КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-98/2022
УИД: 39ОS0002-01-2021-007952-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2022 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании нормативного акта Постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным иском в суд, указав, что является арендатором земельного участка №, площадью 1140 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора №63/2019-А от 24 апреля 2019 года с последующими соглашениями к нему. 30 августа 2021 года административный истец обратился в Комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке №. Согласно уведомлению №164-7/угр-363-4809 от 8 сентября 2021 года, в соответствии с картой функциональных зон генерального плана ГО «Город Калининград», с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474, данный земельный участок располагается в функциональной зоне общественно-деловой зоне, в связи с чем строительство объекта индивидуального жилищного строительства на нем невозможно. Полагает, что данный нормативный акт, устанавливающий в границах земельного участка № функциональную зону, не допускающую индивидуального жилищного строительства, противоречит положениям нормативных актов, регулирующих арендные правоотношения, не позволяющие в одностороннем порядке изменять существенные условия аренды земельных участков.
Согласно уточенным требованиям, принятым к производству Калининградским областным судом, просит Постановление Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» в части установления в отношении земельного участка № функциональной зоны «Общественно-деловая зона» незаконным и отменить его.
Представитель административного истца ФИО1 ФИО2 заявленные административные исковые требования поддержал и пояснил, что в имеющихся в деле документах имеются противоречия. Земельный участок № был поставлен на кадастровый учет в 2018 году, однако, функциональная зона общественно-деловая в отношении него была установлена Генеральным планом ГО «Город Калининград», утвержденным 6 июля 2016 года, что невозможно. Полагал необходимым выяснить обстоятельства, при которых был заключен договор аренды земельного участка № №63/2019-А от 24 апреля 2019 года, поскольку земельный участок уже на эту дату относился к функциональной зоне, препятствующей индивидуальному жилищному строительству, исходя из материалов дела. Настаивал на оспаривании Постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474.
Представитель административного ответчика Правительства Калининградской области ФИО3 заявленные административные исковые требования не признала и пояснила, что то обстоятельство, что земельный участок № образован позднее принятия генерального плана, не свидетельствует о его незаконности, так как оспариваемая функциональная зона установлена в отношении некоторой неразграниченной территории. Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 30.07.2020 № 296 принято решение о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» и обеспечена разработка проекта внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград». 11 февраля 2021 года Проект был размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Письмом Агентства от 12 января 2021 года № 74-ААГ Проект был направлен в администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для организации и проведения общественных обсуждений. Общественные обсуждения по Проекту назначены постановлением главы городского округа «Город Калининград» от 26 января 2021 №1. Оповещение о проведении общественных обсуждений опубликовано 04 февраля 2021 года в газете «Гражданин» № 5 (2218), на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград». Срок проведения общественных обсуждений установлен с 04 февраля 2021 года по 18 марта 2021 года. По результатам общественных обсуждений подготовлен протокол от 15 марта 2021 года, оформлено и подписано заключение о результатах общественных обсуждений по Проекту от 17 марта 2021 года №и-КТРиС-2976. В ходе проведения общественных обсуждений ФИО1 возражения относительно отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной общественно-деловой зоне не направлял. В целях утверждения Проекта Агентством был подготовлен проект постановления Правительства Калининградской области «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград». Проект постановления был согласован со всеми уполномоченными органами исполнительной власти Калининградской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 24.06.2011 № 450. В период 21 июля 2021 года по 28 июля 2021 года проект постановления был размещен на официальном сайте Правительства Калининградской области в сети «Интернет» для публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы. По результатам публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы изменения в проект нормативного правового акта не вносились в связи с отсутствием замечаний. 05.08.2021 Правительством Калининградской области было принято постановление № 474 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград». Указанное постановление опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации (parvo.gov.ra) 12.08.2021 за номером 3900202108120018. Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Калининградской области от 05.08.2021 № 474 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» принято Правительством Калининградской области в рамках установленных полномочий с соблюдением установленного Градостроительным кодексом РФ порядка и порядка вступлению в силу нормативных правовых актов. Оспариваемым постановлением функциональное зонирование, установленное генеральным планом городского округа «Город Калининград» в редакции постановления Правительства Калининградской области от 17.02.2020 № 74, не изменялось, в связи с чем признание данного постановления незаконным и недействующим не приведет к восстановлению нарушенных прав административного истца. Отнесение земельного участка с кадастровым номером № к функциональной общественно-деловой зоне осуществлялось в рамках внесения изменений в генеральный план, утвержденных постановлением Правительства Калининградской области от 17.02.2020 № 74. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (статья 9 Градостроительного кодекса). Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования. право аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано 07.06.2021, т.е. после принятия постановления Правительства Калининградской области от 17.02.2020 № 74, которым внесены оспариваемые изменения в генеральный план. Таким образом, отнесение генеральным планом земельного участка с кадастровым номером № к функциональной общественно-деловой зоне не противоречит требованиям градостроительного законодательства и не может нарушать прав и законных интересов административного истца. В развитие генерального плана городского округа «Город Калининград» решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 № 339 утверждены правила землепользования и застройки «Город Калининград». В соответствии с Правилами в редакции постановления Правительства от 28.01.2022 №39 земельный участок с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне объектов делового, общественного и коммерческого назначения (индекс О-1/Д).
Представители заинтересованных лиц администрации ГО «Город Калининград» ФИО4, комитета городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» ФИО5 возражали против заявленных административных исковых требований, поддержав позицию представителя Правительства Калининградской области.
Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).
Установлено, что действующий Генеральный план городского округа «Город Калининград» утвержден решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225.
Актуальная редакция Генерального плана ГО «Город Калининград» утверждена Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 12.08.2021.
Установлено, что земельный участок №, площадью 1140 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для строительства индивидуальных жилых домов, поставлен на кадастровый учет 10 декабря 2018 года, образован путем раздела земельного участка № 8 декабря 2018 года.
24 апреля 2019 на основании договора аренды №63/2019-А указанный земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлен администрацией ГО «Город Калининград» в аренду ООО «Вестстрой».
В соответствии с соглашением №296 от 15 июня 2019 года право аренды земельного участка № передано ФИО6, а впоследствии, на основании соглашения от 27 мая 2021 года – от ФИО6 ФИО1
30 августа 2021 года административный истец обратился в Комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке №. 8 сентября 2021 года комитетом городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» ФИО1 направлено уведомление №164-7/угр-363-4809 о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам. Согласно уведомлению, причиной такого решения органа власти стало то, что, помимо прочего, земельный участок № согласно карте функциональных зон Генерального плана ГО «Город Калининград» в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474, расположен в общественно-деловой зоне, предназначенной для застройки преимущественно объектами общественно-делового назначения.
Как следует из материалов дела, функциональная зона «общественно-деловая зона» была установлена в отношении территории, на которой впоследствии образован земельный участок №, в первоначальной редакции Генерального плана ГО «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 225. Этот нормативный акт опубликован в издании "Гражданин" (специальный выпуск), N 33-с, 15.07.2016.
В последующем в Генеральный план ГО «Город Калининград» вносились изменения Постановлениями Правительства Калининградской области от 17.02.2020 N74, от 05.08.2021 №474. В обоих случаях Генеральный план, а также являющиеся его частью карты функциональных зон, были изложены в новой редакции. Однако, перечисленными нормативными актами функциональная зона общественно-деловая в отношении территории, на которой расположен земельный участок №, не изменялась.
Соблюдение процедуры принятия и опубликования Генерального плана ГО «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 225, а также его редакций, утвержденных Постановлениями Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года №74 и от 5 августа 2021 года №474, неоднократно являлось предметом проверки по административным делам, рассмотренным Калининградским областным судом.
Относительно доводов административного иска суд приходит к следующему.
Территориальное планирование является воплощением долгосрочной стратегии развития населенного пункта, и при утверждении генерального плана должны учитываться многообразные факторы, в том числе обеспечение повседневных потребностей жителей населенного пункта, из чего следует необходимость соблюдения баланса личных и общественных интересов. В этой связи наличие арендных правоотношений, как на том настаивает административный истец, не является основанием для изменения функциональной зоны, а обстоятельства заключения договора аренды земельного участка № и последующих соглашений к нему правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Как указано в п. 9.8 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утв. Приказ Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244, зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Границы зон различного функционального назначения могут определяться с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных обоснованных границ с учетом градостроительных ограничений. В качестве параметров развития функциональных зон могут применяться такие показатели, как: максимально допустимый коэффициент застройки зоны (за исключением зон инженерной и транспортной инфраструктур и зон сельскохозяйственного использования); максимальная и средняя этажность застройки зоны (за исключением зон инженерной и транспортной инфраструктур и зон сельскохозяйственного использования); плотность населения (для функциональных зон, в которых возможно размещение жилья); площадь зоны; максимальное количество автомобильного транспорта в границах функциональной зоны; иные параметры, характеризующие количественные и качественные особенности функциональной зоны.
Отнесение определенной территории к общественно-деловой застройке примыкающей к территории общего пользования, в массиве земельных участков, предназначенных для индивидуальной жилой застройки, нельзя признать идущим вразрез с названными принципами территориального планирования и методическими рекомендациями, или не отвечающим интересам развития территории.
Поскольку оспариваемое Постановление Правительства Калининградской области не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, процедура его принятия и опубликования была соблюдена, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании недействующим нормативного правового акта Постановления Правительства Калининградской области №474 от 5 августа 2021 года «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» в части отнесения к функциональной зоне «Общественно-деловая зона» земельного участка № – отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 4 апреля 2022 года.
Судья Д.В. Шубин