 августа 2021 года «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» в части отнесения к функциональной зоне «Общественно-деловая зона» земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 4 апреля 2022 года.

Судья Д.В. Шубин